- Преподавателю
- Начальные классы
- Активные методы внеурочной деятельности
Активные методы внеурочной деятельности
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Спиртова О.Н. |
Дата | 26.06.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Лучшая авторская идея в организации предметной внеурочной деятельности учащихся»
Тема: «Использование активных методов при проведении внеурочной деятельности на начальном этапе обучения» Цель: Научить применять нетрадиционные формы обучения на разных этапах внеурочной деятельности в начальных классах. Аудитория: учителя Оборудование: компьютер, карточки для работы .
В современных условиях бурного развития начальной школы, каждый учитель должен работать творчески. Это значит, проводить уроки и внеурочные занятия разнообразно и увлекательно.
Говоря об организации процесса обучения, нельзя забывать также о нестандартных формах организации учебно-познавательной деятельности детей на самом уроке.
Особую актуальность эта проблема приобретает в 1-4 классах.
Ребенок с малых лет должен понимать, что все достигается трудом и что трудиться не просто.
При этом учитель должен сделать так, чтобы не легкий учебный труд приносил школьнику удовлетворение, радость, возбуждал желание познавать новое.
Наиболее распространенные нетрадиционные формы проведения внеурочной деятельности:
игры, соревнования , аукционы, конкурсы.
Нестандартное занятие - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру.
Цели таких занятий :
Формировать у учащихся интерес к учению;
Оказывать на детей эмоциональное воздействие;
Формировать более прочные знания;
Вызвать интерес к познавательному общению, к занятию;
Удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной сфере.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал дается в стихотворной форме, для легкого запоминанию.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку.
- Сегодня я проведу практикум спецкурса «Занимательная грамматика».
Ход выступления:
Орг.момент. Для начала проведем упражнение «Поздоровайся глазами». Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь, но не словами, а молча- глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение. (Выполнение упражнения). С этого упражнения вы можете начинать любое занятие. Такая забавная игра позволяет весело начать занятие, размяться перед упражнениями, способствуют установлению контакта между учениками и учителем.
Сообщение темы, введение в неё. Предлагаю Вам рассмотреть активные методы, которые можно использовать при проведении занятия во 2 классе по теме «Ошибкоопасные места в словах»
Цель занятия: познакомить детей с ошибкоопасными местами;
развивать орфографические навыки, пополнять словарный запас ребенка:
прививать орфографическую зоркость.
Начнем занятие с актуализации ранее изученного материала, постановки целей.
Для выяснения ожиданий и опасений у учащихся можно использовать метод «Фруктовый сад». Ученикам предлагается попробовать более чётко определить, что они ожидают ( хотели бы получить) от сегодняшнего занятия, обучения в целом и чего опасаются, записав ответы и прикрепив их на определённое дерево.
Учителю этот метод позволит лучше понять класс и каждого ученика.
Ученикам данный метод позволит более чётко определиться со своими образовательными целями.
Предлагаю выполнить такое задание. Вы видите перед собой два больших плаката с нарисованными на каждом из них деревом. Одно дерево яблоня, а второе - лимонное дерево. Предлагаю на яблоках записать свои ожидания, а опасения на лимонах. ( Раздаются заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны).
Н/Р : боюсь не справиться с заданием, не знаю над чем будем работать, какие будут задания…..
- в конце занятия мы вернемся к нашим деревьям…
При повторении изученного. (используем метод КЛАСТЕР) смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющие знания по какой-либо проблеме .
задание: Назовите «зеркальные» и «не зеркальные» слова.
(Вспомните, какие слова мы называем «зеркальными», а какие - «не зеркальными»).
«Зеркальные» слова - эти слова не дают поводов для ошибок (Н - р: дом, парта, стол, бумага).
«Не зеркальные» слова - в этих словах не все звуки соответствуют буквам, в них мы можем допустить ошибки (Н - р: сосед, указка, зуб, молоко, очки).
Задание для учеников: (для коллег)
Перед вами басня Крылова «Ворона и Лисица».
- Найдите и подчеркните слова, в которых мы можем допустить ошибки (не зеркальные слова)
Ворона, кусочек, ель, лиса, бежала, сыр, дух, плутовка, дерево, голубушка, глазки, сказки, перышки, голосок, светик, сестрица.
- Запишите слова н/р дерево, глазки, сказки, от слова рисуем стрелочки, и подбираем однокоренные слова.
Основная часть занятия.
При работе над темой занятия можно использовать метод «Написание синквейна» (в чем его смысл.? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам
Правила написания синквейна таковы:
а). На первой строчке записывается одно слово-существительное. Это и есть тема синквейна.
б). На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
в). На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
г). На четвёртой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составление предложения в контексте темы.
д). На пятой строчке слово-синоним или своё отношение к данной теме,
- итак, слушаем меня:
В русском языке много «не зеркальных» слов, в которых могут «вырасти» ошибки. Всё как будто знаешь, а ошибки «растут» как грибы после дождя. Видимо, кроме правил, которые мы изучаем, нам нужно ещё что - то, чтобы не ошибаться. А что же? Оказывается, нам нужна зоркость!
- Но, оказывается, зоркими бывают не только глаза, но и сердце.
Вспомните сказочного Маленького принца и секрет, который раскрыл для него Лис. Он (Лис) сказал: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».
- Уважаемые коллеги попробуем составить синквейн самостоятельно , итак тема синквейна « Сердце». (каждой группе)
н/р
1.сердце
2.доброе, большое
3.стучит, живет, бьется
4.У хорошего человека бьется доброе сердце.
5. синоним - душа
Не стоит забывать о восстанавливающей релаксации на занятии. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию.
(Под тихую музыку). Закройте пожалуйста глаза. Наберите грудью побольше воздуха и ощутите солоноватый запах моря. Морской воздух свежий и немного влажный. Вы слышите, как кричат чайки и чувствуете себя сейчас совершенно спокойно и безмятежно. Потянитесь, выпрямитесь, откройте глаза и снова будьте здесь, свежи и полны бодрости. (звучит музыка)
- Завершить занятие можно, применив метод «Ромашка» Метод «Ромашка». Дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне лепестка. (проиграть) Этот метод помогает эффективно, грамотно и интересно подвести итог занятия. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее. (С коллегами)
Метод «Ромашка» - что такое «зеркальные», «не зеркальные « слова - можете ли вы самостоятельно составить синквейн - в каких местах в слове могут встретиться ошибки?...и т.д.
Рефлексия. (анализ собственных действий) проводим следующим образом.
- Сейчас я вам раздам тексты, в которых есть ошибки. Вспомните удачливого грибника, который вышел искать грибы. Вам тоже предлагается выйти за грибами - «ошибками».
Найди в тексте 11ошибок:
Наступила халодная зема. Падает лёхкий реткий снех. юля надела шупку, шапку, взела тёплые варешки и побижала водвор.
Спиши текст правильно. Продолжи текст , допиши 1-2 предложения.
- А сейчас посмотрим отрывок мультфильма «Винни - Пух и день забот»
- Какие ошибки допустила Сова в табличках перед своим домом?
Можно задать детям вопрос:
- Как вы понимаете выражение: «У меня правильное писание хромает»? Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса. - Подведем итог. Какие методы проведения внеурочной деятельности мы сегодня вспомнили, поработали над ними. ( «Кластер», «Синквейн», « Фруктовый сад», «Ромашка».) Подводя итоги нашего мастер-класса, вернёмся к нашему саду. Вспомните, какие ожидания и опасения были у вас в начале практикума. Определите для себя, оправдались ли они. (Выслушиваются ответы по желанию). Как и у каждой методики есть свои плюсы и минусы + Активные методы обучения помогают развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учит учащихся самостоятельно добывать знания, развивать интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений. - Дети начальной школы имеют свои особенности. Они не могут руководить своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне рабочий шум при обсуждении проблем. Новые методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества. Применять данные методики не обязательно все на каждом и на одном уроке. В заключение хочу пожелать всем творческих успехов и напомнить, что больше всего дети утомляются в бездействии.
- можете ли вы самостоятельно составить синквейн
- в каких местах в слове могут встретиться ошибки?
Найди в тексте 11ошибок:
Наступила халодная зема. Падает лёхкий реткий снех. юля надела шупку, шапку, взела тёплые варешки и побижала водвор.
Спиши текст правильно. Продолжи текст , допиши 1-2 предложения.
Найди в тексте 16 ошибок:
В заопарке на плащятке маладняка виселая кутерьма. возятся, рычят мидвежата, качяются наветках обезянки, пищят пушыстые тегрята.
Спиши текст правильно. Продолжи текст , допиши 1-2 предложения.
Найди в тексте 12 ошибок:
Подул халодный ветер. Замалчяли птицы. начелась гроза. трещят ветви надеревьях. По листям стучят тежёлые даждевые капли.
Спиши текст правильно. Продолжи текст , допиши 1-2 предложения.
Найди в тексте 11ошибок:
Ударили силные холада. Вот снигири стайкой литят к нашым кармушкам. птичьки начели клевать хлебные крожки и симена.
Спиши текст правильно. Продолжи текст , допиши 1-2 предложения.
Найди в тексте 12 ошибок:
У танюшы жыл виселый рыжый катёнок пушок. Девочька кармила его малоком и мясом. Она чясто хадила с ним гулять.
Спиши текст правильно. Продолжи текст , допиши 1-2 предложения.
Найди в тексте 10 ошибок:
Сосет иван питрович подорил нам маленкого пушыстого кролика. мы назвали его ушастик. Сначала Ушастик баялся нас и не хател есть.
Спиши текст правильно. Продолжи текст , допиши 1-2 предложения.
- А сейчас посмотрим отрывок мультфильма «Винни - Пух и день забот»
- Какие ошибки допустила Сова в табличках перед своим домом?
Можно задать детям вопрос:
- Как вы понимаете выражение: «У меня правильное писание хромает»? Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса. - Подведем итог. Какие методы проведения внеурочной деятельности мы сегодня вспомнили, поработали над ними. ( «Кластер», «Синквейн», « Фруктовый сад», «Ромашка».) Подводя итоги нашего мастер-класса, вернёмся к нашему саду. Вспомните, какие ожидания и опасения были у вас в начале практикума. Определите для себя, оправдались ли они. (Выслушиваются ответы по желанию). Как и у каждой методики есть свои плюсы и минусы + Активные методы обучения помогают развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учит учащихся самостоятельно добывать знания, развивать интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений. - Дети начальной школы имеют свои особенности. Они не могут руководить своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне рабочий шум при обсуждении проблем. Новые методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества. Применять данные методики не обязательно все на каждом и на одном уроке. В заключение хочу пожелать всем творческих успехов и напомнить, что больше всего дети утомляются в бездействии.
Правила написания синквейна таковы:
а). На первой строчке записывается одно слово-существительное. Это и есть тема синквейна.
б). На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
в). На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
г). На четвёртой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составление предложения в контексте темы.
д). На пятой строчке слово-синоним или своё отношение к данной теме.
Что такое «зеркальные» слова?»
Какой метод понравился больше? Почему?
Что такое «не зеркальные» слова?
Вспомните правила написания СИНКВЕЙНА.
- можете ли вы самостоятельно составить синквейн
- в каких местах в слове могут встретиться ошибки?