Программа преодоления неуспешности в начальных классах

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ - СОШ п.Осиновский Марксовского района Саратовской области









Программа

преодоления неуспешности в обучении

на 2011 - 2015 уч. годы









Составила: Макрова Татьяна Петровна

учитель начальных классов





























Пояснительная записка Под школьными трудностями имеется в виду весь комплекс школьных проблем, которые могут возникнуть у ребенка в связи с началом систематического обучения в школе. Они, как правило, приводят к выраженному функциональному напряжению, ухудшению здоровья, нарушению социально-психологической адаптации, а также к снижению успешности обучения. По мнению специалистов, школьные трудности, которые не были вовремя выявлены и скомпенсированы, приводят к неуспеваемости. Под неуспеваемостью обычно имеют в виду неудовлетворительные оценки по какому-либо предмету (или по всем предметам сразу) в триместре или в году. Школьная неуспеваемость может спровоцировать возникновение школьной дезадаптации, то есть такого состояния учащихся, при котором они не усваивают учебную программу, испытывают трудности при взаимодействии со сверстниками и учителями. Понятие «неуспеваемость» по-разному трактуется в педагогической и психологической литературе. Педагогика рассматривает как источник неуспеваемости формы, методы организации обучения и даже систему образования в целом. Неуспеваемость связана с индивидуальными особенностями детей, с условиями протекания их развития, с наследственными факторами. Именно поэтому необходима систематизация различных подходов к проблеме возникновения неуспеваемости, к выявлению вызывающих ее причин. Типы неуспеваемости:

  • Абсолютная неуспеваемость выражена оценкой «неудовлетворительно» и соотносится с минимальными требованиями школьной программы.
  • Относительная неуспеваемость характеризуется недостаточной познавательной нагрузкой тех учащихся, которые могли бы превысить обязательные требования, и соотносится с минимальными требованиями школьной программы и возможностями отдельных учащихся.
Под неуспешностью обычно понимают любую деятельность, которая не сопровождается достижением желаемого результата (успеха). Факторы, усиливающие неуспешность:
  • Генетическое неблагополучие;
  • Физиологические недостатки;
  • Социальная среда.
Вопрос о профилактике неуспешности обучения был неоднократно предметом обсуждения на конференциях руководителей образовательных учреждений, педагогических советах, совещаниях, расширенных коллегиях совместно с окружными службами, МО. Залогом успеха в работе с неуспевающими учащимися является методически грамотное составление учебных планов образовательных учреждений, выделение часов на индивидуальную работу с обучающимися. Одним из элементов системы работы управления образования по преодолению неуспешности обучения является создание системы мониторинга (психологического, здоровья, социологического, уровня обученности).

Цель программы

- ликвидация пробелов у учащихся в обучении по русскому языку и математике;

- создание условий для успешного индивидуального развития ребенка.

Задачи программы:

- создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности;

- пробуждение природной любознательности;

- создание максимально благожелательных отношений учителя и окружающих школьников к слабому ученику.

- вовлечение учащихся в совместный поиск форм работы, поля деятельности.

Программа направлена на удовлетворение потребностей:

Учащихся:

  • Получение знаний за курс основной школы.

  • Выбор форм получения знаний.

Родителей:

  • В создании наиболее комфортных условий обучения своего ребенка;

  • В стабилизации отношений в семье: в смягчении конфликтных ситуаций в школе.

Школы:

  • Решение социально-педагогических и психологических проблем детей.

Педагогические технологии, используемые при работе:

- индивидуализация образовательного процесса;

- обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;

- диалоговая форма обучения;

- игровые формы;

- памятки, карточки, творческие задания.

Формы контроля:

- устные и письменные опросы;

- самостоятельные и проверочные работы;

- предметные тесты;

- собеседования;

- контрольные работы. Принципы построения - приоритет индивидуальности, самобытности, самооценки ребенка. Принципы реализации - создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности; - выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития.


























Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке.

Этапы урока

Виды помощи в учении

В процессе контроля за подготовленностью учащихся.

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

Предложения учащимся примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

При изложении нового материала.

Применение мер поддержания интереса к усвоению темы.

Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.

Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

В ходе самостоятельной работы на уроке.

Разбивка заданий на дозы. Этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых.

Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

Напоминание приема и способа выполнения задания.

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления.

При организации самостоятельной работы.

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.

Система работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников.

Формируемые отношения

Этапы работы

1 этап

2 этап

3 этап

4 этап

Отношение к содержанию учебного материала.

Наиболее легкий занимательный материал независимо от его важности, значимости.

Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого.

Существенный, важный, но непривлекательный материал.

Отношение к процессу учения (усвоение знаний).

Действует учитель, ученик только воспринимает.

Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса.

Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса.

Ученик действует самостоятельно.

Отношение к себе, своим силам.

Поощрение успехов в учебе, работе, не требующей усилий.

Поощрение успеха к работе, требующей некоторых усилий.

Поощрение успеха в работе, требующей значимых усилий.

Отношение к учителю (коллективу).

Подчеркнутая объективность, нейтралитет.

Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие.

Использование суждения наряду с доброжелательностью, помощью и др.




























Необходима разработка технологий индивидуализации школьного образования. Говоря об индивидуализации обучения необходимо выделить два основных аспекта:

  • учет индивидуальных особенностей детей с последующей адаптацией учебного процесса к индивидуальным особенностям каждого ребенка;
  • оказание каждому ребенку индивидуальной педагогической помощи с целью развития его индивидуальных ресурсов.
Обучение - это длительный процесс и складывается он из отдельных уроков. Урок, есть основное звено процесса обучения. Как любой трудовой процесс урок включает в себя работника (ученика), предмет его труда (получение знаний), необходимые средства и орудия. Совокупность трудовых операций, осуществляемых учеником, образует технологический процесс, который подчинен определенным требованиям. Концепция образования и должна обуславливаться и строится на данных требованиях. Эти требования можно сформулировать следующим образом:
  • отчетливая целенаправленность урока;
  • оптимальный психологический режим;
  • оптимальный темп и ритм работы;
  • систематическая последовательность и преемственность учебных операций;
  • завершенность операций;
  • достаточное организационное и материальное обеспечение;
  • непрерывный контроль и самоконтроль;
  • восстановление делового равновесия при его нарушении (коррекция);
  • закрепление и усовершенствование знаний и умений;
  • экономия времени на уроке.
Исходя из этих требований к современному уроку, строится работа, создавая для каждой группы учащихся свою индивидуальную траекторию развития на каждый конкретный урок.

Факторы преодоления неуспешности в обучении

Успешное обучение является не только искомым результатом всей деятельности школы, но и является необходимым условием для введения расширенного и углубленного обучения отдельным предметам, основой для профессиональной ориентации обучающихся, важным фактором формирования личности ребенка, а также его социализации в общество.

Достижение успешности обусловлено различными факторами, определяющими жизнедеятельность ребенка:

  • Социальное благополучие (неблагополучие) семьи;

  • Готовность ребенка к получению образования;

  • Готовность школы предоставить необходимые образовательные услуги;

  • Наличие социального запроса на образование.

В связи с наличием учащихся, имеющими трудности в усвоении программы, МО учителей начальных классов рассмотрело на заседании вопрос об оказании помощи детям. Была спланирована работа психолога, логопеда и учителей по преодолению неуспешности.

Построение образовательной деятельности в соответствии с факторами, формирующими неуспешность ученика

  • Готовность ребенка к получению образования диагностируется как во время его обучения в школе. Различают психологическую, специальную учебную, физическую и социальную готовность к обучению. Недостижение ребенком какого-либо параметра готовности влечет за собой проблемы в обучении, которые школа должна не только констатировать, но и решать в ходе образовательного процесса.

  • Фактор социального благополучия семьи проявляется в наличии материальной базы семь, достаточной для предоставления ребенка запрашиваемого образования, образовательным уровнем родителей, достаточным для формирования потребностей в образовании и для оказания помощи ребенку в обучении, благоприятном психологическом климате семье как формирующей основе формирования личности ребенка.

Цели и задачи школьной программы преодоления неуспешности в обучении

Деятельностный подход к решению проблем обучения ребенка состоит в выстраивании системы оказания помощи ребенку при наличии у него различных трудностей в обучении. Так, социальная служба школы осуществляет помощь семье при наличии материальных затруднений. Она же, по имеющейся традиции в школе, изучает причины пропусков уроков - один из самых болезненных для школы факторов неблагополучия в обучении, - выявляя среди них социальные, психологические медицинские. Совместно с психологом школы и медицинской службой формируется индивидуальная программа преодоления неуспешности в обучении. Другим направлением оказания помощи обучающимся является реализация программы ликвидации пробелов в обучении. Эта программа построена на анализе результатов обучения, осуществляется с использованием школьной системы мониторинга и подкреплена планированием и анализом методической службы школы. Формирование индивидуальной программы преодоления неуспешности в обучении является второй целью данной программы.

В виду сказанного, одним из важнейших направлений деятельности школы является исследование и диагностика условий жизнедеятельности обучения ребенка, изучение влияния перечисленных факторов на результаты образовательной деятельности. С учетом этих факторов осуществляется планирование и корректировка работы школы. В свою очередь, реализация этого направления способствует осуществлению цели формирования системного подхода к достижению успеха в обучении.

Мониторинг и диагностика результатов обучения предполагают исследование вопроса качества обучения и поиск критериев успешности. В связи с этим одной из целей программы преодоления неуспешности является исследование причин и корректировка образовательной деятельности на основе результатов школьного мониторинга и реализации педагогического проекта «Карта школьных достижений».

Готовность школы к предоставлению различных образовательных услуг развивается в направлении повышения квалификации педагогов, а также в формировании различных направлений образовательной деятельности в школе. Дифференцированный подход к решению индивидуальных проблем в обучении гарантируется различными системами обучения: коррекционно-развивающей, гимназической, массовой и прогнозируемой профильной.

Дальнейшее их развитие, предоставление каждому обучающемуся индивидуальной траектории обучения является целью реализации как данной, так и всей школьной образовательной программы.

Программа преодоления неуспешности основывается на результатах мониторинга образовательной деятельности, который ведется по направлениям:

  • Результаты обучения по классам и параллелям;

  • Успешность в обучении отдельных обучающихся, индивидуальные трудности в обучении;

  • Результативность работы учителей;

  • Трудности в освоении образовательных программ.

Ежегодно в школе формируется «группа риска», состоящая из обучающихся, имеющих различные трудности в обучении.

Тематическое планирование

индивидуально - групповых занятий 4 класса 2014-2015 уч.год


№ п/п

Тема

Дата проведения

план

факт

1

Сентябрь

  1. Повторение фонетики.

  2. Склонение имени существительного

  3. Морфологический разбор имени существительного

  4. Чтение текстов. Пересказ

  5. Числа в пределах миллиарда.

  6. Решение задач.

7-8. Устные приёмы сложения и вычитания



2

Октябрь

  1. Нахождение орфограмм в тексте.

  2. Морфологический разбор имени прилагательного

  3. Развитие умения писать текст по памяти.

  4. Чтение текстов. Пересказ

5.Устные приёмы и письменные приёмы умножения.

6-8. Решение текстовых задач.



3

Ноябрь

1-4. Упражнения по отработке орфографических навыков. Спряжение глаголов

  1. Чтение текстов. Пересказ

  2. Внетабличное умножение и деление.

  3. Задачи на вычисление периметра

  4. Задачи на вычисление площади



4

Декабрь

  1. Части речи.

  2. Работа над орфограммами. Правописание глаголов

  3. Глагольное время

  4. Работа с деформированным текстом.

  5. Разбор слов по составу.

6-8 Решение задач «Скорость. Время. Расстояние»



5

Январь

  1. Развитие умения писать сочинение. Составлять план, определять виды предложений.

  2. Знаки препинания при однородных членах предложения

  3. Разбор по членам предложения.

  4. Чтение текстов.

5-8. Отработка вычислительных навыков.



6

Февраль

  1. Разбор по членам предложения.

  1. Морфологический разбор глагола

  2. Чтение. Пересказ.

  3. Письменное умножение и деление.

  4. Единицы измерения.

  5. Сравнения чисел

  6. Решение задач изученного вида



7

Март

  1. Работа над орфограммами. Наречие.

4. Комментированное письмо.

  1. Зрительные и слуховые диктанты.

  2. Чтение. Пересказ.

7-8. Решение задач на встречное движение




8

Апрель

  1. Работа над орфограммами. Имя числительное.

    1. Тесты по изученным темам «Имя числительное»

  1. Словосочетания. Тип связи.

  2. Чтение. Пересказ.

7-8. Решение задач на встречное движение




9

Май

Подготовка к мониторингу качества знаний.






















Технологическая карта педагогической программы работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

Вид работы

Когда?

Зачем?

Что?

Как?

Работа на уроке

При выявлении стадии развития, на которой находится ученик, определении зоны его ближайшего развития посредством регулярного мониторинга, диагностики

Для предотвращения отставания, своевременного усвоения предмета.

Создание микроклимата в классе.

Вести карту наблюдения.

Алгоритмизация действий.

Работа в группах, парах.

Удержание интереса.

Индивидуальные консультации.

Формирование мотивации к обучению.

Уроки коррекции знаний.

Стимулирование оценкой, похвалой.

Опорные конспекты, памятки.

Дидактические игры.

Внеурочная деятельность

При возникновении затруднений:

Для: предупреждения неуспеваемости;

Индивидуальный подход в работе со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

Индивидуальные и групповые консультации.

в изучении нового материала;

ликвидации выявленных пробелов в знаниях;

Оказание помощи при выполнении домашнего задания (карточки инструкции, помощь сильных учеников).

выявлении пробелов в знаниях.

формирования мотивации, интереса к учебе

Творческие задания.

Воспитательная работа

Регулярно, опираясь на контроль

Для формирования личности школьника, мотивации, интереса к учебе

Индивидуальный подход, создание комфортной среды.

Опора на хобби.

Проведение тематических классных часов, предметных недель.

Вовлечение в кружки, КТД.

Работа с родителями

При отставании в учебе, пропусках занятий, невыполнении домашних заданий, несоответствующей обстановке в классе, семье.

Для оказания профессионально-педагогической помощи родителям; выяснения причин неуспеваемости;

Определение типа ученика и причин неуспеваемости. Формирование как внутренних, так и внешних мотивов.

Тематические родительские собрания. Индивидуальная и коррекционная работа с родителями

Работа ведется регулярно.

установления единых требований

Помощь родителям в коррекции успеваемости ребенка.

Совет профилактики.






© 2010-2022