Активизация познавательной деятельности младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Активизация познавательной деятельности младших школьников

Прежде чем давать знания, надо
научить думать, воспринимать, наблюдать.
В. Сухомлинский

Активизация познавательной деятельности младших школьников принесет легкость и эффективность в их обучении. Это, несомненно, нужно детям для будущей самостоятельной жизни. Активность мыслительной деятельности, непрестанный поиск нового, стремление к самостоятельности является отличительной чертой современного человека. Требование сегодняшней жизни - движение, самостоятельность, инициатива, креативность. Поэтому перед педагогами, психологами и родителями злободневным является развитие у детей познавательной способности и самостоятельности. Дети младшего школьного возраста имеют огромные резервы для развития. Психологи утверждают, что, если учитель найдет наиболее эффективный способ донесения, то дети смогут освоить более сложный материал, чем он есть в школьной программе. Важно обратить внимание на особенности и развитие познавательности у детей этого возраста. Чем интереснее учебная деятельность младшего школьника, тем больше его способности и возможности, делающие учебный процесс легким и эффективным. К моменту поступления в школу ребенок, как правило, готов к обучению. Физическое и психологическое развитие уже позволяет ребенку обучаться в школе. Поэтому, активизация познавательной деятельности на уроках это один из главных путей повышения эффективности обучения. Большое значение с точки зрения активизации мышления обучающихся имеет: программированное и проблемное обучение, практическая направленность обучения, игровое действие и творческий характер обучения, разнообразие коммуникаций, использование знаний и опыта обучающихся, групповая форма организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностный подход к обучению, движение и рефлексия. Конечная цель - создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют наши знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Активизации познавательной деятельности учащихся способствует поворот от обучения в условиях класса к обучению в малых группах. Учащиеся работают в парах или в группах по 3-4 человека. При этом происходит поворот от сообщения знаний и их запоминания к самостоятельному поиску и кооперированию усилий, поворот от овладения всеми учениками одного и того же материала к овладению разными учащимися разного материала. Учитель даёт возможность учащимся самим выбирать, что и каким образом (в пределах стандарта образования) они будут изучать с тем, чтобы каждый ученик имел возможность достичь максимального результата. В группах учащиеся легче и быстрее раскрывают свои сильные стороны и развивают слабые, поскольку последние не оцениваются негативно. Групповая форма обучения позволяет одновременно решать три основные задачи: конкретно-познавательную, коммуникативно-развивающую, социально-ориентационную. Объединение в группы можно организовать по-разному. Можно предложить учащимся объединяться в группы «по желанию» или по решению учителя, а можно использовать элемент игры. Например, приём «Поздоровайся локтями», «Мой цветок», «Галерея портретов» позволяет эффективно и динамично начать урок, разделить обучающихся на группы. Задачу активизации познавательной деятельности обучающихся можно успешно решить, используя личностно - деятельностные технологии обучения, в частности, технологии развития критического мышления, технологии интерактивного обучения. Используя личностно - деятельностные технологии обучения в своей работе, учителя придают уроку оригинальные, нестандартные приемы, творчество и креативность, повышая этим интерес школьников к учебному процессу. Обычно на таких уроках дети увлечены, работоспособны, и, конечно же, результативность в классе возрастает. Уровни познавательной активности: Воспроизводящий. Учащиеся стремятся понять, запомнить, а потом воспроизвести знания. На этом уровне интерес к углублению знаний отсутствует. Интерпретирующий. Учащиеся стремятся найти смысл в изучаемом материале, увидеть связь между явлениями, найти способы применения в разных условиях. Творческий. Желание учащихся не только понять глубину и сущность явлений, их взаимосвязь, но найти новый способ для своей цели. Для повышения активности учеников начальных классов целесообразно использовать следующие словесные методы: Дискуссии. Дети должны учиться свободно, не боясь, высказывать свою точку зрения и уважать мнение (даже противоположное) одноклассников. Самостоятельная работа. Ребята должны уметь анализировать, выделять из общего - главное, пользоваться разными источниками информации. Необходимо развивать устную речь. Самостоятельная работа с дидактическим материалом. Это карточки для закрепления материала, практические задания, тесты и т. д. Проблемное изложение. На уроке создаются проблемные ситуации. Ребята предлагают свои предложения по решению проблемы. Этот метод активизирует умственную деятельность, синтез и анализ, обобщение и сравнение, установление причинно - следственной связи.

Советы учителям и родителям

Известно, чтобы максимально достичь воспитательную цель для детей, необходимо совместное, согласованное участие учителей и родителей. При каких условиях активизация детской умственной, познавательной деятельности будет эффективной? Обе стороны - и родители и учителя, должны быть едины таких понятиях: - ребенок - ученик должен быть вовлечен в самостоятельный поиск новых знаний и решение задач проблемного характера; - подростку нужно донести, что изучаемые предметы нужны, важны, а обучение - целесообразно; - интерес к новому материалу неотрывен от уже известных для него базовых знаний. - обучение должно быть не слишком трудным и не слишком легким; только тогда оно вызовет интерес; - школьника стимулирует проверка и оценивание его работы (в школе и дома). Оценка должна быть безопасной для психики ребенка: сначала отмечаются достоинства, затем говорится о недостатках; критика должна быть конструктивной (мягкая форма оценки, фраза «было бы лучше, если бы …»); оценивать конкретный ответ, не переходя на личность ребенка и т. д. - важная роль в активизации познавательного процесса принадлежит позитивной психологической атмосфере: принятие независимо от успеха, преобладающее поощрение, побуждение, понимание и поддержка. Приветливость (взгляд, улыбка, кивок…) , внимание являются мощным стимулом для малышей. Практические советы: Перегрузка делает работу скучной и нудной; необходимо больше разнообразия и возможности для выбора. Больший акцент делать на личный пример, нежели на инструкции и правила. У много знающих родителей и учителей ребенок активен в поиске знаний. Активность детей лучше всего стимулируется своевременной похвалой. Было бы хорошо продумать форму поощрения за особенные достижения в школе и дома. Для успешного усвоения любого материала необходима организованность ребенка. Это особенно важно для родителей: · Соблюдается ли домашний режим дня · Готовятся ли школьные вещи заранее · Проявляют ли родители интерес к занятиям ребенка в школе · Опаздывает ли ребенок в школу (как часто) · Знают ли родители, чем ребенок занимается после школы, сколько времени занимает выполнение домашнего задания, данного учителем · Делится ли ребенок впечатлениями о проведенном дне в школе. Детям важно видеть заинтересованность родителей их учебной деятельностью. Поддержка интереса школьников в посещении библиотек, кружков, секций. При необходимости - посещение психолога. Развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, знаниям, потребность в их постоянном поиске - это ключевая задача учителей и родителей. Этот аспект является главным в развитии личности современного поколения.



© 2010-2022