«ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Матвеева В.И., учитель начальных классов МКОУ СОШ д.Балухарь

Аннотация: В статье рассматривается проблема формирования гражданской идентичности младших школьников. Гражданская идентичность - это осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе. Она имеет личностный смысл, определяющий целостное отношение к социальному и природному миру. В связи с этим личность имеет право свободного выбора и самоопределения в условиях уважения прав других на свой выбор. Достижение гражданской идентичности - важная задача развития личности. Поэтому о становлении гражданской идентичности можно говорить уже в начальной школе.

Ключевые слова: Концепция модернизации образования, Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения.

Отечественная система образования в настоящее время находится на значимом этапе инновационного развития, связанного с введением нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Введение ФГОС НОО строится на существующем опыте экспериментальной поисковой деятельности в системе образования, который накоплен на протяжении многих лет. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) предъявляет новые требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Достижение новых результатов образования в значительной степени достигаются благодаря эффективному УМК. Таким учебно-методическим комплексом издательства «Просвещение» является «Школа России», по которому работает наша начальная школа. Младший школьный возраст наиболее подходящий период для формирования гражданской идентичности, воспитания общечеловеческих ценностей и качеств личности. Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию, уважение и огромный авторитет учителя начальных классов, его личностная позиция, создают благоприятные предпосылки для успешного воспитания. Психологи считают, что именно в младшем школьном возрасте происходит активный процесс накопления знаний о жизни общества, взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа поведения. Это время, когда чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношения к окружающему миру.

Структура гражданской идентичности включает следующие компоненты:

Когнитивный (знание о принадлежности к данной социальной общности);

Ценностно-смысловой (позитивное, негативное или двойственное отношение к принадлежности);

Эмоциональный (принятие или неприятие своей принадлежности);

Деятельностный (поведенческий - гражданская активность). Формирование гражданской идентичности - дело благородное, значимое и серьезное. Детская душа чутко прикасается к волшебному источнику, который мы им предлагаем, и из которого потом всю жизнь будет черпать живительную влагу - любовь к своему Отечеству.

Решение данной проблемы возможно во внеклассной деятельности. Мною разработан кружок « Я познаю мир», который рассчитан на ребят 7-10 лет, срок реализации 3 года. Его организация основана на модульной технологии, которая обеспечивает индивидуализацию учебно-воспитательного процесса: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля. Модульная технология позволяет:

достичь гарантированных результатов работы участников кружка «Я познаю мир»;

решить проблему дифференциации и индивидуализации обучающихся;

постепенно увеличить самостоятельность, творческую и познавательную активность детей;

использовать различные средства учебно-воспитательной работы (формы и методы) с учащимися в кружке «Я познаю мир» и методики контроля, анализа результатов своей деятельности.

Содержание кружка «Я познаю мир» представляет собой систему 3 учебных модулей, так как модульное обучение предполагает структурирование учебной информации, содержания обучения и организацию работы детей с полными, логически завершенными модулями.

Цель кружка - оптимальное общее развитие каждого ребенка, формирование умственной активности, творческих способностей и нравственной ответственности через проектную, исследовательскую, художественную деятельность.

Задачи кружка:

- организовать образовательный процесс на диагностической основе с учетом знаний индивидуальных особенностей учащихся, их реальных затруднений и потребностей, обеспечить индивидуальную траекторию развития ребенка с учетом его способностей, склонностей.

Ожидаемый результат:

Ученик, владеющий знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного продолжения обучения в основном звене школы, в жизни и практическими умениями по осуществлению проектной и исследовательской деятельности.

Обучая детей в кружке «Я познаю мир», мной учитываются не только типологические, но и индивидуальные особенности младших школьников, их жизненный опыт и социокультурные традиции. В учебно-воспитательном процессе отдаю предпочтение разнообразным формам, методам и технологиям работы (проектная технология, технология сотрудничества, технология поддержки).

Критерии эффективности занятия детей в кружке:

активная деятельность ученика в учебно-воспитательном процессе;

сформированность мотива предстоящей деятельности;

использование различных методов исследования проблемы, способов переработки информации;

самостоятельность ученика.

Результаты учебно-воспитательной работы с детьми через кружок «Я познаю мир»

Изучение исследовательских, проективных и художественных способностей детей осуществлялось в ходе наблюдения по следующим показателям:

сформированность интереса, мотивации к данным видам учебной деятельности;

преобладание знаний о способах познания окружающего мира;

наличие умений видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, наблюдать, формулировать выводы, структурировать материал.

Результаты наблюдения показали, что процентное соотношение выраженности данных показателей свидетельствует о высоком уровне у большинства учащихся (80%), который характеризуется наличием интереса, мотивации к проектно - исследовательской, художественной деятельности, знаний о способах познания окружающего мира, умений видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, наблюдать, формулировать выводы, структурировать материал. А средний уровень составляет 20%, что указывает на продолжение работы по данным направлениям путем применения индивидуализированных заданий.

Таким образом, положительные результаты работы кружка «Я познаю мир» позволяют отметить, что у детей формируются исследовательские навыки, развиваются творческие способности, дающие им возможность не просто накапливать определенный запас знаний, а создавать и выстраивать свою деятельность. Я учу детей творчеству, воспитываю в каждом ребенке самостоятельную личность. Моя роль - помочь ученикам обнаруживать чудеса в окружающем нас мире. Мы их находим - в стихах, играх, в богатстве природы, проектах, исследованиях. Вместе с детьми ищем ответы на волнующие их вопросы. Занятие всегда начинаю с улыбки. Она, как говорил Экзюпери, объединяет. Подбодрить, сказать ласковое, доброе слово друг другу - главное правило на занятиях. Мои ученики активно участвуют в творческих кружках, имеют высокие результаты в олимпиадах и конкурсах разного уровня, а фундамент успешности закладывает кружок «Я познаю мир» в начальных классах.

Литература:

1. Баклушинский С. А. Развитие представлений о понятии социальная идентичность. // Этнос. Идентичность. / С.А Баклушинский, Е. Белинская. Образование. М., 1998.

2. Лебедева О. В. Гражданское образование и воспитание в России / О. В. Лебедева. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 138 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М: Просвещение, 2010. - 31 с. - (Стандарты второго поколения).



© 2010-2022