Кружок Культура народов Поволжья

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОГРАММА КРУЖКА «КУЛЬТУРА НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ»

Пояснительная записка.

Все озабочены созданием интеллектуального потенциала общества? А все начинается с детства. А.Эйнштейн. Но наш Поволжский регион является поликультурным многонациональным и, русский народ живет в единстве с другими национальностями многие века.
Наверное, будет неполным культура русского народа без национальных культур татарского, чувашского и мордовского народов.

Кружок «Культура народов Поволжья» в МОУ Высококолковская СОШ должен стать центром воспитания у школьников любви к Отечеству, приобщения к духовным ценностям, формирования уважения к культуре народов, проживающих вместе, толерантности к другим национальностям, заронить искру любви к своей малой родине, вызвать чувство гордости за соотечественников. Включение работы кружка в воспитательно-образовательный процесс способствует формированию у человека XXI века психологические и нравственные готовности не только жить в быстро изменяющемся мире, но и быть активным участником происходящих в нем событиях.

Углубленное изучение традиций, культуры и промыслов народов Поволжья через досуги, развлечения, праздники

Методы и приемы, используемые в системе кружковой образовательной деятельности, вовлечет младших школьников и их родителей в активный исследовательский поиск, формировать познавательные потребности и мотивацию, развивать функции речи.

Планирование занятий рассчитано на детей 3-4 классов, не владеющих родным языком, не знающих историю, традиции, обычаи народов Поволжья. Программа рассчитана на 68 часов в год, по 2 часа в неделю. В процессе их проведения следует широко применять технические средства обучения, наглядность. На занятиях решаются образовательно-воспитательные задачи:

- знакомство с историей, традициями и обычаями, праздниками, одеждой и кухней народов Поволжья, осознание собственной национальной принадлежности;

- воспитание в духе уважения к другим народам, в духе взаимопонимания и миролюбия, заложение основ нравственности;

- привитие чувства гражданственности

Занятия сгруппированы в 3 темы:

- история и культура чувашского народа;

- история и культура татарского народа;

- история и культура мордовскогонарода.

Формы проведения занятий самые разные, это:

- практическая работа учащихся (рисование орнамента, чтение стихов, сказок

теоретическое начало развития личности в ответственный период социального взросления человека, т.е. вступление в подростковый возраст;

воспитание гражданской ответственности, уважения к социальным нормам;

освоение системы знаний, необходимых для социальной адаптации, причем грамотно;

овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для младшего возраста;

формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений.

Требования к уровню подготовки детей к концу учебного года

В результате изучения «Культуры народов Поволжья» должны

знать / понимать:

  • сознательно организовать собственную познавательную деятельность ( от постановки цели до получения результатов)

  • владеть такими видами выступлений , как высказывание, монолог, дискуссия,диалог

  • выполнить познавательные и практические задания на уроках и в доступной социальной практике

уметь:

* описывать

  • сравнивать

  • объяснять

  • приводить примеры


  • осуществлять самостоятельный поиск информации

  • использовать полученные знания и умения

Программа рассчитана на 68 занятий и предусматривает ознакомление с основными сведениями об истории формирования, расселения,национальной одежде, ремеслах, домашнем хозяйстве, быте, играх,обрядах,праздниках,национальной кухне и выдающихся людях народов Поволжья.






УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

«КУЛЬТУРА НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ»


п/п

Наименование темы занятия

Количество часов

Дата

П ф

Дидактические цели

(учащиеся должны: а) знать; б) уметь)

Содержание занятий



1.




Введение. Край, в котором мы живём.(возникновение народностей Поволжья и Ульяновской области)

1




1.09

Географическое положение; культурные особенности Ульяновской области.

Работа с картой, обучение «чтению» карты

2




Исторические этапы формирования чувашского, татарского и мордовского народов

1

3.09

Находить республики Поволжья, их столицы и крупные города.

Умение рассказывть по теме «Народы Поволжья»

3


Религиозные представления и верования народов Поволжья.

1

8.09

Знать понятие «религия», «язычество», «христианство», «ислам»

Уважение к религиям и традициям всех народов многонациональной России

История и культура чувашского народа ( 16 часов)

4,5

Происхождение, расселение и становление чувашского народа

(этническая история чувашского народа)

2

10.09

15.09

Этапы формирования и становления чувашской нации и различность взглядов ученых на эту тему

Карта, умение её «читать»

6,7

Чувашская деревня: отношения в семье и воспитание детей

2

17.09

22.09

- Особенности расселения чувашей в сельской местности и планировка ими дома и хозяйственных построек;(типы жилищ: полуземлянки, рубленые избы)

- традиционные семейные и межсемейные отношения

Иллюстрация чувашской деревни

Хозяйство, быт и культура сельского населения.

8,9

Земледелие и скотоводство, народные промыслы, изобразительное и декоративное искусство чувашей

2

27.09

29.09

Основные виды трудовой деятельности чувашей, характеристика национального узора

Сообщения учителей и детей

10,11






Одежда, жилище, ритуалы, обряды и традиции чувашей. Чувашский этикет

2




1.10

6.10

- Принадлежность мужского и женского национального костюма чувашей, их обряды и традиции;

- важнейшие правила чувашского этикета.

Иллюстрации, поиск их; элементы чувашской одежды, «чтение» орнамента, рисование её. Элементы драматизации в ходе обыгрывания элементов чувашского этикета

12,13

Чувашская национальная кухня

2

8.10

13.10

Важнейшие виды продуктов питания и отдельные рецепты блюд чувашской кухни

Сообщения учащихся об одном блюде

14,15

Чувашские праздники и календарные обряды.

Музыкальная культура чувашей.

2

15.10

20.10

Традиционные календарные, обрядовые праздники чувашей, организация досуга

Иллюстрации и их «чтение». С.Азамат и современная песня.

Народная, фольклорная музыка

16

Чувашская литература

1

22.10

Этапы формирования т развития чувашской национальной литературы в ХIХ - ХХ вв.

К.Иванов, чтение отрывков из «Нарспи»

17

Жизнь и творчество И.Я.Яковлева

1

5.11

- Этапы жизни и деятельности И.Я.Яковлева;

- значение его трудов в развитии русской и национальной педагогики

18


19

Чебоксары - столица Чувашии.

Герб, флаг, гимн Чувашии.

1


1

10.11

12.11

Культурно-исторические достопримечательности столицы Чувашии, наиболее известные промышленные предприятия

Заочное путешествие. «Чтение герба, флага, прослушивание Гимна

История и культура татарского народа ( 23 часа)

20




21

Исторические этапы формирования татарского народа

(этническая история татарского народа)

Три версии происхождения татар булгаро-татарская, татаро-монголская, тюрко татарская

1




1

17.11

19.11

Происхождение и этапы формирования татарского народа в добулгарский период и

после него

Карта, умение её «читать»

Определение основных этапов формирования.

22,23

Земледелие и животноводство, промыслы и ремёсла татар.

2

24.11

26.11

Традиционные занятия, промыслы и ремёсла татар и состояние экономики татар в дооктябрьский период

Рассказ, беседа, просмотр иллюстраций

24



25,26

Жилище, поселение и домашняя утварь татар

Семейное воспитание в татарских семьях

1



2

1.12

3.12

8.12

Планировка татарами своих населенных пунктов и жилищ, домашняя посуда, утварь и мебель

Воспитание воли, внимания и товарищеские чувства

Рассказ, беседа, просмотр иллюстраций

Игры на свежем воздухе.

27,28

Татарская кухня

2

10.12

15.12

- Растительная и животная пища, составляющая меню татарской семьи,

- праздничный стол татар.

Сообщения детей об одном из блюд

29,30

Татарская мифология

2

17.12

22.12

Домусульманские представления татар о сущности мира

Чтение, рассказ

31,32

Татарский мусульманский календарь и национальные праздники

2

24.12

12.01

Основные мусульманские праздники и их значение, время проведения этих праздников

Рассказ, беседа

33

Татарская письменность и образование

1

14.01

История зарождения и развития татарской письменности и образовательных учреждений

Образы письменности, чтение букв

34

35

Татарские поэты и писатели

2

19.01

21.01

Творчество и идейно-тематическое своеобразие наиболее известных писателей XX века

Г.Тукай, М.Джалиль и др.

36,37

Игры и обряды у татар

2

26.01

28.01

- Подвижные детские игры;

- место женщины в обществе и свадебный обряд у татар

Разучивание игр

38,39

Татарская музыкальная культура

2

2.02

4.02

Особенности народной музыки и развитие музыкальной культуры татар в 20 веке

Записи народной, современной музыки

40


41

Заочное путешествие по г. Казань.

Герб, флаг и гимн Татарстана.

1


1

9.02

11.02

История основания и развития столицы Татарстана - г. Казани, главные достопримечательности города

Просмотр альбомов, фото­графий, ж.«Мономах».

Герб, флаг

42

Посещение районного краеведческого музея «Одежда и быт жителей с. Новая Малыкла»

1 16.02

Особенности и отличия в обуви, предметов утвари

История и культура мордовского народа ( 19 часов)


43


44

Происхождение и расселение мордовского народа. Мордовская мифология.

Этническая история мордовского народа

1



1

18.02

25.02

- Этапы формирования мордовского народа, его древние представления об окружающем мире в дохристиянское время;

- представление (дохристиянское) мордвы о сущности мира.

Работа с картой

Чтение, рассказ

45,46

Национальная одежда. Ремёсла, хозяйство и быт мордвы

2


2.03

4.03

- Особенности национальной одежды;

- экономический и бытовой уклад мордвы.

Элементы национальной одежды, иллюстрации

47,48


49

Выдающиеся люди мордовского народа.

Экскурсия в школьный музей.

2



1

9.03

11.03

16.03

- Краткие сведения о жизни и деятельности наиболее известных представителей мордовского народа, внесших значительный вклад в российскую историю и культуру;

- знакомство с известными людьми мордовской национальности района в прошлом и настоящем.

Л.А.Русланова (Лейкина), Н.Кадышева, С.Люлякина, Нефедов и др.

50,51

Классики мордовской литературы

2

18.03

30.03

Этапы развития письменности и литературы мордовской нации, сведения о наиболее известных деятелях литературы и просвещения.

А.Ф.Юртов, А.МИ.Евсеев, С.М. Люлякина и др.

52

53

54,55

Игры, обряды и празлники мордовского народа.

Мордовская музыкальная культура

2



2

1.04

6.04

8.04

13.04

- Дохристиянские языческие обряды и ритуалы людей мордовской нации, их традиционные праздники и детские игры;

- особенности народной музыки и развитие

Разучивание игр, прослушивание мордовских песен

56,57

Мордовская кухня

2

15.04

20.04

Повседневная и праздничная кухня мордвы, рецепты отдельных кулинарных блюд и выпечки

Сообщения детей об одном из блюд

58

Заочное путешествие по г. Саранск. Герб, флаг и гимн Мордовии


1

22.04

История основания и развития столицы республики Мордовия - г. Саранск, главные достопримечательности города

Просмотр наборов открыток, альбомов.

Герб, флаг.

59

Встреча с творческими людьми из национально-культурных автономий мордвы, татар и чувашей

1

27.04

История создания и деятельность национально-культурных автономий в Ульяновской области, печатные издания на национальных языках

60,61

Посещение музея в Новомалыклинской СОШ

2

29.04

4.05

Практические занятия в спортивном зале и на свежем воздухе ( 6 часов)

62

Основные движения чувашского женского танца

1

6.05



Познакомить учащихся с простыми танцевальными движениями чувашского, татарского, мордовского танцами

Продолжить воспитание в детях интереса и любви к музыкальной культуре народов Поволжья

63

Основные движения мордовского женского танца

1

11.05

64

Основные движения татарского женского танцо

1

13.05

65,66,67


Национальные подвижные игры

3

18.05

20.05

25.05

Органическая связь игр с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаями, традициями, верованиями.

Знание простых элементов национальных игр.


Итоговое занятее


68

Круглый стол «Что я знаю о своей национальности?»

1

27.05

Выставка кулинарных изделий руками учащихся

Подведение итогов знаний и умений учащихся о культуре наров Поволжья









Литература:


  1. Кузнецова Л.В. Художественная культура родного края (1-3 кл.)(текст)

  2. Народная культура Поволжья С.Н. Митин---Ульяновск 1999-85 с.

  3. Хасанова М.Х. Материальная и духовная культура татарского народа -Казань 1995-105 с.

  4. Марченко Г.И. История культуры Мордовии. 2008-99 с.

  5. Александрова Е.В. Чувашская республика. Чебоксары, 2004-75 с.

  6. Методические рекомендации «Культура народов Поволжья». Ульяновск. Кержнер А.Ш.,Архипова В.А. 2011 г.

  7. Семейная обрядность народов Среднего Ловолжья (текст) Казань, 1990

  8. Угольнов В.А. Традиционные религии России: УИПКПРО, 2003

  9. Газеты: «Эмет», «Мадани Жомга», «Канаш», «Ялгат».

  10. Журналы: «Казан утлары», «Народная школа», «Чилисима», «Сядко»


© 2010-2022