- Преподавателю
- Начальные классы
- Олимпиадные задания по русскому языку (4 класс)
Олимпиадные задания по русскому языку (4 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ульбашева Л.А. |
Дата | 15.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Олимпийский марафон
Русский язык
1. Вставь пропущенную букву:
Сне…, закруж…лись, з …ма, щ….вель, радос….ный
2. Соотнеси с литературным термином следующие отрывки из литературных произведений.
Гипербола Олицетворение
Когда злой бываю, семерых убиваю.
Вот пошёл он к синему морю: Осенние листья по ветру кружат,
Видит, - море слегка разыгралось. Осенние листья в тревоге вопят …
Скачет Илья Муромец во всю конскую прыть,
Бурушка - Косматушка с горы на гору перескакивает.
Реки - озёра перепрыгивает, холмы перелетает.
3. Подбери к каждому слову нужную схему. Проведи стрелочки
1) печник 1)
2) подорожник 2)
3) пробегал 3)
4)безмятежный 4)
5) работница 5)
4. Замени выражения одним глаголом
Клевать носом ____________________________________
Зарубить на носу ___________________________________
Бить баклуши ______________________________________
Ломать голову _____________________________________
5. Путём перестановки букв в каждой паре слов составь третье слово - имя существительное. Должны быть использованы все буквы.
1) охра + под = __________________________________
2) лик + пена = __________________________________
3) кит + рана = __________________________________
4) кожа + ворон = __________________________________
5) ров + поза = __________________________________
6. Как называются слова, имеющие несколько значений? Одинаково ли значение слова свежий в сочетаниях:
Напишите, какие значения.
свежий ветер_______________________________ свежая рыба _______________________________,
свежая булка _______________________________, свежая рубашка _______________________________,
свежая газета_______________________________
7. Запиши верную последовательность букв для образования текста из предложений:
А. По его улицам быстро мчатся поезда.
Б. В Москве под землей есть целый город.
В. Все восхищаются красотой подземных дворцов.
Г.Среди них много иностранных туристов.
Д.Они перевозят миллионы пассажиров.
_______________________________________________________________________
8. К каждой паре слов подбери такое прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении, а с другим - в переносном:
Хвост - Холод ___________________________ Нервы - Трубы _____________________________
Перстень - Характер _______________________ жизнь - конфета ____________________________________
Олимпийский марафон
Русский язык
1 Запиши, какие согласные звуки являются общими для слов:
а) мягкий, мех_____________
б) конечно, кошка___________
в) городской, вокзал____________
2. Найди и подчеркни слова, в которых ударение падает на первый слог.
Завидно, камбала, жалюзи, гусеница, звонит, задал, статуя, столяр.
3. Обозначь приставки в словах:
Подорожник, подёргивать, надоить, подделка, надобность, пододеяльник, подобреть, надёжный.
4. Какие речевые ошибки содержатся в данных предложениях? Исправь их. Зачеркни и напиши сверху.
Света всегда ложит свои книги на место.
Маша одела пальто и пошла гулять.
Деревья росли по обоим сторонам дороги.
5. Найди к каждому устойчивому сочетанию в левой колонке противоположное в правой, соедини линией.
Лясы точить Не покладая рук
Держать ухо востро Держать язык за зубами
Сидеть сложа Воды в рот набрать
От рук отбился Ворон считать
Во всю Ивановскую (кричать) Своим горбом жить
На чужой шее сидеть Держать в ежовых рукавицах
6. Подчеркни слова, в которых встречаются только твердые согласные:
Водить, пашешь, верить, смех, мел, можешь, матч.
7. Образуйте от прилагательных глаголы с помощью приставок: Ясный - ______________________________ грязный- ______________________________ пустой- ______________________________ чистый - ______________________________.
8. Рядом с существительными запиши их множественное число.
Курица- _________________________ морское судно- ___________________________ чудо- ______________________________ небо- ______________________________ ребенок- ______________________________ человек- ______________________________
9. Распредели слова в две группы.
Существительное, корень, прилагательное, глагол, окончание, предлог, суффикс, приставка, союз, местоимение.
10. Замените имя прилагательное другим, близким по значению именем прилагательным с приставкой без-:
а) ясное небо -_________________________________________________
б) правильный ответ-____________________________________________
в) жестокий враг -_______________________________________________
Олимпиада по русскому языку для 4 класса
1. В каждом из данных ниже слов спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один целиком не поместился. В каком слове?
(А) палисадник; (Б) камыш; (В) заслонка; (Г) посёлок; (Д) укротитель.
2. Найди в стихотворении существительное, имеющее только форму единственного числа.
На сосне и на березе - бахрома:
Белой пряжей их запутала зима.
И оставила распутывать весне
Эту пряжу на березе и сосне.
3.Одним словом объясните значения заимствованных слов.
Антракт - _________________________ дегустация - _________________________
лозунг- _________________________ финал- _________________________
4.Отгадай загадку. Напиши отгадку. Определи, сколько раз в ней встречается звуки [а] и [о].
Посмотрите, дом стоит,
До краёв водой налит.
Без окошек, но не мрачный
С четырёх сторон прозрачный.
В этом домике жильцы -
Все прекрасные пловцы. (______________________________ )
Ответ: [а] - __________ раз; [о] - __________ раз.
5. Назови одним словом.
Жидкое косметическое средство для мытья волос - ____________________________
Резиновая соска для младенца - ____________________________________________
Вьющаяся или завитая прядь волос - ________________________________________
Мера длины, равная десяти сантиметрам - ___________________________________
Непосещение школы без уважительной причины - ____________________________
Устройство для замораживания продуктов - __________________________________
Подземный транспорт - ___________________________________________________
Детская игрушка волчок - _________________________________________________
Сумка туриста - _________________________________________________________
Сахар в кусочках - _______________________________________________________
6. Вот список существительных: очи, бигуди, жалюзи, усы, санки, лыжи, коньки, каникулы.
У каких из них нет формы единственного числа? ________________________________________________________________________
7. Какое слово написано с ошибкой?
(А) бреют; (Б) клеют; (В) реют; (Г) сеют; (Д) тлеют.
8.Какие из этих слов происходят от того же корня, что и слово стол:
столовая, столица, столяр, столько, столешница, столетник, престол, застолье
9. Проводник объявил пассажирам: «Поезд прибывает согласно...» Как ему надо закончить фразу?
(А) с расписанием; (Б) расписания; (В) расписанию; (Г) расписаний; (Д) по расписанию.
10. Вспомни и запиши пословицы, по которым созданы следующие газетные заголовки:
Готовь лыжи летом. __________________________________________________
Шайбы по весне считают ______________________________________________
Когда в соседях согласья нет ______________________________________________
11. путём перестановки букв в каждой паре слов составь третье слово - имя существительное должны быть использованы все буквы.
Лик + пена =_________________________________________
Иск + том = _________________________________________
Кожа + ворон = ________________________________________
12. Составь слова используя все буквы:
А О С Н В М Т К О _____________________________________
Б И Ь И Л У Н Д К_________________________________________
13. Подчеркни несклоняемые существительные
Музей, кони,бревно, пальто, кино, перо, шоссе, шимпанзе, фонари, кудри, колибри, ателье, кофе, такси, бассейн, кенгуру.
Ф.И._________________________________________________________ Дата _____________________
Олимпиадные задания по русскому языку для 4 класса
1.Выпиши слова, в которых есть звук [й]
И вскользь мне бросила змея:
«У каждого судьба своя!»
Но я-то знал, что так нельзя -
Жить, извиваясь и скользя ...
_______________________________________________________________________________________________
2. Напишите два слова, в которых одновременно встречались бы Ь и Ъ знаки.
__________________________________________________________________________
4. Составь из букв данного слова существительное другого склонения, укажи тип склонения (1,2,3) во всех словах.
кукла- _____________________
тьма-_____________________
кочан-_____________________
банка-_____________________
5. Найдите спрятанные в предложениях Фамилии хорошо известных вам писателей, выпишите их.
а) Мама, а змея, рыба, комар, шакал - это всё звери? _________________
б) Витя, не надо краба ртом трогать. _____________________
6. Замени данное предложение подходящим по смыслу фразеологическим оборотом.
а) Овладевать собой, успокаиваться - ____________________________________________
б) Очень тесно - ____________________________________________
в) Усиленно думать над трудным вопросом - ____________________________________________
г) Хорошо запомнить - ____________________________________________
7. Вспомни и запиши русские пословицы похожие с данными по смыслу.
а) Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан)
б) Сын леопарда - тоже леопард. (Африка)
в) Маленький горшок хорошо нaгpeвaeтся. (Англия)
8. Поставь в словах знак ударения.
Завидно, красивее, гусеница, жаворовок, звонит, засуха.
9. В каком словосочетании допущена ошибка:
А) прочитать в книге
В) сорвать с сирени
Б) гулять по улице
Г) рассуждать о совесте
10. Вместо пропусков вставь слово, которое служило бы окончанием первого и началом втopoгo слова.
При ( ... ) ец, каб ( ... ) окошко, часто( ... )ос, ме( ... )олад.
Ф.И._________________________________________________________ Дата ___________________
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Олимпиадная работа по русскому языку
Задание 1. Из списка слов, приведенных ниже, выпишите те, в которых два гласных звука находятся рядом.
Театр, каёмка, какао, сиять, союз, шпион, дуэт, боец, оазис, кооператив. Ответ:___________________________________________________________
Задание 2. Из каждой пары слов образуйте и запишите одно сложное слово. Лед, колоть -______________________________________________ Копать, земля - ______________________________________________ Падать, листья - ______________________________________________
Задание 3. Напишите не менее четырёх слов, в которых ровно сто согласных.
Ответ:___________________________________________________________
Задание 4. Проанализируйте данные слова и вставьте в скобки нужное слово.
а) ПРОЧЬ (ПОЯС) КОСЯК КИОСК (………….) СТАРТ
б) ПАРИК (ПРИЗ) КРУИЗ МАРКА (……….….) РЫБАК КНИГА (…………..) КРОЛЬ
Задание 5. Вставьте в стихотворение пропущенные окончания имен прилагательных и укажите их падеж.
На ручей ряб…… (…. п.) и пестр……(…. п.)
За листком летит листок,
И струей сух……(…. п.) и остр……(…. п.)
Набегает холодок.
Задание 6. Найдите ошибки, запишите правильно.
Водитель попросил оплатить за проезд. _____________________________
В этом рассказе рассказывается про жизнь лесных животных. _____________________________
Я хочу рассказать за новую книгу. _____________________________
Задание 7. Разгадайте шараду.
Число и нота рядом с ним,
Да букву подпиши согласную!
А в целом мастер есть один,
Он мебель делает прекрасную! Ответ: ______________________________________________
Задание 8. Ребята заменили каждую букву названия города порядковым номером этой буквы в русском алфавите, получилось 2021131. Напишите название этого города.
Ответ:___________________________________________________________
Задание 9. На стене старинного дома вы прочитали числовую надпись, обозначающую год постройки дома. Познакомьтесь со старинной азбукой и ответьте на вопросы:
а) В каком году был построен дом? ____________________________________
б) Сколько букв старинной азбуки не имело числовых значений? __________
в) Если убрать знак титло над числом 174 (записанным с использованием букв азбуки), то какое слово получится? _______________________________
До 18 века в России буквы обозначали на письме не только звуки, но и числа. Большинство букв азбуки имели своё числовое значение. Чтобы отличить буку-звук от буквы-числа, были придуманы особые знаки. Если сверху буквы ставилась специальная чёрточка (титло), то такая буква превращалась в цифру. Числа записывались буквами в порядке чтения.
Задание 10. Вставьте пропущенные буквы «Ь» и «Ъ».
С…езд, счаст…е, об…явление, л…ётся, обез…яна, в…ётся, с…экономить.
Задание 11. Закончите пословицы.
Друзья познаются _________________________________________________ .
Дерево держится корнями, а _________________________________________ .
У кого что болит, тот _______________________________________________ .
Тяжело в учении - ________________________________________________ .
Где дружбой дорожат, там __________________________________________ .
Задание 12. Наша речь становится интересней, когда мы украшаем её образными выражениями. В первом столбце таблицы приведены фразеологизмы (выражения, которые употребляются в переносном смысле). Во втором столбце - объяснения этих выражений. Соедините стрелками, чтобы соответствия были верными.
1) Морочить голову
а) грустить, унывать
2) Потерять голову
б) очень быстро
3) Отвечать головой
в) нести ответственность
4) Сломя голову
г) обманывать, вводить в заблуждение
5) Вешать голову
д) растеряться; не знать, как поступить
№ задания
Правильный ответ
1
2
1.
Ответ: театр, какао, шпион, дуэт, оазис, кооператив.
2.
Ответ:
Лед, колоть - ледокол.
Копать, земля - землекоп.
Падать, листья - листопад.
3.
Ответ: стол, стог, сток, стон.
4.
Ответ:
а) КИОСК (КОРА) СТАРТ
б) КНИГА (КИЛЬ) КРОЛЬ МАРКА (МРАК) РЫБАК
5.
Ответ:
На ручей рябой (В.п.) и пестрый (В.п.)
За листком летит листок,
И струей сухой (Т.п.) и острой (Т.п.)
Набегает холодок.
6.
Водитель попросил оплатить (за) проезд.
В этом рассказе говорится про жизнь лесных животных. Я хочу рассказать о новой книге.
7.
Ответ: столяр.
8.
Ответ: город Тула.
9.
Съезд, счастье, объявление, льется, обезьяна, вьётся, сэкономить.
10.
а) В каком году был построен дом? (1872)
б) Сколько букв старинной азбуки не имело числовых значений? (13)
в) Если убрать знак титло над числом 174 (записанным с использованием букв азбуки), то какое слово получится? (Род)
11.
Ответ:
Друзья познаются в беде.
Дерево держится корнями, а человек - друзьями.
У кого что болит, тот о том и говорит.
Тяжело в учении - легко в бою.
Где дружбой дорожат, там враги дрожат.
12.
-
- г)
-
- д)
-
- в)
-
- б)
-
- а)
Ф.И._________________________________________________________ Дата ___________________
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Олимпиадная работа по русскому языку
1.Распредели слова на две группы и заполни таблицу
водитель, водопад, перевод, громоотвод, водокачка, водопой, приводить, водоворот.
2. Запиши все утвердительные ответы на этот вопрос.
Мы поедем зимой на экскурсию?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Коля вышел из дому, погулял и вернулся. Когда мама спросила его, что он делал, Коля ответил: «Я погулял и пришёл …». Как правильно закончить его фразу?
(А) взад (Б) взат (В) назад (Г) на зад (Д) назат.
4. Замени фразеологизмы близкими по смыслу словосочетаниями
Яблоку негде упасть_____________________________________
Слышно, как муха пролетит_______________________________
Сел в галошу___________________________________________
Как рыба в воде_________________________________________
Сидеть, как на иголках____________________________________
Комар носа не подточит___________________________________
Родился в рубашке________________________________________
5.Пять клоунов заказали себе по колпаку. Бам заказал колпак изумрудного цвета, Бим - сизого, Бем - малахитового, Бом - травяного, Бум - сиреневого. Директор цирка хитрых названий цветов не знает и потому, увидев колпаки, назвал некоторые из них просто зелёными. Кто, по его мнению, заказал себе зелёные колпаки?
(А) все, кроме Бима (Б) все, кроме Бума (В) Бам, Бим и Бом
(Г) Бем, Бим и Бом (Д) Бам, Бем и Бом.
6. Прочитай слова в столбике, рядом напиши, какими частями речи они являются
рой
мой
спой
вой
открой
раскрой
простой
7. Образуй от каждого из данных существительных по 2 имени прилагательных с различными суффиксами.
Земля - ___________________________________________________________
Вода - ____________________________________________________________
Камень - __________________________________________________________
Кость - ___________________________________________________________
8. Посмотрите на список слов: жир, цирк, щипчики, шип, починка, дорожит. В скольких из них под ударением произносится тот же гласный звук, что и в слове сыр?
(А) 0; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5.
9. По-итальянски спасать - salvare, спасаю - salvo, говоришь - parli, пою - canto, говорить - parlare, поёшь - canti. Как по-итальянски будет петь и спасаешь? Подчеркни правильный ответ.
(А) cantore и salve; (Б) canti и salvare; (В) cantare и salvi;
(Г) canto и salvo; (Д) cantare и salva.
Ф.И.________________________________________________________ Дата _________________
Задания олимпиады по русскому языку
для учащихся 4 - х классов
1.В каком слове все согласные звуки произносятся твёрдо? Подчеркни.
Водит, пять, пашешь, верит, зреет, смешной, красный.
2.В каком из данных слов количество букв не совпадает с количеством звуков? Подчеркни.
Сел, съел, сяду, съешь, поешь.
3. Подчеркни слово(а), в которых букв больше чем звуков.
Дождь, вьюга, честный, класс, юбка, семья, польёт.
4. Подчеркни слово(а), в которых количество букв и звуков совпадают.
Окрестный, пять, зреют, веешь, яд, поёте, подъезд.
5. В каком слове правильно названы все буквы.
а) книга - кэ, эн, и, гэ, а
б) палец - пэ, а, эл, е, цэ
в) марка - эм, а, эр, ка, а
г) шайба- ша, а, и краткая, бэ, а
6.Измени порядок слогов и букв, чтобы получились слова:
Еникуч - _______________________
народи- _______________________
релката- _______________________
подорми- _______________________
7. Расставьте слова в алфавитном порядке:
лопата, посуда, карандаш, учитель, воробей, ученик
_______________________________________________________________________________________________
8. В каждом из этих слов спряталось еще одно слово. Какие слова спрятались?
Хлев - ____________ коса- ____________ щель- ____________ укол- ____________
уточка- ____________ удочка- ____________ волк- ____________
9. Подчеркни слово(а), у которых нельзя однозначно определить к какой части речи они относятся.
Жгут, глас, надел, ода, марка, белила, шинель, кимоно, рой, шорты, дали, стекло, храброго, рой, жаркое.
10. Поставь ударение в словах:
красивее, звонят, завидно, щавель, торты, сливовый, балованный, банты.
11. Узнайте слово, каждая буква которого зашифрована в предложениях-подсказках.
1) Глухой - ф, звонкий….
2) Предпоследняя буква в слове ветер.
3) Стоит за буквой Р в алфавите.
4) Суффикс в слове РЕЧНОЙ.
5) Первая буква алфавита. Ответ: ______________________
12. В каком глаголе отрицание НЕТ слышится сто раз? _____________________
13. Прочитай предложения и замени каждое из них одним словом, соответствующим данному понятию.
а) Человек, управляющий оркестром. __________________________
б) Тот, кто предан своему народу, родине. __________________________
в) Человек, который реализует товары в магазине. __________________________
14. Замени заимствованные слова русскими синонимами.
Аргумент - __________________________ Демонстрировать - __________________________
Инструкция - __________________________ Классифицировать - __________________________
15. Ответь на вопросы:
а) В каких словах «живет» рак? __________________________
б) В каких словах спрятались ноты? __________________________
в) Назови слова, в которых спрятаны числа? __________________________
16. Какие из перечисленных существительных относятся к мужскому роду? Подчеркни.
Аэрозоль, бандероль, тюль, кенгуру, мозоль, шинель, ноль, фламинго, картофель, какаду.
17. В каком слове нет приставки?
Подогнуть, подозрение, подоконник, подолбить, подушка.
18. Найди в каждой строчке лишнее слово.
а) рыбка, дубок, горка, норка; б) тракторист, пианист, танкист, печник;
в) хвостище, усищи, глазоньки, когтище; г) кислющий, горьковатый, злющий, большущий.
19. Найди слово, которое не имеет формы множественного числа. Подчеркни.
Знамя, конкурс, фестиваль, листва, врач.
20. Поставь слова в скобках в форму родительного падежа множественного числа.
У (солдаты) чёрный цвет (сапоги).
___________________________________________________
В магазине на полке лежало много (яблоки, мандарины, помидоры, арбузы).
___________________________________________________
21. Раскрой смысл крылатых выражений.
1.Сесть в калошу - ____________________________________________
2.Через час по чайной ложке - ____________________________________________
3.Работать, засучив рукава - ____________________________________________
4. Прикусить язык - ____________________________________________
5. Ходить на голове - ____________________________________________
6. Работать спустя рукава - ____________________________________________
22. О чём идёт речь?
Его не кажут, им клюют, с ним оставляют.
-
о дневнике;
-
клюве;
-
корме;
-
носе;
-
домашнем задании.
23. Найди неудачно использованные слова в предложениях и замени их на более подходящие слова, близкие по смыслу.
Наши фигуристы перещеголяли всех и получили высшую награду.
В посёлке год назад возвели несколько одноэтажных домов.
Он обратно опоздал на урок.
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Ф.И.________________________________________________________ Дата _________________
Олимпиадные задания по русскому языку 4 класс
1. Назовите семь частей человеческого тела, название которых состоит из 3 букв.
____________________________________________________________________________________________________
2. Что производит пимокат?
А) валенки; Б) дёготь В) колёса; Г) уголь
3. Расставьте ударение в словах:
Средства, красивее, прибывший, ходатайствовать.
4. Готовясь к уроку, учитель подобрал пять слов на новое правило: врачи, жара, часы, грибной... Сформулируй правило, которое необходимо применить, чтобы выбрать пятое слово. Отметь, какое слово будет пятым?
А) роща Б) лыжи В) рукав Г) трава Д) частый.
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
5. Исправьте ошибки в устойчивых словосочетаниях.
Гора луковая - ________________________
Мир Древней Греции- ________________________
Давайте жить в тире- ________________________
Трубка пира- ________________________
Глухое сено- ________________________
Дом отечества- ________________________
Игра не стоит встреч- ________________________
Медвежья заслуга- ________________________
6. Составь пословицы:
А.Монастырь, не, уставом, в, ходят, чужой, со, своим. ___________________________________________________
Б. Другому, яму, упадёшь, не, сам, в, неё, рой. ___________________________________________________
В. Один, семь, отрежь, раз, примерь, раз. ___________________________________________________
Г. Коню, не, в, дарёному, зубы, смотрят. ___________________________________________________
Д. Не, всё, лес, волка, смотрит, как, корми, он, в. ___________________________________________________
Е. Погонишься, за, ни, не, двумя, зайцами, одного, поймаешь. _______________________________________________
7. Анаграммы, а попросту «перевёртыши», - это слова, составленные из одних и тех же букв. Попробуйте, пользуясь всеми буквами только данных слов, составить новые слова.
Логика -________________________
Ракета -________________________
Каприз -________________________
Мольба -________________________
Каратист -________________________
8. Перед Вами фонетическая запись нескольких предложений. Запишите эти предложения буквами по правилам орфографии.
[пашол йа в л'эс/ на йолку вл'эс// сижу на йэли/ штоб волки ни сйэли]
________________________________________________________________________________________________
9. Разгадай ребусы
Р1А_____________________ 2Д_____________________ 1УМ____________________ О5_____________________ Ш3Х___________________ 1 ОЧКА___________________ 1БОР________________
10. Объясните значение слов:
Туш________________________________________________________________________________________
Тушь _______________________________________________________________________________________
11. Что можно сказать и мальчику и девочке?
А) расти большая Б) расти большой В) расти маленьким Г) расти большим Д) Ни один из вариантов не подходит.
12. На чём в былые времена можно было увидеть человека, которого называли форейтором?
А) на колокольне Б) на крыше В) на лошади Г) на мачте корабля
Ф.И._____________________________________________________________________ Дата ___________________
Конкурс "Русский медвежонок" за 2015-2016 год для 4 класса.
1. В слове едва "спряталась" цифра, а в каком названий цветов спрятался волшебник?
А) василёк Б) гладиолус В) левкой Г) магнолия Д) хризантема.
2. Какое слово связано с погодой?
А) разоблачить Б) тучный В) дождаться Г) ограда Д) ненастье.
3. "Вы все еще гуляете! Воскликнула маленькая Полина, увидев Лёву с мамой на детской площадке поздно вечером. Я думала - это мы одни такие ночники." А как надо было сказать?
А) так и надо было Б) вечерники В) полуночники Г) подвечерники Д) припоздняшки.
4. Кто из этих животных пасется?
А) волк Б) собака В) мышь Г) змея Д) лошадь.
5. Какая буква может стоять после буквы Щ?
А) ъ Б) ы В) ь Г) э Д) ни одна стоять не может
6. Когда человеку неловко в незнакомой ситуации, говорят, что он чувствует себя не в своей ...
А) квартире Б) семье В) тарелке Г) чашке Д) ложке.
7. Васе полтора года. Каким прилагательным можно заполнить пропуск по фразе Вася - ... малыш?
А) полуторагодичный Б) полуторагодовалый В) полуторагодовой;
Г) полуторагодный Д) полуторалетний.
8. Какая из этих форм не может быть родительным падежом?
А) вещей Б) чащей В) товарищей Г) овощей Д) щей.
9. Какое из этих слов не относится к человеку?
А) гонец Б) гонитель В) гонщик Г) гончая Д) изгнанница.
10. В словарях нет глагола очитаться, но в последнее время многие люди его употребляют. А что он значит?
А) составить отчет Б) устать от чтения В) неправильно прочитать;
Г) прочитать слишком много Д) увлечься чтением.
11. В глаголе п_л_ть пропущены гласные. Сколькими способами можно восстановить глагол, если использовать только гласные а, и, о (можно использовать как две разные гласные, так и две одинаковые)?
А) одним Б) двумя В) тремя Г) четырьмя Д) пятью.
12. Какое из слов может в единственном числе стоять после предлога ИЗ в двух разных формах?
А) лес Б) река В) ручей Г) роща Д) чаща
13. Каким глаголом можно продолжить ряд глаголов: молоть, пороть, нести, ...?
А) рубить Б) полоть В) городить Г) сеять Д) есть.
14.Имя, какого героя сказки спрятано в ребусе?
А) Кикимора Б) Шапокляк В) Чебурашка
Г) Чиполлино В) Буратино
15.Найди продолжение пословиц:
При солнышке - тепло, 1) люби и саночки возить.
Смелость 2) да не в обиде
В тесноте, 3) а врозь скучно
Любишь кататься - 4)вода не течёт
Под лежачий камень 5) при матушке - добро
Вместе тесно, 6) города берёт
16.Определи падежи существительных в словосочетаниях.
Забежали за угол (_________),очутились за углом (_________),стоял в углу (_________),
подошел к лошади (_________),поехал на лошади (_________),упал с лошади (_________)
17. Незнайка очень хотел стать таким же умным, как Знайка. Он решил, что выучит все союзы. Но, как всегда, все перепутал. Укажи, какие из этих слов - союзы.
о на в но и а
Ф.И.________________________________________________________ Дата _________________
Олимпиадные задания по русскому языку 4 класс
1.Исключи лишнюю пару слов, проанализировав их значения.
а) повар - повариха г) мельник - мельница б) ткач - ткачиха д) ученик - ученица
в) электрик - электричка е) журналист- журналистка
2.К имени существительному буква выбери глаголы и имена прилагательные, которые могут быть связаны с ним по смыслу.
а) записать б)приписать в)прочитать г)большая ж) прописная и) увидеть
л) приятная д) высокая з) произнести к) заглавная м) услышать е)низкая
3. Отгадай и запиши слово.
Мой корень- родственник сраженью.
Приставка - в слове заявленье.
В наборщике есть суффикс мой
А весь - тружусь я под землёй.______________________
4.Укажи существительные, не имеющие рода.
а) доски б) ворота в) вёсла г) зеркала
д) щипцы е) каникулы ж) консервы з) грибы
5.Укажи, какие из данных слов имеют окончание -ов.
а) домов б)столов в) коров г)ковров д)голов е)основ
6. Подчеркни слова, которые начинаются с мягкого глухого согласного звука.
Весна, жираф, шишка, чашка, иволга, петух, сердце, метель, тигр.
7.Укажите, в конце, какого предложения может быть восклицательный знак.
а) побудительное невосклицательное
б) повествовательное восклицательное
в) побудительное восклицательное
8.Найди проверочное слово для пропущенной орфограммы: на ветках в…сят яблоки
а) вес б) повесить в)висеть г)виснуть
9.Укажите ряд, в котором все слова однокоренные.
а)весна, к весне, весны б)берег, бережок, побережье
г) голоса, возглас, голосование в)огурец, огурцы, огурчик
10.Вставь в предложения слово пальто, укажи падеж образованных форм.
Мальчик доволен новым ____________________ . _________________ выглядит модным.
Нельзя ходить в мороз без ___________________.
11.Слово персона означает «лицо». Основываясь на этом, запиши, что обозначают данные слова.
Персонал _____________________
Персональный _____________________
Персонаж __________________________
13.Впиши в предложения подходящие по смыслу пропущенные слова с буквосочетаниями цы или ци.
Черепаху защищает крепкий ____________________. Дети осторожно, на ___________________ прокрались в комнату. Значок для обозначения числа называется _____________________.
14.Укажи, какими звуками различаются слова.
Воз- вёз _____________ лодка- ложка _____________ жил- шил____________
15. Необходимо помочь мальчику рассказать в письме о том, что ему понравился отдых за городом. Прочитав слова мальчика, запиши эту фразу без ошибок.
На днях в лису на шол я грусть и очень был доволен.
_________________________________________________________________________________________
16.НЕ изменяя ни одного звука, «преврати» данные существительные в глаголы. Запиши получившиеся слова
Съезд - ____________ лесть- _________________
Ф.И.________________________________________________________ Дата _________________
Олимпиадные задания по русскому языку 4 класс
1. Однажды буква Я, героиня сказки Бориса Заходера, гордо заявила:
Я ведь вам не просто буква, Я - местоимение.
А какая ещё буква могла бы вслед за Я справедливо сказать, что она - «не просто буква»?
1) Р; 2) Т; 3) У; 4) Ф; 5) Ю.
2. Почти из всех этих существительных можно убрать по одной букве так, что получатся числительные. Только из одного числительное так не получается. Из какого?
1) сорока 2) семя 3) сито 4) шерсть 5) дева.
3. Вы, конечно, видите, что эти пять слов оканчиваются одинаково. Но по составу одно из них отличается от остальных. Найдите его.
1) рыбак 2) дурак 3) простак 4) чужак 5) казак.
1. Даны слова:
1) судак, 2) судачить, 3) судить, 4) сударь, 5) судно.
Какие из них имеют общий корень?
А) 1 и 2 Б) 2 и 3 В) 3 и 4 Г ) 2 и 4 Д) 1 и 5
2. Вот фраза из сочинения, посвящённого истории костюма:
Крестьяне носили просторные куртки с большим запахом. А что это означает?
1) куртки у крестьян сильно пахли;
2) у этих курток были большие воротники;
3) у этих курток были длинные полы;
4) одна пола курток сильно заходила за другую;
5) эти куртки были сильно велики крестьянам
3. К данным фразеологизмам записать близкий по значению глагол.
1. Вставлять палки в колёса - _________________________
2. Обвести вокруг пальца - _________________________
3. Выбился из сил - _________________________
4. Клевать носом - _________________________
5. Гладить по головке - _________________________
6. Зарубить на носу - _________________________
Слова для справок: устал, мешать, хвалить, обмануть, дремать, запомнить.
1. Что надо съесть, судя по поговорке, чтобы считаться знатоком в каком-то деле?
1) много каши; 2) фунт изюму; 3) пуд соли; 4) собаку; 5) Колобка.
2. Найди к каждому устойчивому сочетанию в левой колонке противоположное в правой, соедини линией.
Лясы точить. Не покладая рук
Держать ухо востро. Держать язык за зубами
Сидеть сложа руки. Ворон считать
От рук отбиться. Своим горбом жить
На чужой шее сидеть. Держать в ежовых рукавицах
3. Закончи пословицы:
У кого что болит, тот _________________________________________________.
Лучше синица в руках, ________________________________________________.
Под лежачий камень __________________________________________________.
Что написано пером _________________________________________________.
Тяжело в учении, _________________________________________________.
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1) В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?
2) Какой падеж существительных никогда не употребляется с предлогом?
3) Чем похожи существительные ножницы, брюки, чернила?
4) Какую часть слова можно в земле найти?
5) Может ли в слове быть сто одинаковых букв
6) Как правильно сказать: у рыб нет зуб, у рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей
Ф.И.________________________________________________________ Дата _________________
Олимпиадные задания по русскому языку 4 класс
1.Составь меню на обед при условии, что в названии блюд все согласные звуки твердые, названия блюд подчеркни:
Салат, пюре, пирог, котлета, кисель, борщ, уха, компот, рагу, булочка, блины.
2. Вставь пропущенные буквы - е-, -и-
В...сеть, на в…су, зав…сать, занав…с, в…сячий
3. Подчеркни словосочетания, где глагол употребляется в переносном значении:
Играть мячом, обливаться слезами, водить за нос, мышь пищит, сердце шепчет, подаёт пальто, проглотил язык, солнце светит.
4. Вычеркни лишнее слово:
Шведка, болгарка, итальянка, корейка, японка
5. Переставь буквы так, чтобы получились другие слова, запиши их.
Лоза, куст, парк, лето, весна, сосна, рост, сокол, льют
____________________________________________________________________________________________________
6. Даны три слова. Допишите в каждом ряду четвертое, которое относится к третьему, как второе к первому:
Стол - один, кресло - ________________
Дерево - топор, бумага -________________
Огонь - пламя, тишина -________________
Книга - буква, музыка -________________
Овощи - натюрморт, природа - ________________
Птица - летать, рыба - ________________
Лук - Чиполлино, Зола - ________________
Лондон - Темза, Санкт-Петербург-________________
Стол - скатерть, пол - ________________
Лиса - кот, Алиса - ________________
Январь - второй, март - ________________
7. Запиши 5 имен существительных, которые не изменяются по падежам:
______________________________________________________________________________________________
8.Раставь знаки препинания
а) В сумерках тонули сады плетни крыши домов.
б) Смутно поблёскивает река в предрассветной дымке журчит по прибрежным камешкам.
в) Потоки воды унесли с собой весь валежник бурелом и мусор.
9. Выпиши слова с приставками. Разбери их по составу.
Доверить, домашний, доброта, добежать, докрасить, посмотрел, подарки, полевые, полка, покупка, победитель, полянка, заботливый, забавный.
__________________________________________________________________________________________________
10.Бык, петух, баран, селезень, боров, гусь, индюк, слон, медведь, волк. А как будут называться эти животные женского рода? Запиши.
___________________________________________________________________________________________________
11. В каждой группе слов найди лишнее, выпиши его, объясни.
а) ручей, облака, море, дымок, школа ________________________________________________________
б) Травяной, сердечный, скворец, лопата.____________________________________________________
в) Звук, жест, долг, глаз, рукав. ____________________________________________________________
г) Они, мы, сани, вы, ты. _________________________________________________________________
д) очи, бигуди, жалюзи, санки, каникулы. ___________________________________________________
12.Замени данные слова синонимами из четырех букв.
Приятель - ______________ Работа - __________________
Противник - _____________ Дорога - __________________
Солдат - ________________ Шагать - __________________
Печаль - ________________ Красный - _________________
13.Укажите предложение, которое соответствует схеме: _________ _________ _ _ _ _ _ _
1) Лебеди улетели вчера.
2) Повесили мы игрушку на ёлку.
3) Белка грызёт кедровые орешки.
4) Осенью раздавался пронзительный свист улетающих птиц.
Ф.И.________________________________________________________ Дата _________________
Олимпиадные задания по русскому языку 4 класс
1. В каком слове есть гласный звук [о]?
а) родные б) радость в) отказ г) шёлковый
2. В каком слове ударение указано, верно?
а) наверх (1 слог) б) созыв (1 слог) в) отрочество (2 слог) г) клялась (2 слог)
3. Укажите лишнее слово в ряду синонимов:
а) тщетно б) тщательно в) безрезультатно г) напрасно
4. Какое из перечисленных слов имеет значение «презрительно-надменный»?
а) алчный б) фамильярный в) тщеславный г) высокомерный
5. Какое слово неправильно разбито на морфемы?
а) за-мер-е-в б) не-под-виж-н-ое в) с-мен-и-вш-ий г) (много) зна-ний-
6. В каком ряду все слова пишутся через дефис?
а) (по)крепче, где(то), (чуть)чуть б) (по)местному времени, (пол)Москвы, (кое)как
в) (по)товарищески, (сине)зелёные, как(нибудь) г) тихо(тихо), как(бы), (по)прежнему
7. Образуй от слова СВЕТ семь однокоренных слов.
______________________________________________________________________________________________
8. Напиши небольшое сочинение-рассуждение (2-3 предложения), в котором постарайся «поспорить» с заданным вопросом: «Машина всегда обгонит пешехода?»
___________________________________________________________________________________________________
9. Вспомни правила правописания числительных и правильно вставь пропущенные буквы:
Шест…десят… книгами, к ст… задачам, девяност… учениками, пят…ст… участниками, в тр…ст… квартирах.
10. Составь анаграммы, ответив на следующие вопросы:
-
Как из вкусной булочки, умело переставив буквы, получить маленькую лодку? _____________________________
-
Как из электричества, переставив буквы в одном слове, получить мурлыкающе животное? ___________________
11. Подчеркни в каждом предложении фразеологизмы. Замени в предложениях фразеологизмы подходящими по смыслу словами или выражениями и запиши их.
-
Чтобы судить о человеке, надо с ним пуд соли съесть.
-
До города было уже рукой подать, как вдруг машина остановилась.
-
Поезд должен прибыть с минуты на минуту.
12. Расшифруй ребусы, запиши ответы, подчеркни, какого слова обычно не бывает в календаре?
_________________________________________________________________________________________________
13. Выполни полный синтаксический разбор предложения.
Площадь у кинотеатра пересекает трамвайная линия.
Ф.И.________________________________________________________ Дата _________________
Олимпиадные задания по русскому языку 4 класс
1. В предложении Бумага истлела «спрятано» слово аист. В четырёх из этих пяти предложений «спрятаны» названия овощей, а в одном - название цветка. В каком?
(А) Впереди скала. (Б) На полу кошка. (В) На ковре паук. (Г) Банка пуста. (Д) Зима кончается.
2. Собака лает, кошка мяукает, свинья хрюкает. А осёл? (А) мычит; (Б) блеет; (В) кудахчет; (Г) ржёт; (Д) ревёт.
3. У какого из этих глаголов формы прошедшего времени образуются не так, как у остальных?
(А) подпрыгнуть; (Б) прикрикнуть; (В) намокнуть; (Г) задёрнуть; (Д) присвистнуть.
4. Алёшу так и подмывало рассказать Васе, что Серёга наябедничал Дарье Семёновне на Юльку. Кто из них наверняка считает, что Серёга - ябеда?
(А) Алёша; (Б) Вася; (В) Серёга; (Г) Юлька; (Д) Дарья Семёновна.
5. Вот пять глаголов: почернел, позеленел, пожелтел, покраснел, побелел. Какой из них можно поставить вместо многоточия в предложение Мальчик … от стыда?
(А) почернел; (Б) позеленел; (В) пожелтел; (Г) покраснел; (Д) побелел.
6. Какое из этих существительных обычно не употребляется во множественном числе?
(А) холод; (Б) ветер; (В) зной; (Г) туман; (Д) дождь.
7. Одно из этих чисел встречается в русских пословицах и поговорках чаще других. Какое?
(А) 4; (Б) 5; (В) 6; (Г) 7; (Д) 8.
8. Какие прилагательные надо вставить в словосочетания на ... ногу, на ... руку, на ... голову,
чтобы получились устойчивые выражения русского языка?
(А) скорую, широкую, свежую; (Б) скорую, свежую, широкую; (В) свежую, широкую, скорую;
(Г) широкую, скорую, свежую; (Д) левую, горячую, пьяную.
9. В пятом классе Ивановской сельской школы учатся всего пять ребят. Учитель записал их фамилии в классный журнал в алфавитном порядке. Какая фамилия оказалась в списке последней?
(А) Иванов; (Б) Ивашов; (В) Иващенко; (Г) Иванищев; (Д) Иванюк.
10. Какое из этих слов близко по значению к слову журить?
(А) искать; (Б) перебирать; (В) бранить; (Г) обманывать; (Д) оценивать.
11. В каком из этих слов количество букв не совпадает с количеством звуков?
(А) сел; (Б) съел; (В) сяду; (Г) съешь; (Д) поешь.
12. Даны слова: пики, трефы, черви, бубны. Сколько из них таких, которые употребляются не только как названия карточной масти? (А) ни одного; (Б) одно; (В) два; (Г) три; (Д) четыре.
13. Лес рубят - щепки ... (А) жгут; (Б) губят; (В) любят; (Г) летят; (Д) плодят.
14. В каком из слов на месте пропуска пишутся двойные согласные?
(А) липовая а…ея; (Б) дли…а коридора; (В) ю…ый спортсмен; (Г) почётная гра…ота; (Д) ко…ичество учеников.
15. Вот десять устойчивых словосочетаний:
1) на воре шапка горит; 2) шило на мыло; 3) вор на воре; 4) на ловца и зверь бежит;5) на дворе трава, на траве дрова;
6) с часу на час; 7) на Маланьину свадьбу; 8) на чём свет стоит; 9) на все сто; 10) меняться на глазах.
С каким падежом предлог на в них встретился чаще, чем с другими?
(А) с родительным; (Б) с дательным; (В) с винительным;
(Г) с предложным; (Д) среди ответов (Г) нет правильного.
16. С каким из этих слов не сочетается прилагательное чайный?
(А) церемония; (Б) сервиз; (В) роза; (Г) сорт; (Д) ложка.
17. Даны предложения на польском языке и их переводы на русский язык.
Aleksander i Barbara byli tu. Александр и Барбара были тут.
Jan i Adam byli tam. Ян и Адам были там.
Maryjka i Krystyna były tam. Марийка и Кристина были там.
Ewa i Robert byli tu. Ева и Роберт были тут.
(Буква l в польских словах читается как мягкое «л», а буква ł - как твёрдое «л»)
Как будет по-польски Кристина и Барбара были там, Ева и Адам были тут?
(А) Krystyna i Barbara byli tam, Ewa i Adam byli tu; (Б) Krystyna i Barbara były tam, Ewa i Adam byli tu;
(В) Krystyna i Barbara byli tam, Ewa i Adam były tu; (Г) Krystyna i Barbara były tam, Ewa i Adam były tu;
(Д) среди вариантов (А)-(Г) нет правильного.
Ф.И.________________________________________________________ Дата _________________
Олимпиадные задания по русскому языку 4 класс
1. Подчеркни слова, в которых только твёрдые согласные:
малыш, лужица, пальцы, подъезд, таблица, оркестр
2. Найди и подчеркни существительные мужского рода:
Кофе, мороженое, повидло, метель, буран, теплынь, кино, тюль, огонь, пюре
3. Замени выражения, одним словом:
Клевать носом -…………………………………………
Зарубить на носу -……………………………………..
Чесать языком -……………………………………….
Дать стрекача -………………………………………
Ломать голову -……………………………………….
4. Подчеркни словосочетания, где глагол употребляется в переносном значении:
играть мячом, обливаться слезами, водить за нос, мышь пищит,
сердце шепчет, подаёт пальто, проглотил язык, солнце светит.
5. Подчеркни слова, которые нельзя переносить:
чайка, Оля, стол, классный, мальчик, лес, семья, гриб
6.Поставь существительное во множественном числе:
Человек - ………………….., лист (бумаги) -…………………….,
лист (дерева)-……………………., зуб (волка)-………………….,
зуб (пилы -………………………….)
7. Вставьте, где нужно, букву - т -
Прекрас….ный, искус…ный, чудес…ный, извес…ный, ужас…ный
8. Запиши слова в два столбика:
Вещ…, помощ…,наш…, камыш…, доч…, кирпич…, плач…, чуш…
9. В каких из следующих примеров выделенные слова являются именем существительным? Обведи буквы выбранных вариантов.
А. Жгут листья Б. Звенит звонок - он очень звонок В. Печь пироги
Г. Снежное покрывало землю покрывало Д. Выучил стих
10. Составь из данных слов известную пословицу и напиши её.
Дело, безделье, маленькое, большое, лучше.
____________________________________________________________________
11. Найди слово, в котором звуков больше чем букв». Обведи букву или буквы одного или нескольких подходящих ответов.
А. мешать Б. деревянная В. лишняя Г. мост Д. переход
12. Расставьте над словами цифры в порядке усиления значения данных слов.
Средний, большой, громадный, гигантский, маленький.
Смеяться, хихикать, хохотать, улыбаться, усмехнуться.
13.Однажды Незнайка составил 12 слов из слова «команда». Какие из них он включил в список неправильно? Подчеркни их.
Кот, дама, мак, карман, дамка, ад, мандат, дно, ода, мода, дан, анаконда.
14. Выбери слова, написание которых не соответствует их произношению.
1) устный 2) сжать 3) кукла 4) мудрый 5) бантик 6) сказка
15. Зачеркни в каждом ряду лишнее слово.
Почернел, побелел, покраснел, позеленела, побагровел.
Спишь, стриж, стрижёшь, стоишь, свистишь.
Замолчать, застынет, задумать, замычать, запеть.
16. Подчеркни выделенные слова как члены предложения.
1) Белый снег покрыл крыши домов. 2) Из коридора пахло малиновым вареньем.
3) Папа купил сегодня Виталику аквариум. 4) Летом в саду созревают фрукты, а в лесу ягоды.
17.Допиши окончания имён прилагательных.
яблочн____ повидло концертн______ рояль небесн______ лазурь светл____ вестибюль
18. Найди и выбери правильные утверждения.
1. В слове количество звуков и букв всегда совпадает.
2. В слове звуков может быть больше, чем букв.
3. В слове букв может быть больше, чем звуков.
4. В слове букв всегда больше, чем звуков.
19.Вставь в каждое предложение одинаковые приставки и предлоги.
1) Воробей ...скакал ... дорожке. 2) Мама ...тёрла пыль ... мебели.
3) В лесу дети ...брели ... зайчонка. 4) Ворона ... голубя ...хватила кусочек хлеба.
20. Вставь в предложения подходящие по смыслу слова. Что объединяет все зти слова?
1. ___________________ - это крестьянское селение.
2. __________________ - это горящая куча сучьев.
3. ___________________ - это огородное растение с продолговатым зелёным плодом.
4. ___________________ - это вечерняя еда.
Ответ:__________________________________________________________