Обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения как условия построения траектории развития каждого учащегося

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения как условия построения траектории развития младшего школьника Курбатова В. Л. , учитель, МОУ НОШ №12, г. Россошь Личностно-ориентированный подход - главная идея в программе гуманизации современного образования. В связи с этим нуждаются в пересмотре организационный, содержательный, и управленческий компоненты образовательного процесса с точки зрения их влияния на развитие личности, повышение качества образования. Важным аспектом реализации этой стратегии является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в педагогическом процессе, так как именно он предполагает раннее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности. Умелое применение приемов и способов внутренней и внешней диффернциации делает педагогический процесс природосообразным, содействующим формированию его неповторимых черт и качеств. Дифференциация в обучении предполагает разделение учащихся на группы. Первая группа - учащиеся с высоким уровнем возможностей и высокими показателями успеваемости. Вторая группа - учащиеся со средними показателями обучаемости, интеллектуальной работоспособности. Третья группа - с низкими познавательными способностями, с низким уровнем сформированности познавательного интереса. Для первой группы главным является организация обучения в соответствующем темпе, не тормозящем работу мыслей и способностей детей. Существенным моментом для учителя является ориентация на самостоятельность учащихся. Во второй группе наиболее важной будет деятельность по формированию внутренней мотивации учащихся, повышения интереса к учебе, желание больше работать самостоятельно. Наибольших усилий требует работа с учащимися третьей группы. Работа с ней предполагает еще и индивидуальный подход. Осуществляя такую работу, учитель должен создать атмосферу, благоприятную для учащихся, чтобы ученик четко представлял себе и понимал, что от него ждут. Для этого можно и нужно давать задания различной сложности. Придерживаясь в работе принципа от сложного к простому, предлагаю детям игры и упражнения более сложного уровня. Если ребенок выполняет эти задания, то работа продолжается с материалом этого уровня. При возникновении затруднений, ученику предлагаются задания и упражнения менее сложные. Например, на уроке русского языка:
  1. составить предложения из данных слов;
  2. распространить предложения;
Оля читает (книгу; интересную книгу; интересную книгу бабушке); 3)придумать предложение по сюжетной картинке и определить количество слов (или с определенным количеством слов или по схеме); 4) карточки с самостоятельным выполнением задания и с подсказками (поставь ударение, раздели на слоги, подчеркни ударный слог). Для учащихся низкого уровня обучаемости на уроке литературного чтения подбираются задания репродуктивного характера : 1) прочитай текст. 2) подчеркни непонятные слова. 3) расставь ударения. 4) прочитай все вопросительные, восклицательные предложения. 5) выполни задания после текста. 6) прочитай, делая паузы. 7) прочитай выразительно. Для учащихся среднего уровня можно предложить задания конструктивного характера: 1)подбери однокоренные слова к заголовку, свой заголовок; 2)подчеркни в каждом абзаце главные слова; 3) прочитай выразительно понравившийся отрывок.; 4)прочитай часть текста, подбери для выразительности соответствующие жесты и движения; 5) распространи предложение, абзац. Для учащихся высокого уровня обучаемости подбираются задания исследовательского характера: 1)прочитай по ролям; 2) почему это произведение отнесем к сказке?; 3) какое настроение передает автор в первой части?; 4)какими средствами автор передает свое отношение к герою?; 5)приготовь сценарий; 6) выбери героев-исполнителей, придумай декорации. Обучение детей, разных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям, пожалуй, самая сложная задача, стоящая перед учителем. И решить ее невозможно без индивидуального подхода к их обучению.

Литература

Лысенкова С. Н. Когда легко учиться. М., 1997.

Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974.

© 2010-2022