- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья: «Перечень УДД, формируемых на уроке»
Статья: «Перечень УДД, формируемых на уроке»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Фокина К.В. |
Дата | 04.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Представление урока:
Тема урока: Чувашская народная сказка «Мудрая девочка» Место урока в теме, разделе, курсе: Урок из раздела «Дети и взрослые» Цель урока: знакомство с чувашской народной сказкой «Мудрая девочка» Задачи урока: 1) вникнуть в особенности художественного мира чувашской бытовой сказки, научиться видеть ее скрытый смысл; 2) вызвать интерес к бытовым сказкам, устному народному творчеству; 3) научить детей видеть скрытый подтекст народной сказки, её мудрость; 4) развивать навыки анализа художественного текста, образное мышление; 5) развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения; 6) включать творческое воображение у учащихся; 7) чувствовать гордость за свою народную культуру, бережно относиться к живому родному языку.
Методы, формы, педтехнологии, обосновывая их выбор: Фронтальный опрос, самостоятельная работа в группах, индивидуальные задания, творческое задание.
Перечень УУД, формируемых на уроке (их обоснование):
Регулятивные: принимать, понимать и решать учебные задачи урока, планировать работу на уроке; выбирать способы работы с художественным текстом в зависимости от учебной задачи; проявлять инициативу при работе с содержанием произведения; выполнять и контролировать свои действия по заданному образцу; соотносить внешнюю оценку и самооценку.
Познавательные: воспринимать на слух художественное произведение; определять жанр литературного произведения по отличительным признакам; понимать содержание сказки; выявлять основные типы персонажей сказки и устанавливать связь между ними и ходом событий; составлять характеристику главных героев и оценивать их поступки; делить текст на смысловые части ; определять главную мысль произведения; выстраивать логические цепи рассуждений; формулировать вывод.
Коммуникативные: объяснять значение понятия «сказка»; участвовать в парной работе по составлению характеристики главных героев; формулировать свое отношение к прочитанному; пересказывать сказку по плану; составлять рассказ о героине с помощью опорных слов.
В жизненноважном для любой культуры
процессе особое значение имеет познание и
осмысление собственной старины, истоков
собственной национальной культуры.
Д. С. Лихачёв.
Предмет: литературное чтение
Класс: 3
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Методы: словесный, проблемный, практический, наглядный.
Технологическая карта урока
Тема урока
Чувашская сказка «Мудрая девочка»
Цель урока
Задачи
Для учителя
Для учащихся
- знакомство с чувашской народной сказкой «Мудрая девочка»
Образовательные: формировать представления детей об особенностях художественного мира чувашской бытовой сказки, развивать навыки анализа текста.
Развивающие: способствовать развитию устной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления, творческие способности учащихся.
Воспитательные: чувствовать гордость за свою народную культуру, пробуждать интерес к предмету через сказки; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, групповой работе.
- определяют проблему урока по данной теме и своей системе знаний, обобщают и систематизируют накопленные знания, узнают новое.
Образовательные: знакомятся с чувашской сказкой.
Развивающие: задают вопросы и отвечают на них, составляют рассказ, используя связанную устную речь; проявляют познавательные интересы, творческие способности; учатся рассуждать и доказывать.
Воспитательные: проявляют интерес к предмету через чувашские народные сказки; соблюдают культуру поведения при фронтальной работе, (учатся планировать работу, совместно оценивать результат работы); формируют уважение к своей культуре.
УУД
Личностные:
-
Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
-
Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.
-
Развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
-
Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
-
Способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам.
-
Способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
-
Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.
-
Формировать ЗОЖ.
Регулятивные:
-
Способствовать выполнению пробного учебного действия - поиска задачи.
-
Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
-
Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
-
Развивать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать предполагаемые действия на уроке; оценивать правильность выполнения задания.
Коммуникативные:
-
Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
-
Создать условия для совместного решения учебной задачи.
-
Помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других).
Познавательные:
-
Развивать умение анализировать, сопоставлять и обобщать.
-
Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
-
Устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепочку рассуждений, устроить устное речевое высказывание.
-
Способствовать высказыванию детьми своего мнения.
-
Способствовать оцениванию своей деятельности на уроке.
-
Развивать умение работать с разными видами информации.
-
Развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Основное содержание урока
Чувашская сказка.
Основные термины и понятия
Культура, сказка, бытовые сказки, волшебные сказки, сказки о животных.
Планируемый результат
Предметные умения
УУД
-
Определяют и формулируют цель на уроке с помощью учителя.
-
Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.
-
Рассказывают о ранее пройденных и изученных сказках.
-
Приводят примеры бытовых, волшебных сказок и сказок о животных.
-
Ориентируются в своей системе знаний.
-
Находят способ представления
Личностные: осознают понятие «бытовая сказка».
Регулятивные: формулируют цель на уроке с помощью учителя; определяют проблему урока; проговаривают последовательность действий на уроке; оценивают правильность выполнения действия; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения; высказывают своё предположение.
Коммуникативные: учатся оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; находить необходимую информацию из источника.
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя; добывают новые знания: находят ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный опыт и ранее полученную информацию.
Ресурсы: основные
дополнительные
Сборники чувашских сказок.
Раздаточный материал; список чувашских сказок;
Характеристика этапов урока
Технология проведения
Деятельность учеников и учителя, которая приведёт к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты УУД
(Сокращения:
ЛУУД - личностные;
РУУД - регулятивные;
КУУД - коммуникативные;
ПУУД - познавательные)
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учеников
I. Мотивация к учебной деятельности
Цели:
- актуализирует
требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- устанавливает
тематические рамки;
- намечает
шаги учебной деятельности.
Приветствие:
- Добрый день, ребята! Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно, закройте глазки. У вас отличное настроение, дыхание ровное, спокойное. Вы можете выполнять любое задание. Я считаю до «5», когда скажу «5», откройте глазки, пожелайте удачи в получении знаний.
Литература - прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк.
Сказка это или рассказ,
Вы учите их - они учат вас.
- Какую цель вы ставите перед собой на уроке литературного чтения?
Приветствуют друг друга, настраиваются на работу.
Научиться беседовать с книгой
-Улучшать технику чтения
-Учиться высказывать своё отношение к прочитанному.
-Описывать героев произведений и давать им характеристику
-Учиться отвечать на вопросы правильно и грамотно
ЛУУД: эмоционально устойчив к стрессовым ситуациям.
РУУД: умеет контролировать свою готовность к уроку; осознаёт себя как ученика.
КУУД: оформляет свои мысли в устной форме; учится слушать и понимать речь других.
ПУУД: ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, выявление места и причины затруднения
Цели:
- организует выполнение учащимися пробного учебного действия;
- организует фиксирование учащимися индивидуального затруднения.
- выявляет место (шаг, операция) затруднения;
- фиксирует во внешней речи причину затруднения. -В мире много сказок грустных и смешных
И прожить на свете нам нельзя без них
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло
Пусть добро на веки
Побеждает зло.
-Как вы думаете, о чем пойдёт речь на уроке?
-Что мы называем сказкой?
-Сказка -художественное произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного, фантастического. Сказка обязательно чему-то учит
- Какие бывают сказки? (авторские, народные), (волшебные, бытовые, о животных)
Что вы знаете о волшебных сказках?
…сказках о животных?
…бытовых сказках?
- Для каждого человека родной край является самым красивым местом на земле. Красива наша чувашская земля. Самое главное её богатство -талантливый и трудолюбивый народ, бережно несущий свои вековые традиции. Чувашский народ сумел пронести через века свою самобытную культуру, свои замечательные песни, танцы, вышивки и сказания.
Сказки воссоздают неповторимый мир чувашской народной культуры, где живут Солнце и Ветер, лисы и медведи, хитрые старики и простоватые старушки, сильный герой Сьер-Батыр и доброе волшебное существо Шарапчик. С этими героями тепло и уютно. Хочется, чтобы мы никогда не забывали хорошего, доброго древнего обычая-рассказывать и слушать сказки. Сказки искренни, в то же время мудры и поучительны. В сказках, созданных народом, выражены его душа, мысли, надежды и стремления, его воззрения на окружающий мир. Сказки-это не вчерашний день. Это настоящее сегодня.
-Ребята, а знаете ли вы чувашские сказки?
Речь на уроке пойдёт о сказке.
Учащиеся высказывают свои предположения.
Ученики могут перечислить несколько названий чувашских сказок. ( Но, как правило, возникает пауза).
ПУУД: строит свои высказывания, формулирует вывод на основе анализа.
КУУД: учится слышать, уважать чужую точку зрения, участвуют в обсуждении.
РУУД: учится ставить проблему.
ЛУУД: проявляет познавательную инициативу; формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Физкультминутка
- Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - улетела!
Дети выполняют движения.
ЛУУД: формирует ЗОЖ
III. Совместное «открытие» знаний.
Цели:
- реализует дальнейшие действия в соответствии с планом;
- фиксирует преодоление затруднения.
-Так о чём мы будем сегодня говорить на уроке?
-Совершенно верно. И сегодня мы прочитаем чувашскую сказку «Мудрая девочка».
Чтение сказки учителем
-Поделитесь своим мнением о произведении.
Понравилась ли вам сказка?
- Выявление особенностей сказки в форме беседы по вопросам:
1) -Где происходит действие сказки: в реальном мире или в фантастическом?
2) -К какому типу мы отнесем данную сказку и почему?
3) -Кто герои сказки?
- Какие необычные поступки совершают герои?
- На чем же основан вымысел в данной сказке?
- Будем знакомиться с чувашской сказкой.
Высказывания детей.
-В реальном
В сказке нет чудес, нет говорящих животных, в ней действуют реальные персонажи - значит, это бытовая сказка.)
- Девочка, патша (царь), солдаты.
- Патша даёт невыполнимые поручения, а девочка, в ответ, указывает на их несовместимость с данными предметами.
-Вымысел в бытовой сказке заключается в том, что персонажи попадают в невероятные ситуации и совершают необычные, смешные поступки, их отрицательные качества сильно преувеличиваются.
ЛУУД: нравственно-этическая ориентация- имеют первоначальные представления о нравственных понятиях отражённых в сказке.
РУУД: самоконтроль и контроль развития сюжета текста.
КУУД: оформляет свои мысли в устной форме; учится слушать и понимать речь других.
ПУУД: доказывать, аргументировать свою точку зрения, осуществлять анализ эпизодов сказки.
IV. Самостоятельная работа с самопроверкой
Цели:
- организует выполнение самостоятельной работы на закрепление знаний;
- организует работу консультантов, самопроверку, самооценку;
- определяет цели для дальнейшей работы.
- А сейчас вы сами ещё раз прочитаете сказку. (Медленное «вдумчивое» самостоятельное чтение)
-Подумайте, почему у сказки такое название?
-Встретились ли вам незнакомые слова?
Медленное «вдумчивое» самостоятельное чтение.
Высказывания детей.
ПУУД: осмысление понятий, связанных с темой «сказка»
КУУД: учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
РУУД: формулирует вывод
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цели:
- вспоминает содержание основных этапов урока;
- оценивает
собственную учебную деятельность.
- Подведём итог работы на уроке.
- Какие цели ставили? Достигли цели?
-Что понравилось?
- Где испытывали затруднение?
- Кто доволен своей работой на уроке?
-Кого бы похвалили за работу?
- Я довольна нашей работой на уроке. Спасибо.
Отвечают на вопросы.
Оценивают работу за весь урок.
РУУД: оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
КУУД: учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.