- Преподавателю
- Начальные классы
- ПРОГРАММА индивидуального логопедического сопровождения ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата как часть адаптированной образовательной программы
ПРОГРАММА индивидуального логопедического сопровождения ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата как часть адаптированной образовательной программы
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мунтян Е.М. |
Дата | 20.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« Средняя общеобразовательная школа № 59» г.Курска
ПРОГРАММА
индивидуального логопедического сопровождения ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата
как часть адаптированной образовательной программы
2014 год
Оглавление Введение ………………………………………………………………………...3 Глава I Содержание логопедической программы сопровождения детей с нарушением опорно - двигательного аппарата в условиях общеобразовательной школы. 1.1.Особенности развития обучающихся с нарушением опорно- двигательного аппарата.………………………………………………………….7 1.2. Коррекционная работа логопедического сопровождения обучающегося с нарушением опорно-двигательного аппарата. ……………………………… 9 1.3. Содержание коррекционно - логопедической программы сопровождения. ………………………………………………………………….11 1.4 Требования к условиям реализации программы логопедического сопровождении ………………………………………………………………….14 1.4. Нормативно-правовое обеспечение. ………………………………………15 Глава II Программа индивидуального логопедического сопровождения обучающегося с нарушением опорно- двигательного аппарата в условиях общеобразовательной школы. 2.1 Психолого-педагогическая характеристика обучающегося с нарушением опорно-двигательного аппарата………………………………………………...18 2.2. Индивидуальный план логопедического сопровождения для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата. …………………….21 2.3. Ожидаемые результаты логопедической работы. ……………………….26 Заключение …………………………………………………………………......27 Список использованной литературы. ………………………………..........28
Введение В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Признание права любого ребенка на получения образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило возможные инициативы и ориентиры новой образовательной политики. Такое право детей с ограниченными возможностями здоровья возможно при инклюзивном образовании. Группа детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития. Образование таких детей предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Актуальность проблемы заключается в том, что современная школа должна обучать не только обычных школьников, но и дифференцированно подходить к категории детей с ограниченными возможностями здоровья, учитывать особые образовательные потребности данных детей, определять и создавать не только условия для обучения детей данной категории, но и обеспечивать их психолого- медико - педагогическое сопровождение на всех возрастных этапах. Организация психолого-медико-педагогического сопровождения включает в себя: - работу психолого-медико-педагогического консилиума; - выполнение рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии; -оказание психологической, логопедической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья; - организация индивидуальных педагогических маршрутов; - организация педагогического взаимодействия. Психолого - педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляют специалисты школьного ПМПк. В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет индивидуальный план работы по сопровождению обучающихся, который является частью адаптированной образовательной программы. Содержание и формы работы в данном направлении следующие: - наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности (ежедневно); - поддержание постоянной связи с учителем, школьным психологом, логопедом, медицинским работником, администрацией школы, родителями; - составление индивидуального маршрута сопровождения обучающегося (вместе со специалистами ПМПк), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы; - контроль успеваемости и поведения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в классе; - формирование комфортного микроклимата в классе для обучающийся с ограниченными возможностями здоровья; - ведение документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за обучающимися и др.); - организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов обучающихся, их общее развитие. Цель логопедической программы - создание оптимальных условий для динамического речевого развития, определение наиболее эффективных приемов логопедического воздействия на разных этапах коррекционно-педагогического процесса с учетом образовательных потребностей, индивидуально-психологических особенностей и структуры дефекта ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Задачи программы:
- выявлять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;
- определять особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
- создавать условия для реализации права получения коррекционно-логопедической помощи;
- осуществлять индивидуально ориентированную психолого-логопедическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- обеспечить возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования на доступном им уровне и их интеграцию в образовательном учреждении;
- устранять нарушения в устной и письменной речи;
- оказывать консультативную и методическую помощь родителям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по интересующим их вопросам.
Принципы коррекционной работы Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка. Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса. Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению. Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии. Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Глава 1 Содержание логопедической программы сопровождения детей с нарушением опорно - двигательного аппарата в условиях общеобразовательной школы.
- Особенности развития обучающихся с нарушением опорно- двигательного аппарата.
- Коррекционная работа логопедического сопровождения обучающегося с нарушением опорно-двигательного аппарата.
- развитие речевого дыхания и голоса, а также коррекция их нарушения;
- нормализация просодических компонентов речи (мелодико-интонационной и темпово-ритмической стороны);
- подавление синкинезий, уменьшение слюнотечения;
- развитие зрительного гнозиса;
- коррекцию звукопроизношения;
- развитие фонетико-фонематической системы: артикуляционного праксиса,
дифференциации звуков, фонематического анализа и синтеза,
фонематических представлений;
- увеличение пассивного и активного словарного запаса;
- развитие способности словообразования и словоизменения;
- обогащение словарного запаса лексическими и грамматическими средствами языка;
- коррекция процессов чтения и письма;
- развитие связной речи: диалогической и монологической; - развитие коммуникативных навыков посредствам повышения уровня общего речевого развития.
Направления коррекционно- логопедической работы Основные направления коррекционной работы: - диагностическая работа. - коррекционно - логопедическая работа. - консультативная работа. - просветительская работа. - экспертная работа.
- Содержание коррекционно - логопедической программы сопровождения
Этапы реализации программы Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения. Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей. Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка. Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
-
Требования к условиям реализации программы логопедического сопровождения
1.5. Нормативно-правовое обеспечение:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
- СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
- О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
- Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами"
- Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
- Должностной инструкции учителя - логопеда средней общеобразовательной школы.
- Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ)
Глава II Программа индивидуального логопедического сопровождения обучающегося с нарушением опорно- двигательного аппарата в условиях общеобразовательной школы.
- Психолого-педагогическая характеристика обучающегося с нарушением опорно-двигательного аппарата.
- развитие фонематических представлений;
- увеличение пассивного и активного словарного запаса;
- коррекция процессов чтения и письма;
- развитие связной речи; - развитие психических процессов. Важным требованием к логопедическим занятиям является учёт основных дидактических принципов: быть регулярными, систематическими и последовательными; проводиться в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребёнка; опираться на сознательность и активность детей; быть оборудованными необходимыми пособиями, наглядными и техническими средствами обучения; содействовать прочности воспитываемых навыков правильной речи и поведения. Организация обучения. Индивидуальные логопедические занятия 2 раза в неделю по 40 минут. Программа рассчитана на 60 часов. Специальные условия для усвоения ребёнком с нарушением опорно- двигательного аппарата образовательной программы:
- посещение коррекционно-развивающих логопедических занятий;
- строгое соблюдение режимных моментов;
- соблюдение дозированности нагрузки, чередование занятий и отдыха;
- индивидуальный подход;
- щадящий режим, исключающий переутомление ребёнка;
- развитие коммуникативных навыков на занятиях и вне занятий;
- организация взаимодействия в работе всех специалистов ПМПк, тесное сотрудничество с родителями.
-
Индивидуальный план логопедического сопровождения для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата.
-
Основные направления деятельнос
ти
Задачи на
период
Режимы и формы работы
Показатели достижения ребенка
Формы оценки результатов работы
Развитие просодичес
кой стороны речи
- Упражнения по освоению ритмики слова;
- знакомство с повествовательной, вопроси
тельной,вос
клицательной интонацией;
- формирова
ние интонации
онной вырази
тельности в экспрессивной речи
Индивиду-альные КРЗ
Консультация самого ребенка
Умение повышать и понижать голос в пределах звука, слога, слова и фразы
Положитель-ная динамика развития просодической стороны речи
Развитие пространственных предс-
тавлений, конструктив-ного мышле-ния
- Развитие пространст-венного анализа
и синтеза;
- развитие словесного отражения пространст-венных отношений.
- развитие зрительно-моторной координации
Индивиду-альные КРЗ
Консультация родителей, учителя, самого ребенка
Качество и количество выполняемых заданий на
занятиях
Положитель-ная динамика развития ребенка
Развитие зрительного гнозиса;
зрительной ориентиров
ки в пространстве
Развивать способность узнавать предметы, наложенные друг на друга; в различных положениях и изображениях.
Отработка правильного применения простых и сложных предлогов в устной и письменной речи
Индивидуальные КРЗ
Правильная ориентировка на листе бумаги, правильное расположение предметов в пространстве.
Умение правильно употреблять простые и сложные предлоги в самостоятельной речи
Включенное наблюдение в ходе занятий
Развитие мелкой моторики рук
- массаж и самомассаж пальцев и кистей рук;
- пальчиковая гимнастика;
- развитие навыков самообслужи
вания
Индивидуальные КРЗ.
Консультация родителей, учителя, самого ребенка
Умение выполнять комбинированные задания по русскому языку с использованием мелко-моторной деятельности
Самостоятельное выполнение заданий без помощи взрослого
Развитие графо-моторных навыков
Закрепить навык копирования графем по образцу; соотнесение графем соответствующим звукам речи
Индивидуальные КРЗ
Дифференциация сходных по начертанию букв. Выполнение копирования по заданному образцу.
Выполнение графических диктантов
Самостоя-тельное выполнение заданий без помощи взрослого; положительная динамика в усвоении родного языка
Развитие фонематического
восприятия и фонематических представ
лений
Выделять и различать фонемы родного языка из слогов, слов, фраз.
Дифференцировать звуки речи по твердости-мягкости, звонкости-глухости
Индивидуальные КРЗ.
Консультация родителей, самого ребенка
Умение дифференцировать сходные по артикуляции звуки
Самостоя-тельное выполнение заданий.
Положительная динамика в усвоении фонем родного языка
Развитие фонематического анализа и синтеза
Развивать умение определять место, последовательность и количество звуков в слове
Индивидуальные КРЗ.
Консультация родителей, самого ребенка
Умение выполнять звуко-буквенный и слоговой анализ слов
Написание слуховых и зрительно-слуховых диктантов
Профилакти
ка нарушений процессов чтения и письма
Различение оптически сходных букв, понимание смысла прочитанного
Индивидуальные КРЗ
Написание оптически сходных букв в словах, отсутствие ошибок в их написании; понимание прочитанного текста
Диктант, анализ письменных работ, беседа
с учителем, родителями
Развитие лексико-грамматического строя речи.
Обогащение пассивного и активного словаря
Расширение словарного запаса путем введения имен прилагатель
ных, антони-
мов, синони-
мов. Учить навыкам словообразования и словоиз
менения.
Умение строить синтаксические конструкции
Индивидуальные КРЗ
Консультация родителей, самого ребенка
Умеет распростра-
нять предложения определения
ми.
Описывать предметы, используя
имена прилагатель-
ные.
Сравнивать и классифицировать предметы
Наблюдение на занятиях и уроках. Анализ устных ответов и письменных работ по русскому языку и чтению
Развитие связной речи
Учить составлять устный рассказ по сюжетной картинке, соблюдать сюжетную линию и использовать разнообразие словарного запаса
Индивидуальные КРЗ
Умеет составлять рассказ по сюжетной картинке.
Устанавливает причинно-следственные связи.
Умеет пересказывать текст
Наблюдение на занятиях и уроках. Анализ устных ответов, письменных (контроль-
ных и самостоятельных) работ
Развитие психических процессов
Развитие концентрации и переключе-
ния внима-
ния, зритель
ной и слухо-
вой памяти
Индивидуальные КРЗ.
Консультация родителей, учителя, самого ребенка
Умеет концентрировать внимание на изучаемом материале
Наблюдение на занятиях и уроках
2.5. Ожидаемые результаты логопедической работы В итоге логопедической работы Артём Д. должен научиться: - фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи; - четко дифференцировать все звуки речи; - выполнять звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез; - правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи; - пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями; - владеть навыками пересказа и составления рассказа по сюжетной картинке; - владеть навыками словообразования и словоизменения; - грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка; предложно-падежные формы строить правильно и проговаривать четко; простые и сложные предлоги - употребляться адекватно; - использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.); - в письменных работах допускать меньшее количество дисграфических и орфографических ошибок. Результативность логопедического сопровождения ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата отслеживается через мониторинговые (диагностические) исследования 2 раза в год с внесением последующих корректив в содержание логопедической работы и в индивидуальные маршруты коррекции. Мониторинговая деятельность предполагает отслеживание: - динамики развития ребенка с ДЦП; - эффективности Плана индивидуального логопедического сопровождения; - перспективное планирование коррекционно-развивающей работы. Примерный прогноз развития ребенка: При соблюдении специальных условий в организации коррекционно-образовательного процесса и стабильного состояния здоровья, ребенок сможет стабильно развиваться и обучаться в школе по общеобразовательной программе. Заключение Планируемый результат- достижение ребёнком с нарушением опорно-двигательного аппарата уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием, и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе. Тесное взаимодействие педагогов ПМПк и родителей, комплексная диагностика ребенка всеми специалистами помогает осуществить оптимальный выбор методов, адекватных возрасту и структуре дефекта ребенка с ДЦП, его образовательным потребностям, чем достигается эффективность и стабильность результатов. Своевременность принятых мер, сотрудничество специалистов обеспечивают речевое развитие ребёнка с ДЦП, в чём можно убедиться, сопоставив результаты стартового, промежуточного, итогового логопедического обследования. Речевые показатели по всем параметрам улучшились.
Список литературы.
- Волкова Л.С. Логопедия.- М.: ВЛАДОС,1999.
- Вильшанская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. - М.: Генезис, 2012.
- Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалией.- Хрестоматия по логопедии. Раздел 3 - Дизартрии. - М.: ВЛАДОС,1997.
- Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми со стертой формой
дизартрии. - М, 1989. - И.И. Ермакова. Коррекция речи и голоса у детей и подростков.- М:
Просвещение, 1996. - Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. - С.-П., Образование, 1994
- Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом - Хрестоматия по логопедии. Раздел 3 - Дизартрии. - М.: ВЛАДОС,1997.
- В.Б.Галкина, Н.Ю.Хомутова. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук.- ж. «Дефектология» 1999,№3
- Крестинина И.А. Программа как средство включения детей с ММД в образовательный процесс // Дети с проблемами в развитии, - 2004., №2.
- Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М., 2001.
- Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
29