РАЗРАБОТКА УРОКА по русскому языку на тему: «Правописание суффиксов и приставок»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:










РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

по русскому языку

на тему:

«Правописание суффиксов и приставок»





Подготовил

учитель 3-А класса

Масюткина Н.А.






Цель: закрепить умений учащихся образовывать новые слова при помощи суффиксов и приставок. Задачи: Образовательная: формировать умение разбирать слова по составу. Развивающие: развивать умение образовывать новые слова с помощью суффиксов и приставок; продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, развитие внимания, памяти, мышления, речи; расширять кругозор и словарный запас учащихся. Воспитательные: воспитывать и формировать в процессе урока интерес к изучению русского языка; чувство коллективизма, и индивидуальности обучающихся, взаимопомощи. Оборудование: плакат с изображением Чудо-дерева, яблоки красного, желтого, зеленого цветов для проведения рефлексии, листочки с написанными на них приставками.

ХОД УРОКА:


I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ - Ребята, сегодня у нас необычный день. Праздничный. Посмотрите, сколько у нас на уроке гостей. Повернитесь к ним, еще раз поприветствуйте всех улыбкой. Садитесь. Громко прозвенел звонок, Он позвал нас на урок. Всё у вас уже в порядке: Книги, ручки и тетрадки? - Мы с вами совершим путешествие в сказочный лес. Итак, тетради превращаются в дневники путешественника. Там мы будем отмечать по ходу путешествия все самое важное.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ 1. Беседа. - Итак, мы с вами отправляемся в сказочный лес. - Мы несколько уроков изучали тему «Состав слова». Какие части слова вы знаете? (приставка, корень, суффикс, окончание и основа) - Что такое окончание? (изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении) - Что такое основа слова? (часть слова без окончания) - Что такое корень слова? (это общая часть однокоренных слов, в нем заключено лексическое значение слов) - Что такое приставка? (это часть слова, служит для образования новых слов, стоит перед корнем) - А суффикс? (это часть слова, стоит после корня, служит для образования слов) - Какие значимые части слова служат для образования новых слов? (¬ ^ ) - Зачем мы изучаем состав слова? (Чтобы хорошо видеть и определять орфограммы в слове.) - Какая тема была на прошлом уроке? - В каких случаях мы пишем суффикс -ик, а в каких случаях пишем суффикс -ек?
2. Проверка домашнего задания. - Что было задано на дом? - Получился у вас текст? Как вы его озаглавили? - В каких словах -ик это суффикс, а в каких - часть корня? - Сделаем первую запись - укажем дату путешествия. - Ребята, какую цель каждый из вас поставил на этот урок? (Узнать больше о составе слова. Знать все о словообразовании. Ответить на уроке и получить хорошую отметку.)
3. Игра «Поймай словечко» - Задание: 1-й вариант записывает слова с суффиксом -ик, а 2-й вариант -ек. - Какое правило будете использовать? Билетик, лучик, ящичек, клювик, фартучек, ключик, замочек, кирпичик, внучек, дождик, мальчик.
III. ВВЕДЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА - Мы двигаемся по нашему сказочному лесу дальше и попадаем в удивительный мир природы. 1. Упражнение в образовании новых слов с помощью приставок. - На пути нам встречается забавный сказочный медвежонок Винни-Пух. Он поможет нам проверить - хорошо ли вы научились выделять приставку в словах и образовывать с ее помощью новые слова. - Послушайте историю, которая приключилась с Вини-Пухом. Она поможет вам ответить на мой вопрос. - По ходу чтения сказки вы будете записывать глагол шёл с разными приставками. Однажды теплым летним утром Винни решил пойти в гости к Пятачку. Он умылся, прибрался в домике и (вышел) из дома. Но только Пух (отошёл) от дома, как на дереве нашёл странный шнурочек. Это был хвост Иа! Винни - Пух решил зайти к ослику и вернуть ему его пропажу. Он (пошёл) прямо по дороге (обошёл) небольшую лужицу. По мостику (перешёл) речку. И наконец (дошёл) до ослика Иа и вручил ему хвостик. Ослик очень обрадовался и поблагодарил Винни за заботу. Ослик Иа подарил ему горшочек для мёда. И Пух сразу решил пойти к дереву с дикими пчелами, чтобы наполнить горшочек мёдом и угостить им Пятачка. Вот Винни - Пух (пришёл) к дереву, в дупле которого жили дикие пчёлы, и решил набрать мёду. Но пчёлы были такие злые, что Винни еле (ушёл) от погони. И только к вечеру Вини (дошёл) до домика своего друга Пятачка. Пятачок был очень рад, что Пух (зашёл) к нему в гости. - Вот такая история приключилась с Вини-Пухом. - Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте друг у друга правильность выполнения задания. Поставьте друг другу оценки за эту работу. Какие слова вы выписали? (Вышел, отошёл, нашёл, пошёл, обошёл, перешёл, пришёл, ушёл, дошёл, зашёл)
2. Соревнования между группами. - В нашем сказочном лесу растет Чудо-дерево! Вместо листочков на нем растут слова. Посмотрите - оно сейчас не очень красивое. Нам надо помочь этому дереву вырасти пушистым и красивым. Для этого нужно образовать от глагола «плыть» как можно больше новых слов. Попробуем? - У меня на столе лежат листочки, на которых написаны разные приставки. Вы будете по очереди выходить к доске, называть новое слово и прикреплять к нашему дереву тот листочек, на котором написана нужная приставка. Победит та группа, которая образует больше слов и не допустит при этом ошибок (выплыл, доплыл, приплыл, уплыл, переплыл, проплыл, поплыл, заплыл, подплыл, отплыл) - Какая часть слова изменялась при образовании новых слов? - Какую же роль выполняют приставки в русском языке? (служат для образования новых слов)
3. Образование новых слов с помощью суффикса. - Продолжаем наше путешествие по сказочному лесу. Навстречу нам идет Машенька и горько плачет. Медведь сказал ей, что отпустит ее домой, к бабушке с дедушкой, только тогда, когда она научится называть его ласково. А она не знает как! Ребята, поможем Маше? - О какой части слова она не знает? (суффикс) - Что такое суффикс? Какую роль выполняют суффиксы в русском языке? - Давайте покажем Машеньке, как с помощью суффикса образовать новое слово, которое будет называть предмет ласково (на доске появляются карточки с суффиксами) -ик, -онок, -ушк - Давайте образуем при помощи суффиксов новые слова. - Запишите эти слова, выделите в них суффиксы. - Как называются такие суффиксы? (уменьшительно-ласкательными) - Для чего нужны такие суффиксы в речи? - Представьте, как бы называлась сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» без уменьшительно-ласкательных суффиксов? В кого бы превратился Иванушка? - Какие же ласковые имена для Медведя могла придумать Машенька? Надеюсь, мы помогли ей, и девочка теперь сможет вернуться домой к бабушке с дедушкой. А мы с вами еще потренируемся в нахождении суффикса в словах и в образовании с помощью него новых слов. - Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте друг у друга задание.
4. Работа по учебнику. Упр. 248 - Прочитайте стихотворение. Объясните значение выделенных слов (Разгулялась - дала себе волю, принакрылась - накрылась, но не полностью (неполнота действия) - Назовите слова с приставками. - Назовите слово с двумя приставками. - Выполните письменно задание. Упр. 251 (работа у доски)
IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ. - Ребята, наше путешествие подходит к концу, нам пора возвращаться. С героями каких сказок вы сегодня встретились на уроке? - Скажите, чему мы сегодня учились? - Я очень довольна вашей работой на уроке. Вы получаете следующие оценки ……. - У меня на столе лежат яблочки зеленого, желтого и красного цвета. Возьмите каждый яблочко и повесьте на наше Чудо-дерево. Если вы все поняли на уроке и готовы двигаться дальше - зеленое, если у вас остались какие-то вопросы - желтое, а если вам кажется, что вы совсем ничего не поняли, то красное. Домашнее задание. - Все свободны! Спасибо за урок!



© 2010-2022