- Преподавателю
- Начальные классы
- Открытый урок по математике в 3 классе. «Таблица умножения и деления на 6»
Открытый урок по математике в 3 классе. «Таблица умножения и деления на 6»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Нейзман Л.А. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Открытый урок по математике в 3 классе. «Таблица умножения и деления на 6».
Цель:
· составить таблицу умножения на 6, рассмотреть соответствующие случаи деления.
Задачи:
· ознакомление с табличными случаями умножения и деления на 6, закрепление табличных случаев умножения и деления; умения решать задачи, продолжать формирование умений решать геометрические задачи, формирование стремления детей к размышлению и поиску; становление и развитие форм самосознания и самоконтроля;
· развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение), вычислительных навыков, логического мышления, внимания, зрительной памяти, расширение кругозора;
· воспитание культуры общения, умение работать индивидуально и коллективно, трудолюбия, самостоятельности, организованности, интереса к знаниям. Создать условия для ощущения радости у детей в процессе обучения с помощью выполнения здоровьесберегающих упражнений, эффективных для сохранения и укрепления здоровья.
Тип урока: комбинированный.
Используемые педагогические технологии:
традиционная педагогическая технология с элементами интегрирования, элементы технологии развития критического мышления через чтение и письмо,
элементы дифференцированного подхода к обучению, элементы опережающего обучения.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения:
проблемные «классические» и «сокращённые»;
репродуктивные (повторение изученного);
словесные (информационное сообщение учителя, стихи, сообщения детей);
наглядные (работа с таблицами);
частично-поисковый (определение темы, составление таблицы умножения и деления на 6, нахождение периметра трапеции);
исследовательский (выбор рационального способа).
Межпредметные связи: познание мира, русский язык.
Оборудование: таблица умножения и деления на 6, мини-плакаты континентов, атрибуты к дидактическим играм « Рисунок», « Окошко», «Строим снеговика», картинки дед Мороза и Снегурки, индивидуальные карточки с дифференцированными заданиями, геометрическая фигура шестиугольник, картинки снежинок, плакат-памятка «Составление синквейна», ТСО, запись песен «Что такое Новый год?», «Дважды два четыре».
Ход урока. Организационный момент.
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Отгадывание загадки.
Каждый в доме его ждет -
Это праздник … (Новый год).
Звучит песня «Что такое Новый год?» Сегодня урок наш будет необычный, потому что скоро наступит долгожданный праздник - Новый год. И встретить этот праздник нам поможет математика. - Какие ассоциации (мысли) возникают у вас при словосочетании «Новый год»?
Дети на доске составляют кластер к словосочетанию.
Новый год
праздник
ёлка
веселье
сладости
чудеса
Дед Мороз
подарки
- У этого дедушки много внучат. Внучата на дедушку часто ворчат.
На улице дедушка к ним пристает, за пальцы хватает, за уши дерет.
Но вечер приходит счастливый в году, сердитого дедушку в гости все ждут.
Подарки приносит он, добрый на вид, и все веселятся - никто не ворчит! (Дед Мороз)
(На доске картинка Деда Мороза). С 1998 года официальной резиденцией Деда Мороза в России считается город Великий Устюг. Он ездит на тройке лошадей и неразлучен со своей внучкой Снегурочкой. (Картинка Снегурочки).
Удивительное время - наступление Нового года. Эта зимняя сказка пленяет весь мир, наполняет души людей мечтой о грядущем счастье. А у детей под праздник свои заботы! Во всех уголках планеты они заказывают щедрому Деду Морозу или Санта Клаусу желанные подарки и с замиранием сердца ждут появления доброго старичка, веря, что он непременно постучится в их дверь. Для казахов Новый год наступал раньше 22 марта, совпадал с весенним равноденствием. Называется Наурыз мейрамы. Казахского деда Мороза называют Аяз Ата.
Санта-Клаус живет в снегах финской Лапландии. Решением ООН с 1984 года Лапландия официально провозглашена "Землей Деда Мороза". Санта Клаус ездит на оленях.
Решение логических задач:
Дед Мороз из Астаны в Караганду едет в санях 1ч.20 мин., а обратно - 80 мин. Почему?
Санта Клаус проехал 60 км. В повозку Санта Клауса запряжено 3 оленя. Сколько км. пробежал каждый олень?
Оформление тетради.
Каллиграфическая минутка.
- Какое сегодня число? (8) Что можете сказать о нём?
- Какой по счёту месяц? (12) Что можете сказать о числе 12? Из каких цифр состоит?
- Составьте все возможные трёхзначные числа в порядке убывания, не повторяя в числе цифр.
Сообщение темы и цели урока.
- Ждёт работа нас важная:
Что знаем - будем повторять,
Что забыли - будем вспоминать.
В математике любая работа
Не обходится без устного счёта.
Сейчас, ребята, внимание.
Выполняем математические задания.
Устный счёт. Дидактическая игра «Рисунок».
Возьмите в руки карандаш,
Начертите вы сейчас,
Аккуратно, по порядку
Быстро всё в свою тетрадку.
Устный счёт. Игра «Рисунок».
(На доску вывешивается плакат с таблицей. Дети чертят в тетради прямоугольник со сторонами 3 и 5 клеточек, в каждую клеточку по порядку вписывают числа. Учитель читает пример, дети закрашивают соответствующую клетку).
1) 7 : 7 (1)
2) число 3 увеличить в 3 раза (9)
3) число 18 уменьшить на 3 (15)
4) 24 : 6 (4)
5) 3 · 5-2(13)
6) 27: 9(3)
7) из числа 21 вычесть 14(7)
8) 4·3(12)
9)число 100 уменьшить в 50 раз (2)
10) 4·4-8(8)
11) 5·2(10)
12)18: 2+5(14)
3
2
1
6
5
4
9
8
7
12
11
10
15
14
13
- Что у вас получилось?
- Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Дети называют тему).
Что вы знаете о числе 6? (Характеристика, похожа на 9, геометрическая фигура - шестиугольник,
6 лапок у насекомых, 6 органов чувств, которыми руководит мозг).
Игра «Докончи предложение».
Глаза - это органы … (зрения),
уши - органы … (слуха),
язык - орган … (вкуса),
нос - орган … (обоняния),
кожа - орган … (осязания),
Есть шестое чувство: вестибулярный аппарат (чувство равновесия и положения в пространстве).
Упражнение для глаз.
- Теперь: посмотрите прямо и, не поворачивая головы, посмотрите вправо, влево, вверх, вниз.
Еще раз повторяем: влево, вправо, вверх, вниз.
Называю предметы, а вы на них смотрите: окно, стена справа, доска, потолок, пол, окно.
Чтение стихотворения учителем:
- Сколько букв есть у дракона
И нулей у миллиона,
Разных шахматных фигур,
Крыльев у трех белых кур,
Ног у майского жука
И сторон у сундука.
Коль не можем сами счесть,
Нам подскажет цифра… (шесть)
А ещё на Земле 6 континентов или материков: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка и Южная Америка. (Показ мини-плакатов).
Как вы думаете, на каком континенте мы живём? (Евразия).
В мире интересного.
Евразия - самый большой континент на Земле. Население - более 4,8 миллиарда, что составляет около 3/4 населения всей планеты.
Задание: покажите эту долю на круге.
Знакомство с Дедами Морозами разных стран.
-А сейчас мы узнаем, кто приносит подарки детям в разных странах на разных континентах. (Сообщения детей).
Если присмотреться, то окажется, что Деды Морозы разных стран весьма похожи между собой.
В США, Канаде, Великобритании и странах Западной Европы его зовут Санта-Клаус. Он одет в красную курточку, отороченную белым мехом и в красные шаровары. На голове - красный колпак.
В Финляндии новогоднего деда зовут Йоулупукки. Он носит высокую конусообразную шапку, длинные волосы и красную одежду. Его окружают гномы в островерхих шапочках и накидках, отороченных белым мехом.
А в Эстонии Деда Мороза зовут Йыулувана и он похож на своего финского родственника.
В Швеции два Деда Мороза: сутулый дед с шишковатым носом - Юлтомтен и карлик Юлниссаар. И тот, и другой под Новый год ходят по домам и оставляют подарки на подоконниках.
Во Франции тоже два Деда Мороза. Одного зовут Пэр-Ноэль, что означает Отец Рождество. Он добрый и приносит детям в корзине подарки. Второго зовут Шаланд. Этот бородатый старик носит меховую шапку и теплый дорожный плащ. В его корзине спрятаны розги для непослушных и ленивых детей.
На Кипре Деда Мороза зовут Василий.
В Италии к детям приходит старушка Бефана. В новогоднюю ночь она прилетает в дома через дымоход и приносит хорошим детям подарки, а непослушным достается только зола.
В Стране Басков Деда Мороза зовут Олентцеро. Он одет в национальную домотканную одежду и носит с собой фляжку хорошего испанского вина. (Страной басков называют один из регионов Испании).
В Румынии «снежного дедушку» зовут Мош Джерилэ. Он очень похож на нашего Деда Мороза.
В Монголии Дед Мороз похож на пастуха. Он одет в мохнатую шубу и большую лисью шапку. На боку у него табакерка, кремень и огниво, а в руках - длинный кнут.
В Узбекистане его зовут Кербобо. Он одет в полосатый халат и красную тюбетейку. В кишлаки Кербобо въезжает на ослике, навьюченном мешками с новогодними подарками.
В мусульманские страны в начале мая приходит с подарками свой старичок по имени Хызыр Ильяс. Носит он красный колпак, обвитый зеленым шарфом и зеленый халат, на котором вышиты цветы.
В Германии коллегу дед Мороза зовут Санкт-Николаус (Святой Николай). Он подарки детям оставляет на подоконнике.
Задание «Окошко».
Дети должны сосчитать на рисунке геометрические фигуры.
Задание по вариантам.
1 вариант: начертить прямоугольник со сторонами 6 см. и 4 см. Найти периметр.
2 вариант: начертить квадрат со стороной 5 см. Найти его площадь.
Работа над новым материалом.
Составление таблицы умножения на шесть и соответствующие случаи деления. (Ответы закрыты).
0 x 6 = 0 0 : 6 = 0
1 x 6 = 6 6 : 6 = 1
2 x 6 = 12 12 : 6 = 2
3 x 6 = 18 18 : 6 = 3
4 x 6 = 24 24 : 6 = 4
5 x 6 = 30 30 : 6 = 5
6 x 6 = 36 36 : 6 = 6
7 x 6 = 42 42 : 6 = 7
8 x 6 = 48 48 : 6 = 8
9 x 6 = 54 54 : 6 = 9
10 x 6 = 60 60 : 6 = 10
- Какими правилами пользовались, когда составляли таблицу?
1. От перестановки множителей произведение не изменяется.
2. Если произведение разделить на один из множителей, то получится второй множитель.
В мире интересного.
- Пифагор считал число 6 удивительным числом, так как оно обладает замечательным свойством: получается в результате сложения или перемножения всех чисел, на которые делится. Шестёрка делится на 1, 2, 3 и если сложить или перемножить эти числа, то вновь получится 6 (1 + 2 + 3 =6 1 х 2 х 3 = 6). Таким свойством не обладает ни одно другое число.
И наша сегодняшняя дата имеет тоже непосредственное отношение к цифре 6.
Задание.
Сложите все цифры сегодняшней даты. (8+1+2+2+0+1+1=6)
Задание «Число 6 и русский язык» (работа над правильностью речи).
Как сказать и записать: 6 (место, яблоко, носки, чулки, полотенце, оладьи, сапоги)
6 мест, 6 яблок, 6 носков и 6 носок, 6 чулок, 6 полотенец, 6 оладий, 6 сапог.
Снежинка - снежный или ледяной кристалл, звёздчатый многогранник, чаще всего в форме шестилучевых звёздочек или шестиугольных пластинок. (Картинки снежинок).
Физминутка.
Поднимайся, 3 класс!
Слепим мы снежки сейчас!
Снежок - первый, вот - второй,
Покрутили головой!
Снежок - три, снежок - четыре,
Руки разведём пошире!
Снежок - пять, а вот и шесть,
У нас силы ещё есть!
Семь снежок, а вот и восемь,
Помощи мы не попросим!
Ох, устали мы резвиться,
Дальше будем мы учиться!
- Эй, снежинки, поспешите!
Вихрем снежным закружите
И пришлите по снежку
Каждому ученику.
Игра-соревнование «Снежки». ( Класс разделён на мальчиков и девочек. У детей каждой команды одинаковый набор карточек с цифрами от 0 до 9. Дети решают примеры, выбегают к доске.)
25:5 (5) 200: 10 (20)
6х3 (18) 28:4 (7)
27:3 (9) 3х2 (6)
16:4 (4) 24:8 (3)
Задание «Строим снеговика».
Расположите доли круга в порядке увеличения их площади.
- Нашему снеговику не хватает шляпы-ведра.
Шляпа похожа на какую геометрическую фигуру? (Трапецию). Чем трапеция отличается от квадрата и прямоугольника?
-Трапеция - четырёхугольник, у которого две стороны параллельны (основания трапеции), а две другие - непараллельны (боковые стороны трапеции).
Периметр трапеции равен сумме 4-х её сторон.
Задание: найдите периметр трапеции, если боковые стороны равны 50 см, стороны оснований равны 15см и 35 см. (Р=50см+50см+15см+35см= 150см)
Решение задач.
Борода деда Мороза 5 дм., а Санта Клауса 30 см. Чья борода длиннее и на сколько?
На Новый год Наташа получила 6 подарков, по 7 мандаринов в каждом. За неделю Наташа съела 14 мандаринов. Сколько мандаринов осталось?
Закрепление.
На блюдцах для шести ежат
По шесть сухариков лежат.
Но смогут ли они их съесть
Ведь шестью шесть - …
Аж тридцать шесть.
Умножал неустанно восточный мудрец,
А потом сам себе прошептал наконец:
«Да запомнит навеки твоя голова:
Шестью семь ….
Сорок два»
Жил в лесу один лесник.
Даже в лютые морозы
С детства он считать привык
Ёлки, сосны и берёзы.
Лесника давайте спросим:
Сколько будет шестью восемь?
Бегемот кружился в небе жарким летом
И простую песню напевал при этом:
«Пусть об этом знают дети в целом мире:
Шестью девять будет…
Пятьдесят четыре».
Подведение итогов.
- Пришло время подвести итоги.
- О чём говорили на нашем уроке? (О Новом годе).
- Какой главный атрибут Нового года? (Ёлка).
Задание «Ёлочка».
Любит ёлочку народ,
Наряжать под Новый год!
В каждом доме ёлка есть,
Но такая только здесь!
- Посчитайте, из скольких квадратных дециметров состоит наша ёлочка.
В математике способ разбиения на квадраты называется квадрирование.
- Давайте составим синкейн к слову ёлка.
Памятка (на доске)
1 строка - тема (1 существительное)
2 строка - описание темы (2 прилагательных)
3 строка - действия (3 глагола)
4 строка - отношение к теме (фраза)
5 строка - вывод, итог, слово-синоним.
1. Ель
2. Пушистая, душистая. (Зелёная, новогодняя и т. д.)
3. Растёт, веселит, радует. (Срубают, наряжают).
4. Мы все любим новогоднюю ель. (Атрибут Нового года.)
5. Зима, Новый год, детство.
Рефлексия.
- Что понравилось на уроке? (Настроение).
- Какие задания были трудными?
- Какое задание вам понравилось больше всего?
Учитель оценивает работу учащихся на уроке.
Домашнее задание.
Выучить таблицу умножения на 6, № 8 стр. 123.
Хорошо вы потрудились,
Вам пора и отдыхать.
Переменку веселитесь
И начнем урок опять.
Входи, как доброе начало,
И сыпь снегами, Новый год!
Пусть все, что так нас огорчало,
Снег новогодний заметет -
Снег незапятнанный, искристый,
Чистейший белый-белый снег.
И в помыслах таким же чистым
Пусть будет каждый человек!
Звучит песня «Дважды два четыре».
8