- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему Стихи А. Н. Плещеева о весне
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему Стихи А. Н. Плещеева о весне
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Москалюк Г.Ф. |
Дата | 27.09.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме «Стихи А. Плещеева о весне».
Цели: создать условия для ознакомления со стихотворениями А. Плещеева о весне; учить видеть в стихах выразительные средства языка и определять настроение в стихотворении, учитывать это при выразительном чтении; развивать выразительную речь, память, образное мышление и внимание к слову; прививать любовь к русской поэзии, воспитывать чувство прекрасного. Планируемые результаты: Предметные: обучающиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения читать стихотворения выразительно; представлять картины весенней природы и находить в стихотворении те слова, которые помогают представить эти картины, объяснять отдельные выражения в лирическом тексте. Метапредметные:
- Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её и принимать, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока; оценивать свою работу на уроке.
- Познавательные: анализировать стихотворение, выделять в нём главную мысль, отвечать на вопросы на основе текста стихотворения.
- Коммуникативные: обсуждать в паре ответы на вопросы, соблюдая правила общения, уметь доказывать свою точку зрения.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, портрет А. Плещеева; выставка книг, учебник (Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. в 2 ч. ч.2 / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий и др./ - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - (Школа России)), мультимедийная презентация, мультфильм «Двенадцать месяцев», романс «Уж тает снег…» на стихи Плещеева, музыка П. И. Чайковского в исполнении Натальи Шпиллер.
2.Технологическая карта занятия
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.Мотивационно - деятельностный момент Настрой на работу Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу,
Пожелайте мысленно удачи. Подготовка класса к работе. Дети настраиваются на урок
Личностные: самоопределение;
Регулятивные: целеполагание;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки
-
Отгадайте загадку Слайд 2
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла ...
О каком времени года мы будем говорить на уроке?
-
Возьмите карточку № 1.
Речевая разминка
Прочитайте стихотворение «жужжащим» способом.
Весенняя гостья
Милая певунья,
Ласточка родная,
К нам домой вернулась
Из чужого края.
Под окошком вьётся
С песенкой живою:
«Я весну и солнце
Принесла с собою…» К. Льдов
- Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
- Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.
- Начните читать шёпотом и постепенно
усиливайте голос.
- Начните читать громко и постепенно переходите на шёпот.
Вот вы и готовы читать стихи. Послушаем ваше чтение стихотворений наизусть.
3. Чтение стихотворений Ф. Тютчева наизусть (по выбору обучающихся).
Ученики отгадывают загадку.
Весна
О весне
Ученики читают стихотворение
Ученики читают наизусть стихотворения Ф. Тютчева по выбору.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Познавательные: логические-анализ объектов с целью выделения признаков.
3.Постановка учебной задачи Активизация знаний учащихся и создание проблемной ситуации. - Вместе с весною к нам пришли в гости книги. Все они одеты в праздничные наряды, все цветные и красивые. Каждая титульная страничка несет не только информацию о названии, но и подсказывает, какие герои в ней живут. Давайте рассмотрим книжную выставку. Назовите книги, которые вы видите на выставке? Слайд 3 Может кто - то догадался, что мы будем делать сегодня на уроке? Слайд 4 Кто может сформулировать тему урока?
Ответы детей
Дети разгадывают тему.
Регулятивные: целеполагание;
Познавательные (Логические): анализ с целью выделения признаков
4. Построение проекта выхода из затруднения
-
Разговор об А. Н. Плещееве
Слайд 5 Что вы знаете об этом поэте? Рассмотрите портрет писателя. Что вы можете сказать об этом человеке? Алексей Николаевич Плещеев (1825 - 1893) - замечательный русский поэт, писатель, переводчик. Алексей Николаевич Плещеев родился 4 декабря 1825 года в Костроме, в семье чиновника, происходившего из старинного дворянского рода. Далекий предок поэта участвовал в битве с татарами на Куликовом поле. Алеша провел детство в Нижнем Новгороде, учился в Петербурге, в школе гвардейских подпрапорщиков, затем, оставив ее, - в университете, на восточном факультете. В 1844 году выступил с первыми стихами в "Современнике", в 1846 г напечатал отдельный сборник стихотворений, принесший ему широкую известность. В 1872 г по приглашению Некрасова он переехал из Москвы в Петербург, заняв должность секретаря журнала "Отечественные записки". Алексей Плещеев умер в Париже (по пути на французский курорт). Похоронен в Москве у Новодевичьего монастыря. Своим современникам, писавшим для детей, он говорил так: «Помните, что маленькие читатели - будущие строители жизни русской. Научите их любить добро, родину, помнить свой долг перед народом».
Ответы детей
Регулятивные: планирование, прогнозирование;
Логические - решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;
Коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
5. Первичное знакомство
Физкультминутка
Словарная работа Слайд 6 Чтение слов по слогам, а затем целыми словами По - ве - я - ло - повеяло за - сви - щут - засвищут о - де - нет - ся - оденется ла - зурь - лазурь ми - но - ва - ла - миновала се - ни - сени про - ще - бечь - прощебечь Что обозначают данные слова? Слайд 7 Найдите слова синонимы? Чтение стихотворения «Весна» Слайды 8 - 16
- Что описывает поэт? - Какие картины весны наблюдает поэт? - С каким настроением говорит о них? Воспользуйтесь словарём настроения. Слайд 17 -Какие строчки из стихотворения придают праздничное настроение? -Прочитайте стихотворение. Какой литературный приём использует автор?
Найдите подтверждение текстом. Физкультминутка для глаз Чтение стихотворения «Сельская песенка» -Как вы думаете, о чём оно? -Слышали вы это стихотворение раньше? -Кто помнит? Просмотр отрывка из мультфильма «Двенадцать месяцев» -Нравится ли весна поэту? -Какие слова говорят о том, что поэт радуется и ждёт весну? -С какой просьбой обращается поэт к ласточке? -Какие приметы весны можно увидеть, а какие - услышать? -Найдите и прочитайте о них. Работа в парах -Прочитайте стихотворение самостоятельно, обращая внимание на знаки препинания. Подготовьтесь к выразительному чтению, воспользуйтесь памяткой. Слайд 18 -Какая пара прочитала выразительнее? -На многие стихи композиторы наложили музыку. -А как вы думаете, можно ли на эти стихи наложить музыку? -Стихи А. Н. Плещеева очень лиричны. Вспомните, какую песню на слова А. Плещеева вы учили? А сейчас послушаем романс «Уж тает снег…» на стихи Плещеева, музыка П. И. Чайковского в исполнении Натальи Шпиллер. Значение непонятных слов смотрят в словаре С. И. Ожегова дуть запоют
светло-синий цвет, синева
прошла
сени - нежилая часть дома, соединяющая жилое помещение с улицей. Учитель читают стихотворение, а ученик (подготовленный) на компьютере иллюстрирует. Приход весны Ответы детей
Олицетворение (бегут ручьи, повеяло весною, лес оденется, пора миновала, солнце стало)
Стихотворение звучит в фильме «Двенадцать месяцев»
Ответы детей
Работа в парах Дети сами выбирают стихотворение, распределяют строфу, тренируются читать, а затем читают.
«Осень» музыка Ц. Кюи
(Осень наступила, высохли цветы…)
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;
Коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, коррекция.
6. Закрепление изученного
Слайд 19 Возьмите карточки и соотнесите название стихотворения с автором.
«Весенние воды» А. Плещеев
«Весна» Ф. Тютчев
«Зима недаром злится…»
«Сельская песенка»
Поменяйтесь карточками, проверьте друг у друга.
Работа на компьютере. Слайды 20 - 22
Вставьте пропущенные олицетворения
«Уж тает снег,…… ручьи».
« Засвищут скоро соловьи
И лес ……. листвою»».
«Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце……»
Взаимопроверка
Выполнение на компьютере
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению;
Личностные: самоопределение
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные: рефлексия;
Личностные: смыслообразование
7. Рефлексия деятельности
(итог урока) Подошёл к концу наш урок. Стихи какого русского поэта мы сегодня читали? О чём эти стихи? -Какой приём использует поэт, чтобы мы могли ярче представить весенние картины? - Какое настроение вызвали у вас прочитанные стихи? - Все ли мы сказали на уроке или есть еще над чем подумать и поразмышлять? Выбери утверждение Слайд 23 На уроке я работал: активно, пассивно Своей работой я: доволен, недоволен За урок я: устал, не устал Материал урока мне: понятен, интересен; непонятен, бесполезен.
Ответы детей
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению;
Личностные: самоопределение
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные: рефлексия;
Личностные: смыслообразование
8. Домашнее задание ( Задание на выбор) Я предлагаю вам такие задания. Они перед вами на карточке голубого цвета, прочтите, вдумайтесь. Слайд 24 1. Придумать свою историю о весне. 2. Найти в библиотеке книги А. Н. Плещеева. Прочитать одну из них. Рассказать о прочитанном. 3. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению А. Плещеева «Сельская песенка», можно объединиться в группы. ( Обязательное задание) 1. Выразительно читать стихотворение. 2. Выучить одно стихотворение наизусть (на выбор).
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные: рефлексия;
Личностные: смыслообразование
Источники:
1. Литературное чтение. 2 класс. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч.2 / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий и др./ - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - (Школа России)
2. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс. - М.:ВАКО, 2013.
3. Алексей Николаевич Плещеев биография поэта to-name.ru›biography/aleksej-pleschev.htm
Приложение № 1
Речевая разминка
Прочитайте стихотворение «жужжащим» способом.
Весенняя гостья
Милая певунья,
Ласточка родная,
К нам домой вернулась
Из чужого края.
Под окошком вьётся
С песенкой живою:
«Я весну и солнце
Принесла с собою…» К. Льдов
- Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
- Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.
- Начните читать шёпотом и постепенно усиливайте голос.
- Начните читать громко и постепенно переходите на шёпот.
Приложение № 2
Словарь настроения
-
Радость Волнение
-
Восторг Удивление
-
Восхищение Любование
-
Интерес Веселье
-
Нежность Грусть
Приложение № 3
Соотнесите название стихотворения с автором.
«Весенние воды»
«Весна» Ф. Тютчев
«Зима недаром злится…» А. Плещеев
«Сельская песенка»
Приложение № 4
Домашнее задание ( Задание на выбор) Я предлагаю вам такие задания. Они перед вами на карточке голубого цвета, прочтите, вдумайтесь. 1. Придумать свою историю о весне. 2. Найти в библиотеке книги А. Н. Плещеева. Прочитать одну из них. Рассказать о прочитанном. 3. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению А. Плещеева «Сельская песенка», можно объединиться в группы. ( Обязательное задание) 1. Выразительно читать стихотворение.
2. Выучить одно стихотворение наизусть (на выбор).