- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья Применение метода тестовых рисунков на минутках чистописания в начальной школе
Статья Применение метода тестовых рисунков на минутках чистописания в начальной школе
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лавриненко О.Е. |
Дата | 05.06.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Применение метода тестовых рисунков
на минутках чистописания в начальной школе
Лавриненко Ольга Евгеньевна,
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ №2» г. Северодвинска
Шишкина Ольга Геннадьевна,
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ №6» г. Северодвинска
Целью образования в рамках системно-деятельностного подхода является развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности [2; 15]. Универсальные учебные действия (УУД) можно определить как совокупность способов действий учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса. Ученик познает мир через освоение и преобразование в конструктивном сотрудничестве с другими [2; 18]. Реализовывать системно-деятельностный подход на минутках чистописания в начальной школе помогает применение метода тестовых рисунков. Метод разработан болгарским ученым Огняном Занковым для обучения детей-дошкольников предметному рисованию (рисованию с натуры). Тестовые рисунки - серия набросков или рисунков, направленных на анализ какой-то характеристики в изображении [1; 90]. При обучении младших школьников каллиграфическому письму использование данного метода заключается в анализе образца написания букв или цифр. В основе метода - поиск преднамеренной ошибки. Ученикам предъявляются таблицы, состоящие из нескольких серий графических рисунков (знаков: букв, цифр). Это 3-5 образцов; из них один - правильный, все остальные - с ошибками. Дети оказываются в проблемной ситуации. Анализируя предложенные образцы, сравнивая их с эталоном по определенному критерию, они должны найти единственное верное изображение, обосновав свой выбор. Можно использовать игровой подход: «Найди ошибку в каждой строке». Затем ученики прописывают изучаемую букву (цифру) самостоятельно и анализируют качество написания, тем самым улучшая результат своей работы. Под руководством учителя, осуществляют рефлексию: «Что удалось? Что вызвало затруднения? Почему?» Могут внести коррективы в свою работу («Рядом напиши эту букву правильно»). Поскольку в тестовых образцах закладываются типичные детские ошибки, логично рассмотрение тестовых рисунков-образцов по высоте; ширине; наклону; соотношению элементов знаков (букв, цифр); расположению в клетке на странице тетради (для написания цифр). Например, на уроке обучения грамоте по теме «Знакомство с письменной буквой О» после анализа эталонного образца буквы учащимся предлагаются тестовые таблицы, (Приложение 1). В первой строке ученики сравнивают буквы по высоте, во второй строке - по наклону, в третьей - по форме. А на уроке по теме «Знакомство с печатной буквой Е», (Приложение 2), в первой строке - по высоте, во второй - по наклону, в третьей - по соотношению элементов букв. На уроке математики по теме «Знакомство с числом и цифрой 6», (Приложение 3), дети сравнивают цифры в первой строке по соотношению элементов, во второй - по высоте, в третьей - по наклону, в четвертой - по расположению в клетке. Тестовые таблицы могут быть демонстрационными, а могут служить в виде раздаточного материала для каждого учащегося. В зависимости от возраста и уровня обученности детей выделяем несколько ступеней реализации данного метода: 1) учитель сам предлагает детям тестовые образцы и критерии для сравнения; 2) учитель предлагает тестовые образцы, критерии для сравнения определяют дети; 3) учитель предлагает критерии, а дети составляют примеры-образцы; 4) дети сами разрабатывают критерии и тестовые образцы. Последние две ступени предполагают творческий подход к выполнению задания. Данный метод можно использовать как для фронтальной, так и для групповой или парной, а также для индивидуальной работы. Например, при изучении написания заглавной буквы Р, для групповой работы детям предлагаем следующие задания: создайте и представьте классу тестовые образцы буквы Р, которые можно сравнить: 1 группе - по высоте; 2 группе - по ширине; 3 группе - по наклону; 4 группе. - по соотношению элементов. Или во время парной работы: один ученик придумывает тестовые образцы, другой подчеркивает правильные варианты или зачеркивает неправильные. Роли дети могут выбрать сами или могут меняться ролями в процессе выполнения задания, регулируя самостоятельно степень сложности задания, выбранного для себя. Для индивидуальной работы: придумай тестовые образцы буквы Ш по данному алгоритму. Предлагаем следующий алгоритм создания тестовых образцов: 1) знакомство с эталонным образцом написания буквы (цифры); 2) выделение критериев для сравнения буквы (цифры); 3) составление серий тестовых образцов к каждому критерию (один - правильный, остальные - с ошибками). Метод тестовых образцов, применяемый на минутках чистописания, позволяет формировать разные виды УУД младших школьников.
Таблица 1
Универсальные учебные действия,
которые можно формировать на минутках чистописания, используя метод тестового образца
Виды УУД
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Личностные
-
Анализ;
-
критериальное сравнение;
-
сопоставление;
-
классификация;
-
поиск и выделение (извлечение) информации;
-
моделирование;
-
решение проблем.
-
Принятие и сохранение учебной цели и задачи;
-
планирование ее реализации;
-
контроль и самоконтроль;
-
коррекция;
-
(критериаль-ная) оценка и самооценка выполненной работы;
рефлексия.
-
Кооперация и учебное сотрудничест -во с педагогом и
сверстниками;
-
отображение предметного содержания и условий
деятельности в речи.
* Формирование учебных и познавательных мотивов.
Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что применение метода тестовых образцов на минутках чистописания облегчает детям зрительное восприятие, активизирует мышление, внимание; мотивирует учащихся на качественное написание буквы (цифры); позволяет отойти от репродуктивной работы, ставит детей в позицию субъекта обучения. Через освоение и преобразование учебного материала в сотрудничестве с учителем и одноклассниками происходит их развитие. На наш взгляд метод тестового рисунка для отработки каллиграфического письма у младших школьников можно использовать не только в букварный период, а и в последующие годы обучения.
Список литературы
- Занков О.А. Тестовые рисунки// Дошкольное воспитание, 1982. - №4. - С. 90-92.
Приложения
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3