- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по кружку Если хочешь быть здоров
Рабочая программа по кружку Если хочешь быть здоров
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Акрамова И.Ф. |
Дата | 23.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 9 города Бирска
муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
Рассмотрено
Руководитель методического объединения учителей
_______/______________
ФИО
Протокол № __________
От «___»________2014 г
Согласовано
Заместитель директора по ВР
______/____________
ФИО
«___»________2014 г
Утверждаю
Директор школы
_______/____________
ФИО
Приказ № ___________
от «___» _______ 2014 г
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ
«ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ»
2014 -2015 учебный год
Составила учитель начальных классов
Акрамова Илюся Фаттаховна
Бирск - 2014
Выписка из протокола №1
родительского собрания от 04.09.2014 года
Слушали классного руководителя Акрамову И.Ф. о трудностях адаптационного процесса у первоклассников и о том, что с сентября вводят внеурочную деятельность по ФГОС. В связи с этим было проведено анкетирование среди родителей, где предложен ряд занятий, которые могут проходить в нашей школе. Образовательный процесс в современной школе постоянно усложняется, и это требует от учащихся значительного умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, определенный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности. Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в первый класс, дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему. У многих первоклассников наблюдается низкая двигательная активность, широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно - сосудистой, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта и др. Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности. В связи с этим обязательная оздоровительная направленность образовательного процесса должна быть напрямую связана с возможностями игры, которыми она располагает как средством адаптации младших школьников к новому режиму. Игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии и продолжают существовать. Поступило предложение выбрать направление внеурочной деятельности кружок «Если хочешь быть здоров». Большинство голосов выбрало предложенный кружок. Присутствовало 27 человек. Проголосовало 24. Вождержалось 3. Члены родительского комитета:
_______________ Кузнецова О.С.
_______________ Голубкова О.В.
_______________ Соколова М.Е.
Дата: 04.09.2014 год
Пояснительная записка.
Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана. Рабочая программа по внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительного направления) составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения. Здоровье - это одна из главных ценностей человеческой жизни, источник радости. Здоровье человека во многом зависит от него самого, от его образа жизни, условий труда, питания и его привычек. В младшем школьном возрасте должны закладываться основные навыки по формированию здорового образа жизни. Только здоровый ребёнок может успешно учиться в школе, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы. Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению - это формирование, сохранение и укрепление здоровья младших школьников. Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Программа «Если хочешь быть здоров» по внеурочной деятельности составлена на основе программы «Уроки здоровья» П. Л. Симкиной.
Цель программы: - приобщение школьников к здоровому образу жизни, воспитание ответственности за своё здоровье, создание оптимальных условий в классе для формирования здоровой личности ребёнка.
Задачи программы:
- познакомить с основными составляющими здорового образа жизни; - ознакомить с правилами личной гигиены и общественной гигиены, безопасности жизнедеятельности;
- обучать способам сохранения здоровья;
- вырабатывать отрицательное отношение к вредным привычкам;
- развивать культуру двигательной активности;
- воспитывать нравственную культуру учащихся.
Место кружка в учебном плане. Программа внеурочной деятельности «Если хочешь быть здоров» предназначена для учащихся 1-4 классов. На реализацию программы отводится 2 часа в неделю. Количество часов: 1 класс - 66 часа в год, 2-4 классы - 68 часов в год.
Ценностными ориентирами содержания данного кружка являются:
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
- формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действия;
- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Ожидаемые результаты:
- формирование мотивации, практических знаний и умений по обеспечению здорового образа жизни;
- повышение уровня гигиенических знаний, сознательного поведения учащихся;
- улучшение показателей здоровья;
- снижение количества ситуаций, представляющих опасность для здоровья младших школьников.
Личностные и метапредметные результаты кружка «Если хочешь быть здоров»
Личностными результатами кружка являются следующие умения:
- - оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- - умение выражать свои эмоции;
- - понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- Метапредметными результатами кружка является формирование универсальных учебных действий (УУД).
- Регулятивные УУД:
- определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
- - проговаривать последовательность действий во время занятия;
- - учиться работать по определенному алгоритму
- - умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- Коммуникативные УУД:
- -умение оформлять свои мысли в устной форме
- - слушать и понимать речь других;
- - договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- - учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.
Программа «Если хочешь быть здоров» связана с такими учебными дисциплинами: окружающий мир, литературное чтение, физическая культура. Занятия не являются отдельным звеном в системе формирования навыков здорового образа жизни, а дополняют и расширяют знания, приобретённые детьми на уроках окружающего мира, и развивают двигательные навыки, полученные на уроках физической культуры. Во время занятий ребята читают сказки, загадки, пословицы и поговорки о здоровье, а также разыгрывают сценки. Для этого необходимы умения, полученные на уроках литературного чтения. Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, которые соответствуют возрастным возможностям младшего школьника. Формы теоретических занятий: - беседы; - просмотр видеопрезентаций; - игры; - викторины. Формы практических занятий: - экскурсии; - творческие конкурсы; - оздоровительные минутки; - спортивные соревнования; - путешествия; - тренинги; - проекты; - праздники здоровья и т.д. Содержание программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Если хочешь быть здоров»: 1 - 2 классы: Раздел 1. Здоровый образ жизни. Раздел 2. Правила безопасного поведения. Раздел 3. Подвижные игры. Раздел 4. Доврачебная помощь.
3 - 4 классы: Раздел 1. Здоровый образ жизни. Раздел 2. Психическое здоровье. Раздел 3. Подвижные игры. Раздел 4. Доврачебная помощь.
Тематический план занятий по курсу «Если хочешь быть здоров»
№
Тема занятия
Основное содержание занятия
Количество часов по теме
Дата проведения
1 четверть - 18 часов
Раздел 1. Здоровый образ жизни - 29 часов 1. Понятие о здоровье. Что нужно делать, чтобы быть здоровым.
1
02.09 2-3. Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья! Охлаждение и перегревание, закаливание воздухом, водные процедуры. Игры на свежем воздухе.
2
04.09
09.09 4-5. Друзья Вода и Мыло Сказка о микробах: что такое хорошо и что такое плохо. Как микробы проникают в организм. Как с ними бороться. Чтение и обсуждение сказки «Мойдодыр» К.Чуковского.
2
11.09
16.09 6-7. Глаза - главные помощники человека. Беседа об органах зрения. Опыт со светом. Гимнастика для глаз. Правила бережного отношения к зрению.
2
18.09
23.09 8-9. Чтобы уши слышали. Проведение опытов. Разыгрывание ситуаций. Правила сохранения слуха.
2
25.09
30.09 10-11. Почему болят зубы. Как сохранить улыбку красивой? Знакомство с доктором Здоровые Зубы и Здоровая Пища. Зачем человеку зубная щётка? Памятка «Как сохранить здоровые зубы».
2
02.10
07.10 12-13. Зачем человеку кожа. Встреча с доктором Здоровая Кожа. Строение кожи. Проведение опытов. Правила ухода за кожей.
2
09.10
14.10 14-16. Осанка по заказу. Что такое правильная осанка. Способы определения правильной осанки. Физические упражнения на формирование осанки.
3
16.10
21.10
23.10 17-18. Здоровая пища для всей семьи. Советы доктора Здоровая Пища. Проведение опыта. Что разрушает здоровье, что укрепляет? Золотые правила питания.
2
28.10
30.10
2 четверть - 16 часов 19-20. Витамины, витамины…
Для чего нужны витамины? Продукты, богатые витаминами. Как лучше всего сохранить витамины в продуктах питания.
2
06.11
11.11 21-22. Сон - лучшее лекарство. Повторение правил здоровья. Игры по гигиене сна. Анализ ситуаций.
2
13.11
18.11 23-24. Пять дел перед сном. Что необходимо сделать перед сном. Как правильно просыпаться?
2
20.11
25.11 25-26. Режим дня. Режим дня первоклассника. Можно ли всегда быть бодрым и работоспособным.
2
27.11
02.12 27-28. «Я сажусь за уроки». Что такое утомление и переутомление. Как с этим бороться. Режим дня.
2
04.12
09.12 29. Обобщающее занятие. Встреча с докторами здоровья. Игра-рассуждение «Здоровый человек это…»Повторение правил здоровья. Памятка Здоровичков.
1
11.12
Раздел 2. Правила безопасного поведения - 17 часов 30. Правила безопасного поведения дома. Порядок в доме. Разыгрывание и анализ ситуаций.
1
16.12 31. Правила безопасного поведения дома. Газ. Чем это грозит. Что необходимо знать.
1
18.12 32. Правила безопасного поведения дома. Незнакомые люди. Опасные ситуации. Как выйти из них, к кому можно обратиться за помощью.
1
23.12 33-34.
Правила безопасного поведения на улице. Незнакомые люди. Опасные ситуации. Составление памятки.
2
25.12
30.12
3 четверть- 17 часов 35-36. Правила пожарной безопасности. Что нужно делать при пожаре. Средства тушения. Чем грозит разведение костров.
2
15.01
20.01 37-38. Правила безопасного поведения в общественном транспорте. Разыгрывание и анализ ситуаций. Правила поведения на остановке.
2
22.01
27.01 39-41. Правила безопасного поведения на дорогах. Как переходить улицу. Дорожные знаки для пешеходов.
3
29.01
03.02
05.02 42. Правила безопасного поведения на дорогах. Игра-соревнование «красный, жёлтый, зелёный…»
1
10.02 43-44. Правила безопасного поведения в природе. Как вести себя в лесу, на реке. Составление памяток. Разыгрывание ситуаций, их анализ.
2
12.02
24.02 45-46. Правила безопасного поведения при общении с животными. Чем опасны домашние питомцы. Правила поведения с животными на улице, в природе.
2
26.02
03.03
Раздел 3. Подвижные игры - 15 часов 47-48. Знакомство с доктором Свежий Воздух. «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики», «Раз, два, три - беги!»
2
05.03
10.03 49-50. Игры на свежем воздухе.
Разучивание игр «Медвежья охота», «Совушка», «Не пропусти мяч».
2
12.03
17.03 51. Игры - эстафеты. «Круговые салки», эстафеты со скакалками, «Весёлая эстафета».
1
19.03
4 четверть - 15 часов 52. Игры - эстафеты. «Круговые салки», эстафеты со скакалками, «Весёлая эстафета».
1
02.04 53-54. Игры с мячом. «Передал садись», «Перестрелка», «Мяч - соседу».
2
07.04
09.04 55-56. Игры на свежем воздухе. «Золотое зёрнышко», «Не зевай», «Западня».
2
14.04
16.04 57. Спортивное соревнование. Весёлые старты.
1
21.04 58-59. Игры с элементами ритмической гимнастики. «Весёлые ладошки», «Веселый зоопарк».
2
23.04
28.04 60-61. Игры с элементами лёгкой атлетики. «Чай-чай выручай», «День и ночь».
2
30.04
05.05
Раздел 4. Доврачебная помощь - 5 часов 62. Уход за кожей. Ожоги. Первая помощь.
1
07.05 63. Органы слуха. Как чистить уши. Как защитить свои уши.
1
12.05 64-65. Один дома. Первая и взаимопомощь.
2
14.05
19.05 66. Принципы предупреждения инфекций. Прививки. Нужно ли делать прививки от гриппа?
1
21.05
Литература
- Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2002.-№5.-с.54.
- Асвинова Т.Ф., Литвиненко Е.И. Программа школьной валеологии - реальный путь первичной профилактики.-2003.
- Борисюк О.Л. Валеологическое образование.-2002.
- Валеологизация образовательного процесса. Мет.пособие / Под ред. Н.И.Балакиревой.- Новокузнецк, 1999.
- Герасименко Н. П. Помоги сам себе.-2001.
- Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле - здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004.