Выступление на МО классных руководителей

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Безотметочное обучение в начальной школе.

Если до недавнего времени основной целью обучения являлось формирование предметных знаний, умений и навыков, то в инновационном образовании во главу угла поставлено формирование общеучебных умений, развитие умений самостоятельно осуществлять учебные действия. Это, в свою очередь, влечет за собой изменения подходов к системе оценивания учебных достижений школьников. Однако школьная отметка была и остается главным критерием работы ученика. В то же время понятно, что существующая система оценивания несовершенна и может негативно влиять на школьников.

Вот тогда и встают вопросы: как преодолеть недостатки существующей традиционной системы отметок; как оценивать изменения в деятельности ученика, не ущемляя его прав.

Для многих учителей и родителей безотметочное обучение - плод воображения или экспериментальных изысков ученых - психологов, весьма далеких от повседневной школьной жизни. Однако если говорить о безотметочном обучении в 1 классе, то это требование законодательно оформлено в современных документах. Однако сегодня безотметочное обучение в 1 классе - лишь декларация, и оно будет оставаться таким до тех пор, пока в руках учителя не появится реальная технология - инструмент организации безотметочного оценивания на начальном этапе обучения. В настоящее время каждый учитель выходит из этой непростой ситуации по - своему, решая проблему без должной методической поддержки, иногда заменяя одни отметки на другие: баллы, ордена, похвальные листы или печати или карточки с изображением зайчиков, солнышек и т.д.(на сколько богата фантазия учителя).

На самом деле необходимо, чтобы учитель принципиально изменил процедуру оценивания, организовав его как совместное действие, постепенно передавая инициативу оценки ученического действия в руки самого ребенка. Именно в этом состоит суть технологии безотметочного обучения, которое не является безоценочным.

Но именно это положение часто не находит нужной поддержки со стороны родителей и некоторых учителей.

Безотметочное обучение - это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей « отметочной» системы оценивания, которые перечислены ниже:

  1. Отметка не дает полноценной возможности для формирования у учащихся оценочной самостоятельности, которая сегодня признана ключевой компетенцией, определяющей новое качество содержания российского образования.

  2. Отметка является малоинформативной, по ней часто нельзя определить вектор дальнейших усилий - что именно надо улучшить, над чем поработать, в какой степени это вообще возможно для данного ученика.

  3. Отметка затрудняет индивидуализацию обучения, так как учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого конкретного ученика в сравнении с предыдущими результатами его обучения.

  4. В отметках сосредоточена вся власть взрослых : отметки - это прежде всего контроль за процессом обучения, право выставлять отметки имеет только учитель.

  5. Для ребенка плохая отметка - предвестник неприятностей в семье.

  6. Отметка - валютная купюра на школьном и семейном рынках.

  7. Отметка - способ соревнования детей. Соревновательность - полезное чувство, но отметка в действительности вызывает преимущественно зависть. Зависть же разрушает товарищескую среду учащихся и является фактором, затрудняющим нормальный ход воспитания и обучения.

Рассмотрев отрицательную сторону отметок, необходимо перечислить аргументы ЗА безотметочное обучение.

  1. У учащихся отсутствует страх. На уроках царит свобода мысли, сотрудничество, как с учителем, так и между учащимися. Отметка, как мотив учения исчезает, и постепенно формируется главный познавательный мотив.

  2. Отсутствие отметок позволяет ребенку открыто сказать о своем незнании. Для мотивированного обучения ученику необходимо определить качество знаний: что ему удается и как, какие пробелы в своих знаниях и умениях следовало бы восполнить и каким образом.

  3. Оценка со стороны самого школьника и его товарищей обязательно обеспечивает успех и закрепляет в ученике уверенность в своих возможностях, формирует интерес к познанию.

  4. Отсутствие отметок положительно скажется на конкретных предметных знаниях и умениях учащихся.

Однако, как бы школьники не научились контролю и оценке (самоконтролю и самооценке), все равно им хочется знать учительскую оценку, чувствовать оптимистическое и чуткое отношение к себе педагога, чья контрольно- оценочная деятельность в педагогическом процессе никогда не должна быть прекращена, она не должна и слабеть, а должна только качественно меняться.

Основная задача педагога - обращать внимание школьников на совершенствование их учебной деятельности, на углубление и усиление мотивов познания, закреплять в ученике веру в их силы, вовлекая в сотруднические формы общения и развивая самостоятельность и чувство свободного выбора. Следовать правилу: оценивать и поощрять любое успешное действие ученика.

За основу безотметочного обучения в 1 классе взяты идеи Г. А. Цукерман:

  1. самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке;

  2. самооценка ученика должна постепенно дифференцироваться;

  3. оцениваться должны только достижения учащегося, предъявленные самими детьми для оценки, опираясь на правило»добавлять, а не вычитать»;

  4. учащиеся должны иметь право на самостоятельный выбор сложности контролируемых заданий;

  5. оцениваться должна прежде всего динамика успешноти учащихся относительно самих себя;

  6. для итоговой аттестации учащихся должна использоваться накопительная система оценок.

Некоторые приемы педагогической технологии, используемые при безотметочном обучении в 1 классе.

Взаимообучение.

Постановка ребенка в позицию учителя позволяет создать условия для развития у него теоретической позиции: ведь обучая другого, ребенок часто усваивает те знания, которые не мог или не стал осваивать, находясь в позиции ученика, растет самоуважение и самодисциплина, находясь в позиции лидера.

Тетрадь продвижения.

Лучше использовать такие тетради при анализе однотипных заданий, чтобы иметь возможность увидеть степень продвижения ученика. Например, учитель проводит диктанты по теме «Безударные гласные», состоящие из 15 слов. После проверки чертится график по количеству пропущенных ошибок.

«Безударные гласные» ( 15 слов)

БВыступление на МО классных руководителейВыступление на МО классных руководителейез ошибок .

1Выступление на МО классных руководителейВыступление на МО классных руководителей ошибка .

2Выступление на МО классных руководителейВыступление на МО классных руководителей ошибки .

3Выступление на МО классных руководителейВыступление на МО классных руководителейВыступление на МО классных руководителейВыступление на МО классных руководителей ошибки . .

4 ошибки

5 ошибок

10.10 05.11 08.12 20.01 15.02

Такие тетради продвижения помогают:

  • формировать у учащихся навык самоконтроля и самооценки;

  • наглядно увидеть процесс формирования предметного знания у учащихся и обеспечить его целенаправленную и своевременную коррекцию;

  • сделать оценку содержательной и для ученика, и для родителей;

  • сделать оценку работы оптимистичной для ученика, который наглядно видит свои результаты;

  • сделать тетрадь «справочником изученного»;

  • обеспечить соблюдение принципа преемственности в обучении.

При четких критериях отметки можно наглядно видеть, какая тема усвоена ребенком в полной мере.

Папка достижений.

Готовится ребенком для родителей в конце года. В нее можно вложить лучшие работы по разным направлениям: рисунки, образцы каллиграфического письма, успешные контрольные задания и т.д.

Оценка - не отметка.

Учитель оценивает работу школьника словами, интонацией, жестом, мимикой, а дети оценивают одноклассников цветными полосками.

Знакомство детей с критериями.

На уроках необходимо обсудить проблему оценки, Полезно, чтобы каждый ученик сам оценил свою работу и сравнил ее с учительской, чтобы школьники оценивали работу друг друга.

Своя «валюта».

Позволяет решить проблему оценивания кратких ответов с места, удачных реплик и вопросов. Подкрепить нужно успех!!! Например, за удачный ответ ученик получает красный кружок. Накопив 5 кружков, он получает большой кружок. Накопив 5 больших кружков - учитель делает запись в дневник, папку достижений и т.д. Этот прием вводится на некоторое время, если требуется расшевелить класс. По мере формирования привычки активно работать учитель уходит от этого приема.

Для обеспечения плавного перехода к отметочному обучению можно использовать следующие приемы:

Райтинг (от англ. - правильно) вводится на период согласования критериев отметки. Ученик сначала сам ставит отметку за работу, затем ее оценивает учитель. Отметки записываются дробью 4/5. Через некоторое время числитель и знаменатель все чаще совпадают.

Защитный лист, в который ученик до урока записывает свою фамилию, если он не готов к ответу. Теперь он может быть уверен, что его сегодня не спросят. Учитель, подшивая листы, держит ситуацию под контролем.

Отсроченная отметка. Неудовлетворительную отметку можно сразу не выставлять в журнал, ограничившись оценочным суждением и дав тем самым ученику дополнительное время для подготовки.

Кредит доверия может использоваться, например, при выставлении спорной четвертной оценки. Дети ценят доверие!

Приемов педагогической технологии великое множество. Они являются результатом местного творчества учителей, объединенных любовью к своему делу и профессионализмом.

Список правил оценочной безопасности является принципиально открытым и может дополняться в ходе учебного процесса. Например:

  • 1. Не скупиться на похвалу.

  • 2. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение.

Например: вместо ,,Ты сделал три ошибки в этом примере" лучше сказать ,,Давай с тобой найдем в этом примере три ошибки"

  • 3. «На ложку дегтя - бочка меда».

Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.

  • 4. Ставить перед ребенком только конкретные цели.

Вместо заклинания. ,,Постарайся быть внимательным и не пропускай букв" эффективней установка ,,В прошлом диктанте ты пропустил шесть букв , сегодня - не больше пяти".

  • 5. «За двумя зайцами…»

Не надо ставить перед первоклассником несколько задач одновременно. Если вы сегодня ставите задачу не забыть о точке в конце предложения, простите ему то, что он забыл, как пишется заглавная буква «Д».

  • 6. Формула «опять ты НЕ…» - верный способ выращивания неудачника.

  • 7. Учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки.

Литература.

Амонашвили Ш.А. Обучение, оценка, отметка. М., 1980.

Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. М., 2002.

Цукерман Г.А. Оценка без отметки. М.,1999.



Выступление на МО классных руководителейВыступление на МО классных руководителейВыступление на МО классных руководителейВыступление на МО классных руководителейВыступление на МО классных руководителейВыступление на МО классных руководителейВыступление на МО классных руководителейВыступление на МО классных руководителейВыступление на МО классных руководителейВыступление на МО классных руководителейВыступление на МО классных руководителейВыступление на МО классных руководителейВыступление на МО классных руководителейВыступление на МО классных руководителей

7


© 2010-2022