Формы и методы работы с одарёнными детьми. (2)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формы и методы работы с одарёнными детьми.(2)

Если школьник с первого класса подготовлен к тому,
что он должен учиться создавать, придумывать,
находить оригинальные решения,
то формирование личности будет проходить на основе обогащения её интеллектуального профиля…
Обучая детей творческому мышлению, мы обогащаем их не только интеллектуально, но и личностно».
Р. Дж. Стернберг, Е. Григоренко. Сегодняшняя действительность выдвигает перед школой проблему подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан. И здесь решающим фактором является стратегия работы с одаренными детьми. В работе с одарёнными младшими школьниками решаются задачи не только интеллектуального развития, но и нравственного, так как это возраст становления и развития личности. Цели и задачи:

  • создание условий для выявления, развития и поддержки мотивированных учащихся в различных видах творческой деятельности;
  • развитие мотивации школьников к учебе;
  • повышение интеллектуальной культуры школьников;
  • формирование у обучающихся активной жизненной позиции;
  • стимулирование интереса учащихся к изучению литературы;
  • повышение престижа школьного образования.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться определённым своеобразием.

Методы работы:

  • анкетирование, опрос;
  • собеседование;
  • тестирование;
  • анализ литературных источников;
  • творческие работы;
  • проективный метод;
  • метод прогнозирования;
  • метод исследования проблемы;

Формы и методы работы с одарёнными детьми.(2)

Формирование по группам в зависимости от способностей:

  • I группа - общая интеллектуальная:

    № п/п

    Ф.И.обучающихся

    Класс

    1.

  • II группа - творческая:

    № п/п

    Ф.И.обучающихся

    Класс

    1.

  • III группа - спортивная:

№ п/п

Ф.И.обучающихся

Класс

1.

Для развития каждого вида одаренности разрабатывается система мероприятий, с учетом возрастных особенностей обучающихся, что позволит детям ориентироваться в образовательном процессе.

Формы работы могут быть разделены на урочные и внеурочные

Формы и методы работы с одарёнными детьми.(2)

Внеурочная деятельность

Формы и методы работы с одарёнными детьми.(2)Формы и методы работы с одарёнными детьми.(2)Формы и методы работы с одарёнными детьми.(2)Формы и методы работы с одарёнными детьми.(2)

Занятия по курсам внеурочной деятельности

Участие в городских , республиканских, всероссийских, международных конкурсах

Олимпиады, викторины

Формы и методы работы с одарёнными детьми.(2)Формы и методы работы с одарёнными детьми.(2)

Создание портфолио

Интеллектуальные игры

Предметные кружки

Формы и методы работы с одарёнными детьми.(2)Формы и методы работы с одарёнными детьми.(2)



Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. В обучении одаренного учащегося может реализоваться стратегия ускорения (имеется в виду в первую очередь изменение скорости обучения), в работе с такими учащимися можно использовать быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета. Широкое распространение должны получить групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Одна из основных практических задач современного образования - формирование у школьника основ культуры мышления и развития основных умений и навыков исследовательского поведения. Начинать работать в данном направлении желательно с первого класса. В этом возрасте ребенок удовлетворяет свои естественные потребности: огромное желание новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно «открывать Америку» вокруг себя. Поэтому дети с большим удовольствием становятся исследователями. Исследовательская деятельность подразумевает активизацию интереса к обучению через самостоятельное открытие новых знаний. Исследование по своей сути тесно взаимосвязано с понятием «проектная деятельность», но между ними есть существенные отличия. Исследовательская деятельность - процесс поиска новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Проектная деятельность - объединение усилий для разработки собственного варианта решения по определенной проблеме для получения результата. В отличие от проектирования исследовательская деятельность не ставится в жесткие рамки, она более свободна и вариативна. Учителю важно знать, что в работе с детьми полезны и проектирование, и исследовательские работы. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске, школьник получает, обучаясь по специальным методикам. Широкое распространение среди педагогов получила методика исследовательского обучения младших школьников Александра Ильича Савенкова. Конкурс «Ученик года»- эффективная форма работы с одарёнными детьми, положительно влияющая на мотивацию обучающихся. Главная задача конкурсов - дать ученику возможность развивать свой интеллект в самостоятельной деятельности с учетом индивидуальных способностей и склонностей. Порядок проведения конкурса и содержание этапов конкурса. Конкурс проводится в 3 этапа:

  • Первый этап (заочный) - Портфолио участника.
  • Второй этап (заочный, творческий) - разработка и проведение мероприятия.
  • Третий этап (очный) состоит из двух конкурсов: «Эрудит» и «Творческий конкурс»
1) «Эрудит» состоит из 2 туров: «Блицтурнир» и «Любимая тема». 2) «Творческий конкурс» Время выступления - 1 минута. Конкурс оценивается по 3-балльной системе. Номинации:
  1. «Ученик года »
  2. «Лучшее портфолио»
  3. «Вечный двигатель года» - за лучшее КТД
  4. «Самый эрудированный»




© 2010-2022