Организация работы над ошибками на уроках русского языка

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Организация работы над ошибками

на уроках русского языка.

Из опыта работы учителя начальных классов О.В.Поповой.
Проблема применения обобщающих моделей-алгоритмов для развития орфографической зоркости не нова. Проведенные исследования по данному вопросу и опыт школьного преподавания русского языка показали, что грамотное использование алгоритмических предписаний в значительной степени обеспечивает целенаправленную организацию мыслительной деятельности учащихся в процессе применения правил, учит логике рассуждения, способствует более четкой дифференциации взаимосмешиваемых явлений при изучении нового материала. Так, при изучении общих понятий и общих подходов к решению более частных орфографических явлений используются алгоритмы поиска (нежесткие обобщенные предписания), цель которых - опознать, найти точку применения правила. Например, алгоритм поиска для обоснования большинства морфологических написаний может выглядеть так: Организация работы над ошибками на уроках русского языка. Особенность данного алгоритма, как видно, в том, что он не связан с изучением какой-либо одной орфографической темы или правила. Такая орфографическая памятка пригодна для выявления отдельных групп буквенных написаний, отражающих логику науки о языке. Она дает лишь общее направление в организации поисковой деятельности при выборе правил правописания и очень эффективна на первых этапах формирования обобщений наиболее высокого уровня, а кроме того, позволяет учащимся с самого начала изучения материала значительно сокращать зону поисковой деятельности и время, необходимое для формирования умений и навыков. Важное звено в обучении правописанию - самостоятельная работа учащегося над своими ошибками. На основе общего алгоритма я разработала памятку-модель для обучающихся 2-4 классов "Работа над ошибками" . Приёмы самостоятельной работы учащегося над своими ошибками могут быть самыми разнообразными. Полезной формой работы над ошибками является цифровое обозначение орфограмм. Каждое правило в памятке-модели "Работа над ошибками" имеет свой порядковый номер, но это не значит, что ученик должен его запоминать. Цифровое обозначение орфограмм с целью исправления ошибок может использоваться дифференцированно с учетом индивидуальных особенностей, уровня отработанности орфограммы. На первом этапе выписываю номер орфограммы-ошибки на полях тетради, затем только отмечаю место ошибки, а тип орфограммы дети определяют уже самостоятельно. Алгоритм выполнения работы над ошибками активизирует мыслительную деятельность школьников, формирует у них умение сознательно применять изученные правила.



Памятка для работы над ошибками

Орфограмма.

Алгоритм выполнения работы над ошибками.

Пример.

1.Пропуск, замена перестановка букв.

Напиши слово 3 раза, подчеркни букву.

весна весна весна

2. Мягкий знак- показатель мягкости.

Напиши слово 3 раза, подчеркни ь.

кольцо кольцо кольцо

3.Имена собственные.

Запиши слово правильно, подчеркни орфограмму.

город Выкса

4.Гласные после шипящих и ц.

Выдели часть слова с орфограммой, объясни написание.

машина

кОрганизация работы над ошибками на уроках русского языка.Организация работы над ошибками на уроках русского языка.Организация работы над ошибками на уроках русского языка.Организация работы над ошибками на уроках русского языка.люч ом

чОрганизация работы над ошибками на уроках русского языка.ёрный-ч[и] рнеть

5.Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, ЩН.

Запиши слово правильно 3 раза, подчеркни орфограмму.

тучка тучка тучка

6.Правописание предлогов.

Объясни написание, выдели предлог.

вОрганизация работы над ошибками на уроках русского языка.Организация работы над ошибками на уроках русского языка.Организация работы над ошибками на уроках русского языка. лес- в густой лес

7.Разделительный Ь и

разделительный Ъ.

Выдели часть слова с орфограммой, объясни написание.

Организация работы над ошибками на уроках русского языка.

семья

пОрганизация работы над ошибками на уроках русского языка.Организация работы над ошибками на уроках русского языка.одъезд

8. Проверяемые безударные гласные в корне.

Запиши проверочное слово, подчеркни орфограмму.

Организация работы над ошибками на уроках русского языка.

гора - горы

9.Непроверяемые написания.

Запиши слово правильно 3 раза, подчеркни орфограмму.

собака собака собака

10.Парные согласные в корне.

Запиши проверочное слово, подчеркни орфограмму.

шубка- шуба

11.Двойные согласные.

Выдели часть слова с орфограммой, объясни написание.

вОрганизация работы над ошибками на уроках русского языка.анна

рОрганизация работы над ошибками на уроках русского языка.Организация работы над ошибками на уроках русского языка.Организация работы над ошибками на уроках русского языка.ассвет

сонный

12. Непроизносимые согласные в корне.

Объясни написание, подчеркни орфограмму.

лестница- сл. слово

поздний- опоздать

13.Мягкий знак после шипящих.

Определи часть речи, объясни написание.

ночь- сущ. ж.р.

идешь- гл. 2 л.

14.Безударные окончания имен существительных.

Определи склонение, падеж им. сущ., объясни написание окончания.

(Организация работы над ошибками на уроках русского языка. о чем?) о скрипке- 1 скл., П.п., о земле

15.Безударные окончания имен прилагательных.

Объясни написание окончания по вопросу.

озером (каким?) глубоким

16.Безударные личные окончания глаголов.

Определи спряжение глагола, объясни написание окончания.

писать ( не искл., I спр.)- пишет

17.НЕ с глаголами.

Запиши слово правильно, подчеркни орфограмму.

не пишет- гл.

18.Правописание приставок.

Определи часть речи, объясни написание.

зОрганизация работы над ошибками на уроках русского языка.Организация работы над ошибками на уроках русского языка.аписал- гл.

19.Правописание суффиксов.

Определи часть речи, объясни написание.

Ключик- ключика( сущ.)

Замочек-замочка (сущ.)

20.Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Запиши предложение, объясни расстановку знаков препинания.

ВОрганизация работы над ошибками на уроках русского языка. саду росли яблони, груши

сливы.

21.Знаки препинания в сложном предложении.

Запиши предложение, объясни расстановку знаков препинания.

Лето пролетело, и

Организация работы над ошибками на уроках русского языка.

наступил учебный год.

Организация работы над ошибками на уроках русского языка.



© 2010-2022