- Преподавателю
- Начальные классы
- Родительское собрание жестокость и насилие в семье
Родительское собрание жестокость и насилие в семье
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лобинцева Н.И. |
Дата | 15.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МКОУ «Приютненская средняя общеобразовательная школа №1
им. И. Г. Карпенко»
Родительское собрание :
«Жестокость и насилие в семье»
для начальной школы
Подготовила:
учитель начальных классов
Лобинцева Н.И.
2013г.
Никогда не поднимайте руку на ребенка. Делая это, вы оставляете беззащитным свое солнечное сплетение. Оззи Озборн
Цель: создать условия для формирования у родителей адекватного понимания проблемы существования жестокости и насилия. Задачи:
- Изучить, обобщить, систематизировать теоретический и практический материал по проблеме жестокого обращения с детьми .
- Содействовать формированию у родителей представлений об истинном родительском авторитете и актуализации потребности его проявления в отношениях с детьми.
- Анкетирование родителей
- Изготовление приглашений на собрание.
- Подготовка ситуаций для анализа в ходе собрания.
- Подготовка памяток для родителей.
- Изготовление буклетов.
На доске - тема собрания, плакаты: "Моя семья", "Услышать друг друга" Ход собрания Педагог: Уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на родительском собрании. Сегодня мы собрались, чтобы обсудить очень важную и актуальную проблему, связанную с защитой прав и достоинств маленького человека, а также рассмотреть права и обязанности родителей по отношению к своему ребенку. Нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями - это радостный и в тоже время напряжённый труд. Поскольку ребенок воспитывается в семье, сразу вопрос: «Что такое семья?».
Практикум-игра «Корзина ассоциаций» Педагог: Уважаемые мамы и папы! У меня в руках корзина, на которой Вы видите начало фразы «CЕМЬЯ - ЭТО…». Предлагаю каждому присутствующему записать на листок одно слово-ассоциацию и прикрепить на доске. ( анализ предложенных ответов) А вот как толкует понятие «семья» толковый словарь: «Семья - группа живущих вместе родственников; объединение людей, сплоченных общими интересами. (Толковый словарь С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведова).
Ценность семьи как важнейшего института воспитания и социализации детей никогда не вызывала сомнений. То, что несет в себе семья, невозможно заменить ничем. Истинные духовные ценности человека, возможно, сохранить только в семье, а передать их, только через детей. Детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых - родителей и педагогов. Когда-то Альберт Лиханов сказал очень мудрые слова: Дети одинаковы, точнее, равны. Они равны и одинаковы - перед добрым и худым. Дети поначалу походят на промокашки: впитывают в себя все, что грамотно или безобразно написано родителями. Педагог: На каждом родительском собрании я не устаю вам повторять, что самое главное для каждого ребенка - чтобы его любили таким, какой он есть. Мы, взрослые, должны уважать детское желание быть хорошими и помнить, что ваш сын, ваша дочь - такой же человек, как и вы, его душа, явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.
Наша встреча посвящена теме: "Дети- не для насилия". Притча
Самый ценный подарок
Педагог: Однажды папа наказал свою трёхлетнюю дочку за то, что она потратила рулон позолоченной обёрточной бумаги. С деньгами было туго и папа был просто взбешён от того, что дочка пыталась украсить какую-то коробочку без видимой на то причины. Несмотря на это, на следующее утро маленькая девочка принесла своему отцу подарок - ту самую коробочку, которую она украшала. Девочка сказала:
- Это для тебя, Папочка.
Отец был обескуражен тем, что за день до этого накричал на дочку. Но его возмущение снова вырвалось наружу, когда он обнаружил, что коробка пуста... Он с укором обратился к дочке:
- Разве ты не знаешь, что когда дарят подарок, то предполагается, что в коробке будет что-то лежать? А у тебя просто пустая коробка.
Маленькая девочка взглянула на него со слезами на глазах:
- Папочка, она не пустая. Я наполнила её своими поцелуями. Они все твои, Папочка!
Отец был поражён. Он опустился на колени, нежно обнял дочку и умолял её о прощении. С тех пор папа хранил это бесценный подарок рядом со своей кроватью несколько лет. Если у него что-то не клеилось в жизни, он вспоминал поцелуи и любовь, которую подарила ему дочка. И это намного важнее всех неурядиц, материальных богатств и ссор из-за пустяков.
Не слишком ли часто мы стали задумываться о материальных благах и не разучились ли мы дарить друг другу нечто более ценное, чем дорогие безделушки - любовь, тепло, поцелуи и улыбки?
Объявление темы и цели собрания Педагог: Тема нашей сегодняшней встречи серьёзна и трудна. В последнее время очень часто с экранов телевизоров мы слышим сообщения о фактах жестокого обращения и насилия родителей по отношению к своим несовершеннолетним детям. Совершая подобные действия, взрослые ссылаются на то, что «меня воспитывали ремнем и «держали в ежовых рукавицах» и я буду также воспитывать своих детей», совершенно не задумываются о последствиях. Чтобы избежать подобных случаев, мы сегодня с вами рассмотрим вопросы, касающиеся понятий «жестокое обращение», «насилие».
Вопросы для обсуждения:
- Как вы считаете, что можно считать жестоким обращением по отношению к детям? (ответы записываются на листе ватмана).
- Можете ли вы вспомнить случаи жестокого обращения ваших родителей по отношению к вам в детстве? Какими действиями это проявлялось? (ответы родителей).
- А можете ли вы вспомнить те чувства, которые испытывали после подобных действий родителей? (обсуждения участников).
- насилие в той или иной форме совершается в каждой четвертой российской семье;
- ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями;
- для 10% этих детей исходом становится смерть, а для 2 тыс.- самоубийство;
- более 50 тыс. детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей, а 25 тыс. несовершеннолетних находятся в розыске.
- в 2008 году от жестокого обращения с детьми погибло 1914 детей, искалечено 2330 детей (по данным из Совета Федераций);
- около 10 тыс. родителей лишаются судами родительских прав и более 2,5 тыс. детей забираются у родителей без такого лишения, поскольку нахождение ребенка в семье представляет угрозу его жизни и здоровью.
- физическое насилие;
- пренебрежение;
- сексуальное насилие;
- психологическое жестокое обращение.
Эмоциональное (психологическое) насилие над ребенком: "...Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации… Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) - это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются. Дорогие мамы и папы вы знаете как государство «защищает» детей от случаев насилия? (ответы родителей) В Конституции
- Конвенция о правах ребенка;
- Закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних«;
- Закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации«;
- Группа депутатов внесла в Государственную думу законопроект, предусматривающий усиление гарантий прав детей на надлежащее духовно-нравственное воспитание, а также ответственности за жестокое обращение с несовершеннолетними.
- Они преподают ребенку урок насилия.
- Они нарушают безусловную уверенность, в которой нуждается каждый ребенок, что он любим.
- Они рождают в ребенке тревогу: ожидание следующего удара.
- В них содержится ложь: притворяясь, будто решают педагогические задачи, родители, таким образом, срывают на ребенке свой гнев. Взрослый бьет ребенка только потому, что его самого били в детстве.
- Они вызывают гнев и желание отомстить, желание это остается вытесненным и проявляется много позже.
- Они учат принимать на веру противоречивые доказательства: "Я бью тебя для твоего собственного блага". Мозг ребенка хранит эту информацию.
- Они разрушают восприимчивость к собственному состраданию и сострадание к другим, ограничивая, таким образом, способность ребенка познавать себя и мир.
- что он не заслуживает уважения;
- что хорошему можно научиться посредством наказания (на самом деле это неверно, наказание обычно учит ребенка желанию наказывать других);
- что страдание не нужно принимать близко к сердцу, его следует игнорировать;
- что насилие - это проявление любви;
- что отрицание чувств - нормальное здоровое явление;
- что от взрослых нет защиты.
- постоянные ссоры родителей
- физическое насилие родителей по отношению друг к другу
- грубость ежедневного общения
- унижение, сарказм и ирония
- эгоизм родителей
- отсутствие привязанности к ребёнку
- чрезмерная требовательность к ребёнку
- желание постоянно видеть друг в друге плохое и подчеркивать это - ежедневная школа агрессии, в которой ребенок формируется и получает уроки мастерства. В конечном счете, ребенок, воспитываясь в такой среде, став взрослым превращается в инструмент насилия.
Подведение итогов. Рефлексия Педегог: Уважаемые родители ! Давайте помнить, что каждому ребенку важно чувствовать, что родители желают ему добра, а детям, которых ударили, порой не потерять веру в добрые намерения родителей. У тех, кого в детстве били (даже если дело не доходило до издевательств), душевная рана не заживает в течение многих лет. Нередко они не могут избавиться от чувства обиды и боли и во взрослом состоянии. Я думаю, что вы получили материал для размышления. Рефлексивная методика «Ладошка» Уважаемые родители, на листе бумаги обведите свою ладошку, каждый палец - это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение, запишите его.
- большой - для меня это важно … / неважно …
- указательный - я получил конкретные рекомендации… / я не узнал для себя ничего нового…
- средний - мне было интересно, легко… / скучно, неинтересно, трудно (не понравилось)…
- безымянный - моя оценка психологической атмосферы…
- мизинец - хочу для себя выяснить …
Педагог: Я хочу познакомить вас с притчей , которая, возможно, поможет родителям взглянуть на свои старые проблемы по-новому.( звучит тихая, спокойная музыка).
Примите удобную позу. Расслабьтесь!
Притча «Уют любви и одобрения». Педагог: "Мастер утверждал, что большинство людей ищут не радость пробуждения и деятельности, а уют любви и одобрения. И проиллюстрировал эту мысль рассказом о своей младшей дочери, которая требовала, чтобы каждый вечер перед сном он читал ей сказки. Как-то Мастеру пришла идея начитать сказки на магнитофон. Маленькая девочка научилась включать его и несколько дней все шло хорошо, но однажды вечером дочка подошла к отцу и протянула ему книжку со сказками. - Ну же, дорогая, ты ведь знаешь, как включать магнитофон. - Знаю, - ответила девочка, - но я не могу сесть к нему на колени". Желаю вам уюта, тепла, взаимопонимания, терпения, радости в общении с ребенком. Мир вашему дому! Педагог: А закончить нашу встречу мне хочется замечательным стихотворением Роберта Рождественского «Все начинается с любви»
Твердят:
"Вначале
было
слово..."
А я провозглашаю снова:
Все начинается
с любви!..
Все начинается с любви:
и озаренье,
и работа,
глаза цветов,
глаза ребенка -
все начинается с любви.
Все начинается с любви,
С любви!
Я это точно знаю.
Все,
даже ненависть -
родная
и вечная
сестра любви.
Все начинается с любви:
мечта и страх,
вино и порох.
Трагедия,
тоска
и подвиг -
все начинается с любви...
Весна шепнет тебе:
"Живи..."
И ты от шепота качнешься.
И выпрямишься.
И начнешься.
Все начинается с любви
Список использованных источников: Помощь детям, пострадавшим от насилия в семье: правовые аспекты, тренинговые занятия, рекомендации /авт.-сост. Я.К. Нелюбова. - Волгоград: Учитель, 2009. Психологический практикум и тренинг: профилактика насилия в семье и школе /авт.-сост. Л.И. Прикуль. - Волгоград: Учитель, 2009. С любовью к детям: материалы к родительским собраниям: 5-8 классы /сост. Л.Е. Пахомова.- Волгоград: Учитель, 2008. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. - М.: ВАКО, 2005 nonviolence.iatp.by/parents/respons.htm Городское общественное объединение по предупреждению жестокого обращения с детьми "Дети - не для насилия" detochki-doma.ru/stihi-o-seme-dlya-detey/#ixzz2ju4zVTF3 Роберт Рождественский «Все начинается с любви»
Приложение 1 схема жестокого обращения родителей к детям: тип жестокого обращения В чем он заключается «Ребенок - мишень» Ребенка считают либо слишком пассивным, либо очень активным, и как результат он становится объектом агрессии в семье. Ребенок может быть и объектом излишней любви одного из родителей, если он имеет физические или умственные недостатки. «Критическая ситуация» (стечение обстоятельств). Потеря работы, разлука с любимым и др. ситуации могут вызвать вспышки жестокого поведения. «Отсутствие навыков отцовства и материнства». Родители не готовы к той ответственности, которую налагает на них отцовство и материнство, и не имеют других стратегий поведения, кроме крика, запугивания, избиения. «Необразованный родитель» Отсутствие элементарных знаний о возрастных особенностях развития детей и неумение учитывать особенности детской психики в общении с детьми. «Модель домашнего насилия» Жестокое поведение чаще наблюдается у родителей, которые в детстве сами подвергались насилию или были свидетелями жестокого отношения. «Изоляция от внешнего мира» Нежелание и неумение налаживать контакты с другими людьми и как следствие - потребность в уединении и агрессии на любые попытки его нарушить. «Семейные стереотипы» Нарушение их жестоко карается родителями (подростковая беременность, нарушение традиций семьи, этические нарушения и др.)
Анкета для родителей
- Можно ли воспитывать ребёнка без наказания?
- Что может послужить поводом в вашей семье для наказания?
- Как реагирует ваш ребёнок на наказание?
- Всегда ли наказание эффективно воздействует на поведение вашего ребёнка?
- Как вы ведёте себя по отношению к ребёнку после того, как наказали его?
- Какие меры воздействия на ребёнка вы в вашей семье считаете наказанием?
- Принимаете ли вы совместное решение по поводу наказания своего ребёнка или делаете в одиночку?
- Как долго помнит ребёнок наказание?
- Какие меры наказания в вашей семье исключены?
Памятка для родителей Последствия детских наказаний
Если с ребенком подолгу не разговаривали. Лишиться общения - для него самое суровое испытание Ребенок и без того не может справиться с чувством вины, истязая себя сомнениями. В трудную минуту, как никто иной, ребенок нуждается в близком человеке, которому можно довериться.
Поэтому во взрослой жизни ребенок может стать невыносимо болтливым, его угнетает сама перспектива остаться не услышанным. Он как бы ожидает, что вот-вот в разговор вмешаются родители и скажут: «Замолчи! Мы не хотим с тобой разговаривать». Наверное, поэтому собеседники такого человека воспринимают его как невыносимого зануду, по десять раз повторяющего одно и то же.
Если родители применяли телесные наказания. Родители не задумываются, какой метод воспитания ребенку подойдет лучше. Они просто бьют его, часто в целях профилактики, решая, таким образом, сразу две проблемы устрашая ребенка и обеспечивая себе эмоциональную разрядку. Мера наказания зависит от количества родительских неудач в личной жизни или в карьере.
Кара неизвестно за что, за какие провинности может грянуть как гром среди ясного неба. Этим вы лишаете ребенка активной деятельности. Уже начав ту или иную деятельность, он с опаской думает: «А не лучше ли вовремя остановиться, чтобы не попасть под удары?» Его природная спонтанность, но находя выхода, проявляется в неожиданных всплесках неуправляемого возбуждения. Это как раз та энергия, которая могла быть использована в мирных целях. Но именно к мирной жизни ваш ребенок и не был приучен.
Если ребенка стыдили при друзьях и знакомых или публично сравнивали с другими детьми далеко не в его пользу, то эти замечания натолкнут ребенка на мысль о том, что он неудачник. Поощрения и похвала придают такому ребенку крылья, общественное же порицание подрезает эти крылья, и свою фантазию он направляет на выдумывание разнообразных оправданий, объясняющих родителям, почему в очередной раз его постигла неудача.
Если родители ограничивали свободу ребенка. Многие родители мечтают, чтобы их дети ходили по струнке. Запрещая ребенку участвовать в общих шумных играх с друзьями, вы испытаете его тягу к свободе, закаляете веру в то, что он ни с чем не справится без вашей помощи, подрываете его авторитет перед сверстниками. Постепенно жажда свободы вытесняется у ребенка стремлением убежать от зависимости любой ценой. Однако, оказавшись в очередной раз в трудной ситуации, он в глубине души полагается на помощь всемогущих родителей - надеяться на себя ребенок так и не привык.
Если ребенка лишали любимого занятия. Больше всего ребенок ценит свои увлечения, вкладывая в них всю душу. Догадываясь об том, родители в качестве наказания отбирают у ребенка любимые игрушки, книги, конструкторы и т.д. - разлучают его с интересным занятием. Такие воспитательные меры приводят к тому, что эмоционально ребенок отстраняется от окружающих, чтобы обезопасить себя от возможных разочарований и боли, когда уже больше никто, не помешает ему заниматься любимым делом. Ребенок ни находит доводов, убеждающих его хоть на каплю больше доверять людям. Научившись при малейшей опасности уходить в себя, он уже вряд ли попадется на чью-то удочку.
Если родители подолгу читали нотации. В результате у ребенка и без того обостренное чувство совести становится еще острее. Нотациями родители добиваются лишь усиления вины сверх меры и вынуждают считать все благие намерения чем-то грязным, постыдным и в какой-то степени опасным. У ребенка вырабатывается привычка заранее извиняться и оправдываться перед всеми подряд, что не придает ему веса в собственных глазах и уж точно не способствует уважению окружающих. Чужой гнев, раздражение и нетерпение он рассматривает, как попытку отторгнуть его и лишить своего расположения. В такие минуты ребенок чувствует себя несчастным. Испив горькую чашу самоунижения до дна, любовь к себе ребенок считает роскошью, а не нормальным явлением.
Если родители обрушивались на ребенка с криками и руганью. Ребенок благоговейно относится к своей значимости и дорожит своим статусом. Родительские крики и ругательства в его адрес каждый раз вдребезги разбивают его хрупкую самооценку. После очередного шквала нападок ребенок обнаруживает себя одиноко стоящим среди испорченных вещей и обломков. Самое печальное, что этот детский опыт перейдет в его взрослую жизнь. По поводу и без повода он будет обрушиваться с ругательствами и язвительными замечаниями на окружающих, вызывая ответный огонь на себя.
Если ребенка ставили в угол, он болезненно воспринимает любые замечания в свои адрес, на всякий случай обособленно держится от остальных детей и большей частью молчит, дабы случайным образом не навлечь на себя гнев. Ребенок опасается, что в разгар веселья, если это праздник, прозвучит грозный родительский возглас: «Сейчас же встань в угол». Больше всего он жаждет чуткого отношения к себе, но его отстраненное проведение вряд ли кому-нибудь навевает мысль об этом.
Если ребенка оставляли без десерта и сладкого, он привыкнет наедаться впрок и иметь все необходимой на всякий случай под рукой. Так зарождается неуемная страсть к накопительству и обжорству. Главная забота ребенка - получать удовольствия без задержек и перерывов. Это приучает ребенка сохранять достигнутые успехи, но отбивает желание стремиться к новым.
1 "Методические рекомендации "Профилактика жестокого обращения с детьми и насилия в семье" (N 18)"(утв. председателем Комитета здравоохранения г. Москвы 15.10.1999)
10