Организация акмеологического пространства урока в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация акмеологического пространства урока в начальной школе

Лецких Людмила Арнольдовна,

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №21, г.Кунгур В течение нескольких лет я работала над внедрением акмеологических приемов в учебном процессе. Напомню, акмеология - это интегративная наука, изучающая закономерности достижения вершин развития человека на каждом возрастном этапе его жизни. В общем и целом понятие «акмеология» - это возможность высших достижений человека в разных пространствах его жизнедеятельности и в разных формах их осуществления. Школьная акмеология изучает вершины развития субъектов педагогического процесса в школе, достижения вершин в учении и развитии учащихся. Использование акмеологических приемов и технологий в организации образовательного процесса сегодня особенно актуально в связи с обострением проблемы качества современной школы и внедрением нового ФГОС на первой ступени. Как же создать на уроке акмеологичеекое пространтво? Для этого надо рассмотреть три аспекта: педагогический, психологический и социальный. Под педагогическим аспектом подразумевается знакомство с педагогическими основами и условиями организации акмеологического пространства урока, психологический аспект означает предоставление максимальных возможностей для самореализации учащихся на уроке; а социальный - влияние на межличностные отношения учителя и учащихся на уроке, на систему их отношений посредством развития творческого потенциала обеих сторон.[9] Говоря об эколого-психологическом подходе к созданию развивающей среды урока, мы имеем ввиду следующие компоненты: пространственно - предметный, технологический, социальный. Поясним, что означает каждый компонент.[8] Пространственно - предметный - уютный кабинет, эстетичный наглядный и дидактический материал, развивающего характера ТСО, символическая насыщенность. Технологический - деятельная структура урока, партнерский стиль преподавания, личностно ориентированные формы обучения, гибкость и развивающий характер программ. Социальный - авторитетность учителя, взаимопонимание всех субъектов, позитивные установки на деятельность и взаимодействие, участие всех субъектов в управлении уроком, качественная результативность взаимодействия. Т.о., можно сказать, что подготовка к уроку в начальной школе - это самый волнующий момент. При организации акмеологического пространства урока активно использовала разнообразные приемы. Предлагая их учителям для работы на уроке, я не говорю, что это новые изобретения. Просто предоставляю возможность всем педагогам проанализировать накопленное, открытое и усовершенствованное, увиденное когда-то и успешно преломленное к своему стилю работы, к себе и своим учащимся.[10]

  1. Очень часто в практике использую один из доступных методов психолого-педагогического воздействия на ребенка - «фоновую музыку». Она помогает мне при создании благоприятного эмоционального фона, что приводит к снятию нервно-эмоционального напряжения и сохранению здоровья детей; активизации мыслительной деятельности, повышению качества усвоения знаний.
  2. Наряду с музыкой часто использую произведения изобразительного искусства, которые в сочетании с музыкой, делают уроки живыми и увлекательными.
  3. Прием «Согласование». Очень хорошо использовать при организации работы в парах или мини-группах во время проведения самостоятельной или индивидуальной работы. Учащиеся выполняют все задания самостоятельно, а затем согласовываю полученные результаты в парах или мини-группах и озвучиваю согласованный вариант.
  4. Задай вопрос. Учащимся предлагается задать вопросы к изученной теме самостоятельно: устно или письменно; с предоставлением времени на подготовку или экспромтом. Используется при систематизации знаний учащихся. Наиболее эффективен во время проведения обобщающего урока.
  5. Лечение слабого места в слове. Учащиеся выполняют задания самостоятельно, учатся находить ответ в решении ряда орфографических задач, затем согласовывать полученные результаты в парах или мини-группах и озвучивают согласованный вариант. Используется при организации работы на уроках русского языка в начальных классах во время проведения фронтальной, самостоятельной или индивидуальной работы. Мы "лечим " слабые места в словах. Ученики с удовольствием "лечат" слова, находят "рецепты лечения" (проверочные слова). Предлагают свои варианты и после обсуждения выбирается подходящий.
  6. "Ромашка" - на листиках ромашки готовятся несложные вопросы, не требующие длительной подготовки, и раздаются всем детям, 3 минуты на подготовку и отвечаем. Этот прием дает возможность ответить слабым детям.
  7. Триз-педагогика . «ТЕРЕМОК СКАЗОК». Дается задание сочинить новую сказку по различным предложенным алгоритмам, соответствующим типовым приёмам разрешения противоречий ТРИЗ - происходит индивидуальное изучение нескольких простейших из них (дробление, объединение, инверсия, динамичность, копирование, принцип предварительного действия, принцип «обратить вред в пользу»). После этого, работая в парах, слушатели закрепляют изученные приёмы, перенося их на новую, общую, так сказать, коллективную сказку.
  8. Орфографическое проговаривание. Опрашиваемый ребёнок должен воспроизвести произносимые учителем слова (чаще всего из числа словарных) не так, как слышит, а так, как должен написать, т.е. орфографически правильно. Количество слов, предлагаемых во время орфографического проговаривания, соответствует возрастным нормам слов в словарном диктанте. Используется в качестве устной разминки, а также среди закрепительно-тренировочных упражнений. Позволяет развивать орфографическую память, стимулирует запоминание словарных слов; способствует повышению грамотности; даёт возможность достаточно быстро опросить большое количество детей на уроке.
  9. Взаимопроверка. Учащиеся получают задания (по вариантам), через определенное время сдают выполненные работы. Для проверки работы раздаются учащимся того же варианта, но не владельцу тетради. Проверяющие очень внимательно сверяют ответы с ключом, помечают неверные ответы карандашом, ставят отметку в соответствии с озвученными критериями и одновременно понимают, где допустили ошибки сами, и как надо было ответить. Затем проверенные работы сдаются и проверяются учителем. Используется для быстрой проверки знаний и включает ребят в процесс взаимодействия. Применяется при проверке овладения определенным материалом.
  10. Верю - не верю. Учитель зачитывает несколько утверждений по определенной теме (от 5 и более). Если ученик считает, что сказанное верно, отмечает знаком +, если - нет, то -. По окончании работы открывается "ключ", проверка может проходить коллективно, индивидуально или взаимопроверка. Перед началом такой работы можно оговорить условия: оценка зависит от количества верных ответов. Задание применяется на этапе рефлексии урока, как проверка домашнего задания.
  11. А вы знаете, что…Ученики должны закончить фразу. Используя информацию, которую нашли по изучаемой теме. Используется для расширения кругозора учащихся. Применяется на повторительно - обобщающих уроках.
  12. Ералаш. Учащиеся работают с рисунком, на котором ошибочно подписаны некоторые элементы, учитывая западающие темы, и меняют надписи местами. Использование этого приема направлено на закрепление изучаемых признаков.
  13. Удивляй. Краткое сообщение интересных исторических сведений, легенды, необычных фактов. Сообщения могут готовить как учитель, так и обучающиеся. Включаются в ход урока на этапе усвоения нового материала (для усиления мотивации) и в ходе выполнения практической работы (для предотвращения утомляемости).
  14. Невозможное становится возможным. Суть приема в постановке перед ребятами задач по устранению того, что позволит невозможные изображения превратить в реальные. Выполнение задания требует от учащихся применения знаний в нестандартных ситуациях и использования умений и навыков моделирования. Возможны вариации. Например, предлагаются разные изображения (реальные и невозможные) и учащиеся определяют их по определенным признакам.
  15. На кого это похоже? Прием направлен на формирование ценностно-смысловых и учебно-познавательных компетенций. Суть приема состоит в том, что каждому ребенку предлагается чистый лист, на который они приклеивают выбранный каждым кусок цветной бумаги (остатки от других занятий). Далее ребенок смотрит на лист с разных сторон, пока не придумает какой-нибудь образ. Далее при помощи фломастера линиями дети дорисовывают изображение так, чтобы всем стало понятно, на кого это похоже. Используется прием в первом классе на уроке изобразительного искусства и способствует формированию образного мышления.
Организация акмеологического пространства урока в начальной школе
  1. Развивающий канон - это упражнение, элемент интеллектуальной игры или задача, состоящая из шести пространственно организованных элементов, связанных между собой некоторыми логическими, ассоциативными или иными связями. РК можно успешно использовать в учебном процессе для оживления творческого отношения к самым разным предметам: математике, русскому языку, окружающему миру, информатике и любым другим предметам. Его можно применять для тренинга памяти, аналитических способностей, творческого воображения. РК может иметь различные формы: табличную


автомобиль

?

карандаш

пенал

самолет

?



человек

собака

жук

2

4

?


и ступенчатую

человек

голова

затылок

?

глаз

зрачок



  1. Получи бонус. В ходе урока любого типа ученик принимает участие
в разных видах работы: опросе, ответ у доски, работа консультантом, ответ по домашнему заданию и т.д. За каждый вид деятельности получает бонус - цветной жетончик (цвет имеет свой балл). В конце урока можно посчитать свои бонусы и сравнить свою работу с работой товарищей - получить оценку. Этот прием развивает дух здорового соперничества и стремление активно работать на уроке, самосовершенствоваться. Используется как фрагмент урока или на протяжении всего урока. Хорошо зарекомендовал себя на открытых уроках.
  1. Ассоциация. При знакомстве с новым понятием учащимся предлагается высказать свои ассоциации, впечатления, образы, связанные с этим понятием, которые позволят легче усвоить новую тему. Может быть использован при изучении новых понятий.
  2. Были и небылицы. Учитель даёт задание придумать быль или небылицу (это могут быть и простые факты, реальные или вымышленные) по теме (тема может быть любой) затем учащиеся читают вслух свою небылицу, а остальные пытаются отгадать правда это или нет и объяснить почему они так думают. Ученик , придумавший небылицу комментирует ответы одноклассников. Приём используется при обобщении и повторении, закреплении пройденного материала. Приём способствует поддержанию естественной мотивации, обоснованной детской любознательностью, к выполнению всех предложенных заданий, потребностью в самоактуализации. Позволяет задействовать даже самых не активных учеников.
А использование новых информационных технологий делает каждый прием более интересным, технологичным, рациональным. Ведение многопланового мониторинга личностных изменений школьника делает учебный процесс эффективным. Для отслеживания результатов использования акме-приемов использовала карту успешности (развития) ученика.[11]

Карта успешности

Фамилия ученика ________________________________

Класс___________

Тема (по любому предмету) Факторы




Активность, работоспособность




Старательность, добросовестность




Теоретические знания




Практические умения и навыки




Скорость выполнения заданий




Общительность, сотрудничество




Вежливость, взаимопомощь




Поведение, ответственность




Самостоятельность, инициативность




Аккуратность, точность, красота




Максимальный балл - 10 Благодаря диагностике можно установить, как влияют разнообразные акмео-приемы и технологии на достижение учеником своего АКМЕ в учебной деятельности и саморазвитии. Создание акмеологического пространства на уроке открывает большие возможности в совершенствовании личности младшего школьника, способствует эффективному содержанию обучения. Литература.

  1. Акмеология: учебник / Под ред. А.А. Деркача. М.: Издательство РАГС. 2006
  2. Аксенов А.А. Особенности диагностики и оценки детей в условиях личностно-ориентированного обучения. // Тамбов, 2002.
  3. Антропова Л.В. Акме-технологии в профессиональной подготовке учителя адаптивной школы// Школьные технологии.№6, 2003.
4.Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать. Управленческий аспект. М.: 5 за знания. 2007 5. Глинский А. С. Акмеология учащегося и учителя // Омский научный вестник. - 2006. - № 7(43). - С. 288-290.) 6.Лукьянова М.И. Личностно ориентированный урок: конструирование и диагностика. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. 7. Максимова В.Н. Акмеология: новое качество образования // Завуч. 2004., №3,6,7,8. 8. Максимова В.Н. Введение в акмеологию школьного образования. - Спб.: ЛОИРО, 2002. 9. Степанова Н.А Об организации акмеологического пространства школьного урока. Вестник научной школы педагогов «АКМЕ», Выпуск 2,2009

10. Чернобровкина Г.П. Интернет - проект. Творческая лаборатория педагога-экспериментатора. 11. Шлыкова И.Е. Самооценка учебной деятельности.- ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя».























































































© 2010-2022