- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект занятия по ОРКСЭ (4 класс)
Конспект занятия по ОРКСЭ (4 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Улаева Е.Н. |
Дата | 23.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Российская Федерация
Самарская область
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа Тольятти «Школа № 66»
445039, Самарская обл., г.о.Тольятти, ул.Автостроителей, 84, телефон: 8(8482)30-48-48, тел./факс 8(8482)30-86-16, e-mail [email protected]
Предмет Основы религиозной культуры и светской этики
Модуль «Основы православной культуры»
Раздел 2 "Христианство в России»
Урок 8
Тема урока «Монастырь»
Автор-составитель: учитель начальных классов, Улаева Елена Николаевна
Тип урока: урок изучения нового материала.
Учебник: А.В. Кураев «Основы православной культуры» , 4 - 5 классы
Цель урока: познакомить учащихся с православными монастырями, их значением в духовной культуре русского народа; с жителями монастырей, особенностями монастырской жизни.
Задачи:
• дать учащимся первоначальные представления о православном монастыре и его жителях;
• развивать нравственные качества личности;
• развивать коммуникативные, информационные компетенции.
Планируемые результаты
Личностные:
Прививать интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;
формулировать общие для всех людей правила поведения в монастыре.
Познавательные:
Формировать умение отбирать главное, синтезировать; оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала в виде творческой работы;
Коммуникативные:
Формировать умение договариваться, находить общее решение; развивать
способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы. Формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, строить монологическое высказывание.
Предметные:
Прививать учащимся чувство любви к своему Отечеству, уважение к историческому прошлому и настоящему нашей Родины; формировать устойчивый интерес к предмету, желание больше узнавать о православной культуре России.
Формы работы учащихся: беседа, выборочное комментированное
чтение, работа в парах, работа с иллюстративным материалом (презентация, картинки учебника).
Необходимое техническое оборудование:
Мультимедийный проектор.
Экран для просмотра слайдов.
Компьютер для воспроизведения презентации.
Презентация.
Оборудование для воспроизведения аудиофрагментов.
Рабочий лист для каждого учащегося.
Ход урока
-
Мотивация к учебно-познавательной деятельности
Включается запись колокольного звона. (СЛАЙД)
- Ребята, где мы можем слышать колокольный звон? (В церкви, в монастыре) -Верно, и в монастыре. (СЛАЙД)
Монастырь - это особый мир, там свои законы и правила. Туда приезжают люди, чтобы поклониться святыням, очистить свою душу. (СЛАЙД)
Монастырь - это место, где небо сходится с землей. Это и чувствует душа человека, отворившего скромную деревянную дверь, разделяющую мир и монастырь и ступившего на его благодатную землю.
Некоторые люди едут за советом в трудной жизненной ситуации, за исцелением от болезни. А некоторые люди связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре совершать свой подвиг благочестия. (СЛАЙД)
-
Учебно-познавательная деятельность.
Картинка с изображением странника. Выявление имеющихся знаний о странниках у учащихся.
Речь от имени странника (можно подготовить кого-нибудь из учащихся на роль странника)
- Здравствуйте, милые дети! Сколько путей я прошел, сколько дорог - сколько святых мест посетил! Я - Странник, паломник, хожу по монастырям, чтобы обрести Божью благодать. И к вам зашел, чтобы загадки загадать и рассказать много нового. Но сначала узнаем, кто живёт в монастырях и как одеваются люди, которые живут в монастырях.
- Кто живёт в монастырях? (Монахи или монахини) (СЛАЙД)
Словарная работа (работа в рабочих листах и по учебнику с. 80-81комментированное выборочное чтение)
(СЛАЙД)
Слово «монах», происходит от греческого слова «монос» - один. Монахами становятся люди, которые решили посвятить свою жизнь служению Богу, для которых главным призванием в жизни является всегда быть с Богом. Монах в своем послушании Богу подобен самим ангелам, бесплотным духам, являющимся посланцами Бога. Стать монахом непросто, для этого он проходит определённые этапы жизни в монастыре.
- Отличается ли их одежда от нашей? (У них одежда отличается от обычной)
- Рассмотрим их облачение и узнаем названия предметов одежды. (Работа по учебнику с.80 - 81 комментированное выборочное чтение и работа в рабочих листах)
Клобук - именуется шлемом спасения и напоминает о том, что монах должен защищать свой ум от плохих мыслей. (СЛАЙД)
Мантия - с одной стороны, она означает охраняющую и покрывающую силу Божию, с другой - неуклонное исполнение монахом правил избранного им образа жизни. (СЛАЙД)
Мантия очень просторна и может свободно развеваться, чем напоминает крылатых быстродвижных ангелов и обозначает, что монах, как ангел, должен быть всегда готов ко всякому Божьему делу.
Чѐтки - называемые при этом мечом духовным, монах должен непрестанно молиться, перебирая узелки чёток, что помогает ему сосредоточиться на молитве
(СЛАЙД)
Пояс - является символом того, что монах постоянно должен быть готов к подвижническому деланию. (СЛАЙД)
Загадки от странника
-
В черном, с четками в руках,
О душе своей в слезах
Богу молится … (монах).
-
Ряса, клобук, параман
Говорят о многом нам:
Так одет монах, друзья,
Жить, как все, ему нельзя!
Инок, мантией одетый,
Давший Господу … (обеты).
Словарная работа (работа в рабочих листах) Параман - принадлежность облачения монаха малой схимы - небольшой четырехугольный плат с изображением креста. (СЛАЙД)
Носится на теле под одеждой на четырех шнурах, пришитых по углам.
- Молодцы, детишки, а теперь смотрите и запоминайте.
-
Первичное закрепление нового материала.
Работа с учебником
Откройте страницу 81 учебника и найдите этапы жизни в монастыре.
- Как вы думаете, чем занимаются монахи в монастыре?
(Молятся).
- Их главное правило «Трудись и молись». Утро в монастыре начинается рано, иногда даже в 3 - 4 часа, вы еще спите, когда монахи уже совершают утреннюю молитву. Прием пищи происходит только два раза в день, в особенные дни даже один раз в день. В перерывах между молитвами монахи усердно трудятся, выполняют послушания, - работают на полях, на огородах, в монастырской кухне или ремонтируют здания монастыря.
-
Работа в парах.
Но, ребята, монастырь - это святое место, где нужно себя по-особенному вести. Давайте разработаем правила поведения в монастыре. (Учащиеся делятся на группы, в диалогах обсуждают правила для юных паломников)
«Правила поведения в монастыре» (совместно-сформулированные правила записываются в рабочие листы)
В монастыре запрещается:
-
Громко разговаривать, кричать, включать громкую музыку.
-
Говорить по мобильному телефону на территории монастыря.
-
Носить шорты на территории монастыря.
-
Лицам женского пола находиться без головного убора.
-
Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Тестовые задания:
1. Закончите предложение:
Люди уходят в монастырь, когда
1) у них не всё ладится в жизни;
2) им хочется, чтобы ими восхищались;
3) чувствуют потребность постоянного общения с Богом.
2. Закончите предложение:
Основным в монашеской жизни является
1) труд и молитва;
2) желание быть лучшим в монастыре;
3) самоистязание и самолюбование.
3. Закончите предложение:
Монашеская жизнь скучна
1) так как нечем заняться;
2) не отличается от обычной;
3) по-своему радостна, так как направлена к Богу.
Проверка по эталону (СЛАЙД)
-
Подведение итогов и рефлексия.
Итог урока:
- Что такое монастырь?
- Кто живёт в монастыре? Чем занимаются? Как одеваются?
- Зачем люди уходят в монастырь?
Самооценка деятельности за весь урок.
-
Мне было интересно…
-
Мне было трудно…
-
Я научился…
Дифференцированное домашнее задание
1 задание. Подготовьте сообщение по учебнику о монастырях, монахах, особенностях их жизни.
2 задание. Из дополнительных источниках подготовьте сообщение о самых известных монастырях России.
-
Троице-Сергиева Лавра
-
Александро-Невская Лавра
-
Валаамский монастырь
-
Новодевичий женский монастырь
-
Кирилло-Белозерский монастырь
-
Оптина пустынь
-
Соловки
Своё выступление проиллюстрируйте фотографиями, картинками или рисунками.
3 задание. Из дополнительных источников подготовьте сообщение о прославившихся монахах России.
-
Сергий Радонежский
-
Серафим Саровский
-
Кирилл и Мефодий
-
Илья Муромец
-
Ослябля и Пересвет
-
Александр Невский
Своё выступление проиллюстрируйте фотографиями, картинками или рисунками.
Рабочий лист по Основам православной культуры 4 класс
Дата
Тема
Словарная работа
Монах -
Клобук -
Мантия -
Пояс -
Чётки -
Параман -
Правила поведения в монастыре
1.
2.
3.
4.
Самооценка за урок.
-
Мне было интересно…
-
Мне было трудно…
-
Я научился…
Тест
1. Закончи предложение:
Люди уходят в монастырь, когда
1) у них не всё ладится в жизни;
2) им хочется, чтобы ими восхищались;
3) чувствуют потребность постоянного общения с Богом.
2. Закончи предложение:
Основным в монашеской жизни является
1) труд и молитва;
2) желание быть лучшим в монастыре;
3) самоистязание и самолюбование.
3. Закончи предложение:
Монашеская жизнь скучна
1) так как нечем заняться;
2) не отличается от обычной;
3) по-своему радостна, так как направлена к Богу.
Домашнее задание
Выбери один из уровней и выполни задание
1 уровень Подготовь сообщение по учебнику о монастырях, монахах, особенностях их жизни.
2 уровень Из дополнительных источниках подготовь сообщение о самых известных монастырях России.
-
Троице-Сергиева Лавра
-
Александро-Невская Лавра
-
Валаамский монастырь
-
Новодевичий женский монастырь
-
Оптина пустынь
-
Соловки
Своё выступление проиллюстрируй фотографиями, картинками или рисунками.
3 уровень Из дополнительных источников подготовь сообщение о прославившихся монахах России.
-
Сергий Радонежский
-
Серафим Саровский
-
Кирилл и Мефодий
-
Илья Муромец
-
Ослябля и Пересвет
-
Александр Невский
Своё выступление проиллюстрируй фотографиями, картинками или рисунками.