Конспект урока по русскому языку на тему Согласный звук [Й] и буква Й

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку

2 класс

«Школа России»

Учитель: Звягинцева О.В.

  1. Орг.момент

Приветствие, проверка готовности детей к уроку. Настрой на работу.

Прозвенел уже звонок

Сядьте тихо и неслышно

Начинается урок

Будем мы писать, трудиться

Ведь заданья нелегки

Нам, друзья нельзя лениться

Так как мы ученики

  1. Минутка чистописания

Откроем тетради, запишем число, классная работа

- Ребята, внимательно послушайте и назовите пропущенное слово

Игра «Доскажи словечко»

  • Что мы ели, угадай?

  • Кара …

  • Что нам пели, угадай?

  • Баю-…

  • Что за месяц, угадай?

  • Месяц…

  • Что в стакане, угадай?

  • Сладкий…

-Ребята, какой звук в конце слов здесь повторяется чаще всего? Звук Й

А какой буквой он обозначается на письме?

(О каком звуке и букве мы сегодня будем говорить? ([й'], й)

Какая сегодня тема урока?

Тема урока: Согласный звук [й'] и буква и краткое.

Цели: Сегодня на уроке будем закреплять умение писать слова с «й»;

отрабатывать умение делить слова на слоги, переносить слова с «й»;

изменять (преобразовывать) слова, чтобы в них появлялась «й».

-Откройте тетрадочки, запишите число и классная работа. Что мы выполняем после этого? Ребята, а для чего мы это делаем? Что правильно и красиво писать буквы, грамотно их соединять.

-Вы, наверное уже догадались, что в чистописании у нас сегодня гостит буква Й. Послушайте о неё стишок

Эта буква не простая,

Голос краток и сердит.

Потому что запятая

На плечах её сидит.

Чистописание

Василий, Дмитрий, Алексей,

- Сейчас, ребята, я вас познакомлю с новым словарным словом.

Послушайте о нём загадку:

Опустели наши грядки

Огород и сад в порядке

Ты, земля, ещё рожай

Мы собрали УРОЖАЙ


  1. Словарная работа.

Урожай найдите это слово в нашем словаре, отметьте его.

- Что обозначает это слово?

- А вот что о нём сказано в толковом словаре: урожай-количество (изобилие) уродившегося зерна, плодов, трав.

-Давайте запишем его посередине строки с маленькой буквы, поставим ударение, выделим ошибкоопасное место.

- Подберите однокоренные слова: урожайный, урожайность. Выделим корень.

-Составьте предложение с новым словом:

Ребята собрали большой урожай яблок.

В этом году богатый урожай грибов.

- Найдём и подчеркнём главные члены.

- Ребята, тема нашего урока новая для вас?

-Нет, со звуком Й мы знакомы с 1 класса. А что же о нём знаем?

-Вам уже известно, что звук ИЙ согласный, звонкий, непарный, всегда мягкий. Для обозначения звука ИЙ на письме используется буква И-краткое. В русском языке встречаются слова с И-краткой на конце: чай, май, лай, дай.

Также И-краткая встречается и в середине слова: чайка, майка, лайка.

А вот в начале слова И-краткое встречается очень редко. Запомните эти слова: йод, йорурт, йог.

А теперь давайте поиграем. Я буду загадывать вам загадки. Угадайте предметы и определите местоположение звука ИЙ в слове.

ЗАДАНИЕ:

Угадайте предметы и определите положение звука [Й] в слове.

Нагнут меня ребятки

И дождь пойдёт на грядке.

Лейка. Звук [Й] в середине слова.

Спозаранку за окошком

Стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома.

Трамвай. Звук [Й] на конце слова.

Над морской волной летает,

Рыбку клювиком хватает.

Крик поднимет жуткий стайка,

Называют птицу……

Чайка. Звук [Й] на конце слова.

Вот лекарство. Ты не бойся:

Для здоровья и красы

Детям мажут им коленки,

Локти, щёки и носы.

Йод. Звук [Й] в начале слова.

В русском языке некоторые слова можно изменять так, что в них появляется И-краткое. Например:

Лить - лейка

Строить - стройка

- А теперь попробуйте самостоятельно подобрать такие слова.

ЗАДАНИЕ

Измените слова так, чтобы в них появился звук [Й].

Мыть -

Стая-

Аллея-

Скамья-

Семья-

Шея-

Давайте проверим, что у вас получилось.

- Давайте зрительно сравним, на какую букву похожа буква Й?

(о написанию буква Й очень похожа на букву И. Отличаются они только верхним элементом, который вы, ребята, не забывайте писать.)

А теперь сравним звуки И и [Й]. Звук И - гласный. Вы уже знаете, что гласные звуки образуют слог. Например: ли-си-ца. Звук [Й] согласный и звука не образует.

А теперь выполните задание и закрепите полученные знания.

- А теперь вам такое задание. Я вам даю слово БОИ .

Разделите его на слоги.

Сколько слогов?

- Измените это слово так, чтобы в нём стал один слог.

Посмотрим что у нас получается: БОИ - 3 буквы и БОЙ - 3 буквы

Количество одинаковое. А слогов одинаковое количество? Нет.

А почему так получилось?

- Согласный звук Й слога не образует.

Вот об этом мы должны помнить при переносе слов.

ЗАДАНИЕ

Разделите пары слов на слоги:

Бои

Мои

Свои

Герои

Сараи

Музеи

Проверим, что получилось.

Бо:и - бой

2 слога 1 слог

Давайте вспомним правила переноса слов.

Слова переносятся по слогам.

А теперь поговорим с вами о том, как переносить слова с И-кратким.

Вы уже знаете, что слова переносятся по слогам. Звук [Й] - согласный, значит его нельзя отрывать от слога.

Рассмотрим варианты переноса слов.

ЗАДАНИЕ

Май, дай, пой, лай.

В этих словах один гласный. Один слог. Эти слова переносить нельзя.

Майка, лайка, чайка, стройка.

В этих словах два гласных звука, 2 слога.

Переносим так:

Май-ка, чай-ка, лай-ка, строй-ка.

- Помните об этом при письме.

ЗАДАНИЕ

Прочитайте поговорки. Объясните их смысл. Найдите слова с буквой И-краткой и разделите их для переноса.


  • Не желай другому того, чего себе не желаешь.

  • Глупый осудит, а умный рассудит.

  • Делай добро и никого не бойся.

  • Знайка по дороге бежит, а незнайка на печи лежит.

  • Не плюй в колодец, пригодится водицы напиться.

-Проверим, что получилось:

Же-лай

Глу-пый

Ум-ный

Бой-ся

Знай-ка

Не-знай-ка

Плюй

Слово плюй переносить нельзя, потому что 1 слог.

На этом уроке мы узнали о том, что звук [Й] - согласный и слога не образует.

Об этом вы должны помнить при переносе слов с букой И-краткой.

7. Динамическая пауза. Игра «Лови звук!»

(хлопки над головой, перед собой, внизу)

Майка, трамвай, йогурт, ёлка, стой, йод, мой, яма, герой, пояс, юла, поёт, ёжик, поехали, твой, Юля, зайка, стой, лейка.

-Какой звук обозначается буквой Й(и-краткое)?

- Послушайте сказку про появление звука Й:

Жил-был звук И, пел, как все гласные. Но однажды к нему на плечо села галочка. Испугался звук И, стал заикаться, не может больше петь. А раз петь не умеет, то взял и ушёл к согласным звукам. Хоть и ушёл, но дружит с гласными и иногда приходит к ним.

С какими же гласными дружит звук Й?

В каких позициях должны стоять эти буквы, чтобы мы его слышали?



© 2010-2022