- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения Поход в Музейный дом. Картина Винсента Ван Гога Спальня в Арле (2 класс)
Урок литературного чтения Поход в Музейный дом. Картина Винсента Ван Гога Спальня в Арле (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Носова Т.В. |
Дата | 22.12.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Тема урока. Поход в «Музейный дом». Как смотреть на картину Винсента Ван Гога «Спальня Ван Гога в Арле».
Тип урока. Урок открытия нового знания.
Вид урока. Урок-беседа.
Цель урока: формирование умения рассматривать репродукции живописных произведений, определять главное переживание картины.
Задачи урока.
-
Познакомить с особенностями художественной манеры художника (на примере творчества голландского художника Винсента Ван Гога).
-
Формировать представление о том, что красота- это особое богатство, не связанное с роскошью или скромностью окружающих предметов.
-
Формировать умения устно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения живописного произведения; слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием.
Методы и приемы организации деятельности учащихся: объяснение и обсуждение нового материала по заданиям и репродукциям в учебнике и книге об искусстве; работа в группах; работа с лупой.
Учебно-дидактическое обеспечение: учебник «Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2 класс. Часть 1.» (УМК «Перспективная начальная школа»); книга об искусстве «Франсуаза Барб-Галль. Как говорить с детьми об искусстве»; карточки с ключевыми словами; лупы; презентация.
Примечание. Данный урок является продолжением уроков, посвященных знакомству учащихся с художественными и живописными произведениями, «хокку», цель которых показать, что красота есть в простом, просто нужно уметь ее обнаруживать.
Этап урока
Деятельность педагога
Деятельность учащихся
1.Организационный Учитель рассаживает учащихся по группам. На столах лежат учебники «Литературное чтение»; распечатки страниц из книги об искусстве («Содержание», «Как смотреть на картину Ван Гога «Спальня Ван Гога в Арле»); карточки с ключевыми словами.
2.Постановка цели урока
-(Слайд 1). Назовите тему урока.
-Какую цель мы поставим перед собой?
-Учащиеся продолжают чтение учебника (с.121) и задаются вопросом «Барсук- богатый человек, потому что у него большой дом?» Барсук, предлагает зайти учащимся в «Музейный Дом» и рассмотреть картину Винсента Ван Гога «Комната в Арле» (учащиеся находят репродукцию картины в конце учебника).
-Познакомиться с картиной художника Винсента Ван Гога и доказать на примере картины, что красота- это особое богатство, заключается в простом (учащиеся на предыдущих уроках уже приходили к такому выводу на примере художественных и живописных произведениях)
3.Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала
Учитель начинает беседу:
-(Слайд 2)Винсент Ван Гог- голландский художник. Родился в 1853 году в Голландии, умер во Франции в 1890 году. Ему было всего 37 лет. Мало кто имел возможность увидеть картины Ван Гога при жизни. Все свои работы по мере готовности он переправлял брату Тео в Париж. Считается, что при жизни художнику удалось продать всего одну картину «Красные винограднике в Арле». Арль - это город во Франции, где одно время жил великий французский художник (Слайд 2). Люди смогли оценить его творчество только после смерти.
-Внимательно рассмотрите комнату. Чья это спальня?
-(Слайд 3)Чтобы лучше понять творчество Ван Гога и его картину, нам поможет книга, которую написала французский искусствовед Франсуаза Барб-Галль. «Как говорить с детьми об искусстве». Давайте рассмотрим «Содержание книги». В какой главе и на какой странице мы можем познакомиться с картиной художника?
-Как правильно называется картина? В каком году написана?
-Чья же эта спальня? (Предположения учащихся). Давайте найдем ответ в книге (у учащихся распечатки данных страниц).
-Предположения учащихся (учащиеся, отвечая на вопросы учителя, либо делятся своими личными впечатлениями, либо находят ответы в книге об искусстве, ориентируясь на слова-подсказки).
-Глава «Как смотреть на картину, стр. 148».
-«Спальня Ван Гога в Арле», 1988 год.
4.Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений
5.Обобщение усвоенного
6.Рефлексия
-Давайте внимательно рассмотрим комнату, в которой жил голландский художник Ван Гог. Каждой группе предлагается вопрос по данной картине и список ключевых слов (поскольку учащимся еще трудно формулировать свою мысль, описывая картину), по которым учащиеся должны сначала самостоятельно ответить на вопрос, а затем сравнить свое мнение с мнением Франсуазы Барб-Галль.
-1 группа: «В комнате чистота и порядок?» Ключевые слова: переезд, город Арль, нынешняя спальня, светло и уютно.
-2 группа: «Мебели маловато?» Ключевые слова: самое необходимое, простая мебель, кувшин с водой на столе.
-3 группа: «Что висит на стенах, кроме зеркала?». Ключевые слова: любит живопись, картины, собственные работы.
-4 группа: «Картина написана веселыми красками?». Ключевые слова: хорошая погода, светлая комната, все залито светом.
-(Слайд 4)1 группа: свой ответ и цитата из книги.
- (Слайд 5) 2 группа: свой ответ и цитата из книги.
-Далее учащиеся работают индивидуально, используя при необходимости лупы, внимательно рассматривая картину, показывая найденные предметы на Слайде 6 и отвечая на вопросы: Кто обнаружил туалетный столик? А кувшин в тазике? Кто нашел полотенце на гвоздике? А зеркало? Где висит одежда?
-(Слайд 7) 3 группа: свой ответ и цитата из книги.
-Из чего сделаны стулья и кровать? Почему в комнате многие вещи парные? Давно ли красили пол?
В каком состоянии стены и двери? (Слайд 8)
-Бедно или богато жил художник?
-Видно ли что-нибудь за окном?
- (Слайд 9) 4 группа: свой ответ и цитата из книги.
-Перечислите все цвета, которыми пользовался художник, чтобы изобразить свою комнату. Это разные цвета? Яркие цвета?
-Какое в целом создается впечатление? Чтобы ответить на этот вопрос вам помогут слова подсказки (Слайд 10). А вот, что об этом пишет Франсуаза Барб-Галь.
-Можно ли изобразить комнату, где живет бедный человек, и при этом создать впечатление праздника? -Так Ван Гог бедный или богатый человек?
-(Слайд 11)
-Домашнее задание: найти по одной репродукции понравившейся картины Ван Гога и вместе с классом создать Галерею картин голландского художника (с учениками создали небольшой слайд-просмотр для учащихся, которые данное задание не смогли выполнить).
- Учащиеся работают в группе и г ответ на свои вопросы.
-Скорее бедно. Он не живет в огромном доме. Пол и стены облупились. Нет дорогой мебели и т.п.
-Богатый в душе. Он смог в обыкновенных вещах показать их красоту. Этот дом старый, но художнику в нем хорошо.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Меня удивило…
Мне захотелось…