ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Г.Н.Камалова ( МБОУ «Старошаймурзинская средняя общеобразовательная школа» Дрожжановского муниципального района РТ) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Концепция модернизации российского образования определяет цели общего образования. Основные из них обусловлены необходимостью формирования у выпускника общеобразовательной школы целостной системы универсальных знаний, умений и навыков самостоятельной деятельности, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Основные задачи начального общего образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающим. Решение этих задач возможно, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия. И одно из этих условий - личностно-ориентированный подход к ребёнку с опорой на его жизненный опыт, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество содержания образования. Исходя из поставленных задач, мне, как современному учителю, следует не только давать обучающимся образование в виде системы знаний, умений и навыков, а, в большей степени, развивать познавательные и креативные возможности детей, воспитывать творческую личность, которая в будущем сможет успешно реализовать свои возможности. Для реализации образовательных задач, возникла необходимость изменения атмосферы занятий, учебного содержания, да и традиционную методику преподавания, в основном, приходится перестраивать этап урока - введение нового материала. Ученики хотят и должны открывать знания, а не получать их в готовом виде. Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего освоения знаний. Основная задача государственного стандарта нового поколения состоит в том, чтобы обеспечить ребенка качественным образованием на первой ступени обучения. В современной начальной школе ребенка недостаточно обучить только чтению, счету и письму. Его необходимо обеспечить новыми умениями. Это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться, а также сформированная сознательная мотивация к обучению, самоорганизация и саморазвитие. Необходимо создать такие условия, которые позволят повысить у детей интерес к учебе, научить осознавать, что осталось непонятным, а в конечном итоге научить учиться. И тогда ученик начнет получать радость от процесса самостоятельного познания и от результата своего учебного труда. Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности ученика, не отвечающий современным условиям жизни. Появилась необходимость внедрения в свою педагогическую практику инновационных технологий. Перечень педагогических технологий, применяемых мною 1. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса: Педагогика сотрудничества 2. Педагогические технологии на основе активизации и интесификации деятельности учащихся: Игровые технологии Проблемное обучение Проектно-исследовательская технология 3. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса: Технология уровневой дифференциации обучения Групповые технологии Информационно-компьютерные технологии 4. Технология развивающего обучения: Система развивающего обучения Л. В. Занкова Общие основы технологий развивающего обучения 5. Здоровьесберегающая технология В сценарий урока могут включаться элементы различных современных образовательных технологий. Огромную положительную роль в современной образовательной системе играет использование информационно-компьютерной технологии. Широкое применение информационных компьютерных технологий в нашей школе существенно улучшает положительную динамику в обучении детей, их качественную составляющую. Конечно же, происходит это при условии грамотного использования компьютерной и мультимедийной техники. В моей практике уже сформировались основные направления применения ИКТ: - подготовка дидактического материала для учебно - воспитательного процесса (печатные материалы, электронные книги, обучающие аудио и видео материалы, собственные презентации к урокам и уроки с применением интерактивной доски); - ведение электронного журнала, документации учителя и классного руководителя; - участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах учителя и учеников; - электронная почта; - составление отчётов, графиков, диаграмм; - тестирование по предметам, проверка техники чтения; - поиск и использование информации из Интернета для подготовки уроков, проектно-исследовательских работ, практических работ по окружающему миру, для внеклассной и воспитательной работы; музейные уроки, виртуальные путешествия, посещения музеев; - тренажёры по предметам, тестирования; - развивающие игры по предметам; Применение различных технологий и информационно-компьютерной, в особенности, сопровождаю обязательно в комплексе со здоровьесберегающей технологией (физминутки, гимнастики для глаз, слуха, упражнения на релаксацию, танцевально-ритмические паузы под музыку, оздоровительные игры на переменах, рефлексии), так как формирование ответственного отношения к здоровью подрастающего поколения - важнейшее и необходимое условие успешности современного человека. Данная технология проходит красной линией через все этапы урока. Уверена, что здоровый ребёнок - это комплекс физического, психического и социального благополучия. Для укрепления психического здоровья учащихся использую аутогенную тренировку (самовнушение), упражнения на снятие нервного напряжения, на развитие эмоциональной сферы. Технология внеклассной работы - метод коллективных творческих дел - сплачивает ребят, даёт им ощущение «классной семьи», где каждый чувствует себя нужным и важным звеном в коллективном или социальном проекте: выпуск газет, сборников собственных литературных произведений, рисунков и поделок, проектно - исследовательских работ. Моя работа - это творчество, направленное на инновационную доступность преподавания, использование современных технологий, поиск инновационных методов и средств обучения и воспитания детей. Применение современных образовательных технологий позволяет мне добиться успешных результатов обучения и воспитания младших школьников, становящихся личностями, которые смогут поставить нужные цели и не побоятся сложностей, связанных с их достижением. Технологию проблемно-диалогового обучения применяется мною с 2006 г. Работая по этой технологии ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей. Учебная деятельность становиться творческой, насыщенной. Проводя уроки с использованием интерактивной доски, я отмечаю их пользу для обучения детей, которым не хватает внимательности, а также детей с низким уровнем способностей. Проведение уроков с интерактивными средствами обучения даёт школьникам возможность получить навыки работы с оборудованием, необходимые для жизни в современном информационном мире. Применение ИКТ расширяет возможности для самостоятельности, формирует навык иссследовательской деятельности. Учащиеся часто обращаются к различным электронным справочникам, готовят сообщения, доклады, презентации, участвуют в дистанционных олимпиадах, конкурсах и показывают хорошие результаты, например в дистанционной олимпиаде по математике «Турнир математиков», в конкурсе «Эрудит» по русскому языку, по окружающему миру. Таким образом, можно сделать вывод, что данные технологии и методы, которые я эффективно использую, позволили мне , как учителю, спланировать свою работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования - развитие личности ребёнка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья и достижения хороших результатов.
Литература
  1. Фединова Н.В. //Исползование информационных технологий в учебном процессе начальной школы: Учеб.-метод. пособие.- Омск.
Гос. ун-т,2004. - 71 с.






© 2010-2022