• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Формирование у младших школьников умений языкового анализа и синтеза при изучении грамматических тем с помощью упражнений

Формирование у младших школьников умений языкового анализа и синтеза при изучении грамматических тем с помощью упражнений

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование у младших школьников умений языкового анализа и синтеза при изучении грамматических тем (слайд 1) Русский язык занимает важное место в системе школьных предметов, так как является не только объектом изучения, но и средством обучения, ведь на уроках русского языка учащиеся приобретают необходимые умения и навыки, с помощью которых они овладевают знаниями по другим предметам. (слайд 2) Грамматика - самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к анализу, синтезу, обобщению, абстрагированию. Можно сказать, что грамматика изучается, как средство развития мышления детей, представления о языке как о системе и повышение грамотности. Языкового анализ - это дробление изучаемого на составные части с целью глубокого проникновения в сущность явлений. Соответственно вслед за анализом следует синтез, который вновь соединяет расчлененное - это обобщение, вершина познавательного процесса. Анализ и синтез неразрывно связанны, находятся в единстве друг с другом в процессе познания: анализируем мы всегда то, что синтетически целое, а синтезируем то, что аналитически расчленено. Это важнейшие мыслительные операции, в единстве они дают полное и всестороннее знание действительности. В настоящее время уделяется все большее внимание формированию универсальных учебных действий ребенка в рамках определенного конкретного учебного предмета. Многие ученые психологи и педагоги занимались проблемами развития учебно-интеллектуальных умений младших школьников - А.Г. Асмолов, В.А. Сластенин, В.В. Лайло, Ю.К. Бабанский, Л.М. Фридман и др. Однако не существует методических разработок, направленных непосредственно на развитие универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка. (слайд 3) В результате анализа психолого-педагогической литературы и требований Федерального государственного образовательного стандарта на основе анализа УМК «Школа - 2100» нами было выявлено, какие умения языкового анализа и синтеза должны быть сформированы у младших школьников при изучении грамматического раздела «Имя существительное». (слайд 4) В рамках нашего исследования мы остановились на умениях языкового анализа и синтеза, которые должны быть сформированы у четвероклассников в рамках изучения грамматической темы «Имя существительное»: - умение определять род имен существительных; - умение определять формы числа имен существительных; - умение определять тип склонения имен существительных; - умение осуществлять морфологический разбор имени существительного; - умение составлять словосочетания с именами существительными, являющимися главным или зависимым словом; - умение составлять предложения, ставя имя существительное в заданную форму; - умение изменять имя существительное по числам и падежам. На основе данной классификации нами были подобраны упражнения, способствующие формированию у младших школьников умений языкового анализа и синтеза при изучении грамматической темы «Имя существительное». (слайд 5) - Упражнение, направленне ноа формирование умения определять род имен существительных. Упражнение направлено на формирование умений языкового анализа и синтеза на основе грамматических знаний о взаимосвязи имени прилагательного и имени существительного. (слайд 6) - Упражнение, направленное на формирование умения определять формы числа имен существительных. Упражнение направлено на формирование умений языкового анализа, посредством задания «Выбери из предложений имена существительные» и умений языкового синтеза «имена существительные единственного и множественного числа» отнесение выбранных слов к определенной группе в соответствие с формой, в которой они употреблены. (слайд 7) - Упражнение, направленное на формирование умения определять тип склонения имен существительных. Упражнение направлено на формирование умений языкового анализа и синтеза на основе осознания учеником взаимозависимости между грамматическими категориями имени существительного. (слайд 8) - Упражнение, направленное на формирование умения осуществлять морфологический разбор имени существительного. При выполнении данного упражнения, ученики используют умения определять род, формы числа, тип склонения имен существительных. Также, при использовании подобных заданий, у учеников формируется системность знаний. (слайд 9) - Упражнение, направленное на формирование умения составлять словосочетания с именами существительными, являющимися главным или зависимым словом. Упражнение продуктивного характера, направленной на формирование умений языкового синтеза. Ценность данного задания состоит в вариативности, возможности его выполнения с творческим подходом. (слайд 10) - Упражнение, направленное на формирование умения составлять предложения, ставя имя существительное в заданную форму. Упражнение направленно на осознание взаимосвязи между грамматическими категориями, способствует параллельному формированию у младших школьников сразу нескольких грамматических умений анализа и синтеза. Ценность данного задания состоит в том, что каждый ученик может сам выбрать уровень сложности своего задания, а также творчески подойти к выполнению задания. (слайд 11) - Упражнение, направленное на формирование умения изменять имя существительное по числам и падежам. Упражнение направлено на формирование умения склонять имена существительные, в процессе выполнения задания учениками осуществляется анализ алгоритма собственных действий. Предлагаемые упражнения носят, прежде всего, информационный характер, дают основные сведения о свойствах имен существительных, их грамматических формах и особенностях. Цель данного комплекса упражнений: сформировать грамматические умения языкового анализа и синтеза, показать значение и возможности имени существительного как одной из самых многочисленных и богатых частей речи, особенности ее функционирования, а также основные грамматические признаки и свойства. Упражнения рассчитаны на осмысление учащимися грамматических категорий не только как морфологической, но и как синтаксической категории, во многом определяющей роль существительного в предложении и словосочетании. Таким образом, можно сделать вывод, что формирование умений, главным образом, осуществляется через выполнение разнообразных упражнений. Причем все упражнения имеют четкую, логическую структуру, представляя собой некий комплекс. Комплекс представленных заданий предполагает строгий подбор видов упражнений в соответствие с этапами формированиям умений и их спецификой, устанавливающий последовательности их выполнения с учетом возрастающей сложности и ростом самостоятельной деятельности учащихся. Опытно - экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ-гимназии №11 города Тулы, 4 «А» класса. Количество детей, участвующих в эксперименте - 24 человек (из них 14 девочек и 10 мальчиков). На констатирующем этапе целью работы являлось выявление уровня сформированности у младших школьников умений языкового анализа и синтеза опытно-экспериментального класса. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

  1. Разработать критериальную базу для оценки уровня сформированности у младших школьников умений языкового анализа и синтеза опытно - экспериментального класса.
  2. Подобрать диагностический инструментарий для изучения сформированности умений языкового анализа и синтеза у младших школьников .
  3. Провести диагностику.
  4. Обработать результаты диагностики и проанализировать полученные данные.
(слайд 12) Важным условием контроля над исходным уровнем сформированности у учащихся умений языкового анализа и синтеза является определение критериев сформированности умений и их показателей, которые позволяют четко установить, в какой мере сформированы умения. Для нашей работы в качестве таких критериев мы взяли критерии полнота и качество выполнения действий. Эти критерии и их показатели представлены в таблице. (слайд 13) Для выявления уровня сформированности у учащихся умений языкового анализа и синтеза младших школьников использовались методы: анализ продуктов деятельности и наблюдение. Анализ продуктов деятельности представлял собой анализ письменной контрольной работы. Участникам эксперимента были предложены 5 заданий для индивидуальной работы, направленные на выявление уровня сформированности определенных грамматических умений. Учащиеся выполняли задания на уроке русского языка в течение 40 минут. Детям необходимо было выполнить самостоятельно все задания и записать свои ответы. Результаты этой диагностики оценивались в баллах. Анализ продуктов деятельности позволял оценить сформированность умения языкового анализа и синтеза у младших школьников в письменной речи по двум показателям качественного критерия: полнота умений и качество освоенных действий. Если при выполнении задания показатель проявляется полностью, то ребенку присваивается 2 балла, если проявляется частично - 1 балл, если не проявляется - 0 баллов. В связи с этим каждое из заданий могло быть оценено по пятибалльной шкале (0-4 балла) по каждому из заданий. Максимальны балл, который мог набрать ученик выполняя задания 20 баллов. По результатам диагностики было выявлено, что максимальное количество баллов учащиеся набрали за выполнение задания № 5. По его итогам шесть учащихся (Илья С., Елена П., Игорь А.) получили по 2 балла, потому что не точно поняли задание и не выполнили его на более высоком уровне трудности. Двое учащихся(Михаил Ф., София Б.) допустили ошибки при склонении имен существительных на более высоком уровне сложности, и одна ученица(Елизавета С.) не выполнила задание на более высоком уровне сложности и допустила ошибки на более низком, на пример: «Д.п. (кому? чему? Победу). Остальные учащиеся справились с заданием, на материале разного уровня сложности без ошибок. Наименьшее количество баллов учащиеся набрали за задание №4. Полностью не справились с заданием и получили 0 баллов двое учащихся (Мария Б., Елизавета С.), Мария Б. невнимательно отнеслась к заданию и вместо предложений с предложенными словами составила словосочетания, а Елизавета С. не приступила к данному заданию. Десять учащихся выполнили задание только на одном уровне сложности и допустили ошибки, в результате набрав за это задание 1балл; восемь учащихся приступили к материалу разных уровней трудности, но на обоих допустили ошибки, за это задание они набрали 2балла. Двое учащихся выполнили задание на более низком уровне сложности, но допустили ошибки на более высоком, в результате набрав за задание 3балла. И лишь двое учащихся справились с этим заданием без ошибок на разных уровнях сложности, набрав за это задание 4балла. За выполнение задания №3 0 баллов получили двое учеников(Елизавета С., Полина П.), т.к. не справились с заданиями на обоих уровнях сложности, не внимательно отнеслись к заданию и выполнили его неверно. На пример: «Старухой - (кем?) Т.п, у моря - (что?) Р.п., неводом - (чем?) Т.п.». Шестнадцать учащихся за выполнение этого задания получили от 1 до 3 баллов, т.к. выполнили задание либо на одном, либо на двух уровнях сложности, но допускали ошибки. На разных уровнях сложности и без ошибок с этим заданием справились пятеро учащихся, за работу они набрали 4 балла. С упражнением №2 справились все учащиеся, но двое из них (Михаил Ф., Виктор Б.) только на более низком уровне сложности допуская ошибки - пропускали категории, неверно определяли признаки имен существительных в морфологическом разборе, за работу учащиеся набрали 1 бал. Четырнадцать учащихся за это задание набрали 2-3 балла, т.к. допускали ошибки на высоком уровне сложности. Оставшиеся учащиеся справились с заданием на всех уровнях сложности без ошибок и набрали в итоге 4 балла. За упражнение №1 пять учащихся получили 0 баллов, т.к. проигнорировали задание и не выполнили его. Оставшиеся учащиеся набрали за выполнение задания от 1 до 3 баллов, т.к. допусками ошибки на разных уровнях сложности. В результате проведения данной проверочной работы мы выяснили, что в 4 «а» классе лишь у двоих учащихся(Ульяна М., Анастасия М.) частично сформированы умения определять род, формы числа, тип склонения имен существительных и умение составлять предложения, ставя имя существительное в заданную форму, т.к. ученики не справились с этими заданиями на высоком уровне сложности. У остального класса слабо сформированы умения определять род, формы числа, тип склонения имен существительных и умение составлять предложения; умение осуществлять морфологический разбор имен существительных; умение составлять и находить словосочетания с именами существительными являющимися главным или зависимым словом; а также умение составлять предложения, ставя имя существительное в заданную форму. Для диагностики уровня сформированности у младших школьников умений языкового анализа и синтеза также использовалось наблюдение. Оно позволяло оценить сформированность умения по показателям критерия качества освоенных действий: самостоятельность, оперативность, гибкость. Максимальная оценка, которую могли получить по этим показателям учащиеся, равна 6 баллам. По итогам наблюдения было выявлено, что только одна ученица (Анастасия М.) набрала 6 баллов, т.к. выполняла работу самостоятельно, без чьей-либо помощи; оперативно, меньше, чем за 40 минут; гибко, применяя материал на разных уровнях сложности без ошибок. Девять учеников набрали 4-5 баллов, т.к. выполнили работу в срок, но либо допускали ошибки на повышенном уровне сложности, либо не выполняли его; либо во время выполнения работы обращались за помощью к учителю или учащимся. Двенадцать учащихся набрали от 1 до 3 баллов, во время выполнения работы обращались за помощью к одноклассникам, списывали у соседей; задержали сдачу работы; выполняли работу только на базовом уровне трудности. Оставшиеся двое учеников(Елизавета С., Полина П.) набрали 0 баллов, т.к. выполняли работу только на базовом уровне трудности, допуская ошибки, либо не выполняя работу вовсе; постоянно переговаривались друг с другом и сдали работы позже всех. (слайд 14) На основе критериев и результатов диагностики мы выделили следующие уровни сформированности умений языкового анализа и синтеза у младших школьников. 23-26 баллов - высокий уровень - сформированность всех умений языкового анализа и синтеза: умения определять род имен существительных; определять формы числа имен существительных; определять тип склонения имен существительных; осуществлять морфологический разбор имени существительного; составлять словосочетания с именами существительными являющимися главным или зависимым словом; составлять предложения, ставя имя существительное в заданную форму; изменять имена существительные по числам и падежам. При выполнении работы у учеников была отмечена высокая и средняя степень самостоятельности, оперативности и гибкости выполнения заданий. 19-22 балла - средний уровень - наблюдается сформированность лишь некоторых умений языкового анализа и синтеза(4-5). При выполнении работы у учеников отмечается средняя степень самостоятельности, работа сдана в срок, выполнены все задания базового уровня. Менее 19 баллов - низкий уровень - наблюдается слабая сформированность умений (1-3), либо их несформированность. При выполнении работы у учеников отмечен низкий уровень самостоятельной работы, работа сдана с большой задержкой, в заданиях базового уровня большое количество ошибок. Максимального уровня сформированности умений языкового анализа и синтеза у учащихся не наблюдается, высокий уровень сформированности языкового анализа и синтеза обнаружен только у одной ученицы (Анастасия М.). Поэтому при формирующей работе нужно уделить внимание формированию всех умений, особенно отметить умения определять род имен существительных, определять формы числа имен существительных, определять тип склонения имен существительных; а также умения составлять словосочетания с именами существительными, являющимися главным или зависимым словом и умению составлять предложения, ставя имя существительное в заданную форму. (слайд 15) На основе проведённого исследования можно сделать следующий вывод о том, какое число детей экспериментальной группы находится на недостаточном, среднем и высоком уровне сформированности умений языкового анализа и синтеза у младших школьников. Проведенная опытно-экспериментальная работа показала, что большая часть опрашиваемой группы детей (83%) находится низком уровне развития умений языкового анализа и синтеза. У учащихся, на данном уровне не сформированы или на слабом уровне находятся все или почти все грамматические умения языкового анализа и синтеза. У 13% учащихся выявлен средний уровень языкового анализа и синтеза умений. У данной группы учащихся частично выявлены умения определять род, формы числа, тип склонения имен существительных; умение осуществлять морфологический разбор имён существительных и умение составлять предложения, ставя имя существительное в заданную форму. Только у 4% учащихся, а именно 1 ученик показал высокий уровень всех умений языкового анализа и синтеза. Выполнил работу самостоятельно, быстро и с минимальным количеством ошибок на разных уровнях сложности. Таким образом, в связи с результатами опытно-экспериментальной работы установлено практическое подтверждение необходимости работы направленной на формирование умений языкового анализа и синтеза при изучении грамматических тем у младших школьников.
© 2010-2022