Занятие кружка «Я — исследователь» для 1 класса

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Тотемская средняя общеобразовательная школа №2»









Внеурочное занятие кружка «Я - исследователь»

по теме: «Растение - живое существо»

с использованием электронных образовательных ресурсов и современного интерактивного оборудования

1 класс






Составитель: Вязникова Е. Н. ,

учитель начальных классов

МБОУ «Тотемская СОШ №2»

e-mail: [email protected]




2013 год

Конспект занятия


Предметная область: окружающий мир, раздел: «Исследования» Субъекты образовательного процесса: обучающиеся 1 класса, 7 лет. Цель: создание условий для формирования представления о растении как живом существе. Задачи: 1. Учить выделять свойства растений, которые позволяют отнести их к живым существам и определять условия, необходимые для жизни растений. 2. Развивать умения выделять части растений, описывать их свойства, используя текст. 3. Воспитывать бережное отношение к растительному миру. Оборудование: рабочие листы для групп, рисунки, план, микроскоп, ромашка, дерево с листочками для рефлексии, клей-карандаш, картинки, карточки с частями растений.

Этапы занятия Деятельность учителя Деятельность обучающихся Универсальные учебные действия
  1. Мотивационный этап
Учитель: У меня в руках шкатулка, в ней находятся загадки для вас. Вынимайте по одной. Ваша задача не только отгадать загадку, но и изобразить, как выглядит этот объект.
  1. Стоят столбы белы,
На них шапки зелены.

  1. Платье потерялось - пуговки остались.
  1. Стоят в поле сестрички-желтый глазок, белые реснички.



  1. Сидит дед - в сто
шуб одет, Кто его раздевает, тот слезы проливает [1, с. 7]. Дети встают в кружок.

Ученики вынимают из шкатулки загадки.



Дети изображают березу. Дети изображают рябину. Дети изображают ромашку.

Дети изображают лук Познавательные: общеучебные, моделирование
  1. Целеполагание
Учитель: Береза, рябина, лук, ромашка - это что? Почему вы решили, что это растения? Учитель: Посмотрите на ромашку. В центре надпись «Растение - живое существо».



Вы согласны с этим высказыванием? Обоснуйте свой ответ.



Учитель: Ребята, сосулька тоже растет, но ведь это не растение. - Достаточно вы привели доказательств? - Давайте сформулируем цель занятия. - А как будем доказывать? Поставим задачи.
Ученики отвечают



На доске висит ромашка, на ее лепестках знаки вопроса, а в центре надпись: «Растение-живое существо» Дети высказывают обоснования, что растение растет.

Доказать, что растение - живое существо. 1. Выяснить, из каких частей состоит растение 2. Изучить особенности растений. Логические: синтез



Логические





























Регулятивные: целеполагание, планирование
  1. Повторение
Учитель: У вас на столах лежат карточки, на них нарисовано растение. Я буду называть части растения под номером, а вы ставите это число в том квадрате, где располагается та или иная часть. - Какое умение мы будем проверять? - По этому критерию вы будете себя оценивать. 1. Корень. Найдите корень растения, поставьте один. 2. Стебель 3. Лист 4. Цветок 5. Плод с семенами Учитель: А сейчас проверим, все ли вы отметили правильно. Я включу анимационный фильм «Развитие растения из семени» files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f112d145-401f-4bde-a42d-18e694de3c6b/ResFile.SWF -Вы сравните свою работу с тем, что увидите на слайдах и оцените себя по критерию «Умение находить части растения»: Найдите на столах таблицу, в таблице найдите столбик «Умение находить части растения», поставьте «+» - если правильно отметили, «?» - если присутствовали ошибки, «-« - ничего не отметили. Учитель: Поднимите руки, кто сделал все правильно. - Кто выполнил с ошибками? Учитель: Итак, что мы сейчас с вами выяснили? Ученики заполняют карточку.











Умение находить части растения.





































Ученики проверяют и оценивают свою работу.

































Дети делают вывод























Регулятивные: саморегуляция,

























контроль, оценка, коррекция





































Общеучебные
  1. Физминутка
Давайте представим себе, что мы маленькие семена, нас посадили в землю, мы начинаем прорастать, появляется стебелек, листочки, мы становимся все выше и выше, тянемся к солнышку, растем, появляются бутоны цветов, они раскрываются, появляются плоды с семенами, они созревают, мы раскидываем семена по земле, чтобы новые растения выросли. Ученики выполняют движения за учителем Познавательные: моделирование
  1. Исследование в малых группах
Учитель: Какая следующая задача? - А где можно найти эти сведения? Для этого нужно уметь работать с текстом, то есть находить информацию и представлять ее. - По какому плану будем изучать особенности растений? - У вас на столах лежат рисунки. Что с ними нужно сделать? - Дан текст. Что с ним будем делать? - Дан помощник ответа, но предложения в нем не дописаны. Что нужно сделать?









Учитель: Сейчас вы будете работать в группах. Давайте повторим правила работы в группе.









Учитель: У каждого из вас должна быть в группе какая-то роль. Я выдаю вам план, который мы только что составили, а вы распределите роли между собой в группе. Учитель: Посмотрите на первый пункт плана. Рассматривать рисунки будет вся группа. Напишите рядом с пунктом 1 слово «все». - Посмотрите на второй пункт плана. Кто его будет выполнять - напишите рядом. - Посмотрите на третий пункт плана. Кто его будет выполнять - напишите рядом. - Посмотрите на четвертый пункт плана. Кто его будет выполнять - напишите рядом. Учитель: после выступлений оцените себя по критерию « умение работать в группе» Ученики отвечают.



















Дети вместе с учителем составляют план:
  1. Рассмотреть рисунки.
  2. Прочитать текст.
  3. Оформить ответ (дописать текст).
  4. Выступить.
Ученики вспоминают правила работы в группе: работать сообща, выслушивать своего товарища, не перебивать)













Дети с помощью учителя распределяют роли в группе. Регулятивные Познавательны: общеучебные





Регулятивные: планирование



























Коммуникативные





























Коммуникативные




































  1. Обмен информацией


















Учитель: Оцените себя, как вы поработали в группе: помогали ли вы друг другу, выполняли ли работу сообща. Найдите в таблице столбик с критерием «Умение работать в группе». Поставьте знак «+» - если работали сообща, были командой, «?» если не все получалось слаженно «-« если не получилось работать сообща.
Выступает один из группы (читает помощник ответа). Постепенно открываются лепестки ромашки.



















Регулятивные: оценка
  1. Практическая работа «Исследование луковицы»


























Работа с цифровым микроскопом Учитель: Посмотрите на ромашку, мы не все лепестки открыли, выясним, каких не хватает. - Ребята, у вас на столах лежат кусочки какого растения? Возьмите в руки их и рассмотрите - Какого цвета часть луковицы? - Какой он на ощупь? - Какой имеет запах? - Какой вкус? - Что еще заметили? - А что внутри луковки находится? Хотите узнать? - Сейчас мы с вами побудем в роли ученых и заглянем внутрь луковки с помощью микроскопа - Кто знает, для чего используется микроскоп? - Сначала нужно сделать препарат: капнем капельку воды на стекло, возьмем кожицу лука, поместим ее на предметное стекло. Препарат готов, его мы кладем под тубус микроскопа. - Что вы видите на экране? На что это похоже? - Ребята, мы видим на экране клеточки. Клетка покрыта оболочкой, внутри ее находится ядро и жидкость, которая называется цитоплазмой. Каждая клеточка сначала маленькая, она растет, питается, дышит, затем делится, появляются новые клетки. Так растение растет.









Дети отвечают и рассматривают часть луковицы. Ответы учеников.





















Микроскоп - это прибор для увеличения объектов в несколько раз.











Предположения детей

Ученики подходят к экрану и рассматривают клетки. Учитель показывает строение клеток. Познавательные: общеучебные Логические: анализ

































Познавательные: общеучебные


















  1. Обобщение
Учитель: Посмотрите на ромашку, у которой теперь все лепестки заполнены. - Вспомним цель, которую мы ставили перед собой. - Мы доказали, что растение - живое существо? - Какие признаки говорят о том, что растение - живое существо? - Что нового вы узнали для себя на занятии кружка? - А где эти знания могут пригодиться? - Возникает следующий вопрос: а что необходимо растению для жизни? - Ну и еще одно - бережное отношение со стороны человека [2, с. 69]. - На последующих занятиях мы с вами проведем опыты и проверим, действительно ли эти условия необходимы растениям для жизни.







Ученики возвращаются к цели занятия.





Вспоминают признаки.







Предположения детей. Дети: Свет, тепло, вода, воздух, почва.








Регулятивные



















Личностные
  1. Рефлексия
Учитель: Ребята, у вас на столах лежат листочки от дерева. - Если вам понравилось на кружке, вы чувствовали себя комфортно - приклейте зеленый листок к дереву, если не очень - желтый, если не понравилось - красный.
Дети раскрашивают листочки и приклеивают их на дерево.


Список литературы 1. Большая хрестоматия для начальной школы. - М. : Эксмо, 2008. - 992 с. 2. Развитие исследовательских умений младших школьников / [Н. Б. Шумакова, Н. И. Авдеева, Е. В. Климанова]; под ред. Н. Б. Шумаковой. - М. : Просвещение, 2011. - 157 с.
Дидактические продукты

План работы с текстом

  1. . Рассмотреть рисунки

  2. . Прочитать текст

  3. . Оформить ответ.

  4. . Выступить.

Таблица для самооценки

Критерии

Умение находить части растения

Умение работать в группе

Самооценка

Карточка для повторения по теме: «Части растения»

Занятие кружка «Я — исследователь» для 1 класса

Рабочий материал для групп

Рабочий лист №1

Растение не может путешествовать, но оно может двигаться. Растение поворачивается к солнцу, чтобы улавливать свет (подсолнухи).

А лепестки многих цветков могут раскрываться и закрываться в течение суток.

Помощник ответа

Мы прочитали о ______________________________ .

Оказывается, что растение может ________________ .

Оно поворачивается к ________________ , тем самым улавливает________________ .

А у некоторых растений цветки __________________

и ______________________ в течение суток.

Мы сделали вывод, что растение _________________ .

Занятие кружка «Я — исследователь» для 1 классаЗанятие кружка «Я — исследователь» для 1 класса




Рабочий лист №2

В процессе роста растение развивается. Сначала появляется корень, затем стебель, далее появляются листья, потом цветок и плод с семенами.

В процессе развития растения можно наблюдать появление всех его частей.

Помощник ответа

Мы прочитали о_________________________ . Оказывается, что растение в процессе роста ______________________ .

У них сначала появляется корень, потом __________ , затем появляются листья, а далее ______________ и плод с ___________________ .

Мы сделали вывод, что растение _________________.


Занятие кружка «Я — исследователь» для 1 классаЗанятие кружка «Я — исследователь» для 1 класса






Рабочий лист №3

Листья и стебли растений имеют крошечные, невидимые глазу отверстия. Эти отверстия называют устьицами. С их помощью растения совершают вдохи и выдохи.




Помощник ответа

Мы прочитали о_________________________ .

Оказывается, что у растений есть ________________ .

Они называются _______________________ .

С помощью их растения делают вдохи и __________ .

Мы сделали вывод, что растение _________________.



Занятие кружка «Я — исследователь» для 1 класса


Рабочий лист №4 Плод защищает зреющие семена. Из семян развивается новое растение. Растение не путешествует, но оно отправляет путешествовать свои семена. Для этого у него есть разные приспособления: крылышки, парашютики, крючки, колючки.

Помощник ответа

Мы прочитали о_________________________ .

У растения есть плод с _______________________ .

Плод их __________________________ .

Из семян развивается новое ____________________ .

Мы сделали вывод, что растение _________________ .

Занятие кружка «Я — исследователь» для 1 класса







Рефлексивное дерево

Занятие кружка «Я — исследователь» для 1 класса





Лепестки ромашки РАСТЕНИЕ - ЖИВОЕ СУЩЕСТВО

РАСТЕТ ДВИГАЕТСЯ ПИТАЕТСЯ РАЗВИВАЕТСЯ ДЫШИТ

РАЗМНОЖАЕТСЯ УМИРАЕТ


© 2010-2022