Особенности организации учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муканова Марал Тургуновна

Воспитатель класса предшкольной подготовки

СКО, а.Бесколь, Бескольская средняя школа-гимназия


Особенности организации учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста
На сегодняшний день отличительной чертой современного человека является активность его мыслительной деятельности, непрестанный поиск нового, стремление к самостоятельности, желание стать конкурентоспособной личностью. Требование сегодняшней жизни - движение, самостоятельность, инициатива, креативность. В связи с возросшими требованиями, предъявляемыми к растущему человеку, главной злободневной проблемой образовательной среды становится организация учебно-познавательной деятельности ребенка на этапе его первоначального становления как личности, так как именно период детства имеет огромные резервы для полноценного развития. Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям. В настоящее время большое значение отводится предшкольному образованию, созданию программ, обеспечивающих непрерывность и преемственность в подготовке детей дошкольного возраста к школе. Однако в ходе обучения в школе дети неизбежно сталкиваются с проблемами, связанными не столько со слабой дошкольной подготовкой, сколько с недостаточной сформированностью познавательных, практических, организационно-оценочных умений и учебно-значимых качеств личности, составляющих учебно-познавательную компетентность. Современная образовательная практика в дошкольных образовательных учреждениях сводится в основном к сумме формируемых знаний, умений и навыков, по данным критериям оценивается сегодня развитость ребенка. При этом игнорируются потребности и интересы ребенка, не учитывается эффективность усвоения знаний, а также совершенно упущен из виду процесс личностного развития и воспитания ребенка. На современном этапе развития системы образования одной из стратегических задач является реализация личностно-ориентированной модели организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении, основной целью которого является ребенок как самоценность, развитие его субъектности и самостоятельности. Современный мир меняется стремительно, и для выживания в нем человеку все реже удается опереться на отработанные мыслительные стереотипы и типовые поведенческие модели. Для полноценного существования в интенсивно меняющейся среде человеку все чаще приходится проявлять исследовательское поведение. Поэтому в настоящее время в педагогике, педагогической психологии и образовательной практике чрезвычайно высок интерес к природной поисковой активности ребенка как важнейшему образовательному ресурсу. Потребность в познании окружающего мира появляется у человека, буквально с самого рождения. На мой взгляд, именно она помогает приобщить ребёнка к миру вещей, явлений природы и социальной действительности. Мир, в котором живет ребенок-дошкольник, наполнен содержанием, к познанию которого дети проявляют интерес. Этот мир многогранен, разнообразен, порой противоречив и неоднозначен. Педагогические исследования показывают, что главная проблема образования - потеря живости, притягательности процесса познания. Многие педагоги сталкиваются в своей практике с интеллектуальной пассивностью детей на занятии. Исследования Н.Н. Поддъякова доказывают, что причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Зачастую обучение строится на применении только репродуктивных методов, направленных на усвоение детьми готовых истин. Это обстоятельство вызвало к жизни принципиальное новое для казахстанского образования явление - исследовательское обучение (англоязычный аналог - explorer education), которое основано на биологически предопределенной потребности ребенка познавать окружающий мир. Оно предполагает не частичное использование поисковых методов в образовании, а обращение к принципиально новой модели обучения, где приоритетные позиции занимает познавательная деятельность самого ребенка. Главная особенность исследовательского обучения - активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и таким образом передать детям инициативу в организации своей познавательной деятельности. Проблема активизации познавательной деятельности дошкольников приобретает всё большую актуальность. Этой теме посвящено множество исследований в педагогике и психологии. В настоящее время дидакты, педагоги-психологи мирового уровня пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения. Познавательная активность детей дошкольного возраста выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале. Через учебно-познавательную деятельность дошкольники получают возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность, упорядочить свои представления о мире. Обучение при этом должно содержать элементы самостоятельной исследовательской деятельности, оно должно быть «проблемным» и строится как самостоятельный творческий поиск, а использование исследовательских методов обучения на занятии поможет педагогу увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания в каждом ребенке. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Необходимо также не забывать о том, что важным фактором развития познавательных способностей дошкольников является личность воспитателя. Воспитатель, развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, развивает личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить. Психологические особенности детей дошкольного возраста, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт воспитатель, создают благоприятные условия для развития познавательной деятельности. Целенаправленная работа по развитию учебно-познавательной активности детей дошкольного возраста должна носить системный характер, и так как это огромный целостный процесс, система работы должна учитывать следующие принципы: учет возрастных и индивидуальных способностей детей; наглядности; выбора оптимальных методов, форм и средств обучения; комплексный подход к обучению и воспитанию; научность обучения и его доступности; интеграции предметов естественнонаучного цикла; систематичности обучения и его связь с практикой; коллективного взаимодействия; сознательности, активности, творчества; создания личной мотивации, опоры на опыт ребенка. В целях обеспечения качества образовательного процесса, повышения познавательной активности детей необходимо было грамотно организовать учебный процесс, создать в ней развивающую среду. Для этого мною использовались самые разнообразные формы работы с дошкольниками. Руководствуясь тем, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста остается все-таки игра, разумным предоставлялось использовать в своей работе игровые технологии, игровые приемы, ситуации, которые способствуют развитию познавательной активности ребенка и побуждают его к активному пополнению знаний об окружающем мире. В играх, как и во всякой творческой деятельности, ребенку требуется активизировать свое мышление, сообразительность, находчивость, умение рассуждать. В процессе игры начинается формироваться интерес к учебной деятельности, а игровая мотивация постепенно смещается на учебную. Игровые формы занятий применяю при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. Как показывает наблюдение, у детей при использовании игровой технологии вырабатывается целеустремленность, организованность, положительное отношение к учебе. На своих занятиях я использую обучающие игры, участвуя в них, дети приобретают новые знания, умения и навыки, а также обобщающие игры, они требуют интеграции знаний, способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях. Дидактическая игра является незаменимым помощником и средством умственного развития ребенка, так как в процессе игры активизируются разнообразные умственные процессы. Чтобы понять замысел, усвоить игровые действия и правила, нужно активно выслушать и осмыслить объяснение воспитателя. Решения задач, поставленных играми, требуют сосредоточенного внимания, активной мыслительной деятельности, выполнения сравнения и обобщения. Также в своей работе я использую упражнения на оперирование различными мыслительными операциями (анализ, сравнение, обобщение, классификация и т.п.), которые помогают ребенку более осознанно и глубоко воспринимать и постигать имеющиеся и поступающие сведения о нашем мире и разбираться в них. В связи с этим, у ребенка наблюдается стремление расширить познавательные горизонты действительности, желание вникнуть в существующие в мире связи и отношения, интерес к новым источникам информации, потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру. Поисково-познавательная деятельность, решение проблемных ситуаций совершенствуют умения детей анализировать, находить проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их, уметь сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. Приоритет в работе по данному направлению отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и осознанию происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей. Также в нашем образовательном учреждении учителями активно используются инновационные и личностно-ориентированные технологии (обучение в сотрудничестве, метод проектов, технологии индивидуализации и дифференциации, технологии критического мышления). Проводится активная работа по использованию информационных технологий в учебном процессе: внедрение ИКТ, использование Интернет-ресурсов, создание флипчартов, электронных слайдовых презентаций с помощью PREZI.COM и электронной доски Activ-studio. Одной из активных и эффективных технологий, которую я часто использую в своей деятельности это технология критического мышления (метод мозгового штурма, метод составления кластера, метод верные-неверные утверждения). В своем Послании «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее», Президент РК Н.А.Назарбаев подчеркнул, что «результатом обучения учащихся должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации. Набор ключевых компетенций, включающих способность к интерпретации, анализу, выведению умозаключений, способность давать оценки, наблюдательность, необходимые учащимся формируются посредством использования критического мышления». Использование различных видов инновационных технологий на занятиях позволяет активизировать познавательные интересы детей, контролировать деятельность каждого ребенка, поддерживать их интерес к предмету и сформировать положительную мотивацию к познанию нового. Помимо этого активно применяю и нестандартные технологии активизации познавательного интереса (уроки-путешествия, урок-квн, урок-викторина, урок-Поле-чудес и тд.). Обучение в нашей школе-гимназии происходит на основе ин­терактивных методик, используются многофункциональные игры и уп­ражнения, направленные одновре­менно на развитие познавательных процессов и на формирование соци­альных навыков, и на динамическое развитие детей. Все эти ме­тодики помогают усилить ценнос­тный смысл образования, раскрыть и развивать творческие способности ребенка, желание боль­ше познавать и самосовершенство­ваться, достигать гармонии в разви­тии. Таким образом, применение активных форм обучения можно считать одним из основных путей активизации учебно-познавательной деятельности. Активные методы обучения ставят обучаемого в новую позицию, когда он перестает быть «пассивным сосудом», который мы наполняем знаниями, а становится активным участником образовательного процесса. В качестве основных неоспоримых достоинств использования активных инновационных методов в учебном процессе выступают высокий уровень сформированности самостоятельности, инициативности, развитие творческих способностей детей.

Список использованной литературы

  1. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников,/Е.П. Арнаутова, Г.Г. Зубова, Л.А. Ермакова.- М.:2006.
  2. Баркан А.И. Практическая психология для родителей , или как научиться понимать своего ребенка.-М.: АСТ-ПРЕСС,1999.
  3. Мир детства. Дошкольник/ Под ред. А.Хрипковой-М.:1989..
  4. Алябьева Е.А. Коррекция развития интеллекта дошкольников.- М.,2001.
  5. Дубровина И.В. Готовность к школе.- М.,2001.
  6. Юзбекова Е.А. Ступеньки творчества (место игры в интеллектуальном развитии дошкольника).-М.,ЛИНКА-ПРЕСС,2006.
  7. Мотивационные предпочтения различных форм познавательной деятельности старших дошкольников// Журнал прикладной психологии. - 2003. - №2. - 234 с.


© 2010-2022