Конспект урока Тема урока Знакомство с правилом написания ь на конце имен существительных после шипящих

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет русский язык

Класс 3

Тема урока Знакомство с правилом написания ь на конце имен существительных после шипящих Урок деятельностной направленности - "открытие" нового знания. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. Цель: овладеть приемом правописания ь на конце имен существительных после букв шипящих.
познавательные - подвести учащихся путем самостоятельного поиска к выводу о том, что у существительных женского рода после шипящих в конце слова пишется мягкий знак - формировать практические навыки правильного написания существительных с шипящей на конце - способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, анализировать регулятивные - развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель - выдвигать гипотезу - устанавливать причинно-следственные связи - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности коммуникативные - формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве - содействовать воспитанию культуры общения через работу в пар

№ п/п

Этап урока

Микроцель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Осуществляемые учебные действия (познавательные)

1.

Этап мотивации к учебной деятельности выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

- Дети, вам тепло? (Да!)
- В классе у нас светло? (Да!)
- Прозвенел уже звонок? (Да!)
- Это начался урок? (Да!)
- Хотите учиться? (Да!)
- Значит, можно всем садиться!(Да)
-Внимательно слушай - и все услышишь.

Внимательно смотри - и все увидишь.

Думай - и все поймешь.

формирование положительной учебной мотивации

2.

Этап актуализации пробного действия подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

За горами, за долами,

За дремучими лесами

Есть страна удивительная.

Правит этой страной

Существительное.

Существительное?

Что это такое?

Я хочу о нём узнать.

Кто из вас сейчас, ребята,

О нём может рассказать?

- Говорят, оно умеет,

Если надо изменяться,

А ещё оно умеет, как - то весело склоняться!

Может, вы расскажете?


Осень, больница, кольцо, пальто, стрельба, заинька, козлёнок, грач, ночь, тюльпан.

- Что общего во всех словах?

- На какие III группы разделили бы слова?

- А теперь давайте с вами

Поиграем со словами.

Говорят, у них есть Род.

Каждый нам их назовёт.

В руки карточки возьмите,

Нужный род нам покажите. - Какие знания вам сейчас пригодились?

- Разделите на II группы.

- Давайте вспомним роль мягкого знака в словах.

- Предположите о чем мы будем говорить сегодня на уроке, опираясь на последнее задание? Какой секрет откроем?

рассказывают о существительном, как части речи

рассказывают о изменении существительных

а) по числам: Ед. ч., Мн. ч. , стена - стены,

б) по падежам (склоняются).

И.п. кто? что? Р.п. кого? чего? Д.п. кому? чему? В.п. кого? что? Т.п. кем? чем? П.п. о ком? о чём?

Наблюдение, анализ

Отвечают на вопросы кто? что?

Существительные.

Делят слова на группы

Определяют мужской род, женский род, средний род

Есть ь и нет ь.

Разделительный, для мягкости

Формулируют тему урока

3.

Этап выявления места и причины затруднения. организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

- Вы о жителях страны многое узнали

И сегодня на уроке дружно отвечали.

Но в стране волшебной этой

Есть ещё один секрет.

- Откроем его?

- Как назвать, одним словом?

- Часть суток с вечера до утра, (ночь).

- Приспособление, с помощью которого открывают замок , (ключ).

- Сооружение из кирпича, для отопления дома, (печь).

- Суп со свёклой и другими овощами, (борщ).

- Небольшой серый грызун с острой мордочкой, (мышь).

- Бывает устная и письменная , (речь).

- Человек, который играет на скрипке, (скрипач).

- Ребёнок женского пола, (дочь).

- Верхняя одежда, которую надевают во время дождя, (плащ).

-Давайте проверим, как написали вы и как надо было правильно написать эти слова.

- Вы удивлены?

-В каких словах допустили ошибки?

-А как вы думаете, почему вы допустили ошибки?

учащихся по цепочке записывают на доске слова, остальные в тетрадях,

Открываются слова, написанные заранее на слайде, дети проверяют и удивляются

Дети предлагают свои версии

4.

Этап построения проекта выхода из затруднения. постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

- А как нам получить новое знание?

- Обратимся еще раз к написанным словам, что их объединяет?

- Попробуем определить тему нашего урока.

Выбор действия для получения нового знания

Определяют тему "Почему у имён существительных в одних случаях пишется мягкий знак на конце слов, а в других нет?"

5.

Этап реализации построенного проекта. реализации построенного проекта является построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

- Давайте попробуем всё- таки выяснить причину такого написания имён существительных. - Упр.503 Конспект урока Тема урока Знакомство с правилом написания ь на конце имен существительных после шипящих
- Что объединяет все слова. - Найдите признак, по которому слова объединены в группу. - Какое обобщение вы можете сделать?
- Где мы можем проверить наш вывод. - Сравните его с сообщением авторов учебника на с. 64. - А сейчас я предлагаю поработать в паре и составить памятку о написании ь на конце имён существительных после шипящих. -Подвиньте листы, которые лежат у вас на партах, обсудите в паре, как надо действовать , чтобы не ошибиться в написании ь на конце имён существительных после шипящих.

1. Это имя_______________________________?

2. Есть ли _____________________звук на конце слова?

3.Определяю _________________.

4. Слово стоит в ____________________форме?

5. Женский род - _______, мужской род - ______


Вывод: В именах существительных в начальной форме с шипящими на конце всегда есть орфограмма, потому что выбираем, писать или не писать ь.


Работа в парах





Составление памятки. 1. Это имя существительное? 2. Есть ли шипящий звук на конце слова? 3.Определяю род. 4. Слово стоит в начальной форме? 5. Женский род - Ь пишу, мужской род - Ь не пишу.

Физминутка

Потрудились - отдохнуть нужно без сомненья

Дружно быстренько встаём - выполним движенья.

-Ребята, я буду называть имена сущ. женского и мужского рода с шипящим на конце. Если это имя сущ. женского рода - приседают девочки, а если мужского рода - приседают мальчики.

Шалаш, мышь, меч, плащ, вещь, тишь, ёж, печь, грач, рожь, нож, товарищ, ложь.

Физминутка

6.

Этап первичного закрепления с проговариванием в речи. усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

- Сейчас в парах вы выполните задание, которое я приготовила для вас, чтобы вы проверили, как научились писать слова с новой орфограммой. Вам надо найти ошибки, допущенные в словах.

плащь

помощ

лещ

лучь

мячь

грачь

мыш

ёрш

ночь

гаражь

стрижь

чижь

Работа в парах, исправляют ошибки

7.

Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону. является интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях. 1) - Найдите и запишите слова с шипящими буквами на конце имен существительных. I вариант - записывает слова без ь. II вариант - записывает слова с ь. Шалаш.., багаж.., тиш.., товарищ.., вещ.., сторож.., еж.., глуш.., реч.., душ..
2) Работа на нетбуках в программе «Отличник». Конспект урока Тема урока Знакомство с правилом написания ь на конце имен существительных после шипящих(можно скачать по адресу otlichnyk.ru/) Самостоятельная работа.

8.

Этап включения в систему знаний и повторений. повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

- Какие задачи поставим на следующий урок?

- Чем будем заниматься?

Предположение детей

9.

Этап рефлексии учебной деятяельности. самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

- Вы хорошо сегодня поработали, оцените свою работу, продолжив предложения

-я научился…..

- я узнал…..

-мне было интересно ….

- у меня вызвало затруднение …..

- хочу сказать спасибо……

Самооценка своей деятельности



© 2010-2022