Статья: «Перечень УДД, формируемых на уроке»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Представление урока:

Тема урока: Чувашская народная сказка «Мудрая девочка» Место урока в теме, разделе, курсе: Урок из раздела «Дети и взрослые» Цель урока: знакомство с чувашской народной сказкой «Мудрая девочка» Задачи урока: 1) вникнуть в особенности художественного мира чувашской бытовой сказки, научиться видеть ее скрытый смысл; 2) вызвать интерес к бытовым сказкам, устному народному творчеству; 3) научить детей видеть скрытый подтекст народной сказки, её мудрость; 4) развивать навыки анализа художественного текста, образное мышление; 5) развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения; 6) включать творческое воображение у учащихся; 7) чувствовать гордость за свою народную культуру, бережно относиться к живому родному языку.

Методы, формы, педтехнологии, обосновывая их выбор: Фронтальный опрос, самостоятельная работа в группах, индивидуальные задания, творческое задание.

Перечень УУД, формируемых на уроке (их обоснование):

Регулятивные: принимать, понимать и решать учебные задачи урока, планировать работу на уроке; выбирать способы работы с художественным текстом в зависимости от учебной задачи; проявлять инициативу при работе с содержанием произведения; выполнять и контролировать свои действия по заданному образцу; соотносить внешнюю оценку и самооценку.

Познавательные: воспринимать на слух художественное произведение; определять жанр литературного произведения по отличительным признакам; понимать содержание сказки; выявлять основные типы персонажей сказки и устанавливать связь между ними и ходом событий; составлять характеристику главных героев и оценивать их поступки; делить текст на смысловые части ; определять главную мысль произведения; выстраивать логические цепи рассуждений; формулировать вывод.

Коммуникативные: объяснять значение понятия «сказка»; участвовать в парной работе по составлению характеристики главных героев; формулировать свое отношение к прочитанному; пересказывать сказку по плану; составлять рассказ о героине с помощью опорных слов.






















В жизненноважном для любой культуры

процессе особое значение имеет познание и

осмысление собственной старины, истоков

собственной национальной культуры.

Д. С. Лихачёв.

Предмет: литературное чтение

Класс: 3

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Методы: словесный, проблемный, практический, наглядный.

Технологическая карта урока

Тема урока

Чувашская сказка «Мудрая девочка»

Цель урока

Задачи



Для учителя

Для учащихся

- знакомство с чувашской народной сказкой «Мудрая девочка»

Образовательные: формировать представления детей об особенностях художественного мира чувашской бытовой сказки, развивать навыки анализа текста.

Развивающие: способствовать развитию устной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления, творческие способности учащихся.

Воспитательные: чувствовать гордость за свою народную культуру, пробуждать интерес к предмету через сказки; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, групповой работе.

- определяют проблему урока по данной теме и своей системе знаний, обобщают и систематизируют накопленные знания, узнают новое.

Образовательные: знакомятся с чувашской сказкой.

Развивающие: задают вопросы и отвечают на них, составляют рассказ, используя связанную устную речь; проявляют познавательные интересы, творческие способности; учатся рассуждать и доказывать.

Воспитательные: проявляют интерес к предмету через чувашские народные сказки; соблюдают культуру поведения при фронтальной работе, (учатся планировать работу, совместно оценивать результат работы); формируют уважение к своей культуре.

УУД

Личностные:

  • Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

  • Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.

  • Развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

  • Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

  • Способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам.

  • Способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

  • Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.

  • Формировать ЗОЖ.

Регулятивные:

  • Способствовать выполнению пробного учебного действия - поиска задачи.

  • Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

  • Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

  • Развивать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать предполагаемые действия на уроке; оценивать правильность выполнения задания.

Коммуникативные:

  • Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

  • Создать условия для совместного решения учебной задачи.

  • Помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других).

Познавательные:

  • Развивать умение анализировать, сопоставлять и обобщать.

  • Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.

  • Устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепочку рассуждений, устроить устное речевое высказывание.

  • Способствовать высказыванию детьми своего мнения.

  • Способствовать оцениванию своей деятельности на уроке.

  • Развивать умение работать с разными видами информации.

  • Развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Основное содержание урока

Чувашская сказка.

Основные термины и понятия

Культура, сказка, бытовые сказки, волшебные сказки, сказки о животных.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

  • Определяют и формулируют цель на уроке с помощью учителя.

  • Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.

  • Рассказывают о ранее пройденных и изученных сказках.

  • Приводят примеры бытовых, волшебных сказок и сказок о животных.


  • Ориентируются в своей системе знаний.

  • Находят способ представления

Личностные: осознают понятие «бытовая сказка».

Регулятивные: формулируют цель на уроке с помощью учителя; определяют проблему урока; проговаривают последовательность действий на уроке; оценивают правильность выполнения действия; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения; высказывают своё предположение.

Коммуникативные: учатся оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; находить необходимую информацию из источника.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя; добывают новые знания: находят ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный опыт и ранее полученную информацию.

Ресурсы: основные

дополнительные

Сборники чувашских сказок.

Раздаточный материал; список чувашских сказок;

Характеристика этапов урока

Технология проведения

Деятельность учеников и учителя, которая приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты УУД

(Сокращения:

ЛУУД - личностные;

РУУД - регулятивные;

КУУД - коммуникативные;

ПУУД - познавательные)

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учеников

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

- актуализирует

требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- устанавливает

тематические рамки;

- намечает

шаги учебной деятельности.

Приветствие:

- Добрый день, ребята! Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно, закройте глазки. У вас отличное настроение, дыхание ровное, спокойное. Вы можете выполнять любое задание. Я считаю до «5», когда скажу «5», откройте глазки, пожелайте удачи в получении знаний.



Литература - прекрасный урок,


Много полезного в каждой из строк.


Сказка это или рассказ,


Вы учите их - они учат вас.


- Какую цель вы ставите перед собой на уроке литературного чтения?

Приветствуют друг друга, настраиваются на работу.



Научиться беседовать с книгой


-Улучшать технику чтения


-Учиться высказывать своё отношение к прочитанному.


-Описывать героев произведений и давать им характеристику

-Учиться отвечать на вопросы правильно и грамотно

ЛУУД: эмоционально устойчив к стрессовым ситуациям.

РУУД: умеет контролировать свою готовность к уроку; осознаёт себя как ученика.

КУУД: оформляет свои мысли в устной форме; учится слушать и понимать речь других.

ПУУД: ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, выявление места и причины затруднения

Цели:

- организует выполнение учащимися пробного учебного действия;

- организует фиксирование учащимися индивидуального затруднения.

- выявляет место (шаг, операция) затруднения;

- фиксирует во внешней речи причину затруднения. -В мире много сказок грустных и смешных


И прожить на свете нам нельзя без них


Пусть герои сказок


Дарят нам тепло


Пусть добро на веки


Побеждает зло.

-Как вы думаете, о чем пойдёт речь на уроке?

-Что мы называем сказкой?

-Сказка -художественное произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного, фантастического. Сказка обязательно чему-то учит

- Какие бывают сказки? (авторские, народные), (волшебные, бытовые, о животных)

Что вы знаете о волшебных сказках?

…сказках о животных?

…бытовых сказках?

- Для каждого человека родной край является самым красивым местом на земле. Красива наша чувашская земля. Самое главное её богатство -талантливый и трудолюбивый народ, бережно несущий свои вековые традиции. Чувашский народ сумел пронести через века свою самобытную культуру, свои замечательные песни, танцы, вышивки и сказания.

Сказки воссоздают неповторимый мир чувашской народной культуры, где живут Солнце и Ветер, лисы и медведи, хитрые старики и простоватые старушки, сильный герой Сьер-Батыр и доброе волшебное существо Шарапчик. С этими героями тепло и уютно. Хочется, чтобы мы никогда не забывали хорошего, доброго древнего обычая-рассказывать и слушать сказки. Сказки искренни, в то же время мудры и поучительны. В сказках, созданных народом, выражены его душа, мысли, надежды и стремления, его воззрения на окружающий мир. Сказки-это не вчерашний день. Это настоящее сегодня.

-Ребята, а знаете ли вы чувашские сказки?

Речь на уроке пойдёт о сказке.



Учащиеся высказывают свои предположения.



Ученики могут перечислить несколько названий чувашских сказок. ( Но, как правило, возникает пауза).

ПУУД: строит свои высказывания, формулирует вывод на основе анализа.

КУУД: учится слышать, уважать чужую точку зрения, участвуют в обсуждении.

РУУД: учится ставить проблему.

ЛУУД: проявляет познавательную инициативу; формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Физкультминутка

- Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз - росой она умылась,

Два - изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела,

На четыре - улетела!

Дети выполняют движения.

ЛУУД: формирует ЗОЖ

III. Совместное «открытие» знаний.

Цели:

- реализует дальнейшие действия в соответствии с планом;

- фиксирует преодоление затруднения.

-Так о чём мы будем сегодня говорить на уроке?

-Совершенно верно. И сегодня мы прочитаем чувашскую сказку «Мудрая девочка».

Чтение сказки учителем



-Поделитесь своим мнением о произведении.


Понравилась ли вам сказка?


  • Выявление особенностей сказки в форме беседы по вопросам:

1) -Где происходит действие сказки: в реальном мире или в фантастическом?


2) -К какому типу мы отнесем данную сказку и почему?


3) -Кто герои сказки?

- Какие необычные поступки совершают герои?

- На чем же основан вымысел в данной сказке?

- Будем знакомиться с чувашской сказкой.

Высказывания детей.

-В реальном

В сказке нет чудес, нет говорящих животных, в ней действуют реальные персонажи - значит, это бытовая сказка.)

- Девочка, патша (царь), солдаты.

- Патша даёт невыполнимые поручения, а девочка, в ответ, указывает на их несовместимость с данными предметами.

-Вымысел в бытовой сказке заключается в том, что персонажи попадают в невероятные ситуации и совершают необычные, смешные поступки, их отрицательные качества сильно преувеличиваются.

ЛУУД: нравственно-этическая ориентация- имеют первоначальные представления о нравственных понятиях отражённых в сказке.

РУУД: самоконтроль и контроль развития сюжета текста.

КУУД: оформляет свои мысли в устной форме; учится слушать и понимать речь других.

ПУУД: доказывать, аргументировать свою точку зрения, осуществлять анализ эпизодов сказки.

IV. Самостоятельная работа с самопроверкой

Цели:

- организует выполнение самостоятельной работы на закрепление знаний;

- организует работу консультантов, самопроверку, самооценку;

- определяет цели для дальнейшей работы.

- А сейчас вы сами ещё раз прочитаете сказку. (Медленное «вдумчивое» самостоятельное чтение)

-Подумайте, почему у сказки такое название?

-Встретились ли вам незнакомые слова?

Медленное «вдумчивое» самостоятельное чтение.

Высказывания детей.

ПУУД: осмысление понятий, связанных с темой «сказка»

КУУД: учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

РУУД: формулирует вывод

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

- вспоминает содержание основных этапов урока;

- оценивает

собственную учебную деятельность.

- Подведём итог работы на уроке.

- Какие цели ставили? Достигли цели?

-Что понравилось?

- Где испытывали затруднение?

- Кто доволен своей работой на уроке?

-Кого бы похвалили за работу?

- Я довольна нашей работой на уроке. Спасибо.

Отвечают на вопросы.

Оценивают работу за весь урок.

РУУД: оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

КУУД: учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.



© 2010-2022