Пояснительная записка к литературному чтению, 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Рабочая программа «Литературное чтение» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Приказ Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями от: 26.11.2010г., 22.09.2011г., 18.12.2012г., 29.12.2014г.) и авторской про­граммы Л.А. Ефросининой «Литературное чтение. 1-4 классы». 1.Цели обучения литературному чтению

Основная цель урока литературного чтения в начальных классах - помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт. Задачи курса «Литературное чтение»:

    • обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;

  • научить понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);

  • систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, поль­зоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и про­смотровым);

  • включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;

  • формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;

  • расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соот­ветствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.

Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он спосо­бен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только на уровне фак­тов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т.д.); вос­создавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т.е. уметь рассказывать его в разных вариантах - подроб­но, выборочно, сжато, творчески, с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для осуществления правильной читательской деятельности.

2. Общая характеристика учебного предмета

Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются сле­дующие:

  • Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины по­нимания учащимися текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.

  • Система работы над навыками чтения.

  • Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.

  • Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школь­нику для освоения литературы как искусства слова.

  • Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соот­ветствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.

Специфическими особенностями литературного чтения в начальной школе являются следующие:

  1. Сочетание работы над собственно чтением, техническими навыками и читательски­ми умениями.

  2. Работа над текстом как речеведческой единицей и над литературными произве­дениями как искусством слова с учётом их специфической структуры и жанровых особен­ностей.

  3. Одновременная работа над языком произведения и речью детей.

  4. Сочетание работы над художественным произведением и детской книгой как особым объектом изучения.

  5. Использование знаний о тексте как особой единице, различение художественного и научно-познавательного произведения.

  6. Формирование литературоведческих представлений, обеспечивающих полноценное восприятие произведений, ориентировка в мире книг.

  7. Освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.

Данный курс носит интегрированный характер, что обеспечивает синтез знаний, полу­ченных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, окружающего мира, русского языка, технологии, музыки), и позволяет реализовать их в интеллектуально- практической деятельности ученика:

  • на уроках русского языка: составление и запись предложений и мини-текстов (рас­сказов, сказок) о героях литературных произведений;

  • на уроках изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных произве­дений, оформление творческих работ, участие в выставках рисунков по изученным про­изведениям;

  • на уроках музыки: слушание музыкальных отрывков по теме изученных произведений;

  • на уроках технологии: изготовление книг-самоделок, ремонт книг, практическое знакомство с элементами книги, уроки коллективного творчества (аппликация, лепка по изу­ченным произведениям или разделам);

  • на уроках окружающего мира: рассматривание изучаемых предметов и явлений с позиций ученого и художника.

В третьем классе формирование читателя продолжается на более сложных (но дос­тупных) текстах, углубляются литературные познания ученика, обогащается его читатель­ский опыт. Читательское развитие школьника приобретает большую глубину, а чтение ста­новится более самостоятельным. Между учеником, книгой, автором складываются опреде­ленные отношения, вызывающие у третьеклассников личные симпатии и предпочтения. Де­ти знакомятся с новыми литературоведческими понятиями (средства выразительности), вы­деляют особенности жанров.

3.Место курса литературного чтения в учебном плане

В соответствии с Образовательной программой школы учебный год, ра­бочая программа рассчитана на 140 часа в год при 4 часах в неделю.



4.Ценностные ориентиры содержания курса литературного чтения

Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, кото­рая благодаря своей нравственной сущности оказывает огром­ное влияние на становление личности учащегося: духовно-нрав- ственное развитие, формирование основ гражданской идентич- ности. понимание и усвоение моральных норм и нравственных денностей, принятых в семье, в народе, в обществе (любовь к се­мье. к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т. п.). 5.Планируемые результаты освоения предмета

Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

Личностные результаты освоения курса «Литературное чтение»

У третьеклассника продолжится:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и нацио­нальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского об­щества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его орга­ничном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре дру­гих народов;

  4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и разви­вающемся мире;

  5. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  6. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том чис­ле в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, со­циальной справедливости и свободе;

  7. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  8. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной от­зывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социаль­ных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  10. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотива­ции к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и ду­ховным ценностям.

Метапредметные результаты освоения курса «Литературное чтение»

У третьеклассника продолжится:

  1. овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятель­ности, поиска средств ее осуществления;

  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  6. использование знаково-символических средств представления информации для созда­ния моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

  8. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и позвательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить "экст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

  9. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соот­ветствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое высказы­вание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной нормах;

  10. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, клас­сификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  11. формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовности при­знавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; •злагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  12. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распре­делении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окру­жающих;

  13. формирование готовности конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

  14. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процес­сов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

  15. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  16. формирование умения работать в материальной и информационной среде началь­ного общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержани­ем конкретного учебного предмета.

Предметные результаты освоения курса «Литературное чтение»

У третьеклассника продолжится формирование:

  1. понимания литературы как явления национальной и мировой культуры, средства со­хранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

  2. осознания значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; форми­рование потребности в систематическом чтении;

  3. понимания роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изу­чающее, выборочное, поисковое); способности осознанно воспринимать и оценивать содер­жание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновы­вать нравственную оценку поступков героев;

  4. достижения необходимого для продолжения образования уровня читательской ком­петентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, на- учно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

  5. способности самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.



Требования к уровню подготовки учащихся

Основные требования к результатам обучения в третьем классе

Учащиеся должны научиться:

  • читать осознанно, правильно и выразительно текст вслух (темп чтения не менее 60 слов в минуту) и про себя (темп чтения не менее 80 слов в минуту);

  • читать наизусть шесть-семь стихотворений и два-три отрывка из прозы;

  • определять смысл событий и поступков героев, выражать своё отношение;

  • пересказывать текст произведения (подробно, кратко, выборочно) по готовому плану;

  • самостоятельно читать произведения и книги в соответствии с изучаемыми разде­лами, темами, жанрами, писателями;

  • работать в библиотеке и пользоваться библиотечным фондом;

  • отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности;

  • пользоваться справочной литературой.

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование. Слушание литературного произведения

воспринимать произведения разных жанров из круга чтения;

понимать главную мысль;

изучать произведения одного и того же жанра или несколько произведений одного и того же автора в сравнении; особенности произведения (композиция текста, язык произве­дения, изображение героев);

сравнивать героев разных произведений, анализировать их поступки, выделять дета­ли для характеристики;

определять время и место событий, выделять описания пейзажа и портрета героя;

выявлять авторскую позицию и формировать свое отношение к произведению и героям.

Чтение

читать вслух и молча (про себя) небольшие произведения или главы из произведений целыми словами;

читать выразительно текст произведения, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок.

Работа с текстом

осознавать последовательность и смысл событий;

вычленять главную мысль текста;

определять поступки героев и их мотивы; сопоставлять и оценивать поступки персо­нажей;

находить в произведении слова и выражения, характеризующие героев и события; вы­являть авторскую позицию и свое отношение к событиям и персонажам;

работать со структурой текста: начало, развитие, концовка;

делить текст на части и озаглавливать их: составлять план текста под руководством учителя;

пересказывать содержание текста (подробно и кратко) по готовому плану; самостоятельно выполнять задания к тексту.

Круг чтения

читать произведения устного народного творчества русского народа и других наро­дов; стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей; художественные и научно-популярные рассказы и очерки;

понимать тему чтения: произведения о Родине, о героических подвигах во имя Роди- чы, о людях и их отношении к Родине, к труду, друг к другу, природе и жизни; о чувствах лю­дей и нравственных основах взаимоотношений (добро, зло, честь, долг, совесть, любовь, ненависть, дружба, правда, ложь и т.д.);

анализировать более сложные по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды, стихотворные произведения (наблюдение за ритмическим рисунком, рифмой, строкой, строфой);

понимать замедленность действия народной сказки за счет повторов, включения пе­сенок и прибауток; анализировать наличие волшебных превращений; приводить примеры присказки, зачинов и их вариантов, особых концовок;

осознавать идею победы добра над злом, правды над кривдой, реальность и нереаль­ность событий, положительных и отрицательных героев народной сказки;

понимать особенности изображения персонажей былины (гиперболизация), особенно­сти былинного стиха, повторы;

анализировать и кратко характеризовать особенности литературной (авторской) сказки, сходство с народной сказкой: сказочные герои, повторы, структурное сходство; особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные пе­реживания;

приводить примеры художественных рассказов и давать характеристику их особен­ностей: изображение явлений и героев; наличие диалогической речи, эпитетов, сравнений, устойчивых выражений;

понимать особенности жанра рассказа-описания (научно-художественного рассказа) как промежуточного жанра между художественными и научно-популярными рассказами: описание образов природы в художественной форме и наличие фактической информации;

пользоваться справочной литературой: словарями, детскими энциклопедиями, книга- м и-сп равоч н и кам и.

Библиографическая культура.

Книга учебная, художественная, справочная. Типы книг. Самостоятельное пользование словарями.

Работа с текстами художественного произведения.

Понимание заглавия, его соотношение с содержанием. Понимание нравственного содержания прочитанного. Характеристика героев произведения. Освоение разных видов пересказа.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами.

Понимание заглавиепроизведения.знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста.

Говорение (культура речевого общения)

Осознание диалога, как вида речи. Особенности диалогического общения. Работа над пополнением словарного запаса.

Письмо.

Нормы письменной речи.

Литературоведческая пропедевтика

ориентироваться в литературоведческих понятиях: литература, фольклор, литера­турное произведение;

перечислять литературные жанры: сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса-сказка, быль;

объяснять, что такое присказка, зачин, диалог, произведение (художественное произ­ведение, научно-художественное, научно-популярное); приводить примеры героев (персонажей): находить в тексте портрет героя, пейзаж:

перечислять основные признаки стихотворения: рифма, строка, строфа; называть средства выразительности лзги-еская пауза, темп, ритм.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

развивать интерес к художественному слов.,

сочинять (по аналогии с произведениями фольклора), загадки, потешки, небылицы, сказки, забавные истории с героями изученных

«дописывать», «досказывать» известные сюжеты

принимать участие в коллективной творческой работе изученным произведениям во внеурочное время (в группе продленного дня, в творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятиях): дорога сказок, сказочный дом и т. д. участвовать в литературных играх, конкурсах, утренниках, уроках - отчетах.

Чтение: работа с информацией

пользоваться информацией о книге, произведении, авторе произведения или книги;

получать информацию с опорой на аппарат книги (титульный лист, оглавление, анно­тация, предисловие/послесловие «об авторе», «от автора»)

пользоваться справочниками и словарями, находить информацию о героях, произве­дениях и книгах;

оформлять информацию в виде моделей, схем, таблиц:

использовать готовые таблицы с информацией для характеристики героев, книг, про­изведений.




























6.Содержание программы (140 часа)

Круг чтения. Учебный материал для чтения и обсуждения в классе

- произведения устного творчества русского и других народов;

- стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей;

- о художественные и научно-популярные рассказы и очерки;

- приключенческая литера­тура;

- справочная литература: словари, детские энциклопедии, книги-справочники. Основные разделы

Устное народное творчество. Пословицы, скороговорки, загадки, русские народные сказки («Самое дорогое», «Про Ленивую и Радивую», «Дочь-семилетка», «Царевич Нехитзр- Немудёр»); былины («Добрыня и Змея», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич», «Вольга и Микула»),

Басни. Эзоп «Лисица и виноград»; И.А. Крылов «Лиса и виноград», «Ворона и лисица».

Произведения А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зелёный» (отрывок), «Сказка о царе Салтане...», стихи («Вот север, тучи нагоняя...», «Зимний вечер», «Няне»); К.Г. Паустовский «Сказки Пушкина».

Стихи русских поэтов. Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою Зимою...»; А. Майков «Осень», А.А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Кот поёт, глаза прищуря..,»; И.С. Никитин «Русь», «Утро»; И.З. Суриков «Детство»; С.Д. Дрожжин «При­вет», «Зимний день».

Произведения Л.Н. Толстого «Два брата». «Белка и Волк», «Лебеди», Прыжок», «Зайцы», «Как боролся русский богатырь».

Произведения Н.А. Некрасова «Крестьянские дети» (отрывок), «Мороз-воевода» (от­рывок), «Мужичок с ноготок» (отрывок), «Славная осень- Здоровый, ядрёный...»; К.И. Чуков­ский «Мужичок с ноготок»; «О стихах Н.А. Некрасова:

Произведения А.П. Чехова. Рассказы «Степь». Ванька». Н.С. Шер «О рассказах А.П. Чехова».

Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка «Умнее всех», «Приемыш».

Произведения А.И. Куприна «Синяя звезда», «Барбос и Жулька»».

Произведения С.А. Есенина «Стихи о Родине (отрывки). «Я покинул родимый дом...», «Нивы сжаты, рощи голы..,», «Стихи о берёзе (отрывки). «Берёза», «Бабушкины сказки»,

Произведения К.Г. Паустовского «Стальное колечко», «Кот-ворюга», «Какие бывают дожди».

Произведения С.Я. Маршака «Урок родного языка Ландыш»; В. Субботин «С Маршаком».

Рассказы Л. Пантелеева «Честное слово», «Камилл и учитель».

Произведения А.П. Гайдара «Горячий камень» (в сокращении), «Тимур и его коман­да» (отрывок); С.В. Михалков «Аркадий Гайдар». К.Г. Паустовский «Об Аркадии Петровиче Гайдаре».

Произведения М.М, Пришвина «Моя Родина», «Выскочка». «Жаркий час»; В. Чалмаев «Воспоминания о М.М. Пришвине».

Произведения зарубежных писателей Ш. Перро «Подарки феи»; Ц. Топелиус «Сол­нечный Луч в ноябре»; Дж. Лондон «Волк»; Э. Сетон-Томпсон «Чинк» (в сокращении)



7. Тематический план


Содержание программного

Количество

п/п

материала

часов

1

Устное народное творчество

12

2

Басни

5

3

Произведения А.С. Пушкина

8

4

Стихи русских поэтов: Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова, А.А. Фета

6

5

Произведения Л.Н. Толстого

7

6

Произведения Н.А. Некрасова

6

7

Произведения А.П.Чехова

6

8

Сказки зарубежных писателей

6

9

Стихи русских поэтов

8

10

Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка

7

11

Произведения А.И. Куприна

8

12

Стихи С.А.Есенина

8

13

Произведения К.Г. Паустовского

10

14

Произведения С.Я. Маршака

6

15

Произведения Л. Пантелеева

8

16

Произведения А.П. Гайдара

6

17

Произведения М.М. Пришвина

9

18

Произведения зарубежных писателей

12

19

Резерв

2


ИТОГО

140

Примерные текущие и итоговые контрольные работы


Четверть

Тест

Литературный

диктант

Проверь

себя

Комплексная

разноуровневая

контрольная работа

1 четверть

2

2

4


2 четверть

2

3

4


3 четверть

5

1

6


4 четверть

2

3

3

1

Всего

11

9

17

1


8.Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:


  1. Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных уч­реждений: в 2 ч. Ч. 1,2/ Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана-Граф, 2012. - (Начальная школа XXI века).

  2. Литературное чтение: 3 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразователь­ных учреждений: в 2 ч. Ч. 1,2/ Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана-Граф, 2015. - (Начальная школа XXI века).

  3. Литературное чтение: 3 класс: учебные хрестоматии для учащихся общеобразо­вательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1,2/ Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана-Граф, 2012. - (На­чальная школа XX! века).

  4. Проверочные тестовые работы: русский язык, математика, чтение: 3 класс / Л.Е. Журова, Л.А. Евдокимова, Е.Э. Кочурова [и др.]. - М.: Вентана-Граф, 2015. - (Начальная школа XXI века).

  5. Книгочей. Словарь-справочник по литературному чтению: 1-4 класс / Л.А. Ефро­синина. - М.: Вентана-Граф, 2011. - (Начальная школа XXI века).

  6. Учимся читать выразительно. Тетрадь-пособие. 2-4 класс / М.И. Оморокова. - М.: Вентана-Граф, 2015. - (Начальная школа XXI века).

  7. Литературное чтение. Методическое пособие: 3 класс / Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана-Граф, 2014. - (Начальная школа XXI века).

  8. Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литера­турные диктанты, тексты для проверки навыка чтения, диагностические задания: В 2ч. 4.2. / Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана-Граф. 2014.






Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

портреты писателей;

репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержани­ем программы;

иллюстрации к литературным произведениям;

детская периодика;

настольные развивающие игры (литературное лото), викторина.

Электронно-программное обеспечение (при возможности)

компьютер;

презентационное оборудование;

выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интер­нет только для учителя начальной школы, для учащихся - на уровне ознакомления);

целевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя с использова­нием диалога с классом при обучении и ИКТ на компакт-дисках;

цифровые зоны: коммуникационная (веб-камера на рабочем месте учителя, дос­туп через скайп), алгоритмическая (решение логических задач, компьютерное моделирова­ние в учебных средах на сайте Единой коллекции ЦОР: school-collection.edu.ru/);

Литературное чтение. 1-4 класс. Электронное учебное пособие. Словарь- справочник «Книгочей» (автор Л.А. Ефросинина);

Литературное чтение. Электронный образовательный ресурс. 3 класс (автор Л.А. Ефросинина).

Онлайн-ресурсы сайта «Старое радио» - staroeradio.ru/




Список использованной литературы

  1. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение. 3 кл. Учебник. В 2-х ч. - М.: Вентана-Граф, 2012.

  2. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 3 кл. Учебная хрестоматия. В 2-х ч. - М.: Вен­тана-Граф, 2012.

  3. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 3 кл. Методическое пособие. - М.: Вентана- Граф, 2015.

  4. Оморокова М.И. Основы обучения чтению младших школьников. - М,: Вентана-Граф, 2015










































© 2010-2022