Урок

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Не позволяй душе лениться!.....»

(Повторение изученного о словосочетании и предложении.)


Цели: повторить изученный материал о видах связи слов в словосочетании, о сложном предложении; развивать умение доказывать, сравнивать, творчески мыслить.

Ход урока.
1. Орфографическая и лексическая разминка.

  • Запишите в строчку слова: честность, искренность, доброта, хитрость, лживость, отзывчивость, грубость, деликатность.

  • Укажите орфограммы в этих словах. Орфографическое чтение слов из словаря.

  • Что заметили интересного? Что общего между этими словами?

Дети отмечают, что названы качества, присущие человеку, а также то, что записанные слова относятся к одной части речи - существительному.
  • На какие группы можно разделить слова? (По смыслу: антонимы и синонимы и по составу, по наличию суффикса - ость)
Как вы понимаете значение слова искренность? Быть искренним - это хорошо или плохо? (Прилагательное искренний - значит выражающий подлинные мысли и чувства, лишённый притворства.) Подберите синонимы к слову искренний (Откровенный, открытый, честный). Как вы понимаете такое качество, как деликатность? (Вежливость, предупредительность.)

Какие из описанных слов являются антонимами?


2. Сообщение задач урока.

  • Итак, сегодня я предлагаю вам поговорить о качествах, свойствах души человека, а также повторить изученное о словосочетании и видах предложений.

3. Работа над темой урока. (Виды предложений.)
  • Послушайте небольшой текст, после которого я попрошу вас ответить на вопрос.
Серёже не везло. Играл с ребятами «в прятки» и вот уже полчаса как «водит». Ему так обидно, что вот-вот расплачется. А тут ещё Димка нет-нет да и закричит из-за угла: «Води, води, кашу не вари!»… Совсем обидно стало Серёже. Но вдруг к нему неожиданно подошла Марина и предложила подменить его. «Это не справедливо! - закричали ребята. - Ты нарушаешь правила игры!» Как вы относитесь к предложению Марины? Чем оно было вызвано? Действительно ли её предложение можно назвать несправедливым? (Развернулась небольшая дискуссия. Одни говорили, что Марина была не права, ведь правила обязательно должны соблюдаться в любой игре, другие поддержали девочку, аргументирую тем, что она «вошла в положение, почувствовала, как тяжело стало Серёже», «она поняла его», «девочка оказалась внимательной, чуткой, она заметила, как изменилось настроение Серёжи», «я бы тоже поступила также, как Марина».
Запишите предложения по этому тексту. Вдруг к Серёже подошла Марина, она предложила подменить его. Ребята закричали, что Марина нарушает правила игры.
Докажите написание безударных гласных в разных частях слова. Как проверить безударные окончания глаголов? Выполните с комментированием разбор первого предложения по членам и по частям речи. Дайте характеристику. Что вы можете сказать о втором предложении? (Оно сложноподчинённое, так как состоит из главного (называют), придаточного (называют).)
Какие предложения называем сложносочинёнными? Чем они отличаются от сложноподчинённых предложений? Что знаете о написании сложных предложений? (Дети повторяют теорию.) Придумайте и запишите сложные предложения так, чтобы в них было выражено ваше отношение к поступку Марины и ребят. Проверка: учащиеся читают, выражают своё отношение к составленному предложению, делают характеристику предложению.
4. Повторение о словосочетании.
  • Как известно, у человека одно сердце. Но есть такое выражение: «Два сердца в одном сердце». Как вы это понимаете? Соотносится ли оно с поступком Марины? Какими словами можно назвать такого человека? (Сердечный, душевный, чуткий, неравнодушный, с щедрой душой.)
Запишите несколько устойчивых словосочетаний: золотое сердце, принимать близко к сердцу, сердечный приём, брать за сердце. Когда так говорят? Устно составьте предложения. Дайте им характеристику. По какому признаку можно разделить данные словосочетания? Итак, когда мы говорим, что слова связаны по типу согласования? Какой тип связи называем примыканием? Управлением? (Примыкание - подчинительная связь, при которой, чаще к глаголу или имени присоединяется слово-наречие; управление - связь, когда глагол требует от существительного определённого косвенного падежа.) Запишите под диктовку предложение. Чуткое отношение, забота, посильная помощь всегда приносят большую радость людям. Согласны ли вы с этой мыслью? Встречались ли вы с проявлением чуткости? А самим приходилось о ком-то заботится? Прочитайте предложение со знаками препинания. Докажите постановку знаков препинания. Назовите слова, связанные друг с другом по типу согласования, примыкания, управления.
5. Творческая работа.
  • А сейчас я предлагаю вам написать сочинение-миниатюру на тему «О каком человеке говорят: «У него щедрая душа»?»
Прочитаем сочинения. Какие предложения по составу вы использовали?
6. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
  • Чем интересен был для вас урок? Какие знания и умения закрепил каждый из вас?
А закончить урок мне хочется словами поэта Николая Заболоцкого:


Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь.

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!
Дома составьте несколько предложений разных по составу (ССП, СПП, простое с однородными членами), используя слова, выражающие свойства человеческого характера, его души.







© 2010-2022