- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по технологии
Рабочая программа по технологии
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шишова Н.В. |
Дата | 18.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное
учреждение Торопецкая средняя общеобразовательная школа № 1
Россия 172840, г. Торопец, Тверская обл., ул. Комсомольская, 4 код 48268 тел./факс 2-10-61
«Рекомендовано»
Методическим советом Председатель: Пумпурс Е.Н
Протокол № 1 от « 31 » аагуста 2015г.
«Согласовано» на педагогическом совете Протокол № 1 от
« 31 » августа 2015г.
«Утверждено»
Директор МОУ Торопецкая СОШ №1 Калинина Н.Г.______
Приказ № 79_ от
« 01 » сентября 2015г
Рабочая программа
по технологии
3А класс
Рабочую программу составила:
Шишова Нина Васильевна
г. Торопец
2015 г.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), на основе авторской программы «ТЕХНОЛОГИЯ» для четырехлетней начальной школы (О.А.Куревина, Е.А. Лутцева), рекомендованной Министерством образования и науки РФ.
Учебный предмет «Технология» в начальной школе выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих уроков состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе - предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления). Художественно-творческая деятельность, как смысл любой деятельности, даёт ребёнку возможность не только отстранённого восприятия духовной и материальной культур, но и чувство сопричастности, чувство самореализации, необходимость освоения мира не только через содержание, но и через его преображение. При этом художественно-творческая деятельность ребёнка предполагает все этапы познания мира, присущие и взрослым: созерцание, размышление и практическая реализация замысла. Курс «Технология» развивающе-обучающий по своему характеру с приоритетом развивающей функции. В его основе лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат творческой деятельности учащихся. Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность. Задачи курса: формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности; общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах; формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений; развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач); развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку; формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий; развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных); ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития. Задачи курса реализуются через культурологические знания, являющиеся основой для последующей художественно-творческой деятельности, которые в совокупности обеспечивают саморазвитие и развитие личности ребёнка.
2. Общая характеристика учебного предмета Курс состоит из ряда блоков. Основополагающим является культурологический блок, объединяющий эстетические понятия и эстетический контекст, в котором данные понятия раскрываются. Второй блок изобразительный. В нём эстетический контекст находит своё выражение в художественно-изобразительной деятельности. Третий блок технико-технологический. Здесь основополагающие эстетические идеи и понятия реализуются в конкретном предметно-деятельностном содержании. Методическая основа курса - деятельностный подход, т.е. организация максимально продуктивной художественно-творческой деятельности детей, начиная с первого класса. Репродуктивным остаётся только освоение новых изобразительных и технологических приёмов, конструктивных особенностей и приёмов сценического искусства через специальные упражнения. Теоретической основой данной программы являются: ● системно-деятельностный подход - обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности ● теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности
Особенность программы:
Изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве.
Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.
Направления предмета:- Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
- Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамотности
- Конструирование и моделирование
На уроках реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному выполнению проекта.
Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:
● знакомятся с рабочими технологическими операциями, алгоритмом выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;
● овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) - разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.;
● знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;
● знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении работы;
● учатся экономно расходовать материалы;
● осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятельность);
● учатся преимущественно конструкторской деятельности;
● знакомятся с природой и использованием её богатств человеком.
В программе интегрируется и содержание курсов «Изобразительное искусство», «Математика», «Русский язык» « Литературное Чтение», « Окружающий мир»
В программе «Технология» предусмотрены:
-
Знакомство с народными ремёслами и народными культурными традициями;
-
знакомство с производствами, связанными с природными ресурсами;
3.Описание места учебного предмета в учебном плане Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение технологии отводится 34 часа из расчёта 1 час в неделю.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни -реализуется в отношении к другим людям и к природе. Ценность добра - реализуется через сострадание и милосердие как проявление любви. Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений Ценность природы - воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы. Ценность красоты и гармонии - основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Ценность семьи - формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности. Ценность труда и творчества - формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности. Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Ценность патриотизма -любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей. Ценность человечества - сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса Личностные результаты В ходе преобразовательной творческой деятельности закладываются основы трудолюбия, организованности, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию. Обучающиеся получат первоначальный опыт трудового самовоспитания: научатся самостоятельно обслуживать себя в школе, дома; элементарно ухаживать за одеждой и обувью; помогать младшим и старшим, оказывать доступную помощь по хозяйству.
- умение осознавать и определять (называть) свои эмоции и других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать (эмпатия);
- чувствовать красоту художественного произведения, стремиться к совершенствованию;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков своих и окружающих людей;
- Называть наиболее распространённые в своем регионе профессии (профессии своих родителей) описывать их особенности;
- Понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность) прочность), эстетическую выразительность- руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности;
- Анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий;
- Организовывать своё рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
- Уважительно относиться к труду людей;
- Понимать культурно- историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, уважать их;
- Понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукте, демонстрировать готовый продукт (изделие, комплексные работы, социальные услуги)
- На основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материала для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
- Отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно расходовать используемые материалы;
- Применить приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль) режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
- Выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
- Отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
- Прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно- художественной задачей
- Анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
- Решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;
- Изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным условиям.
- Соотносить объёмную конструкцию. Основанную на правильных геометрических формах. С изображениями их развёрток;
- Создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно- эстетической информации, воплощать этот образ в материале.
Обучающиеся овладеют умениями:
- самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, циркулю;
- под контролем учителя проводить анализ образца (задания), планировать и контролировать выполняемую практическую работу;
- реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания;
- использовать известные средства художественной выразительности в создании художественного образа (ритм, фактура, колорит, соотношения частей, композиция, светотень);
- под контролем учителя выстраивать весь процесс выполнения задания (от замысла или анализа готового образца до практической его реализации или исполнения), выбирать рациональные технико-технологические решения и приёмы;
- под контролем учителя реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания.
6. Содержание учебного предмета Содержание учебного предмета «Технология» имеет практико-ориентированную направленность.
- Основные содержательные линии
Трудовая деятельность в жизни человека. Ремесла и их роль в культуре народов мира, мастера, их профессии и виды изготавливаемых изделий в зависимости от условий конкретной местности; традиции и творчество мастера в создании предметной среды.
Соблюдение при работе безопасных приемов труда. Природа в художественно-практической деятельности человека. Использование форм и образов природы в создании предметной среды (в лепке, аппликации, мозаике и пр.). Природа и техническая среда. Машины и механизмы - помощники человека, их назначение. Дом и семья. Декоративное оформление культурно-бытовой среды.
Растения и домашние животные. 2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком. Материалы, их конструктивные и декоративные свойства.
Выбор материалов по их свойствам и в зависимости от назначения изделия.
Подготовка материалов к работе.
Бережное использование и экономное расходование материалов.
Способы обработки материалов для достижения декоративно-художественных эффектов. Общее представление о технологическом процессе. Представление об устройстве и назначении изделий, последовательности практических действий и технологических операций. Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и др.). Разметка (по шаблону, копированием, с помощью линейки, циркуля).
Обработка материала (отрывание, сгибание, складывание, резание ножницами, канцелярским ножом).
Сборка деталей, способы соединений (клеевое, ниточное).
Отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Графические изображения в технике и технологии. Виды условных графических изображений: рисунок, эскиз, развертка. Разметка с опорой на графические изображения. 3. Конструирование и моделирование. Изделие и его конструкция. Изделие (поделка), деталь изделия. Конструкция изделия, изготовление изделий с разными видами сборки. Конструирование и моделирование несложных объектов. Конструирование и моделирование изделий на основе природных форм (образы животных и растений в технике оригами, аппликации).
7.Календарно-тематическое планирование
№ п/п дата проведения урока тема урока основные виды учебной деятельности
Вводный урок. Инструктаж Вспомни, подумай, обсуди. Все начинается с замысла Самолёт -истребитель Под руководством учителя:
- коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
- ставить цель, выявлять и формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; выдвигать возможные способы их решения.
- выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять изученные материалы: их виды, физические и технологические свойства, конструктивные особенности используемых инструментов).
С помощью учителя:
- проектировать изделия: создавать образ в соответствии с замыслом с учётом поставленной конструкторско-технологической задачи или с целью передачи определённой художественно-эстетической информации; воплощать мысленный образ в подобранном материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда;
- отбирать наиболее эффективные
- воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на освоенные графические изображения; участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, создание и практическая реализация окончательного образа объекта, определение своего места в общей деятельности;
- обобщать
Учимся работать циркулем.
От замысла к изделию. Изготавливаем «волшебный кристалл»
От замысла к изделию. Изготавливаем «волшебный кристалл»
Отражение жизни в изделиях. Народные промыслы.
Роль фантазии в реализации замысла. Изготавливаем панно.
Делаем открытку «Белочка»
Делаем открытку «Белочка»
Фантазия в изделиях мастеров. Лепим из теста.
Фантазия в изделиях мастеров. Лепим из теста
Фантазия в изделиях мастеров. Лепим из теста
Фантазия в изделиях мастеров. Лепим из теста
Время в изделиях мастеров.
Готовимся к Новому году. Игрушка «Дед Мороз»
Готовимся к Новому году. Елочные игрушки.
О чём могут рассказать игрушки
Делаем игрушки. Кошелек «Собачка»
Делаем игрушки. Брелок «Мышка»
Выполняем панно.
Готовим подарки. Открытка к 23 февраля.
Готовим подарки. Букет к 8 Марта.
Готовим подарки. Букет к 8 Марта.
Изготавливаем кукольный театр.
Учимся вышивать крестом.
Средние века. Тканые изделия.
Средневековые технологии. Изготавливаем макет мельницы.
Моделируем из бумаги замок.
Моделируем из бумаги замок.
Создаем витраж.
Создаем витраж.
Делаем книгу на компьютере.
Делаем книгу на компьютере.
Делаем книгу на компьютере.
Делаем книгу на компьютере.
8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
- учебник:
• О.А. Куревина, Е.А. Лутцева, «Технология» (Прекрасное рядом с тобой). Учебник для 3-го класса;
• Е.Д. Ковалевская, «Рабочая тетрадь к учебнику "Технология"»
для 3-го классов;
_ Методические рекомендации для учителя:
Е.А.Лутцева.Технология 3-4 классы.
- индивидуальное рабочее место
- простейшие инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные с округлёнными концами, канцелярский нож с выдвижным лезвием, линейка обычная, линейка с бортиком (для работ с ножом), угольник, простой и цветные карандаши, циркуль,
шило, иглы в игольнице, дощечка для выполнения работ с ножом и с шилом, дощечка для лепки, кисти для работы с клеем, подставка для кистей, коробочки для мелочи; - материалы для изготовления изделий, предусмотренные про-граммным содержанием:бумага (писчая, альбомная, цветная для аппликаций и оригами, крепированная), картон (обычный, гофриро- ванный ,цветной) ткань, текстильные материалы (нитки, пряжа и пр.), пластилин (или глина, пластика, солёное тесто), калька, при- родные и утилизированные материалы, клей ПВА; мучной клейстер,
Наборы «Конструктор»;
-специально отведённые места и приспособления для рациональ-ного размещения, бережного хранения материалов и инструментов и оптимальной подготовки учащихся к урокам технологии: коробки,
укладки, подставки, папки и пр.
Технические средства обучения Мультимедийное оборудование: Компьютер в сборе Проектор Интерактивная доска Интернет - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. (http:school-collection.edu/yu)
Приложение Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета В УМК используется технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) учащихся, в соответствии с развивающей, личностно-ориентированной Образовательной системой «Школа 2100», которая позволяет:
- определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний, т.е. насколько обучение соответствует современным целям обучения;
- исправлять собственные ошибки
- развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результаты своих действий,
контролировать себя, мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем
и оцениванием; - создавать комфортную обстановку, сохранить психологическое здоровье детей.