Конспект урока «Священные сооружения»

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Священные сооружения» ( урок № 11)

Цель урока: ознакомление учащихся со священными сооружениями мировых религий

(в иудаизме и христианстве) Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, заполнение таблицы, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, работа с презентацией. Основные термины и понятия: Синагога , церковь, алтарь, икона, фреска Средства наглядности: компьютер, проектор, презентация с изображениями священных сооружений (синагоги, церкви .) Ход урока:

  1. Организация деятельности учащихся.
  2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Прослушивание рассказов учащихся ( по их желанию) и их обсуждение по теме «Человек в религиозных традициях мира»:
- Что такое молитва в христианстве? - В чем заключается главное религиозное предназначение иудейского народа? - Как вы думаете, почему чтение- важная часть жизни христианина?
  1. Подготовка учащихся к изучению новой темы.
Предварительная беседа с учащимися по вопросам: Какие священные предметы разных религий вам известны? Какие традиции разных религий? Как вы думаете, если существуют священные книги, хранители преданий религий, таинства в каждой из религий, то должны ли существовать священные сооружения? 4. Физкультминутка. 5. Работа с иллюстративным материалом. Задание: рассмотрите изображения священных сооружений разных религий. Какие из них вам известны? Как они называются? Как вы думаете, почему священные сооружения разных религий выглядят по-разному? 6. Выступления учащихся с докладами по новой теме и показ слайдов.
  • 1 ученик: Синагога (от греч. συναγωγή, «собрание»; ивр. בֵּית כְּנֶסֶת‎, - «дом собрания»), после разрушения Иерусалимского храма - основной институт еврейской религии, помещение, служащее местом общественного богослужения и центром религиозной жизни общины. Синагога - это, прежде всего, место для молитвы. В иудаизме придается огромное значение общественной молитве. Синагога и есть такое место, где община собирается для молитвы. В отличие от православной церкви, синагога не является храмом, а лишь помещением для общественноймолитвы Конспект урока «Священные сооружения» ( слайд № 1)


  • В той части синагоги, которая соответствует местоположению Святилища в Храме, устанавливается большой шкаф (иногда в нише), покрытый занавесом, называемым парохет. Такой шкаф называется синагогальным ковчегом (арон кодеш) и соответствует Ковчегу Завета в Храме, в котором хранились скрижали с Десятью Заповедями. В шкафу находятся свитки Торы - самое священное достояние синагоги.
Конспект урока «Священные сооружения»слайд № 2
  • Синагоги строятся так, что их фасад всегда обращён к Израилю, по возможности, к Иерусалиму, где стоял Храм (для европейских синагог это означает ориентацию на восток). По правилам необходимо стремиться к тому, чтобы синагога располагалась на самом высоком месте в городе.
  • Синагога имеет обычно прямоугольную форму, для мужчин и женщин есть раздельные помещения. Отделение для женщин - эзрат нашим может располагаться на галерее, на балконе или в молитвенном зале за особой шторой, которая называется "мехица" - перегородка.
  • У входа помещается раковина, где можно помыть руки перед молитвой.
  • В центре синагоги находится возвышение, называемое бима или алмемар. С этого возвышения читается Тора, на нём установлен стол для свитка. Это напоминает помост, с которого в Храме читали Тору.
  • Над ковчегом располагается нер тамид - «неугасимый светильник». Он горит всегда, символизируя Менору, масляный светильник Храма. В меноре было семь фитилей, один из которых горел постоянно.
  • Рядом с нер тамид помещается обычно каменная плита или бронзовая доска, с выгравированными на ней Десятью Заповедями.
Конспект урока «Священные сооружения»слайд № 3 Функции синагоги очень широки. Часто при синагогах имеются школы, в которых дети и подростки изучают Тору. По традиции синагоги обеспечивают общину библиотекой.. В синагоге проводят празднование обрезания (Брит Мила), совершеннолетия (Бар Мицва), выкуп первенца и другие религиозные обряды. Также в синагоге может заседать бейт-дин - местный религиозный суд. Синагоги абсолютно независимы. Любая группа верующих может организовать синагогу. Для управления синагогой верующие сами выбирают руководителей. Правление синагоги распоряжается средствами для помощи нуждающимся, устраивает на ночлег приезжих и т. д Конспект урока «Священные сооружения»слайд № 4
2 ученик: «Христианские храмы» Православный храм. Храм, символизирующий землю, с куполом( символом неба)- это образ мира, творения Божьего. Купол символизирует также пылающую свечу, пламенность молитвы и устремление к Богу. По церковным канонам вся жизнь христианина должна быть связана с храмом. Православный храм называется церковью. Конспект урока «Священные сооружения»слайд № 5 Одной из основных отличительных особенностей церкви является иконостас- состоящая из икон стена, отделяющая алтарь от средней части храма. Алтарь- символ Царства Небесного, находящийся всегда в восточной части храма, располагается в специальном полукруглом выступе- апсиде. В центре алтаря располагается престол- четырехугольный стол, возле которого совершается евхаристия. Слайд № 6 Конспект урока «Священные сооружения» Католический храм- это может быть и кафедральный собор, и приходская или монастырская церковь, и небольшая часовня. Помещение храма разделено на 2 части: для прихожан со скамьями и стульями и для духовенства. Главные элементы- алтарь и дарохранительница, в которой всегда находится Тело Христово в виде прсуществленного хлеба, это небольшой шкафчик на алтаре, либо рядом с ним, на котором всегда горит маленькая лампадка. Конспект урока «Священные сооружения»Конспект урока «Священные сооружения» Слайд № 7 и 8 7. Физкультминутка. 8. Закрепление. Работа с учебником. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся. 9.Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся: -Для чего люди начали сооружать священные сооружения? -Что такое икона? 10.Самостоятельная работа учащихся.( работа с терминами) Задание: заполнить таблицу, дать определения терминам.

Священные сооружения религий мира православная культура иудейская культура

11.Работа с иллюстративным материалом.

Еще раз рассмотрите изображения священных сооружений разных религий. Какие из них вы можете назвать теперь? В чем особенности каждого из сооружений? 12. Итог урока. Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Вопросы к учащимся: что ты расскажешь семье об уроке, что нового узнал, о чем задумался, какие новые слова запомнил. 13.Задание на дом: Найди в своем городе священное сооружение православной или иудейской культуры. Запиши, какие особенности, свойственные этим религиям, ты можешь в нем отметить.







МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27 г. Йошкар-Олы»






Конспект урока по курсу «Основы мировых религиозных культур и светской этики» (модуль: «Мировые религиозные культуры»)



Разработан учителями : Павловой Н.В. Элембаевой Н.В. Жировой С.В.



Йошкар-Ола 2011 г

Тема урока: Священные сооружения (урок № 12)


Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, заполнение таблицы, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, просмотр презентации. Основные термины и понятия: Мечеть, минарет, ступа , пагода Средства наглядности: изображения священных сооружений (мечети, минарета, пагоды), проектор, компьютер. Ход урока:

  1. Организация деятельности учащихся.
  2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Какие сооружения вы нашли? Какие особенности смогли отметить? - работа по таблице
  3. Беседа с учащимися по вопросам:
  4. Священные сооружения каких религий вам известны? Какие еще религии народов мира вам известны? Как вы думаете, существуют ли у них священные сооружения? Кто из вас
знает что-нибудь о священных сооружениях ислама и буддизма?

5.Сообщения учащихся с показом слайдов. Выступление по теме «Священные сооружения в исламе»

а) Мечеть (от араб. масджид - место, где совершают земные поклоны) - это, прежде всего, всего молитвенное здание в исламе.

  • Мечеть никак особым образом не освящается,
  • Различают пятничные (соборные), квартальные и домашние мечети.
  • Мечети в исламском мире часто становятся центрами создания молодежных, женских, духовно-просветительных, благотворительных и других мусульманских общественных организаций.
  • Конспект урока «Священные сооружения»Конспект урока «Священные сооружения»
  • Классическое устройство мечети включает в себя:
- собственно молитвенное здание (как правило, с галереями); - двор, где должен находиться фонтан для омовения; - один или несколько минаретов. Внутри здания мечети обязательно должен быть михраб - ниша в стене, обращенная в сторону Мекки. В пятничной мечети есть также минбар - кафедра для проповедника, стоящая справа от михраба. Пол в мечетях обыч мечеть аль-Харам (Кааба) в Мекке но устилается циновками и коврами.
  • В мечети нет икон, скульптур, вообще изображений людей или живой природы. Она украшается лишь специальными надписями (как правило, стихами из Корана) и разнообразными орнаментами.
Конспект урока «Священные сооружения»Конспект урока «Священные сооружения»бКонспект урока «Священные сооружения» б) Выступление по теме «Священные сооружения в буддизме»

Загадочный памятник цивилизации, практически неизвестный российским путешественникам, древний буддистский храм Боробудур - самый большой монумент Южного полушария. Ничего подобного ему нет в мировой архитектуре. Храм построен на острове Ява, в долине Кеду, с четырех сторон окруженной вулканами. Храмовый комплекс Боробудур является одним из величайших буддистских сооружений в мире. Удивительный буддистский храм Боробудур находится на равнине Кеду в восточной части Явы. Точная дата постройки и ее возраст доподлинно не известны, но историки предполагают, что она была возведена в конце седьмого начале восьмого века н.э. Некоторые ученые считают, что эта поразительная достопримечательность была построена яванскими правителями династии Сайлендра между 750 и 850 годами. Здание состоит из шести квадратных платформ, на которых лежат четыре круглые платформы. Они украшены 2672 рельефными панелями и 504 статуями Будды. В центре верхней платформы находится купол, а на окружающей его перфорированной ступе расположены 72статуи Будды .Конспект урока «Священные сооружения»Конспект урока «Священные сооружения» Боробудур является не только символом буддизма Явы, но и миниатюрной копией космоса. Рельефные панели и другие работы в храме представляют собой виртуальное изображение знаний переданных Буддой и открывают путь, который приведет к просветлению. В храме изображены десять уровней жизни Бодхисатвы, которые должны быть пройдены, чтобы стать Буддой или Просветленным. Таким образом, храм Боробудур представляет собой рукотворное чудо, пережившее землетрясения и продолжающее распространять идеи буддизма с помощью древней истории и архитектуры. Конспект урока «Священные сооружения»Конспект урока «Священные сооружения»

  1. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся, работа с терминами.
  2. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.
  3. Индивидуальное задание: подготовка вопросов по содержанию статьи из пособия для учащихся.
  4. Работа в парах. Задание: задать друг другу вопросы, которые сформулированы по содержанию статьи из пособия для учащихся. Попытаться ответить на вопросы товарища. В случае затруднений обратиться к учителю.
  5. Самостоятельная работа учащихся. Задание: заполнить таблицу.Священные сооружения религий мира
исламская культура буддийская культура


  1. Работа с иллюстративным материалом. Рассмотрите изображения священных сооружений ислама и буддизма. Какие из них вы можете назвать? В чем особенности каждого из сооружений? Похожи ли они на священные сооружения православной и иудейской культуры? Как вы думаете, почему?
  2. Задание на дом: Найди в своем городе (поселке, деревне) священное сооружение исламской или иудейской культуры ( или изображение в книге, Интернете). Запиши, какие особенности, свойственные этим религиям, ты можешь в нем отметить, закончить таблицу.
© 2010-2022