Статья Применение метода тестовых рисунков на минутках чистописания в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Применение метода тестовых рисунков

на минутках чистописания в начальной школе

Лавриненко Ольга Евгеньевна,

учитель начальных классов

МАОУ «СОШ №2» г. Северодвинска

Шишкина Ольга Геннадьевна,

учитель начальных классов

МАОУ «СОШ №6» г. Северодвинска


Целью образования в рамках системно-деятельностного подхода является развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности [2; 15]. Универсальные учебные действия (УУД) можно определить как совокупность способов действий учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса. Ученик познает мир через освоение и преобразование в конструктивном сотрудничестве с другими [2; 18]. Реализовывать системно-деятельностный подход на минутках чистописания в начальной школе помогает применение метода тестовых рисунков. Метод разработан болгарским ученым Огняном Занковым для обучения детей-дошкольников предметному рисованию (рисованию с натуры). Тестовые рисунки - серия набросков или рисунков, направленных на анализ какой-то характеристики в изображении [1; 90]. При обучении младших школьников каллиграфическому письму использование данного метода заключается в анализе образца написания букв или цифр. В основе метода - поиск преднамеренной ошибки. Ученикам предъявляются таблицы, состоящие из нескольких серий графических рисунков (знаков: букв, цифр). Это 3-5 образцов; из них один - правильный, все остальные - с ошибками. Дети оказываются в проблемной ситуации. Анализируя предложенные образцы, сравнивая их с эталоном по определенному критерию, они должны найти единственное верное изображение, обосновав свой выбор. Можно использовать игровой подход: «Найди ошибку в каждой строке». Затем ученики прописывают изучаемую букву (цифру) самостоятельно и анализируют качество написания, тем самым улучшая результат своей работы. Под руководством учителя, осуществляют рефлексию: «Что удалось? Что вызвало затруднения? Почему?» Могут внести коррективы в свою работу («Рядом напиши эту букву правильно»). Поскольку в тестовых образцах закладываются типичные детские ошибки, логично рассмотрение тестовых рисунков-образцов по высоте; ширине; наклону; соотношению элементов знаков (букв, цифр); расположению в клетке на странице тетради (для написания цифр). Например, на уроке обучения грамоте по теме «Знакомство с письменной буквой О» после анализа эталонного образца буквы учащимся предлагаются тестовые таблицы, (Приложение 1). В первой строке ученики сравнивают буквы по высоте, во второй строке - по наклону, в третьей - по форме. А на уроке по теме «Знакомство с печатной буквой Е», (Приложение 2), в первой строке - по высоте, во второй - по наклону, в третьей - по соотношению элементов букв. На уроке математики по теме «Знакомство с числом и цифрой 6», (Приложение 3), дети сравнивают цифры в первой строке по соотношению элементов, во второй - по высоте, в третьей - по наклону, в четвертой - по расположению в клетке. Тестовые таблицы могут быть демонстрационными, а могут служить в виде раздаточного материала для каждого учащегося. В зависимости от возраста и уровня обученности детей выделяем несколько ступеней реализации данного метода: 1) учитель сам предлагает детям тестовые образцы и критерии для сравнения; 2) учитель предлагает тестовые образцы, критерии для сравнения определяют дети; 3) учитель предлагает критерии, а дети составляют примеры-образцы; 4) дети сами разрабатывают критерии и тестовые образцы. Последние две ступени предполагают творческий подход к выполнению задания. Данный метод можно использовать как для фронтальной, так и для групповой или парной, а также для индивидуальной работы. Например, при изучении написания заглавной буквы Р, для групповой работы детям предлагаем следующие задания: создайте и представьте классу тестовые образцы буквы Р, которые можно сравнить: 1 группе - по высоте; 2 группе - по ширине; 3 группе - по наклону; 4 группе. - по соотношению элементов. Или во время парной работы: один ученик придумывает тестовые образцы, другой подчеркивает правильные варианты или зачеркивает неправильные. Роли дети могут выбрать сами или могут меняться ролями в процессе выполнения задания, регулируя самостоятельно степень сложности задания, выбранного для себя. Для индивидуальной работы: придумай тестовые образцы буквы Ш по данному алгоритму. Предлагаем следующий алгоритм создания тестовых образцов: 1) знакомство с эталонным образцом написания буквы (цифры); 2) выделение критериев для сравнения буквы (цифры); 3) составление серий тестовых образцов к каждому критерию (один - правильный, остальные - с ошибками). Метод тестовых образцов, применяемый на минутках чистописания, позволяет формировать разные виды УУД младших школьников.

Таблица 1

Универсальные учебные действия,

которые можно формировать на минутках чистописания, используя метод тестового образца

Виды УУД

Познавательные


Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

  • Анализ;

  • критериальное сравнение;

  • сопоставление;

  • классификация;

  • поиск и выделение (извлечение) информации;

  • моделирование;

  • решение проблем.


  • Принятие и сохранение учебной цели и задачи;

  • планирование ее реализации;

  • контроль и самоконтроль;

  • коррекция;

  • (критериаль-ная) оценка и самооценка выполненной работы;

рефлексия.

  • Кооперация и учебное сотрудничест -во с педагогом и

сверстниками;

  • отображение предметного содержания и условий

деятельности в речи.

* Формирование учебных и познавательных мотивов.
Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что применение метода тестовых образцов на минутках чистописания облегчает детям зрительное восприятие, активизирует мышление, внимание; мотивирует учащихся на качественное написание буквы (цифры); позволяет отойти от репродуктивной работы, ставит детей в позицию субъекта обучения. Через освоение и преобразование учебного материала в сотрудничестве с учителем и одноклассниками происходит их развитие. На наш взгляд метод тестового рисунка для отработки каллиграфического письма у младших школьников можно использовать не только в букварный период, а и в последующие годы обучения.

Список литературы

  1. Занков О.А. Тестовые рисунки// Дошкольное воспитание, 1982. - №4. - С. 90-92.
2. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект/ Рос. Академия образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. 3. Интернет-источники

Приложения

Приложение 1

Статья Применение метода тестовых рисунков на минутках чистописания в начальной школе

Приложение 2

Статья Применение метода тестовых рисунков на минутках чистописания в начальной школе

Приложение 3

Статья Применение метода тестовых рисунков на минутках чистописания в начальной школе


© 2010-2022