Пояснительная записка курса Школа здоровья

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Школа здоровья» Рабочая программа курса «Школа здоровья» для 4 класса разработана на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого МОиН РФ приказом № 373 от 06 октября 2009 года; зарегистрированного Минюстом России 22.12.09, регистрация № 17785; - требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; - программы формирования универсальных учебных действий; - авторской программы: курса «Здоровье», под редакцией д.м.н. В.Н.Касаткина; - годового учебного календарного графика на 2014-2015учебный год; - учебного плана МБОУ СОШ № 9; - требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с ФГОС ООН.
I. Пояснительная записка В связи с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и концепции «Духовно-нравственного воспитания» возникла необходимость создания программ нового уровня. Определены новые подходы и принципы построения обучения, которые требуют постановку новых целей и задач (особенно воспитательного значения), а соответственно получение результата нового качества. В базисный учебный план общеобразовательной школы в рамках вариативной части введена внеурочная деятельность по шести направлениям. Все эти направления реализуют требования ФГОС. Данная рабочая программа внеурочной деятельности «Школа здоровья» разработана в соответствии с требованиями ФГОС и дает школьнику возможность поэтапного «открытия» в себе главных психических и физических составляющих: сенсорных ощущений, зрительно-моторных увязок, эмоциональных колебаний. Курс кружка «Школа здоровья» расширяет сведения о физическом, психическом и социальном здоровье человека, рассматриваемые в школьной программе по окружающему миру. Получение учащимися знаний в этой области позволит укрепить их здоровье, предупредить развитие вредных привычек в условиях неблагоприятного окружения, возродить спортивные и оздоровительные традиции как условие укрепления нравственных устоев семьи и школы. Предлагаемый курс носит обучающий, развивающий и социальный характер. Он является необходимым, для учащихся младшей ступени, так как позволит школьникам найти причину многих заболеваний, заставит их задуматься о своём здоровье и его сохранении. Школьник будет ориентироваться на выбор профессии согласно жизненным ресурсам своего организма.

Цель: Формирование знаний учащихся в области современных достижений гигиены, санитарии и здоровья, посредством познания окружающего мира с самим собой.
Задачи: Обучающие: - научить ребенка различным методам эмоционального сенсорного восприятия и оценки себя и окружающего мира; - формировать осознанное отношение к своему здоровью; - уметь применять полученные гигиенические знания в жизни и практической деятельности; - использовать полученные знания для обеспечения безопасности жизнедеятельности и охраны здоровья школьников. Развивающие: - помочь школьнику реализовать и осознать себя в разных своих проявлениях; - сформировать у учащихся представление о влиянии питания на здоровье; - дать представление о негативных факторах риска здоровью, о существовании зависимости от табака, алкоголя, наркотических и психотропных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; - сформировать представление об основных дорожных «ловушках» и уметь прогнозировать ситуацию на дорогах; - уметь выполнять последовательные действия при возникновении экстремальных ситуаций. Воспитательные: - воспитать у детей личную ответственность за сохранение своего здоровья; - научить обучающихся, делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранить здоровье; - сформировать навыки позитивного коммуникативного общения.

II. Общая характеристика учебного предмета. Актуальность Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Школа здоровья» отвечает требованиям ФГОС и решает воспитательные задачи трёх уровней, которые поставлены в задачах внеурочной деятельности, через приобщение обучающихся к познанию окружающего мира - с самим собой. Рассказывает о его анатомии и некоторых физиологических свойствах, затрагивающие эмоциональные стороны восприятия мира.
Новизна. Новизна программы состоит в получении результатов нового качества, которая дает возможность поэтапного «открытия» в себе главных психических и физических составляющих: сенсорных ощущений, зрительно-моторных увязок, эмоциональных колебаний. Создание единого «человекоцентрического» предмета, в котором информация по анатомии, физиологии, психологии, гигиене, кулинарии и многим другим предметам служит самопознанию, самопринятию и самоуважению. Сохранение и укрепление здоровья - это важнейшие составляющие работы педаго-га. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение ум-ственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. При организации работы кружка должны: • учитываться санитарно-гигиенические требования, уровень нагрузок и возрастные особенности обучающихся. • совершенствоваться двигательная активность детей: это физминутки, подвижные перемены, оздоровительный бег, занятия в спортивном зале, учебные занятия по физкультуре, Дни и Недели здоровья.
III. Место предмета в базисном учебном плане. Занятия проводятся в начальной школе в рамках дополнительного образования, 1 раз в неделю, всего предполагается 34 часа в год. Раздел 1. Самопознание; Раздел 2. Школа здорового питания; Раздел 3. Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний; Раздел 4. Профилактика аддиктивного поведения и случайных отравлений лекарственными препаратами; Раздел 5. Безопасность детей на дорогах; Раздел 6. Поведение в экстремальных ситуациях.

IV. Содержание учебного предмета.

Раздел 1. Самопознание;

- Части тела, их функциональное предназначение. Внутренние органы; предназначение. «Язык» тела. Рост и развитие человека. Периодизация развития. Здоровье и болезнь, гуманное отношение к физическим недостаткам.

- Правила межличностного общения: предупредительность, представление себя, приглашение, отказ от нежелательного общения.

Дружба. Взаимовлияние людей, способы конструктивного решения конфликтных ситуаций. Поведение на улице и в общественных местах Правила поведения с незнакомыми людьми.

Родственные связи - семья. Правила семейного общения. Права ребёнка

в семье. Правила групповой деятельности.

Ожидаемые результаты (ученик может).

- Знать общепринятые правила коммуникации и уметь их применить в модельных условиях. Уметь самостоятельно искать выходы из конфликтных ситуаций.

- Уметь соблюдать правила поведения в общественных местах.

- Уметь корректно отказаться от общения с незнакомыми людьми.

- Знать свои права и признавать взаимные обязательства в семье.

- Уметь определить свою роль в группе и работать для достижения

общей цели.

- Уметь соблюдать социальные нормы поведения в формальных группах.

-Различать признаки недружелюбной группы и уметь из нее выйти.

- Называть органы и части тела, их функциональное предназначение.

- Уметь рассказывать о своих телесных ощущениях.

- Объяснить, чем отличается состояние здоровья от состояния болезни.

Рассказать о субъективных признаках своей усталости.

- Доброжелательно относиться к инвалидам и помогать.

Раздел 2. Школа здорового питания

Питание-основа жизни

Представление об основных пищевых веществах, их значение для здоровья; важнейшие пищевые источники. Как происходит пищеварение. Режим питания. Непереносимость отдельных продуктов и блюд. Традиции приёма

пищи в разных странах. Правила поведения за столом.

Ожидаемые результаты (ученик может).

- Уметь соблюдать элементарные правила режима питания.

- Уметь пользоваться столовыми приборами.

Гигиена питания

Обработка пищевых продуктов перед употреблением.

Хранение пищевых продуктов. Правила ухода за посудой.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Навык соблюдения правил хранения пищевых продуктов.

Навык обработки фруктов и овощей перед их употреблением.

Умение мыть посуду и столовые приборы.

Раздел 3. Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний.

Гигиена полости рта, ослепительная улыбка на всю жизнь

- Знать, зачем человеку нужен рот и что в нем находится

- знать правила ухода за зубами

- знать основные заболевания десен и

- Уметь правильно чистить зубы.

- соблюдать основные правила личной гигиены полости рта.

. Гигиена тела

- Кожа и её придатки (ногти, волосы). Функциональное предназначение. Уход за кожей, волосами и ногтями. Выбор одежды и обуви в соответствии с погодными условиями и индивидуальными особенностями.

Ожидаемые результаты (ученик может).

- Уметь быть опрятным. Регулярно выполнять гигиенические процедуры.

- Уметь обеспечить себе комфортные условия для любой деятельности за счет правильно-го выбора одежды и обуви.

- Поддерживать в чистоте предметы своего ежедневного обихода.

Гигиена труда и отдыха

Периоды изменения работоспособности. Режим дня. Субъективные и объективные признаки утомления. Активный и пассивный отдых. Сон как наиболее эффективный отдых. Гигиена органов зрения, факторы, приводящие к утомлению.

Ожидаемые результаты (ученик может).

- Уметь составить усредненный режим дня на неделю и следовать ему.

- Уметь распознавать признаки утомления, в том числе зрительного.

- Иметь навыки переключения на разные виды деятельности для избежания утомления.

Профилактика инфекционных заболеваний

- Микромир: микробы, простейшие, грибки, вирусы. Взаимодействие человека с микро-миром. «Хорошие» и «Плохие» микробы.

- Представление об инфекционных заболеваниях. Способы «пассивной» защиты от бо-лезни: мытьё рук, ношение маски, одноразовые шприцы и т.д.

- Представление об активной защите - иммунитете.

Ожидаемые результаты (ученик может).

- Иметь сформированные стереотипы мытья рук перед любым приемом пищи.

- Уметь использовать «пассивную защиту» при необходимости контакта с больным чело-веком (далекое расстояние, проветривание помещения, ношение маски, отдельная посуда и т.д.).

- Иметь сформированное представление о моральной ответственности за распространение инфекционного заболевания (например, приход с гриппом в школу). Знать, для чего делаются прививки.

Раздел 4. Профилактика аддиктивного поведения и случайных отравлений лекарственными препаратами

Общее представление о психоактивных веществах. Почему люди употребляют психоактивные вещества. Вред табачного дыма.Что такое алкоголь и чем опасное его употребление. Поведение с людьми употребляющими психоактивные вещества.

Ожидаемые результаты (ученик может).

- Уметь избегать ситуации пассивного курения.

- Понимать, что алкоголизм и наркомании - трудноизлечимые заболевания. Выработать формы поведения, когда рядом находит¬ся человек в состоянии алкогольного или наркотического опьяне¬ния.

- Иметь четкое представление о том, что восприимчивость к наркотическим веществам индивидуальна, и зависимость может возникнуть после первых приемов.

Выбор медицинских услуг

Поликлиника и вызов врача на дом. Служба «03», неотложная помощь, спасения. Посе-щение врача. Больница, показания для госпитализации.

Ожидаемые результаты (ученик может).

- Иметь позитивное, уважительное отношение к врачам и меди¬цинским сестрам, как к людям, которые помогают сохранить здо¬ровье.

- Знать, в каких случаях необходимо обратиться за экстренной медицинской помощью, и иметь навыки обращения.

- Знать, зачем детей госпитализируют.

Обращение с лекарственными препаратами

Польза и вред медикаментов. Осторожное обращение с лекарствами, которые хранятся дома.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Иметь навык аккуратного обращения с лекарствами (хранить в фабричной упаковке, про-верять срок годности перед употребле¬нием, применять только по назначению врача или рекомендации родителей, не пробовать неизвестные таблетки).


Раздел 5. Безопасность детей на дорогах

Безопасное поведение на дорогах

Основные ситуации-«ловушки», в которые обычно попадают дети: «закрытый обзор», «отвлечение внимания», «пустынная улица», «середина проезжей части» «родители с детьми». Сигналы регулирования дорожного движения. Правила безопасного поведения у ж/д путей.

Ожидаемые результаты (ученик может).

- Уметь прогнозировать развитие ситуации на дороге.

- Иметь навык наблюдения.

- Иметь навыки «сопротивления» волнению или спешке. Иметь навык «переключения на улицу».

- Иметь навык переключения на самоконтроль.

Бытовой и уличный травматизм

Опасные факторы современного жилища, школы игровой площадки.

Ожоги. Опасность при пользовании пиротехническими средствами.

Электротравма. Опасность при игре с острыми предметами. Падение с высоты. Опас-ность открытого окна. Катание на перилах, прыжков с крыш, гаражей и т.д., элементарные правила безопасности при катании на велосипеде. Правила пользования роликами, экипировка. Опасность, которая подстерегает роллера на улице. Оказание первой помощи при простых травмах(ссадинах, царапинах, поверхностных ранах). Укусы зверей, змей, насекомых.

Ожидаемые результаты (ученик может).

- Уметь распознавать опасные зоны в помещении, на улице.

- Уметь предвидеть возможность падения с высоты, получения травмы, ожога и избегать их.

- Иметь навыки безопасного обращения с электроприборами, острыми предметами. - - Уметь обесточить электроприбор.

- Применять на практике правила безопасности при катании на роликах и велосипеде, пользоваться защитными приспособления¬ми.

- Уметь оказать помощь себе и другим при простых травмах.

- Уметь распознавать негативные реакции животных и избегать укусов и повреждений.

- Принимать неотложные меры при укусе животного, насеко¬мого, змей.

Раздел 6. Поведение в экстремальных ситуациях

Экстремальная ситуация в городе. Экстремальная ситуация в деревне.

Экстремальная ситуация связанная с незнакомым человеком.

Правила поведения при пожаре. Вызов экстремальной помощи:01,02,03,04,

службы спасения. Стихийные бедствия, техногенные катастрофы.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Освоить три модели поведения в экстремальной ситуации: «зови на помощь», «уходи из ситуации», «принимай меры по са¬моспасению».

- Уметь обращаться за помощью в экстремальной ситуации.

- Знать способы тушения огня.

- Уметь выполнять последовательные действия по эвакуации из помещения при возникновении пожара.

- Владеть навыками по самоспасению, когда поведение незна¬комого человека кажется опасным.

4 класс ТЕМЫ проектов





«Физкультура на каждом

уроке» (коллективный)

Исследовательский



Сентябрь- октябрь

компьютерная презентация,

сборник физминуток для

каждой параллели начальной

школы

« О чём рассказывает

упаковка» (коллективный)

Информационный,

исследовательский

Ноябрь-декабрь

оформление общешкольного

стенда

«Магия растений»

(индивидуальный)

Информационный,

исследовательский

Январь-февраль

компьютерная презентация,

оформление стенда «Доктора на

грядке»

«Антиреклама табака и

алкоголя» (совместно с

родителями

Информационный,

исследовательский

Март-май

Участие в акции «Нет вредным

привычкам!»




V. Тематическое планирование 4-й класс -34часа


Разделы Кол.час Основные виды учебной деятельности учащихся Формирование УУД Самопозна ние 3 ч. приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе уроков физической культуры, бесед, просмотра учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий, включая встречи со спортсменами, тренерами, представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью); •участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья; •практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки (на уроках физической культуры, в спортивных секциях школы и внешкольных учреждений, при подготовке и проведении подвижных игр, туристических походов, спортивных соревнований); •составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха; •получение навыков следить за чистотой и опрятность ю своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания (здоровьесберегающими формами досуговой деятельности в процессе бесед, просмотра учебных фильмов, игровых и тренинговых программ в системе взаимодействия образовательных и медицинских учреждений); •получение элементарных представлений о взаимосвязи , взаимозависимости здоровья физического, психического (душевного) и социального (здоровья семьи и школьного коллектива) - в ходе бесед с педагогами, школьными психологами, медицинскими работниками, родителями; •получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека (в рамках бесед с педагогами, школьными психологами, медицинскими работниками, родителями). ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; •элементарные представления о Взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека; •первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности; •первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; •знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека Школа здорового питания 8 ч. Гигиеничес кие правила и предупреждение инфекцион ных заболеваний 2 ч. Профилактика аддиктивно го поведения и случайных отравлений лекарствен ными препаратами
8 ч. Безопас ность детей на дорогах 7 ч. Поведение в экстремаль ных ситуациях 6 ч.
























10


© 2010-2022