А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Внутреннее состояние героев, причины их поведения

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УМК «Планета Знаний» Литературное чтение во 2 классе.

Тема: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Внутреннее состояние героев, причины их поведения. (С.135-148)

Тип урока: открытие новых знаний. Педагогические цели: способствовать формированию умений пересказывать фрагменты произведения с использование слов из текста, определять внутреннее состояние героев, причины их поведения; содействовать развитию умений оценивать героев произведения, используя предложенный список слов, объяснять сделанные выводы, определять основную мысль произведения, сопоставлять персонажей авторских и народных сказок. Планируемые результаты образования:

Предметные: выразительно читают произведение; кратко и подробно пересказывают фрагменты произведения с использование слов из текста; читают по ролям; определяют основную мысль произведения; выявляют отношение автора к героям, способы его выражения; объясняют поведение героев; определяют свое отношение к персонажам, обосновывают его; сравнивают героев сказок, главные мысли произведений. Личностные: проявляют внимательное отношение к собственным переживаниям, вызванным восприятием действий героев с точки зрения общепринятых норм и ценностей; эмоционально «проживают» текст, выражают свои эмоции; оценивают собственную учебную деятельность и выражают положительное отношение к процессу познания; мотивируют свои действия. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя; самостоятельно оценивают правильность выполненных действий; выполняют учебные действия в устной и письменной форме; учатся работать по предложенному учителем плану, высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом произведения.

Познавательные: находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: умеют использовать речь для регуляции своего действия; воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для её решения; сотрудничают с одноклассниками, аргументируют собственную позицию, выслушивают мнение партнёра, вырабатывают общую позицию.

Образовательные ресурсы: мультимедиа, презентация, учебник «Литературное чтение» 2 класс, часть 1, Э. Э. Кац, рабочая тетрадь.

Сценарий урока.

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).

Улыбнулись, тихо сели, на меня все посмотрели.

Спинки прямо, ножки вместе. Принадлежности на месте?

Вижу: всё у вас в порядке: дневник, книжка и тетрадка.

Можно ли урок начать. Вы готовы отвечать?


II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

- Закончили мы работу над произведением А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»? (Нет.)

III. Постановка учебной задачи.

- Сегодня на уроке нам нужно закончить анализ сказки Пушкина и сравнить её с индийской сказкой «Золотая рыбка», найти сходства и различия в этих сказках.

IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).

  1. Чтение сказки учащимися на с. 145-146.

2. Привлечение внимания обучающихся к изображению моря.

Выполнение задания 14 на с.148.

- На страницах 136, 140, 146 найдите фрагменты текста, в которых

А.С. Пушкин описывает море.

- Сколько раз ходил старик на берег моря? (Четыре.)

- Всегда ли одинаково было море, когда старик приходил на берег?

- Почему изменялся вид моря? (Рыбка сердилась, гневалась с каждым разом всё сильнее, и море становилось всё неспокойнее.)

Гимнастика для глаз.

Ах, как долго мы читали

Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.) Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись.

(Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)

3. Осмысление выражения «остаться у разбитого корыта». Выполнение задания 15 на с. 148.

- Что увидел старик, когда вернулся с морского берега в последний раз? Прочитайте. (Три последние строчки на с. 146.)

- Почему же рыбка отобрала у старухи всё, что дала?

(Старуха не ценила то, что имела. Она была жадная. Ей всё было мала.)

4. Определение основной мысли произведения.

- Как вы думаете, чему учит сказка Пушкина?

(Нельзя быть жадным. Нужно быть благодарным, когда тебе помогают.)

- Какие народные сказки, которые учат тому же, вам известны? («Золотая рыба».)

V. Первичное закрепление.

- Сравнение сюжетов и героев индийской сказки «Золотая рыба» и сказки Пушкина. Задание 18.

- сравните события, о которых говорится в этих сказках. Что в них общего, а в чем отличие?

- Главные герои этих сказок похожи или отличаются?

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).

- Выполните задание 3 в рабочей тетради на стр. 44. Проверьте правильность выполнения задания по образцу.

(Слайд с правильным вариантом ответа.)

Физкультминутка.

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки - балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Мы деревья побелили,

Крыши пухом замели,

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

- Прочитайте выразительно понравившийся фрагмент сказки.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

- Какую задачу ставили на уроке?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?

- Что на уроке у вас хорошо получилось?

- Над чем ещё надо поработать?

- Покажите свое настроение с помощью смайликов.

Домашнее задание: выучить понравившийся отрывок сказки;

задание 8-11 из раздела «Наш конкурс».



© 2010-2022