Рабочая программа Письмо и развитие речи для учащихся 4 класса 8 вида

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа Снежненского сельского поселения


«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

на заседании ШМО зам. директора по УМР Директор школы

______________ ___________________ ________________

«__»_________ «__»_________ «___» _________






Рабочая программа

по учебному курсу «Письмо и развитие речи» для 4 класса

начального образования (базовый уровень)




Составитель:

Кормилина Елена Николаевна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ Снежненского с/п,

первой квалификационной категории






с/п Снежный

2015/2016


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида В.В. Воронковой «Грамматика, правописание и развитие речи». Программа рассчитана на 170 часов (5 часов в неделю); 1 четверть -40ч.; 2 четверть- 40ч.; 3 четверть-50ч.; 4 четверть- 40ч. Для реализации рабочей программы используется: Программа В.В. Воронковой «Грамматика, правописание и развитие речи»для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, М.: «Просвещение», 2010; учебник А.К. Аксенова «Русский язык», М.: Просвещение, 2007.

В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.
Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.
Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».
На каждом году обучения по всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности школьников.
Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения умственно отсталых школьников затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида на всех годах обучения самое серьезное внимание уделяется звуко-буквенному анализу.
Во 2-4 классах звуко-буквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.
Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых и двойных и др.
Умственно отсталые школьники овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим, т. е. передающим основные звуки, а не их варианты, в процессе обучения на уроках и специальных занятиях по коррекции имеющихся у них отклонений психофизического развития. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова

осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.
Слово. В процессе практических грамматических упражнений во 2-4 классах изучаются различные разряды слов - названия предметов, действий, признаков. В 4 классе дается понятие о родственных словах, составляются гнезда родственных слов, выделяется общая часть - корень.
Предложение. Изучение предложения имеет особое значение для подготовки умственно отсталых школьников к жизни, к общению.
Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.
В 3 классе дети учатся составлять и различать предложения по интонации и овладевают пунктуационными навыками постановки точки, вопросительного и восклицательного знаков.
В 4 классе дается понятие о главных и второстепенных членах предложения, что важно для усвоения основной грамматической темы 5 класса, - имени существительного (различение именительного и винительного падежей).
Связная речь. Уже во 2-4 классах особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.
Во 2-4 классах проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.
Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний: сочинений и изложений, доступных учащимся по тематике, словарю и грамматическому строю.
Графические навыки. У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.



Содержание тем учебного курса

Повторение

Практическое построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; заканчивание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

Звуки и буквы Алфавит. Употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и. Сочетания гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу. Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов. Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова (водá - вóды) или подбора по образцу родственных слов (водá - вóдный). Слово Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом. Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных. Предлоги до, без, под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов с другими славами. Разделительный ъ. Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень). Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике. Предложение Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится. Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки). Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Связная и письменная речь Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно.
Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания. Изложение под руководством учителя небольшого текста (20-30 слов) по данным учителем вопросам. Восстановление несложного деформированного текста по вопросам. Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов. Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Адрес на конверте. Письмо и чистописание. Выработка навыка правильного и аккуратного письма и списывания с дальнейшим ускорением темпа письма.
Четкое и графически правильное письмо строчных (по необходимости) и прописных букв:
1-я группа - И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А; 2-я группа - О, С, 3, X, Ж, Е, Э, Я; 3-я группа - У, Н, К, Ю, Р, В; 4-я группа - Г, П, Т, Б, Ф, Д. Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием. Списывание рукописного и печатного текстов целыми словами и словосочетаниями. Списывание предложений и связных текстов со вставкой пропущенных букв или слов. Выборочное списывание по указанию учителя. Письмо под диктовку предложений и связных текстов с соблюдением правил правописания. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении, письмо прописных и строчных букв в алфавитном порядке. Устная речь Правильное составление простых распространенных предложений и сложных посредством союзов и, а, но, потому что, чтобы (с помощью учителя). Связное высказывание по затрагиваемым в беседе вопросам. Составление небольших рассказов на предложенную учителем тему. Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов речи, выражение связей и отношений между реальными объектами с помощью предлогов, союзов, некоторых наречий.
Повторение пройденного.






Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны уметь:

  • составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам;
  • ставить знаки препинания в конце предложения;
  • анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);
  • списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
  • писать под диктовку предложения и тексты (30-35 слов).
Учащиеся должны знать:
  • алфавит; расположение слов в алфавитном порядке в словаре.


















Учебно- тематический план

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия, экскурсии

Контрольные работы

1.

Повторение

22ч.

2.

Звуки и буквы

64ч.

2ч.Контрольное списывание.

К/д за 1 четверть.

3.

Слово

57ч.

1ч.Контрольное списывание.

К/д за 2 четверть.

К/д за 3 четверть.

4.

Предложение

27ч.

1ч.Контрольное списывание.

К/д за год.

Итого: 170ч.











Календарно- тематическое планирование

Дата

Раздел программы

Часы

Тема урока

Знания, умения, навыки

Повторение

10ч.

1.Практическое построение простого предложения.

2. Практическое построение простого предложения.

3. Практическое построение простого предложения.

4.Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме.

5. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме.

6. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме.

7.Заканчивание предложений.

8. Заканчивание предложений.

9.Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

10. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. Учащиеся должны уметь:

  • составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам;
  • списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;

Звуки и буквы

64ч. 11.Алфавит.
12. Алфавит.
13. Алфавит.
14.Употребление ь на конце и в середине слова.
15. Употребление ь на конце и в середине слова.
16.Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и.
17.Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и.
18. Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и.
19.Сочетания гласных с шипящими.
20. Сочетания гласных с шипящими.
21.Контрольное списывание.
22.Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.
23. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.
24. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.
25.Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов.
26. Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов.
27. Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов.
28. Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов.
29. Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов.
30. Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов.
31.Проверка написания путем изменения формы слова и подбора родственных слов.
32. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора родственных слов.
33. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора родственных слов.
34. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора родственных слов.
35. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора родственных слов.
36.К/д №1 за 1 четверть. 37.Ударение.
38. Ударение.
39. Ударение.
40. Ударение.
41. Ударение.
42. Ударение.
43. Ударение.
44. Ударение.
45. Ударение.
46. Ударение.
47.Различение ударных и безударных гласных.
48. Различение ударных и безударных гласных.
49. Различение ударных и безударных гласных.
50. Различение ударных и безударных гласных.
51. Различение ударных и безударных гласных.
52. Различение ударных и безударных гласных.
53. Различение ударных и безударных гласных.
54.Правописание безударных гласных путем изменения формы слова или подбора по образцу родственных слов.
55. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова или подбора по образцу родственных слов.
56. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова или подбора по образцу родственных слов.
57. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова или подбора по образцу родственных слов.
58. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова или подбора по образцу родственных слов.
59. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова или подбора по образцу родственных слов.
60.Контрольное списывание.
61. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова или подбора по образцу родственных слов.
62. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова или подбора по образцу родственных слов.
63. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова или подбора по образцу родственных слов.
64. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова или подбора по образцу родственных слов.
65. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова или подбора по образцу родственных слов.
66. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова или подбора по образцу родственных слов.
67. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова или подбора по образцу родственных слов.
68. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова или подбора по образцу родственных слов.
69. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова или подбора по образцу родственных слов.
70. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова или подбора по образцу родственных слов.
71. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова или подбора по образцу родственных слов.
72. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова или подбора по образцу родственных слов.
73. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова или подбора по образцу родственных слов.
74. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова или подбора по образцу родственных слов. Учащиеся должны уметь:

  • анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);
  • списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
  • писать под диктовку предложения и тексты (30-35 слов).
Учащиеся должны знать:
  • алфавит; расположение слов в алфавитном порядке в словаре.


Слово

57ч. 75.К/д №2 за 2 четверть.
76.Различение основных категорий слов в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом.
77. Различение основных категорий слов в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом.
78. Различение основных категорий слов в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом.
79. Различение основных категорий слов в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом.
80. Различение основных категорий слов в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом.
81.Имена собственные.
82. Имена собственные.
83. Имена собственные.
84. Имена собственные.
85. Имена собственные.
86.Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей.
87.Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей.
88.Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей.
89.Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей.
90.Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей.
91.Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей.
92.Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей.
93.Большая буква в именах собственных.
94. Большая буква в именах собственных.
95. Большая буква в именах собственных.
96. Большая буква в именах собственных. 97. Большая буква в именах собственных.
98. Большая буква в именах собственных.
99. Большая буква в именах собственных.
100.Контрольное списывание. 101.Предлоги до, без, под, над, около, перед.
102. Предлоги до, без, под, над, около, перед.
103. Предлоги до, без, под, над, около, перед.
104. Предлоги до, без, под, над, около, перед.
105. Предлоги до, без, под, над, около, перед.
106.Раздельное написание предлогов с другими славами.
107.Раздельное написание предлогов с другими славами.
108.Раздельное написание предлогов с другими славами.
109.Раздельное написание предлогов с другими славами.
110.Раздельное написание предлогов с другими славами.
111.Разделительный ъ.
112. Разделительный ъ.
113. Разделительный ъ.
114. Разделительный ъ.
115. Разделительный ъ.
116.Родственные слова.
117. Родственные слова.
118. Родственные слова. 119. Родственные слова.
120. Родственные слова.
121. Родственные слова.
122.Общая часть родственных слов (корень).
123. Общая часть родственных слов (корень).
124. Общая часть родственных слов (корень).
125. К/д №3 за 3 четверть.
126. Общая часть родственных слов (корень).
127. Общая часть родственных слов (корень).
128.Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике.
129. Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике.
130. Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике.
131. Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике.
Учащиеся должны уметь:

  • анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);
  • списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
  • писать под диктовку предложения и тексты (30-35 слов).


Предложение

27ч. 132.Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится.
133. Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится.
134. Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится.
135.Упражнения в составлении предложений.
136. Упражнения в составлении предложений.
137. Упражнения в составлении предложений.
138.Распространение предложений.
139.Распространение предложений.
140.Распространение предложений.
141.Контрольное списывание.
142.Установление связи между словами в предложениях по вопросам.
143. Установление связи между словами в предложениях по вопросам. 144. Установление связи между словами в предложениях по вопросам.
145.Знаки препинания в конце предложения.
146. Знаки препинания в конце предложения.
147. Знаки препинания в конце предложения.
148.Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое.
149. Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое.
150. Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое.
151. Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое.
152. Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое.
153. Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое.
154.Второстепенные члены предложения (без деления на виды).
155.Второстепенные члены предложения (без деления на виды).
156.Второстепенные члены предложения (без деления на виды).
157.Второстепенные члены предложения (без деления на виды).
158. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).
Учащиеся должны уметь:

  • составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам;
  • ставить знаки препинания в конце предложения;
  • списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
  • писать под диктовку предложения и тексты (30-35 слов).

Повторение.

12ч. 159. К/д №4 за год.

160. Практическое построение простого предложения.

161. Практическое построение простого предложения.

162.Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме.

163. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме.

164. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме.

165.Заканчивание предложений.

166. Заканчивание предложений.

167. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

168. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

169. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

170. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.


Материально- техническое обеспечение

Методические и учебные пособия.

Программа В.В. Воронкова «Грамматика, правописание и развитие речи»для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, М.: «Просвещение», 2010;

Учебник А.К. Аксенова «Русский язык», М.: Просвещение, 2007.

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц

Магнитная доска

Экспозиционный экран

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор

Принтер лазерный

Интерактивная доска





© 2010-2022