• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Литературное чтение. Из опыта работы. Развитие речи и творческого потенциала младшего школьника. Как мы играли в рифму «Прыгал заяц по дороге…»

Литературное чтение. Из опыта работы. Развитие речи и творческого потенциала младшего школьника. Как мы играли в рифму «Прыгал заяц по дороге…»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературное чтение. Из опыта работы. Развитие речи и творческого потенциала младшего школьника. Как мы играли в рифму « Прыгал заяц по дороге…» На уроках чтения во втором классе приходится много читать, заучивать стихотворения разных поэтов. Моя задача - учить детей понимать смысл стихотворения, угадывать настроение автора, объяснять, чем стихотворение отличается от прозы, распознавать рифму. Объясняя, что такое рифма, где она находится, как ее составить, попросила ребят подобрать любое слово для рифмы. Они предложили «заяц». Почему бы и нет? Ведь зима, скоро Новый год. Зайцы зимой по лесу бегают, следы путают, их следы на снегу хорошо видны. Какой Новый год без наряженного в зайца ребенка? Стали подбирать к нему рифму - палец, яиц, паяц. Потом стали зарифмовывать строчку:

По дороге бежал заяц,

Нес он в сумке много яиц.

По сугробам бегал заяц,

Отморозил себе палец.

В хороводе белый заяц

Веселил он всех как паяц.

Всем стало весело, у ребят загорелись глаза. Они поняли, что совсем несложно сочинить рифму. Нужно лишь зарифмовать « хвосты» строк.

В конце урока дала задание на дом - зарифмовать пару любых слов, если получится, то две строчки. У Лены вышло так:

Сидит кошка на окошке,

Во дворе летают мошки.

Во дворе стоит машина,

У нее большая шина.

Подошел к ней мужичок,

Оказался казачок.

Витя сочинил так:

Я люблю уроки чтения

Так же, как свое печенье.

Еще люблю уроки пения.

Уроки чтения и пения

Поднимают настроение.

Эля тоже придумала:

Берем шар,

Идем в бар.

Нарисовал сынок

вьюнок.

Смотрю кино, Ем эскимо.

Когда ребята читали свои рифмы у доски, опять всем было весело. Кто ничего не смог дома сочинить, называли зарифмованные в строчках слова. Довольные, что их рифмы понравились, авторы садились на свои места. Ребята признались, что им помогали родители, но всем в разной степени. Лена предложила родителям тему про кошку и мужичка, а сочиняли всей семьей. Витя сочинял вместе с папой. Только Эля сочиняла сама. У Тани рифма дома не получилась: Серый волк по лесу бегал, зайчика искал. За зайчиком бежит волк вокруг Новогодней елки. Предложила одноклассникам помочь Тане придумать рифму. К слову «бегал» ребята предложили - махал, ехал. Сочиняем: Серый волк по лесу бегал За зайчонком с серым мехом. « Про волка тоже давайте придумаем», - зашумел класс. « Волк - долг», - сказал Кирилл. « Как вы понимаете слово долг?»- спрашиваю я. Отвечают, что это когда ты должен кому - то деньги. Может долг быть не денежным? Молчат. По - видимому, у моих второклассников все ценности пока ассоциируются с деньгами. Это не страшно, ведь они только постигают законы жизни. Рифмуем « волк - долг», заменяем слово «зайчонок» на слово «косой». За косым погнался волк, Чтоб вернул ему он долг. Все были довольны. Многие ребята сказали, что дома еще хотят посочинять. Когда я уже хотела перейти к новой теме, вышел наш маленький Руслан, который еще и читать- то толком не научился. В руках у него был « огрызок» бумаги, а на нем две строчки, как у других ребят. Только это были не предложения, а набор букв. Единственное слово, которое можно было прочитать - это «ежа». Поможем Руслану? И опять класс зашумел: « Ежа, ерша, межа, держа…» Сочиняем:

Я нашел в лесу ежа.

И в руках его держа,

Я несу его домой.

Друг теперь он будет мой.

Руслан во весь рот улыбается ребятам счастливой улыбкой.

Через несколько дней читаем « Путаницу» К.И. Чуковского. Прошу сочинить дома зарифмованную путаницу или небылицу. Ребята охотно кивают головами. На другой день поднимают руку только двое. К доске идет сначала Люба.

Кошка лает на собаку.

Собака ловит воробья.

- Лена, а где же рифма, путаница?

Лена пожимает плечами. Класс уже готов помогать. Собака - ака, вака, нака, макака.

Кошка лает на собаку.

Собака мяукает на макаку.

Потом выходит Саша.

Ехала деревня мимо мужика.

Вдруг из-под собаки лают ворота.

А за ними тулупчик с бабкой на плечах.

А потом дубинка с мальчиком в руках.

По его признанию, он сначала прочитал в книге небылицы, а потом их немножко переделал. Спрашиваю: «Есть ли еще « сочинители?». Мотают головами.

- Что- то сегодня маловато.

Ребята виновато опускают глаза. Они еще не знают, что в творчестве большую роль играет вдохновение. Хорошо, если в этом процессе ребенку помогают взрослые. Тогда в будущем он может стать творческой личностью, быть успешным. Это так важно в нашей жизни.



© 2010-2022