- Преподавателю
- Начальные классы
- Занятие кружка «Я — исследователь» для 1 класса
Занятие кружка «Я — исследователь» для 1 класса
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Вязникова Е.Н. |
Дата | 28.09.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Тотемская средняя общеобразовательная школа №2»
Внеурочное занятие кружка «Я - исследователь»
по теме: «Растение - живое существо»
с использованием электронных образовательных ресурсов и современного интерактивного оборудования
1 класс
Составитель: Вязникова Е. Н. ,
учитель начальных классов
МБОУ «Тотемская СОШ №2»
e-mail: [email protected]
2013 год
Конспект занятия
Предметная область: окружающий мир, раздел: «Исследования» Субъекты образовательного процесса: обучающиеся 1 класса, 7 лет. Цель: создание условий для формирования представления о растении как живом существе. Задачи: 1. Учить выделять свойства растений, которые позволяют отнести их к живым существам и определять условия, необходимые для жизни растений. 2. Развивать умения выделять части растений, описывать их свойства, используя текст. 3. Воспитывать бережное отношение к растительному миру. Оборудование: рабочие листы для групп, рисунки, план, микроскоп, ромашка, дерево с листочками для рефлексии, клей-карандаш, картинки, карточки с частями растений.
- Этапы занятия Деятельность учителя Деятельность обучающихся Универсальные учебные действия
- Мотивационный этап
- Стоят столбы белы,
- Платье потерялось - пуговки остались.
- Стоят в поле сестрички-желтый глазок, белые реснички.
- Сидит дед - в сто
Ученики вынимают из шкатулки загадки.
Дети изображают березу. Дети изображают рябину. Дети изображают ромашку.
Дети изображают лук Познавательные: общеучебные, моделирование- Целеполагание
Вы согласны с этим высказыванием? Обоснуйте свой ответ.
Учитель: Ребята, сосулька тоже растет, но ведь это не растение. - Достаточно вы привели доказательств? - Давайте сформулируем цель занятия. - А как будем доказывать? Поставим задачи.
Ученики отвечают
На доске висит ромашка, на ее лепестках знаки вопроса, а в центре надпись: «Растение-живое существо» Дети высказывают обоснования, что растение растет.
Доказать, что растение - живое существо. 1. Выяснить, из каких частей состоит растение 2. Изучить особенности растений. Логические: синтез
Логические
Регулятивные: целеполагание, планирование- Повторение
Умение находить части растения.
Ученики проверяют и оценивают свою работу.
Дети делают вывод
Регулятивные: саморегуляция,
контроль, оценка, коррекция
Общеучебные- Физминутка
- Исследование в малых группах
Учитель: Сейчас вы будете работать в группах. Давайте повторим правила работы в группе.
Учитель: У каждого из вас должна быть в группе какая-то роль. Я выдаю вам план, который мы только что составили, а вы распределите роли между собой в группе. Учитель: Посмотрите на первый пункт плана. Рассматривать рисунки будет вся группа. Напишите рядом с пунктом 1 слово «все». - Посмотрите на второй пункт плана. Кто его будет выполнять - напишите рядом. - Посмотрите на третий пункт плана. Кто его будет выполнять - напишите рядом. - Посмотрите на четвертый пункт плана. Кто его будет выполнять - напишите рядом. Учитель: после выступлений оцените себя по критерию « умение работать в группе» Ученики отвечают.
Дети вместе с учителем составляют план:- Рассмотреть рисунки.
- Прочитать текст.
- Оформить ответ (дописать текст).
- Выступить.
Дети с помощью учителя распределяют роли в группе. Регулятивные Познавательны: общеучебные
Регулятивные: планирование
Коммуникативные
Коммуникативные
- Обмен информацией
Учитель: Оцените себя, как вы поработали в группе: помогали ли вы друг другу, выполняли ли работу сообща. Найдите в таблице столбик с критерием «Умение работать в группе». Поставьте знак «+» - если работали сообща, были командой, «?» если не все получалось слаженно «-« если не получилось работать сообща.
Выступает один из группы (читает помощник ответа). Постепенно открываются лепестки ромашки.
Регулятивные: оценка- Практическая работа «Исследование луковицы»
Работа с цифровым микроскопом Учитель: Посмотрите на ромашку, мы не все лепестки открыли, выясним, каких не хватает. - Ребята, у вас на столах лежат кусочки какого растения? Возьмите в руки их и рассмотрите - Какого цвета часть луковицы? - Какой он на ощупь? - Какой имеет запах? - Какой вкус? - Что еще заметили? - А что внутри луковки находится? Хотите узнать? - Сейчас мы с вами побудем в роли ученых и заглянем внутрь луковки с помощью микроскопа - Кто знает, для чего используется микроскоп? - Сначала нужно сделать препарат: капнем капельку воды на стекло, возьмем кожицу лука, поместим ее на предметное стекло. Препарат готов, его мы кладем под тубус микроскопа. - Что вы видите на экране? На что это похоже? - Ребята, мы видим на экране клеточки. Клетка покрыта оболочкой, внутри ее находится ядро и жидкость, которая называется цитоплазмой. Каждая клеточка сначала маленькая, она растет, питается, дышит, затем делится, появляются новые клетки. Так растение растет.
Дети отвечают и рассматривают часть луковицы. Ответы учеников.
Микроскоп - это прибор для увеличения объектов в несколько раз.
Предположения детей
Ученики подходят к экрану и рассматривают клетки. Учитель показывает строение клеток. Познавательные: общеучебные Логические: анализ
Познавательные: общеучебные
- Обобщение
Ученики возвращаются к цели занятия.
Вспоминают признаки.
Предположения детей. Дети: Свет, тепло, вода, воздух, почва.
Регулятивные
Личностные- Рефлексия
Дети раскрашивают листочки и приклеивают их на дерево.
Список литературы 1. Большая хрестоматия для начальной школы. - М. : Эксмо, 2008. - 992 с. 2. Развитие исследовательских умений младших школьников / [Н. Б. Шумакова, Н. И. Авдеева, Е. В. Климанова]; под ред. Н. Б. Шумаковой. - М. : Просвещение, 2011. - 157 с.
Дидактические продукты
План работы с текстом
-
. Рассмотреть рисунки
-
. Прочитать текст
-
. Оформить ответ.
-
. Выступить.
Таблица для самооценки
Критерии
Умение находить части растения
Умение работать в группе
Самооценка
Карточка для повторения по теме: «Части растения»
Рабочий материал для групп
Рабочий лист №1
Растение не может путешествовать, но оно может двигаться. Растение поворачивается к солнцу, чтобы улавливать свет (подсолнухи).
А лепестки многих цветков могут раскрываться и закрываться в течение суток.
Помощник ответа
Мы прочитали о ______________________________ .
Оказывается, что растение может ________________ .
Оно поворачивается к ________________ , тем самым улавливает________________ .
А у некоторых растений цветки __________________
и ______________________ в течение суток.
Мы сделали вывод, что растение _________________ .
Рабочий лист №2
В процессе роста растение развивается. Сначала появляется корень, затем стебель, далее появляются листья, потом цветок и плод с семенами.
В процессе развития растения можно наблюдать появление всех его частей.
Помощник ответа
Мы прочитали о_________________________ . Оказывается, что растение в процессе роста ______________________ .
У них сначала появляется корень, потом __________ , затем появляются листья, а далее ______________ и плод с ___________________ .
Мы сделали вывод, что растение _________________.
Рабочий лист №3
Листья и стебли растений имеют крошечные, невидимые глазу отверстия. Эти отверстия называют устьицами. С их помощью растения совершают вдохи и выдохи.
Помощник ответа
Мы прочитали о_________________________ .
Оказывается, что у растений есть ________________ .
Они называются _______________________ .
С помощью их растения делают вдохи и __________ .
Мы сделали вывод, что растение _________________.
Рабочий лист №4 Плод защищает зреющие семена. Из семян развивается новое растение. Растение не путешествует, но оно отправляет путешествовать свои семена. Для этого у него есть разные приспособления: крылышки, парашютики, крючки, колючки.
Помощник ответа
Мы прочитали о_________________________ .
У растения есть плод с _______________________ .
Плод их __________________________ .
Из семян развивается новое ____________________ .
Мы сделали вывод, что растение _________________ .
Рефлексивное дерево
Лепестки ромашки РАСТЕНИЕ - ЖИВОЕ СУЩЕСТВО
РАСТЕТ ДВИГАЕТСЯ ПИТАЕТСЯ РАЗВИВАЕТСЯ ДЫШИТ
РАЗМНОЖАЕТСЯ УМИРАЕТ