- Преподавателю
- Начальные классы
- Развитие фонематического восприятия у младших школьников в период обучения грамоте
Развитие фонематического восприятия у младших школьников в период обучения грамоте
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гурьева Н.В. |
Дата | 15.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Развитие фонематического восприятия у младших школьников в период обучения грамоте.
План
Понятие фонематического восприятия. Актуальность, значимость данных процессов в образовании детей - олигофренов.
Методы и приемы по формированию фонематического восприятия.
Твердят:
«Вначале было слово…»
А я провозглашаю снова:
Все начинается с любви -
И озаренье, и работа,
Глаза цветов, глаза ребенка.
Все начинается с любви…
Р. Рождественский. Фонематический слух - это способность к слуховому восприятию звуков речи, фонем. При углубленной и разносторонней работе над звуками учащиеся должны научиться: воспринимать звуки на слух; правильно их произносить; наблюдать за артикуляцией (деятельностью речевых органов); осознавать звуки как фонемы; различать гласные и согласные по их характерным признакам. Следовательно, исходным моментом в работе над звуками является анализ звучащей речи, поэтому речь учителя должна быть образцом для подражания и произнесения звуков. Правильная речь - необходимое условие успешного овладения программным материалом, поэтому учителю необходимо хорошо знать особенности речевого развития своих учеников. И программа, прежде всего, ориентирует учителя на тщательное изучение состава учащихся. У умственно отсталых детей обнаруживается нарушение психофизических функций, которые непосредственно участвуют в акте чтения и письма - слуховых, зрительных и пространственных восприятий и представлений, артикуляции, общей моторики, достаточно организованного внимания. А также под влиянием различных причин процесс овладения речью задерживается и к моменту поступления их в школу наблюдаются те или иные недостатки речи, особенно часто заикание, недостатки произношения звуков и в значительной мере недоразвития фонематического слуха. Учащиеся, у которых недостаточно сформированы фонематическая или фонетико-лексико-грамматическая стороны речи, условно можно разделить на 3 группы. У детей 1-ой группы недостатки выражаются в искаженном произношении звуков (межзубные, свистящие, горловое р, и т.д.). Все звуки у детей данной группы обычно потом противопоставляются друг другу - фонематический слух развит, и поэтому ошибок на замену и смешение букв у них не будет. У детей 2-ой группы недостатки произношения звуков выражаются в замене и смешении фонем. Это, например, замена и смешение звуков: Шипящих и свистящих - «субу» (шубу), «зук» (жук), «шани» (сани); Парных глухих звонких - «куси» (гуси); Мягких и твердых - «мач»(мяч), «белька» (белка); Смычных - «тошта» (кошка), «дусь» (гусь); Сонорных - «кулы» (куры). У детей этой группы будут наблюдаться замена и смешение букв, большое количество пропусков, перестановок при чтении и письме. Ко второй группе также следует отнести учащихся, у которых все звуки изолированно произносятся правильно, хотя в связной речи у них наблюдаются замены и смешения. У них также будут вышеназванные ошибки. К 3-ей группе относятся учащиеся, у которых наблюдаются отклонения не только фонематической, но и лексико-грамматической стороны речи. Такое нарушение принято считать как общее недоразвитие речи. Оно может проявляться и очень резко (полное отсутствие речи или лепетное его состояние), и сглажено, часто в виде только отдельных пробелов. Дети с общим недоразвитием речи не могут успешно овладевать программным материалом. Уже с первых дней пребывания детей в школе начинается работа по развитию речи. Учитель обращает внимание на фонетическую сторону речи - особенности произношения. Дети с грубыми нарушениями речи направляются к логопеду для специальных занятий. Несложные косноязычные исправляет сам учитель. Работа по развитию речи включает также уточнение, обогащение и активизацию словаря учащегося.
Работа по формированию у первоклассников фонематического восприятия начинается уже с подготовительного (добукварного) периода. Предварительно следует провести работу по уточнению и организации слухового восприятия вообще. Методисты русского языка (М.Гнездилов, А.Аксенова, Е.Грузинцева и др.) рекомендуют использовать для этой цели сначала выделение, различение и воспроизведение звуков окружающей действительности (жужжание пчел, шуршание листьев, сигналы машин, завывание ветра). Это обычно проводится в период добукварных уроков, во время прогулок, экскурсий, в играх «Узнай по слуху», «Кто голос подает?» и др. Большое значение имеет слушание музыки, детских радиопередач, можно давать задание под музыку, например, поиски спрятанного предмета. Можно предложить детям помолчать, даже закрыть глаза и послушать, о чем говорит комната, коридор, улица. Дети услышат тиканье часов, шум машин, звонок, шаги, чириканье воробья и мн.др. В процессе игры можно предложить детям изобразить звуками то, что они слышали. Надо сказать, что дети поразительно точно передают различные звуки (шипение, жужжание, кваканье, завывание, свист). Подобные игры обостряют внимание детей и делают их более восприимчивыми к звучанию речи, воспитывают умение слушать. Далее идет знакомство с термином «слово». Уяснение понятия «слова» начинается с соотнесения слова с называемым предметом. Сначала дети называют и показывают предметы, предложенные учителем, подсчитывают их количество. О перечисления натуральных предметов необходимо перейти к соотнесению понятия «слова» уже не с самим предметом, а с его изображением на картинке. А потом со словами безотносительно к обозначенным предметам. Учитель называет слова, ученики повторяют их, подсчитывают количество данных слов и обозначают их условно-графически полоской цветной бумаги.
В дальнейшем рекомендуется изменить вид упражнений таким образом, чтобы по предложенной учителем схеме дети подсчитали и самостоятельно подобрали необходимое количество слов. Учатся составлять и анализировать простые предложения из 2-3 слов. Следующим этапом по звуковому анализу является деление слова на слоги. Слог - естественная речевая единица, и даже умственноотсталые дети под руководством учителя справляются с делением слова на слоги. Сложность заключается в том, что вначале понятия «слог» и «слово» в силу их созвучия слабо дифференцируются.для предупреждения такого смешения на первых порах рекомендуется вместо термина "слог" говорить «часть». И только в процессе систематической работы, после большого количества упражнений чисто практическим путем дети усваивают эту разницу. При подсчете количества слогов (частей) в слове учу детей пользоваться такими приемами: хлопки, отстукивание, покачивание кисти руки влево - вправо или подложить пальчики тыльной стороной под подбородок. Каждую часть слова обозначаем условно-графически:
Ма ри на Заключительным этапом в добуквенный период является выделение звуков в речи. В этот период можно ограничиться выделением из слов только трех звуков: а, у, м. Слова для анализа подбираются самые понятные, лучше, если это будут имена, в которых первый слог состоит из одного звука: А-ня, И-ра. В дальнейшем, где нужный звук начинает слог (Ал-ла) и стоит под ударением. Звук условно-графически обозначают цветным кружком.
- Из слияний МА, МУ выделить гласный;
- Из слияний РА,РУ - согласный;
- Из слияний МА, АМ, АУ - по порядку все звуки;
- Из звуков [р], [а] образовать слияние со звуком [у].
- Выделение нужного звука из данных учителем слов. Звук дается в начале или в конце слова (К - РАК, МАК, КОМ, КИТ).
Составление звуко-буквенной схемы М А К
- Узнавание звука в словах и его место в слове (в начале, в конце в середине) - КОМНАТА, БУКВА, КОТ, МАК.
- Узнавание гласного звука в ряду, состоящем из 2, 3 гласных (УА, АОУ, УАО, ИОУ).
- Придумывание слов учащимися на данный звук. Составление предложений с одним из них (называю звук), или на данную буквы (показываю букву). Иногда на какую-либо тему: «Посуда», «Мебель».
- Узнавание звука в слове среди других слов, не имеющих этого звука:
- Покажи букву, обозначающую последний или первый звук в словах: СТУК, ЗВОН, СУМКА, ПРИБОРЫ и т.д.
- Добавь недостающий звук (букву): К, Т, Х - КО_, ПУ_, РО_, РА_, ЛУ_, КИ_, ЖУ_, ЛИ_.
- Игра «Плюс и минус».
- Игра «Цепочка слов».
МОСТ - ТЕЛЕФОН - НОС - СОМ.
- Игра «Любопытный».
- КТО? ЧТО СДЕЛАЛ? КОМУ? ЧТО? Папа принес Пете пилу. Соня связала сестре свитер. Мама мыла Милу мылом.
- Анализ слов с опорой на цифровой ряд (1 - 5).
- Отобрать картинки, в словах - названиях которых есть звук …( в любой позиции).
- Дифференциация звуков:
Р - Л С - Ш
РАК - ЛАК МИШКА - ШИШКА
ДАР - ДАЛ КРЫША - КРЫСА б) Назови похожее слово, но заменив один звук (или букву). Обратить внимание на различие значения слов. ГОРКА - КОРКА, ИГРА - ИКРА в) Составить предложения на каждую пару слов: ПОЧКИ - БОЧКИ, ТОЧКА - ДОЧКА (На деревьях почки, а не бочки). г) Предметные картинки. Двое учащихся отбирают себе картинки, в названиях которых есть звуки: 1 - [Р], и 2 - [Л]. При проверке выяснить, что осталось лишнее? Почему? (РЕПА, ЛУК, МОРКОВЬ, КАПУСТА, СВЕКЛА, ЛЫЖИ, МАШИНА, МАЛИНА, РЯБИНА)
- Пословицы, загадки. Поговорки, потешки, скороговорки, стихи (наизусть) на заданный звук (букву). Например:
«У Ивашки рубашка, На рубашке - кармашки».
«Часовщик, прищурив глаз, Чинит часики для нас».
«Глазищи, усищи, хвостище, когтище. А моется всех чаще» Кто это?
- Артикуляционные и физкультурные зарядки с речевым сопровождением. Например: «Буратино»
Дятел дерево долбил Деда стуком разбудил.
- Игра «Доскажи словечко»
« В коридоре топот ног, То зовет всех в класс …(звонок)».
- Разгадывание и решение кроссвордов, шарад и т.д.
Игровые задания активизируют учащихся. Они не боятся поднимать руку, стараются говорить громко и выразительно. Это благотворно влияет на развитие развернутой фразовой речи. Занятиям придается эмоциональная привлекательность. Итак, вся работа по обучению грамоте включает следующие направления:
- Развитие фонематического восприятия, слухового внимания и слуховой памяти на базе неречевых звуков и правильно произносимых звуков;
- Артикуляционная гимнастика, направленная на коррекцию моторики органов артикуляционного аппарата, развитие голоса.
- Уточнение правильной артикуляции звуков на базе сохранных анализаторов (слуховой, зрительный, кинестетический) и отработка их в речи;
- Формирование навыков различения в слогах, словах и предложениях оппозиционных звуков в ряду других;
- Развитие зрительных и пространственных восприятий и представлений;
- Развитие навыков анализа и синтеза;
- Закрепление навыков полноценного письма и чтения.
Кроме того, на занятиях следует обращать внимание развития ритма, моторики кисти руки, коррекции психических процессов. Одновременно обогащается словарный запас, развивается и совершенствуется грамматический строй речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении.
Литература.
- Ф.П.Самсонова «Методическое руководство к букварю для вспомогательной школы».
- Журнал «Начальная школа» № 6, 7 - 83г., № 10 - 86г., № 2, 3 - 97г., № 5 - 98г, № 2 - 200-г.
- Методические указания по выявлению и коррекции слуховой дифференциации звуков речи у слабослышащих школьников. (Ленинград)
- Журнал «Дефектология» №1 - 83г., №3 - 89г.
- А.Аксенова «Методика обучения русскому языку АО вспомогательной школе» М. просвещение 1994г.
- А.Аксенова «Дидактические игры на уроках русского языка в 1 - 4 классах вспомогательной школы» М. 1988г.
- М. Безруких «Родничок» «Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности в обучении». Тула 1997г.
- В.Волина «Праздник букваря» М.1997г.