Рабочая программа кружка Мир фантазии (1 Класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Камызякская СОШ № 4»

Рабочая программа кружка Мир фантазии(1 Класс)



Составитель: Аднаева Е.В.

Рабочая программа кружка Мир фантазии(1 Класс)



2015 - 2016 уч. год

Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности - кружок «Мир фантазии» для 1 класса составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы спецкурса КОУ (компонента образовательного учреждения), базисного учебного плана МБОУ «Камызякская СОШ №4» и авторской программы Ю.Б. Гатанова «Умное поколение». Спецкурсы КОУ - это дополнительное образование, связанное, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. На изучение кружка по внеурочной деятельности «Мир фантазии» в 1 классе отводится 30 часов в год (количество часов в неделю - 1). При выполнении тех или иных заданий учащимся могут понадобиться цветные карандаши, фломастеры, клей, ножницы. Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека, личности, которая может творить. Именно средствами развития творческого мышления возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию. Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность. Психологические исследования показывают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который может быть развит специальными систематическими занятиями. Важно отметить, что способности, навыки и умения, приобретенные на этих занятиях, дети успешно переносят на другие учебные предметы и в повседневную жизнь.

Целевая установка курса. Целью настоящего курса является развитие творческих способностей детей, позволяющих решать проблемные задачи и создавать творческие продукты. Курс ориентирован на развитие творческого дивергентного мышления у детей младшего школьного возраста, которое характеризуется преодолением мыслительных шаблонов и стереотипов, снятием ограничений и большой свободой в решении проблем. Основные задачи курса:

  1. развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать;
  2. развитие психических познавательных процессов: памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  3. развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  4. формирование навыков творческого мышления;
  5. развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся.


Способности, развиваемые данным курсом.
Все упражнения и задания направлены на развитие следующих творческих способностей: - беглость - это способность быстро генерировать поток идей, возможных решений, подходящих объектов. - гибкость - это способность применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем; готовность и умение рассматривать имеющуюся информацию с разных точек зрения. - оригинальность - это способность придумывать нестандартные, необычные, уникальные идеи и решения. - способность к детальной разработке - это способность расширять, развивать и приукрашивать и подробно разрабатывать какие - либо идеи, сюжеты или рисунки. Каждое занятие курса описывается по следующей схеме:
1) Описание типа задания (вид информации и способ её организации в упражнении) 2) Представление целей занятия (развиваемые творческие способности) 3) Подробные рекомендации для учителя по проведению занятий, которые состоят из: а) разминки, в ходе которой учащиеся должны понять, как лучше выполнить задание и на что при этом следует обратить внимание; б) основного задания, направленного на развитие определённых творческих способностей; в) дополнительных заданий. Этот раздел содержит задания для учащихся, которым понравился вид творческой деятельности, предложенный в основном задании, и поэтому они хотели бы продолжить деятельность в этом направлении. Основные подходы и стратегии для работы по данному курсу. Материалы данного курса сконструированы таким образом, что учителю требуется минимум времени на подготовку, но роль учителя и применяемые им обучающие подходы и стратегии весьма значительны. Наиболее полезными при работе с данным Курсом являются: 1. «Мозговой штурм». Многие психологические исследования показывают, что мысли и идеи, которые первыми приходят в голову при решении какой - либо проблемы, редко бывают оригинальными. Исследования, проведенные психологами, подтверждают существование зависимости между количеством идей и степенью их оригинальности. Согласно этому методу, учителю необходимо: а) поставить перед учащимися проблему, которая имеет множество правильных решений; б) хвалить учащихся, записывать все мысли и идеи, которые приходят им в голову; в) ценить не качество ответов, а их количество; г) воздерживаться от критики и оценки идей до тех пор, пока они не перестанут поступать. 2. Принцип мягкого соревнования. Для детей игровые способы обучения являются наиболее предпочтительными. В играх детей часто присутствуют элементы соревнования. Жесткое соревнование имеет много отрицательных сторон: возрастающие враждебность и агрессивность к членам другой команды, нетерпимость к ошибкам членов собственной команды и т.д. Чтобы избежать этих неприятностей, при проведении мягкого соревнования необходимо соблюдать следующие правила: а) организовывать групповые соревнования чаще, чем индивидуальные; б) соревновательная деятельность не должна быть связана с материальными вознаграждениями, оценками в журнал и т.д. в) составы команд должны постоянно меняться. 3. Сотрудничество и кооперация. Упражнения, включённые в данный Курс, направлены на развитие творческого потенциала детей. Творческая деятельность предполагает свободу действий ребёнка. Учащиеся могут работать над упражнениями как самостоятельно, так и в паре с кем - либо или даже группой. Групповая деятельность представляет благоприятную возможность для: а) обучения сотрудничеству и пониманию того, что «Один ум хорошо, а два - лучше»; б) развития лидерских способностей; в) достижения успеха менее творческими детьми в результате сотрудничества с более творческими учащимися. Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса. В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования Личностных результатов:
  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметных результатов : Регулятивные УУД:
  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с заданием.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД:
  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметных результатов: - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; -выделять существенные признаки предметов; -сравнивать между собой предметы, явления; -обобщать, делать несложные выводы; -классифицировать явления, предметы; -определять последовательность событий; -судить о противоположных явлениях; -давать определения тем или иным понятиям; -выявлять функциональные отношения между понятиями; -выявлять закономерности и проводить аналогии.
Используемые методы обучения во внеурочной деятельности
Словесные Наглядные Практические

устное изложение

показ видеоматериалов, иллюстраций

тренинг

беседа, объяснение

показ педагогом приёмов исполнения

игровые упражне­ния

анализ работы

наблюдение

тренировочные упражнения

анализ структуры и др.

работа по образцу и др.

Технологическая карта Контроль: обучение предполагает продуктивную творческую деятельность - сочинение загадок, стихотворений и сюжетов сказок, рисование и др., что служит показателем уровня освоения учебного содержания.

Календарно - тематическое планирование занятий

Курса «Мир фантазии»

1 год обучения

Наименование тем

Количество

часов

Основная мысль урока

Образоват. продукт

1.

Вводный урок

1

Создать психологическую атмосферу, свободную от обычных ограничений

2.

Размышления о словах

2

Люди по-разному реагируют на одну и ту же ситуацию

3.

От точки к точке

2

Творить можно и в ограниченных условиях

4.

Истории и сказки

2

У историй и сказок может быть альтернативное окончание

Книга сказок

5.

Настроение

2

Разные ситуации могут создавать одно и то же настроение

6.

Праздник

1

Объектам можно придать дополнительный смысл

7.

Рассказ по картинкам

2

Истории можно придумать по любым рисункам

8.

Что ты видишь

2

Рисунки можно создавать из других изображений

9.

Нарисуй лица

1

Разрабатываем детали лица, в зависимости от эмоции

10.

Одежда

1

Любой объект можно усовершенствовать

модели

11.

О чём ты думаешь?

2

Одно и то же событие может иметь разное значение для людей

12.

Забавы с геометрическими фигурами

1

Можно создать новый смысл из элементов, которые сами по себе не имеют никакого значения

13.

Если бы я написал книгу

2

Можно трансформировать характеристики знакомых объектов

14.

Новая жизнь старых вещей

2

Детали можно комбинировать в новое целое

15.

Сочинение стихов

2

Рифмы могут быть простыми

Сборник

16.

Активные буквы

2

Придумываем глаголы на определенную букву

17.

Только для детей

1

Предметы и действия можно классифицировать

18.

Придумай животное

1

Создаем необычные образы

альбом

19.

Магическая дверь

1

Учимся детально разрабатывать выбранную тему















Перечень учебно-методического обеспечения

Список литературы 1. Альтшуллер Г. С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения. 2. Гатанов Ю. Б. Курс развития творческого мышления (по методу Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли). Первый год обучения (для детей 6-10 лет) - СПб,: Иматон, 1996. 3. Гафитулин М. Уровни новизны: методика оценки творческой деятельности и получения новизны//Адукацыя i выхаванне. - 1994. - № 9. 4. Мурашковска И. Н., Валюмс Н. П. Картинки без запинки. - СПб, 1995. 5. Нестеренко А. А. Программа по курсу «Развитие творческого воображения (РТВ) на базе Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) для начальных классов базовой школы» (рукопись). - Петрозаводск, 1999. 6. Родари Дж. Грамматика фантазии. - М.: Прогресс, 1978. 7. Рубина Н. В. Школа сказок. Курс развития творческого воображения (РТВ) для 1 класса. - Петрозаводск, 1997. 8. Родари Д. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй/Д- Родари. - М.: Самокат, 2011. 9. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка/ Ю.Г. Тамберг. - СПб.: Речь, 2002. 10. Шустерман М.Н. Новые приключения Колобка/М.Н. Шустерман. - М.: Педагогика, 1993.

Предметные Интернет ресурсы, Цифровые образовательные ресурсы 1. [email protected] 2. school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=52 3. festival.1september.ru/articles/subjects/15 4. uroki.net/docnach.htm 5. standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223 6. school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=25575 7. n-shkola.ru/ 8. russmag.ru/pgroup.php?id=3 9. it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com 10. nachalka.info/ 11. uchportal.ru/dir/5 12. bobrdobr.ru/group/3213347/ 13. nachalka.com/ 14. journal.edusite.ru/p84aa1.html 15. prosv.ru/info.aspx?ob_no=12566 16. solnet.ee/ 17. pochemu4ka.ru/index/0-402 18. viki.rdf.ru/

© 2010-2022