• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Конспект урока по русскому языку для 2 класса «Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. Знакомство с антонимами»

Конспект урока по русскому языку для 2 класса «Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. Знакомство с антонимами»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык 2 класс Тема: Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. Знакомство с антонимами.
Цель урока:

  1. познакомить детей с антонимами;
  2. закрепить знания об именах прилагательных;
  3. развивать умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных;
  4. развивать орфографическую зоркость, речь учащихся;
  5. прививать любовь к детской поэзии на примере творчества А. Л. Барто;
  6. воспитывать
Оборудование: таблица «Имя прилагательное», родовые окончания имен прилагательных, карточки, портрет А.Л. Барто, выставка книг, книжка - самоделка.
Ход урока: I Организация начала, цель урока. Сегодня мы закрепим знания, полученные на прошлых занятиях, и познакомимся с новым понятием. Чтобы урок был продуктивным Душу и сердце в работу вложите, каждой секундой в труде дорожите!
II Минутка чистописания. Догадайтесь, о какой части речи говорится в загадке: Определяю я предметы. Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь! (имя прилагательное)
Цель урока: Закрепить знания об именах прилагательных; развивать умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных; познакомиться с новым понятием. Индивидуальная работа по карточкам Актуализация знаний. Назовите ключевые слова по теме «Имена прилагательные» (часть речи, самостоятельная, какой,? какая? какое? какие?, признак предмета, по родам и числам, связь с именами существительными, украшают и уточняют речь, в предложении являются второстепенными членами предложения) Составьте сообщение об именах прилагательных, используя ключевые слова. Как определить род имен прилагательных? Какие окончания имеют имена прилагательные мужского, женского и среднего родов? Запишите по рядам: 1 ряд - окончания имен прилагательных м.р. 2 ряд - окончания имен прилагательных ж.р. 3 ряд - окончания имен прилагательных ср.р. ой ый ий ая яя ое ее ые ие
Устно составьте по образцу два словосочетания от каждой пары слов. Укажите род прилагательных, выделите их окончания. Образец. Вечерняя прохлада. Прохладный вечер.
  1. вечер, прохлада
  2. ночь, мороз
  3. утро, туман.
Разберите имя прилагательное как часть речи. 1 ряд записывает словосочетания сущ.+прил. М.р. 2 ряд - сущ.+ прил. ж.р. 3 ряд - сущ.+прил Ср.р. Вывод: Как правильно написать безударную гласную в окончании имен прилагательных? III Словарная работа, актуализация знаний об именах прилагательных.
Словарное слово - праздник.
  1. Назовите одним словом.
  • День торжества, установленный в честь или в память кого-либо или чего-либо.
  • Веселье, торжество, устраиваемое кем-либо по какому-либо поводу.
  • Праздник. Объясните орфограмму.
    1. Подберите однокоренные слова.
Праздник, праздничный, праздновать, праздничек, празднование, празднество, праздничность, праздность, праздный. 17 февраля наша страна отмечала столетие со дня рождения замечательной детской поэтессы Агнии Львовны Барто. Начала печататься в 1925. Писала для детей - о жизни школы, семьи, о детях. Автор сборников стихов: «Братишки» (1928), «Мальчик наоборот» (1934), «Игрушки» (1936), «Снегирь» (1939), «Стихи детям» (1949; Государственная премия СССР, 1950), «Я расту» (1968) и др., сценариев кинофильмов. Стихи Барто завоевали большую популярность у юных читателей и у взрослых; они переведены на многие иностранные языки. В прозаических книгах для взрослых «Найти человека» (1969) автор рассказывает о своих поисках семей детей, потерявшихся во время Великой Отечественной войны. Награждена 3 орденами, а также медалями. Показать выставку книг автора. Найдите среди данных слов имена прилагательные (праздничный, праздный). Составьте с прилагательным праздничный словосочетание, используя имена существительные день, открытка, настроение. Праздничный день, праздничная открытка, праздничное настроение.

Объясните написание окончаний прилагательных.

  1. Составьте и объясните пословицу:
Рукам работа - душе праздник. Демонстрация книжки - самоделки, посвященной дню рождения Барто.
IV Новая тема.
  1. Послушайте еще одну пословицу:
Праздник помни, а будни знай. Как вы понимаете слово будни? Объясните смысл пословицы. Найдите слова, противоположные по смыслу. Праздник - будни, праздничный - будничный. Как называются слова, с противоположным значением? Я обращаюсь в первую очередь к детям, посещающим кружок по русскому языку. Прочитайте вывод на странице 221. Объединяясь в пары, обозначающие контрастные понятия, антонимы могут характеризовать состояние (молодой - старый, здоровый - больной), явления природы (жара - холод, восход - закат), пространственные и временные отношения (далекий - близкий, левый - правый). Антонимы могут быть не только слова с разными корнями (прибавить - отнять, друг - враг), но и однокоренными (прибавить - убавить, веселый - невеселый). Словами антонимами могут быть не только имена прилагательные, но и другие части речи.
  1. Отгадайте загадку и выпишите из нее антонимы, определите части речи.
Бывает он в холод, бывает он в зной, Бывает он добрый, бывает он злой. В открытые окна нежданно влетит, То что-то прошепчет, То вдруг загудит. Притихнет, умчится, Примчится опять, То вздумает по морю волны гонять. (ветер) Холод - зной, добрый - злой, притихнет - загудит.?
А вот послушайте, как пишет про ветер Агния Барто в стихотворении «Когда ударил гром». Сильный ветер на кусты Налетел волнами, И опять из темноты Молния! Молния! Ветер, ветер - ураган, Бьет деревья по ногам, И стволы трещат, И трепещет сад. Хотите узнать, что было потом? Тогда прочитайте это стихотворение целиком.
  1. Игра «Слова - антонимы».
Учитель бросает мячик и называет слово, ученик ловит мяч и называет слово - антоним. Большой, высокий, длинный, широкий, толстый, глубокий, прямой, первый, верхний, тяжелый, острый, горячий, светлый, белый, мокрый, громкий, сладкий, хороший, скупой, нежный, храбрый, умный, чистый, больной.
  1. Подберите словосочетания с противоположным значением
легкая ноша - Легкая задача - Легкий ветерок - Определи род имен прилагательных. С одним из них составьте предложение. Вывод: если прилагательное имеет несколько значений, то в каждом значении у него разные антонимы.
  1. Комментированное письмо упражнение 333.
Выпиши и разбери как части речи слова: собака, ранняя (пташка) Разберите по составу слова глупый, глупышка, глазки. Подберите синоним к слову глупышка (всезнайка) У Агнии Барто есть стихотворение про Всезнайку. Послушайте отрывок.
V Закрепление пройденного. Самостоятельная работа. Работа по карточкам. Подбери и запиши антонимы к данным именам прилагательным. Допиши безударные окончания прилагательных, обозначь орфограмму.
Вопросы для любознательных: Каким ключом нельзя отвернуть гайку? скрипичным Какую соль не кладут в суп? морскую Из какого крана не льется вода? подъемного
VI Обобщение, итог урока. Что такое антонимы? Приведите примеры антонимов среди прилагательных. Как проверить написание безударных гласных имен прилагательных? Дом. Задание: упр.7, с. 229, правило на с.221 Объявляется новый конкурс: подобрать как можно больше слов - антонимов; придумать орфографическую сказку про слова - антонимы.
© 2010-2022