- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока Тема урока Знакомство с правилом написания ь на конце имен существительных после шипящих
Конспект урока Тема урока Знакомство с правилом написания ь на конце имен существительных после шипящих
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Пеннер М.Д. |
Дата | 19.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Предмет русский язык
Класс 3
Тема урока Знакомство с правилом написания ь на конце имен существительных после шипящих Урок деятельностной направленности - "открытие" нового знания. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. Цель: овладеть приемом правописания ь на конце имен существительных после букв шипящих.
познавательные - подвести учащихся путем самостоятельного поиска к выводу о том, что у существительных женского рода после шипящих в конце слова пишется мягкий знак - формировать практические навыки правильного написания существительных с шипящей на конце - способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, анализировать регулятивные - развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель - выдвигать гипотезу - устанавливать причинно-следственные связи - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности коммуникативные - формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве - содействовать воспитанию культуры общения через работу в пар
№ п/п
Этап урока
Микроцель
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Осуществляемые учебные действия (познавательные)
1.
Этап мотивации к учебной деятельности выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
- Дети, вам тепло? (Да!)
- В классе у нас светло? (Да!)
- Прозвенел уже звонок? (Да!)
- Это начался урок? (Да!)
- Хотите учиться? (Да!)
- Значит, можно всем садиться!(Да)
-Внимательно слушай - и все услышишь.
Внимательно смотри - и все увидишь.
Думай - и все поймешь.
формирование положительной учебной мотивации
2.
Этап актуализации пробного действия подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.
За горами, за долами,
За дремучими лесами
Есть страна удивительная.
Правит этой страной
Существительное.
Существительное?
Что это такое?
Я хочу о нём узнать.
Кто из вас сейчас, ребята,
О нём может рассказать?
- Говорят, оно умеет,
Если надо изменяться,
А ещё оно умеет, как - то весело склоняться!
Может, вы расскажете?
Осень, больница, кольцо, пальто, стрельба, заинька, козлёнок, грач, ночь, тюльпан.
- Что общего во всех словах?
- На какие III группы разделили бы слова?
- А теперь давайте с вами
Поиграем со словами.
Говорят, у них есть Род.
Каждый нам их назовёт.
В руки карточки возьмите,
Нужный род нам покажите. - Какие знания вам сейчас пригодились?
- Разделите на II группы.
- Давайте вспомним роль мягкого знака в словах.
- Предположите о чем мы будем говорить сегодня на уроке, опираясь на последнее задание? Какой секрет откроем?
рассказывают о существительном, как части речи
рассказывают о изменении существительных
а) по числам: Ед. ч., Мн. ч. , стена - стены,
б) по падежам (склоняются).
И.п. кто? что? Р.п. кого? чего? Д.п. кому? чему? В.п. кого? что? Т.п. кем? чем? П.п. о ком? о чём?
Наблюдение, анализ
Отвечают на вопросы кто? что?
Существительные.
Делят слова на группы
Определяют мужской род, женский род, средний род
Есть ь и нет ь.
Разделительный, для мягкости
Формулируют тему урока
3.
Этап выявления места и причины затруднения. организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
- Вы о жителях страны многое узнали
И сегодня на уроке дружно отвечали.
Но в стране волшебной этой
Есть ещё один секрет.
- Откроем его?
- Как назвать, одним словом?
- Часть суток с вечера до утра, (ночь).
- Приспособление, с помощью которого открывают замок , (ключ).
- Сооружение из кирпича, для отопления дома, (печь).
- Суп со свёклой и другими овощами, (борщ).
- Небольшой серый грызун с острой мордочкой, (мышь).
- Бывает устная и письменная , (речь).
- Человек, который играет на скрипке, (скрипач).
- Ребёнок женского пола, (дочь).
- Верхняя одежда, которую надевают во время дождя, (плащ).
-Давайте проверим, как написали вы и как надо было правильно написать эти слова.
- Вы удивлены?
-В каких словах допустили ошибки?
-А как вы думаете, почему вы допустили ошибки?
учащихся по цепочке записывают на доске слова, остальные в тетрадях,
Открываются слова, написанные заранее на слайде, дети проверяют и удивляются
Дети предлагают свои версии
4.
Этап построения проекта выхода из затруднения. постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.
- А как нам получить новое знание?
- Обратимся еще раз к написанным словам, что их объединяет?
- Попробуем определить тему нашего урока.
Выбор действия для получения нового знания
Определяют тему "Почему у имён существительных в одних случаях пишется мягкий знак на конце слов, а в других нет?"
5.
Этап реализации построенного проекта. реализации построенного проекта является построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.
- Давайте попробуем всё- таки выяснить причину такого написания имён существительных. - Упр.503
- Что объединяет все слова. - Найдите признак, по которому слова объединены в группу. - Какое обобщение вы можете сделать?
- Где мы можем проверить наш вывод. - Сравните его с сообщением авторов учебника на с. 64. - А сейчас я предлагаю поработать в паре и составить памятку о написании ь на конце имён существительных после шипящих. -Подвиньте листы, которые лежат у вас на партах, обсудите в паре, как надо действовать , чтобы не ошибиться в написании ь на конце имён существительных после шипящих.
1. Это имя_______________________________?
2. Есть ли _____________________звук на конце слова?
3.Определяю _________________.
4. Слово стоит в ____________________форме?
5. Женский род - _______, мужской род - ______
Вывод: В именах существительных в начальной форме с шипящими на конце всегда есть орфограмма, потому что выбираем, писать или не писать ь.
Работа в парах
Составление памятки. 1. Это имя существительное? 2. Есть ли шипящий звук на конце слова? 3.Определяю род. 4. Слово стоит в начальной форме? 5. Женский род - Ь пишу, мужской род - Ь не пишу.
Физминутка
Потрудились - отдохнуть нужно без сомненья
Дружно быстренько встаём - выполним движенья.
-Ребята, я буду называть имена сущ. женского и мужского рода с шипящим на конце. Если это имя сущ. женского рода - приседают девочки, а если мужского рода - приседают мальчики.
Шалаш, мышь, меч, плащ, вещь, тишь, ёж, печь, грач, рожь, нож, товарищ, ложь.
Физминутка
6.
Этап первичного закрепления с проговариванием в речи. усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
- Сейчас в парах вы выполните задание, которое я приготовила для вас, чтобы вы проверили, как научились писать слова с новой орфограммой. Вам надо найти ошибки, допущенные в словах.
плащь
помощ
лещ
лучь
мячь
грачь
мыш
ёрш
ночь
гаражь
стрижь
чижь
Работа в парах, исправляют ошибки
7.
Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону. является интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях. 1) - Найдите и запишите слова с шипящими буквами на конце имен существительных. I вариант - записывает слова без ь. II вариант - записывает слова с ь. Шалаш.., багаж.., тиш.., товарищ.., вещ.., сторож.., еж.., глуш.., реч.., душ..
2) Работа на нетбуках в программе «Отличник». (можно скачать по адресу otlichnyk.ru/) Самостоятельная работа.
8.
Этап включения в систему знаний и повторений. повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.
- Какие задачи поставим на следующий урок?
- Чем будем заниматься?
Предположение детей
9.
Этап рефлексии учебной деятяельности. самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
- Вы хорошо сегодня поработали, оцените свою работу, продолжив предложения
-я научился…..
- я узнал…..
-мне было интересно ….
- у меня вызвало затруднение …..
- хочу сказать спасибо……
Самооценка своей деятельности