- Преподавателю
- Начальные классы
- Организация акмеологического пространства урока в начальной школе
Организация акмеологического пространства урока в начальной школе
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лецких Л.А. |
Дата | 13.06.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Организация акмеологического пространства урока в начальной школе
Лецких Людмила Арнольдовна,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №21, г.Кунгур В течение нескольких лет я работала над внедрением акмеологических приемов в учебном процессе. Напомню, акмеология - это интегративная наука, изучающая закономерности достижения вершин развития человека на каждом возрастном этапе его жизни. В общем и целом понятие «акмеология» - это возможность высших достижений человека в разных пространствах его жизнедеятельности и в разных формах их осуществления. Школьная акмеология изучает вершины развития субъектов педагогического процесса в школе, достижения вершин в учении и развитии учащихся. Использование акмеологических приемов и технологий в организации образовательного процесса сегодня особенно актуально в связи с обострением проблемы качества современной школы и внедрением нового ФГОС на первой ступени. Как же создать на уроке акмеологичеекое пространтво? Для этого надо рассмотреть три аспекта: педагогический, психологический и социальный. Под педагогическим аспектом подразумевается знакомство с педагогическими основами и условиями организации акмеологического пространства урока, психологический аспект означает предоставление максимальных возможностей для самореализации учащихся на уроке; а социальный - влияние на межличностные отношения учителя и учащихся на уроке, на систему их отношений посредством развития творческого потенциала обеих сторон.[9] Говоря об эколого-психологическом подходе к созданию развивающей среды урока, мы имеем ввиду следующие компоненты: пространственно - предметный, технологический, социальный. Поясним, что означает каждый компонент.[8] Пространственно - предметный - уютный кабинет, эстетичный наглядный и дидактический материал, развивающего характера ТСО, символическая насыщенность. Технологический - деятельная структура урока, партнерский стиль преподавания, личностно ориентированные формы обучения, гибкость и развивающий характер программ. Социальный - авторитетность учителя, взаимопонимание всех субъектов, позитивные установки на деятельность и взаимодействие, участие всех субъектов в управлении уроком, качественная результативность взаимодействия. Т.о., можно сказать, что подготовка к уроку в начальной школе - это самый волнующий момент. При организации акмеологического пространства урока активно использовала разнообразные приемы. Предлагая их учителям для работы на уроке, я не говорю, что это новые изобретения. Просто предоставляю возможность всем педагогам проанализировать накопленное, открытое и усовершенствованное, увиденное когда-то и успешно преломленное к своему стилю работы, к себе и своим учащимся.[10]
- Очень часто в практике использую один из доступных методов психолого-педагогического воздействия на ребенка - «фоновую музыку». Она помогает мне при создании благоприятного эмоционального фона, что приводит к снятию нервно-эмоционального напряжения и сохранению здоровья детей; активизации мыслительной деятельности, повышению качества усвоения знаний.
- Наряду с музыкой часто использую произведения изобразительного искусства, которые в сочетании с музыкой, делают уроки живыми и увлекательными.
- Прием «Согласование». Очень хорошо использовать при организации работы в парах или мини-группах во время проведения самостоятельной или индивидуальной работы. Учащиеся выполняют все задания самостоятельно, а затем согласовываю полученные результаты в парах или мини-группах и озвучиваю согласованный вариант.
- Задай вопрос. Учащимся предлагается задать вопросы к изученной теме самостоятельно: устно или письменно; с предоставлением времени на подготовку или экспромтом. Используется при систематизации знаний учащихся. Наиболее эффективен во время проведения обобщающего урока.
- Лечение слабого места в слове. Учащиеся выполняют задания самостоятельно, учатся находить ответ в решении ряда орфографических задач, затем согласовывать полученные результаты в парах или мини-группах и озвучивают согласованный вариант. Используется при организации работы на уроках русского языка в начальных классах во время проведения фронтальной, самостоятельной или индивидуальной работы. Мы "лечим " слабые места в словах. Ученики с удовольствием "лечат" слова, находят "рецепты лечения" (проверочные слова). Предлагают свои варианты и после обсуждения выбирается подходящий.
- "Ромашка" - на листиках ромашки готовятся несложные вопросы, не требующие длительной подготовки, и раздаются всем детям, 3 минуты на подготовку и отвечаем. Этот прием дает возможность ответить слабым детям.
- Триз-педагогика . «ТЕРЕМОК СКАЗОК». Дается задание сочинить новую сказку по различным предложенным алгоритмам, соответствующим типовым приёмам разрешения противоречий ТРИЗ - происходит индивидуальное изучение нескольких простейших из них (дробление, объединение, инверсия, динамичность, копирование, принцип предварительного действия, принцип «обратить вред в пользу»). После этого, работая в парах, слушатели закрепляют изученные приёмы, перенося их на новую, общую, так сказать, коллективную сказку.
- Орфографическое проговаривание. Опрашиваемый ребёнок должен воспроизвести произносимые учителем слова (чаще всего из числа словарных) не так, как слышит, а так, как должен написать, т.е. орфографически правильно. Количество слов, предлагаемых во время орфографического проговаривания, соответствует возрастным нормам слов в словарном диктанте. Используется в качестве устной разминки, а также среди закрепительно-тренировочных упражнений. Позволяет развивать орфографическую память, стимулирует запоминание словарных слов; способствует повышению грамотности; даёт возможность достаточно быстро опросить большое количество детей на уроке.
- Взаимопроверка. Учащиеся получают задания (по вариантам), через определенное время сдают выполненные работы. Для проверки работы раздаются учащимся того же варианта, но не владельцу тетради. Проверяющие очень внимательно сверяют ответы с ключом, помечают неверные ответы карандашом, ставят отметку в соответствии с озвученными критериями и одновременно понимают, где допустили ошибки сами, и как надо было ответить. Затем проверенные работы сдаются и проверяются учителем. Используется для быстрой проверки знаний и включает ребят в процесс взаимодействия. Применяется при проверке овладения определенным материалом.
- Верю - не верю. Учитель зачитывает несколько утверждений по определенной теме (от 5 и более). Если ученик считает, что сказанное верно, отмечает знаком +, если - нет, то -. По окончании работы открывается "ключ", проверка может проходить коллективно, индивидуально или взаимопроверка. Перед началом такой работы можно оговорить условия: оценка зависит от количества верных ответов. Задание применяется на этапе рефлексии урока, как проверка домашнего задания.
- А вы знаете, что…Ученики должны закончить фразу. Используя информацию, которую нашли по изучаемой теме. Используется для расширения кругозора учащихся. Применяется на повторительно - обобщающих уроках.
- Ералаш. Учащиеся работают с рисунком, на котором ошибочно подписаны некоторые элементы, учитывая западающие темы, и меняют надписи местами. Использование этого приема направлено на закрепление изучаемых признаков.
- Удивляй. Краткое сообщение интересных исторических сведений, легенды, необычных фактов. Сообщения могут готовить как учитель, так и обучающиеся. Включаются в ход урока на этапе усвоения нового материала (для усиления мотивации) и в ходе выполнения практической работы (для предотвращения утомляемости).
- Невозможное становится возможным. Суть приема в постановке перед ребятами задач по устранению того, что позволит невозможные изображения превратить в реальные. Выполнение задания требует от учащихся применения знаний в нестандартных ситуациях и использования умений и навыков моделирования. Возможны вариации. Например, предлагаются разные изображения (реальные и невозможные) и учащиеся определяют их по определенным признакам.
- На кого это похоже? Прием направлен на формирование ценностно-смысловых и учебно-познавательных компетенций. Суть приема состоит в том, что каждому ребенку предлагается чистый лист, на который они приклеивают выбранный каждым кусок цветной бумаги (остатки от других занятий). Далее ребенок смотрит на лист с разных сторон, пока не придумает какой-нибудь образ. Далее при помощи фломастера линиями дети дорисовывают изображение так, чтобы всем стало понятно, на кого это похоже. Используется прием в первом классе на уроке изобразительного искусства и способствует формированию образного мышления.
- Развивающий канон - это упражнение, элемент интеллектуальной игры или задача, состоящая из шести пространственно организованных элементов, связанных между собой некоторыми логическими, ассоциативными или иными связями. РК можно успешно использовать в учебном процессе для оживления творческого отношения к самым разным предметам: математике, русскому языку, окружающему миру, информатике и любым другим предметам. Его можно применять для тренинга памяти, аналитических способностей, творческого воображения. РК может иметь различные формы: табличную
-
автомобиль
?
карандаш
пенал
самолет
?
человек
собака
жук
2
4
?
и ступенчатую
-
человек
голова
затылок
?
глаз
зрачок
- Получи бонус. В ходе урока любого типа ученик принимает участие
- Ассоциация. При знакомстве с новым понятием учащимся предлагается высказать свои ассоциации, впечатления, образы, связанные с этим понятием, которые позволят легче усвоить новую тему. Может быть использован при изучении новых понятий.
- Были и небылицы. Учитель даёт задание придумать быль или небылицу (это могут быть и простые факты, реальные или вымышленные) по теме (тема может быть любой) затем учащиеся читают вслух свою небылицу, а остальные пытаются отгадать правда это или нет и объяснить почему они так думают. Ученик , придумавший небылицу комментирует ответы одноклассников. Приём используется при обобщении и повторении, закреплении пройденного материала. Приём способствует поддержанию естественной мотивации, обоснованной детской любознательностью, к выполнению всех предложенных заданий, потребностью в самоактуализации. Позволяет задействовать даже самых не активных учеников.
Карта успешности
Фамилия ученика ________________________________
Класс___________
Тема (по любому предмету) Факторы
Активность, работоспособность
Старательность, добросовестность
Теоретические знания
Практические умения и навыки
Скорость выполнения заданий
Общительность, сотрудничество
Вежливость, взаимопомощь
Поведение, ответственность
Самостоятельность, инициативность
Аккуратность, точность, красота
Максимальный балл - 10 Благодаря диагностике можно установить, как влияют разнообразные акмео-приемы и технологии на достижение учеником своего АКМЕ в учебной деятельности и саморазвитии. Создание акмеологического пространства на уроке открывает большие возможности в совершенствовании личности младшего школьника, способствует эффективному содержанию обучения. Литература.
- Акмеология: учебник / Под ред. А.А. Деркача. М.: Издательство РАГС. 2006
- Аксенов А.А. Особенности диагностики и оценки детей в условиях личностно-ориентированного обучения. // Тамбов, 2002.
- Антропова Л.В. Акме-технологии в профессиональной подготовке учителя адаптивной школы// Школьные технологии.№6, 2003.
10. Чернобровкина Г.П. Интернет - проект. Творческая лаборатория педагога-экспериментатора. 11. Шлыкова И.Е. Самооценка учебной деятельности.- ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя».