Конспект внеклассного мероприятия по окружающему миру В царстве лекарственных растений

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Цель: Развивать умение рационально использовать лекарственные рас­тения для здорового образа жизни. Формировать умение собирать лекарственные растения в определенные сроки и в определенных мес­тах. Развивать экологическое мышление на основе представлений о «царстве» лекарственных растений. Развивать творческое воображе­ние и коммуникативное общение в процессе игры, основываясь на сво­бодном обмене мнениями и интересах детей. Формировать умение и желание активно беречь и защищать природу. Развивающая среда: иллюстрации с изображением лекарственных ра­стений: одуванчик, крапива, подорожник, тысячелистник, бессмертник, валериана, ромашка; засушенные растения.

Ход занятия 1. Ребята, посмотрите, куда привела нас тропинка? Вы ощущаете аромат? Мы с вами оказались в царстве растений, а ка­ких растений - вы узнаете, отгадав загадки и прослушав стихо­творения. 1. Ах, не трогайте меня, Обожгу и без огня. (Крапива)

Красиво выглядит крапива,

А поступает некрасиво:

Чем к ней нежнее прикасаются,

Тем хитрая больней кусается.
Рос шар бел, дунул Ветер - шар Улетел. (Одуванчик)

  1. Одуванчик золотой
    Был красивый молодой,
    Не боялся никого,
    Даже ветра самого.
    Одуванчик золотой
    Постарел и стал седой.
    И как только поседел
    Вместе с ветром улетел.

  2. Нарядные платьица, желтые брошки,
    Ни пятнышка нет на красивой одежке,
    Если случиться тебе простудиться:
    Привяжется кашель, поднимется жар -
    Подвинь к себе кружку, в которой дымится
    Слегка горковатый, душистый отвар.


  • Что же это за чудесный цветок? (Ромашка)
  • Ребята, а как называются эти растения? Почему они так называются?

Проблемная ситуация Издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений. Наши пред­ки знали полезные свойства многих цветов и трав: больных и ране­ных лечили травяными бальзамами и настоями, пили чай из раз­ных трав. Давайте побольше узнаем о лекарственных растениях и для чего они нужны человеку? II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Исследовательская деятельность Посмотрите на это растение (картинка или засушенное растение). Его можно встретить на лугах и лесных опушках, и называется оно - тысячелистник. Посмотрите на его листья. Те­перь вам понятно, почему он так называется? (Ответ детей). Да, каждый лист состоит из множества крохотных листиков, и у каж­дого листика ажурные края. Тысячелистник - лекарственное рас­тение. Издавна его использовали для остановки кровотечений, а также для улучшения аппетита. Используют у тысячелистника соцветия - корзинку. А чем хорошо лечить, если разобьешь коленки? Зеленым бинтом, который называется... (подорожник). По­чему это растение так называется? Да, ребята, мы иногда топчем его. Оно плотнее прижимается к земле. Листья его упругие, с прочными жилками. Надежно укрепился в почве густым пучком корней. Вверх поднят только стебелек с соцветием. Они тоже же­сткие и упругие. Вот и не боится подорожник вытаптывания, от которого так страдают многие другие растения. Подорожник - великий путешественник. Известна история его появления. Очень давно европейцы начали заселять новую для них землю - Север­ную Америку. А с ними и поселился подорожник. Приклеившись к ногам людей, он без труда перебрался через океан. И там, где проходили европейцы, стал расти. Индейцы дали ему название - «след бледнолицых». Вы знаете, как пользоваться подорожником при ушибе? Лист подорожника надо обязательно очистить от пыли, затем немного поцарапать, чтобы выделился сок, и затем прикладывать к ране. Отгадайте. О каком растении говорят, что оно жжет. Правильно, это крапива. Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом, можно даже заквашивать крапиву, как капусту. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Важно и другое, о чем писали очень давно русские врачи. «Берем сырую крапиву, толчем и прикладываем к свежим ранам - она раны вычистит и заживит». В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов, а также она хорошо останавлива­ет кровь. А еще она укрепляет волосы; из нее делают бумагу. Да-да, из крапивы можно получать бумагу, а также мешковину и ве­ревки. Дело в том, что в стеблях этого растения очень прочные волокна. Вспомните сказку X. Андресена «Дикие лебеди». Именно из крапивы пришлось сестрице связать рубашки для братцев, чтобы спасти их от чар колдуньи. Полезна крапива и бабочкам - адмиралу, павлиньему глазу, крапивнице, гусеницы которых едят ее листья. Одна из таких ба­бочек даже названа в честь своей травы-кормилицы. Но почему все-таки крапива обжигает? На листьях и стеблях крапивы имеются особые волоски. Каж­дый волосок, как игла крошечного шприца. Внутри волосков - едкая жидкость. Дотронулся - получай уколы. Поэтому, когда заготавливают крапиву, одевают перчатки. А что это за растение? Отгадайте. Стоит в поле кудряшка - Белая рубашка, Сердечко золотое. Что это такое? Это ромашка. Если горло заболит, то лучший доктор - отвар из луговой лекарственной ромашки. Давайте научимся ее отличать от другой, которая никого не лечит, и называется поповником. Дети приходят к выводу: у лекарственной ромашки листья рас­сеченные и много мелких цветков; у половины - листья цельные, на каждом стебельке один цветок. А если разрезать цветоложе (се­рединку) ромашки аптечной вдоль, то оно будет полое, в то время как у поповки - нет. Есть еще один признак - запах. Поню­хайте, ребята. У ромашки аптечной он отсутствует или неприятный. Лекарственная ромашка любит солнце - в темных, влажных местах она не растет. - А теперь посмотрите на это растение. Кто знает, как оно называется? Золотисто-желтые цветочные корзинки, похожие на мягкие кошачьи лапки, обладают удивительной способностью со­хранить в засушенном состоянии свой естественный вид и окрас­ку. Именно поэтому растение получило название бессмертник. Эта
особенность растения используется для составления «зимних буке­тов». Бессмертник довольно неприхотливое растение, хорошо пе­реносит засуху в наших степных районах. Растет преимущественно тем, что растение укрыто специальными волосками, надежно за­щищающими растение от излишнего испарения. (Дети рассмат­ривают растение). С незапамятных времен растение это использовалось в лекарст­венных целях. Из него изготавливали «грудной чай», рекомендо­ванный при простудах, отвары применялись при укусах бешеных животных, а порошком бессмертника присыпали долго незаживаю­щие раны. Еще бессмертник используют для добывания желтой краски. Бессмертник помогает человеку справляться с комнатной молью, повреждающей одежду, ковры, меховые изделия. - А вот еще один врачеватель из нашей аптечки - что это за растение? Определите по запаху. Конспект внеклассного мероприятия по окружающему миру В царстве лекарственных растений- Корень валерианы. В переводе с латинского языка «вале-ре» означает «быть здоровым». Это одно из самых пахнущих лекарственных растений. Рассмот­рите корневище и опишите его. (Рассказы детей). Корневище ко­роткое, толстое, внутри полое с многочисленными корешками. На Руси валериану издавна рекомендовали в качестве успокаиваю­щего средства, при бессоннице. Еще царь Петр I повелел выращи­вать лекарственные растения, в том числе и валериану, в специ­ально созданных «аптекарских огородах». Растет валериана по заболоченным и влажным, иногда засоленным лугам, по берегам водоемов и канав, в зарослях кустарников, на лесных полянах и опушках. Все эти лекарственные растения, о которых говорили, произра­стают во многих местах. Физминутка На берегу стояла ива, Ветер ветками качал То налево, То, направо, То листочками играл
  • Кто соседи аптечной ромашки?
  • Какая по счету валериана?
  • На котором месте находится бессмертник?
  • Сколько лекарственных растений мы «встретили» в нашем крае,
    на этом занятии?
Дополнительные упражнения. «Какого растения не стало?» (На внимание). Правила сбора лекарственных растений. Подземные части растений собирают в сухую погоду, после того как спала роса. Сушат под навесом, чтобы не попадали прямые солнечные лучи. Почему? (Ответ детей). При сборе цветков часть из них оставляют на растении. Зачем? (Ответы детей). Нельзя собирать больные и поврежденные вредителями растения. Запрещается собирать растения вблизи автомобильных и желез­нодорожных магистралей, а также в крупных городах. Почему? Как вы думаете? Запрещен сбор редких лекарственных растений, занесенных в Красную книгу. Цветки собирают, когда растение цветет. Корневище - по­здней осенью, когда плоды уже осыпались (что важно для возоб­новления зарослей). Аутотренинг: звучит запись «Одинокий пастух» в исполнении оркестра под рук. П. Мориа.

...Ярко светит солнце,

Дует легкий ветерок,

Я вдыхаю его чистый, свежий воздух.

Колышется травы луга,

Надо мной гордо кружат птицы.

Мне хорошо и приятно.

Я очень рад (а), что встретился с

Удивительным миром царства лекарственных растений.

Я хочу жить в мире с природой.

Я буду другом и защитником всему живому.











Конспект внеклассного мероприятия по окружающему миру В царстве лекарственных растений

Конспект внеклассного мероприятия по окружающему миру В царстве лекарственных растений


© 2010-2022