- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по внеурочной деятельности «УЗНАЕМ САМИ» (проектная деятельность)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «УЗНАЕМ САМИ» (проектная деятельность)
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Дёмина О.М. |
Дата | 11.05.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:
на заседании МО зам.директора по УВР директором школы
протокол № ____ _____________________ _________________
от«___»______2011г. _____________ _____________
__________________ от«___»______2011г. от«___»______2011г.
«Узнаем сами»
рабочая программа
по внеурочной деятельности
(проектная деятельность)
Возраст детей: 7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор: Дёмина
Ольга Михайловна,
учитель химии и биологии
первой квалификационной категории
с.Михайловка, 2011г.
Содержание:
Пояснительная записка
3
1.1
Актуальность проектной деятельности
3
1.2
Особенности, принципы и эффективность проектной деятельности
4
1.3
Подготовка к проектной деятельности
6
1.4
Цель и задачи программы
7
1.5
Навыки, которые формируются в процессе работы над проектом
7
1.6
Основные понятия и методы проектной деятельности
8
1.7
Формирование способностей младших школьников
9
1.8
Форма организации проектной деятельности
10
1.9
Этапы проектной деятельности
12
1.10
Сроки реализации, продолжительность занятия и формы деятельности
14
1.11
Ожидаемые результаты и способы их проверки
15
1.12
Итоги реализации программы
16
2
Учебно-тематический план
17
3
Содержание изучаемого материала
19
4
Методическое обеспечение программы
24
5
Список литературы
27
Пояснительная записка
Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню,
дай попробовать и я пойму.
(Китайская пословица)
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 1класса и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса в работе познавательных клубов различного направления.
1.1 Актуальность проектной деятельности: Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектной деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
1.2 Особенности, принципы и эффективность проектной деятельности Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- Системность организации учебно-воспитательного процесса;
- Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
- как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач.
- Темы проектов учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием
- Проблема проекта должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.
- материально-техническое и учебно-методическое оснащение;
- информационные ресурсы;
- информационно-технологические ресурсы;
- организационное обеспечение;
- отдельное от урочных занятий место.
- Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
- Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом - мотивацию.
- Внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта.
- Создавать группу не более 5 человек.
- Учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности.
- Учесть и избежать «подводных камней»:
- подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей, перепоручить родителям,
- при выполнении исследовательского проекта не превратить проект в реферат,
- переоценка результата проекта и недооценка его процесса.
1.3 Подготовка к проектной деятельности Приступая к созданию проекта, обучающийся должен владеть: • необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовыми ЗУНами) в содержательной области проекта; • специфическими умениями и навыками проектирования для самостоятельной работы. используем:
- проблемное введение в тему занятия;
- постановку цели и задач совместно с учащимися;
- совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;
- групповые работы на занятии;
- выдвижение идеи (мозговой штурм);
- формулировку предположения (гипотезы);
- обоснованный выбор способа выполнения задания;
- поиск дополнительной литературы;
- подготовку доклада (сообщения);
- самоанализ и самооценку, рефлексию;
- поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.
- нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы.
1.4 Цель и задачи программы Цель: Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся. Задачи: 1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения. 2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: · умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; · способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; · формирование социально адекватных способов поведения. 3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
- воспитание целеустремленности и настойчивости;
- формирование навыков организации рабочего пространства и рабочего времени;
- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность;
- формировать умения самостоятельно и совместно принимать решения.
1.5 Навыки, которые формируются в процессе работы над проектом: а) мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия; б) презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе; в) коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус; г) поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов; д) информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск; е) проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.
1.6 Основные понятия и методы проектной деятельности Основные понятия: Проект - это комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определённой цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков: 1. направлены на достижение конкретных целей; 2. включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий; 3. имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом; 4. в определенной степени неповторимы и уникальны. Проект учащегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств. Метод проектов - педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). Методы: - проект, - объяснение, - индивидуальная работа, - групповая работа, - коллективная работа. Средства:
- иллюстрации и литература; - аудио и видеозаписи (использование технических средств).
1.7 Формирование способностей младших школьников В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач. В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
- Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- Целеполагать (ставить и удерживать цели);
- Планировать (составлять план своей деятельности);
- Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
1.8 Форма организации проектной деятельности Работа над проектом предваряется необходимым этапом - работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме. Предлагаемый порядок действий:
- Знакомство класса с темой.
- Сбор информации.
- Работа над проектами.
1.9 Этапы проектной деятельности: Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя: · поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений; · развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели; · формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя. Для детей первого класса предоставляется возможность выступить в роли помощника учителя при выполнении коллективных работ. Выполнение проекта складывается из трёх этапов:
- разработка проекта,
- практическая реализация проекта,
- защита проекта.
1-й этап. Разработка проекта
Для чего и кому нужен проект?
-
Сделать подарок.
-
Подготовиться к празднику.
-
Что-то другое…
Что будем делать?
-
Обсуждаем и выбираем тему.
-
Определяем цель, план.
-
Подбираем подходящий материал.
-
Выполняем зарисовки, схемы.
-
Выбираем лучший вариант.
Как делать?
-
Подбираем технологию выполнения.
-
Продумываем возможные конструкторско-технологические проблемы и их решение.
-
Подбираем оснащение и оборудование.
2-й этап. Практическая реализация проекта
Воплощаем замысел
-
Распределяем роли или обязанности (в коллективном и групповом проекте).
-
Готовим черновой материал.
-
Вносим необходимые дополнения, исправления.
Главная цель защиты проектной работы - аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в деятельности требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.
3-й этап. Защита проекта
Что делали и как?
-
Что решили делать и для чего.
-
Как рождался образ проекта.
-
Какие проблемы возникали.
-
Как решались проблемы.
-
Достигнут ли результат.
-
Сроки реализации, продолжительность занятия
и формы деятельности Срок реализации программы: 1 год. Продолжительность занятия: 35 минут. Формы деятельности: кружковые занятия.
1.11 Ожидаемые результаты и способы их проверки Обучающийся будет знать: - основные особенности проведения исследований разных видов в проектной деятельности; - методы исследования проектной деятельности; - правила выбора темы и объекта исследования проектной деятельности; - правила успешной презентации работы.
Обучающийся будет уметь: - самостоятельно выбирать тему будущего проекта; - выделять главное и второстепенное в собранном материале; - указывать пути дальнейшего изучения объекта; - презентовать свою работу.
Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи: - самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме; - реализовывать право на свободный выбор.
Обучающийся способен проявлять следующие отношения: - общаться с людьми разных возрастов; - работать в группе, коллективе; - презентовать работу общественности.
1.12 Итоги реализации программы Подведение итогов по результатам освоения материала программы курса может быть проведено в форме коллективного обсуждения во время конференций, круглых столов, дискуссий. Занятия проектной деятельностью предполагают применение индивидуальной, групповой и коллективной формы работы, организацию выставок и показов.
В заключение хотелось бы подчеркнуть очевидные преимущества этой системы занятий: высокая мотивация, энтузиазм и заинтересованность детей, связь полученных знаний с реальной жизнью, выявление лидеров, развитие кооперации и научной пытливости, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, сознательная дисциплинированность группы и т.д.
-
Учебно-тематический план.
срок
№
Направления проектной деятельности
Количество часов
Формы и особенности организации
Продукт проекта
всего
теор
прак
-
Подготовительный
1
0,5
0,5
1
Вводное занятие.
Что такое проект?
1
0,5
0,5
Индивид, групп
См. презентацию
-
Учимся делать проекты
6
3
3
2
Что такое проблема?
1
0,5
0,5
Индивид, групп
Игра «Посмотри на мир чужими глазами».
3
Как мы познаем мир?
1
0,5
0,5
Индивид, групп
Наблюдение за осенними изменениями в природе. Игры на внимание
4/5
Школа «Почемучек».
2
1
1
Индивид, групп
Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово».
6/7
Источники информации.
2
1
1
Индивид, групп
Посещение библиотеки, фотоколлаж.
-
Мы исследователи.
26
9,5
16,5
8/
10
Времена года. Осень в загадках.
3
1
2
Индивид
Выпуск книжки-малышки
11/12
Любимое число. Игры с числами.
2
0,5
1,5
Индивид
Конкурс рисунков
13/15
Алфавит. 33 родных сестрицы.
3
1
2
Индивид
«Портреты» букв.
16/17
Почему мы любим встречать Новый год?
2
1
1
Индивид
Подарки родным.
18/20
Игры наших бабушек и дедушек.
3
1
2
Индивид
Выставка рисунков, видеосъемка
21/23
Природа вокруг нас. Растения.
3
1
2
Индивид
Презентация
24/25
Симметрия.
2
1
1
Индивид
Выставка поделок.
26/28
Мир наших увлечений.
3
1
2
Индивид
Выпуск альбома
29/30
Сказка.
2
1
1
Индивид
Конкурс рисунков, инсценирование сказки.
31/32
Моя малая Родина.
2
1
1
Групп
Выпуск газеты.
33
Что мы узнали и чему научились за год?
Моя лучшая работа.
1
1
Групп
Презентации «Круглый» стол.
Содержание изучаемого материала:
Подготовительный
Занятие 1.
Тема: Вводное занятие. Что такое проект? Цель: познакомить с правилами работы, поведения, с техникой безопасности, с понятием «проект», развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами учащихся начальных классов. Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация. Понятия: проект, проблема, информация Занятие 2. Тема: Что такое проблема? Цель: ознакомить с понятием проблема, формировать умение видеть проблему, развивать умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон. Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами». Понятия: проблема, объект исследования. Занятие 3. Тема: Как мы познаём мир. Цель: знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами. Наблюдение и эксперимент - способы познания окружающего мира. Опыты. Наблюдение за осенними изменениями в природе. Игры на внимание. Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт. Занятия 4-5. Тема: Школа «Почемучек». Цель: знакомство с понятием «гипотеза», развитие исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать; развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы. Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину». Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах. Понятия: гипотеза, вопрос, ответ. Занятия 6-7. Тема: Источники информации. Цель: знакомство с понятием « источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета). Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения. Понятия: источник информации. Занятия 8 -10. Тема: Времена года. Осень в загадках. Цель: систематизация знаний о временах года, об осени, знакомство с понятиями «листопад», знакомство с приметами осени, выяснить роль примет в жизни человека, развивать творческие способности. Понятия: листопад, примета. Занятия 11 - 12. Тема: Любимое число. Игры с числами. Цель: обобщить знания учащихся о числах первого десятка, формировать умения применять полученные знания в практической деятельности, презентовать свою работу. История числа. Натуральный ряд чисел. Занимательная математика. Игры с числами. Понятия: число, нумерация чисел. Занятия 13 - 15. Тема: Проект «Алфавит. 33 родных сестрицы». Организация выставки книг в алфавитном порядке. Азбука в картинках. Цель: систематизация знаний о знакомых детям буквах, знакомство с практическим применением алфавита в жизни людей, развитие творческих способностей учащихся. История русской азбуки. Алфавит. Азбука. Каталог. Организация выставки книг. Практическая работа «Живая азбука в картинках». Понятия: буква, алфавит Занятия 16 - 17. Тема: Проект «Почему мы любим встречать Новый год». Новогодние подарки. Цель: прививать любовь к традициям русского народа, формировать умение работать в группе и оценивать результат своего труда. История праздника Новый год. Как встречают Новый год в разный странах. Новогодние подарки. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Понятия: традиция, сувенир, самооценка Занятия 18 - 20. Тема: Проект «Игры наших дедушек и бабушек». Игры нашей семьи. Зимние забавы. Цель: знакомство с традиционными играми народов России, привитие любви к традициям своей семьи и народа, развитие толерантности, воспитание привычки к здоровому образу жизни. Игра. Правила игры. Традиционные игры народов России. Игры прошлого. Игры современных детей. Понятия: игра, товарищ, друг Занятия 21-23. Тема: Проект «Природа вокруг нас. Растения». Цель: обобщение знаний о растениях, о роли растений в жизни человека и животных, воспитание бережного отношения к родной природе, формирование умения применять в практической деятельности полученные знания. Выбор темы школьного проекта. Растения родного края. Организация выставки «Природа и фантазия». Комнатные растения нашего класса. Охрана растений в Оренбургской области. Понятия: виды растений, редкие и исчезающие растения, условия жизни растений. Занятия 24-25. Тема: Проект «Симметрия». Цель: знакомство с понятием симметрия, развитие логического и пространственного мышления, привитие навыков учебной деятельности: анализа и синтеза, развитие устной речи. Понятие о симметрии. Симметричные и ассиметричные фигуры и предметы. Симметрия в жизни человека. Понятия: симметрия. Занятие 26 - 28. Тема: Мир наших увлечений. Цель: провести беседу об увлечениях, выявить интересы детей к чему-либо, развитие мышления, устной речи. Занятие 29 - 30. Тема: Проект «Сказка». Выбор темы школьного проекта. Моя любимая сказка. Конкурс загадок про героев народных сказок о животных. Сочиняем сказку. Театрализация сказки. (2 часа) Цель: привитие интереса к устному народному творчеству, развитие творческих способностей учащихся, формирование умения различать добро и зло, реализовать полученные знания в практической деятельности. Устное народное творчество. Народные сказки. Сказки народов мира. Авторские сказки. Театр. Спектакль. Инсценировка. Понятия: добро, зло, театр, спектакль, герой. Занятие 31 - 32. Тема: Проект «Моя малая Родина». Цель: привитие любви и бережного отношения к своей малой Родине, изучить историю села, посетить школьный и сельский музей, познакомить со знаменитыми людьми села и провести с ними встречу. Занятие 33. Тема: Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа. Цель: систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Узнаем сами» Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.
-
Материально-техническое обеспечение.
Общее количество оргтехники
Список оргтехники, используемой при реализации программы
22 Персональный компьютер - 8 шт. Сканер - 1 шт. Принтер - 2 шт. Ксерокс - 1 шт. Медиапроектор - 1 шт. Ноутбук - 1 шт. Телевизор - 1 шт. Видеомагнитофон - 1 шт. Магнитофон - 1 шт. Музыкальный центр - 1 шт. Фотоаппарат - 1 шт. Видеокамера - 1 шт. Интерактивная доска - 1 Экран - 1
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ для учителя
- Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. - 321с.
- Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.
- Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст]: / Кривобок Е. В. Волгоград: Учитель, 2008 - 126с.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И - Самара: Учебная литература, 2008 - 119с.
- Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с.
- В.Я. Потанина Введение проектной деятельности в начальной школе [Текст]: - В.Я. Потанина, М.: Академия, 2009 - 12с.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. - М.: Просвещение, 2100. - 152с.
- Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Начальная школа/Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Баласс, 2011. - 192с.
- Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. - М.: «Народное образование». - 2000, №7
- Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001
- Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя /Сост. В. Волина. - М.: Просвещение. 1991. -368 с
-
Большая Детская энциклопедия. Русский язык. Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.
-
Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2010
-
Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя /Сост. В. Волина. - М.: Просвещение, 1991. -368 с
-
Веселая математика. Учим цифры: Книга для учителя/Эндрю Кинг - «Махаон», 1998. - 32с.
-
Большая детская энциклопедия для детей.
mirknig.com
-
Большая детская энциклопедия (6-12 лет).
all-ebooks.com
-
А.Ликум - Детская энциклопедия.
bookshunt.ru
-
Почему и потому. Детская энциклопедия
kodges.ru
-
Большая Детская энциклопедия.
booklinks.ru
-
Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте
содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником?
fsu-expert.ru
-
«Внеурочная деятельность школьников» авторов
Д.В.Григорьева, П.В. Степанова standart.edu.ru
-
Проектная деятельность в начальной школе.
pedsovet.or, nachalka.com
28