Фрагмент урока русского языка на тему Определение имени прилагательного. Роль имени прилагательного в речи (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Фрагмент урока русского языка на тему Определение имени прилагательного. Роль имени прилагательного в речи (3 класс)

Фрагмент урока русского языка на тему Определение имени прилагательного. Роль имени прилагательного в речи (3 класс)

Фрагмент урока русского языка на тему Определение имени прилагательного. Роль имени прилагательного в речи (3 класс)

Фрагмент урока русского языка на тему Определение имени прилагательного. Роль имени прилагательного в речи (3 класс)





Фрагмент урока русского языка в 3 классе Тема: « Определение имени прилагательного. Роль имени прилагательного в речи»



Цели:

  1. Образовательная: расширить знания детей о существенных признаках имени прилагательного, его ролью в речи;
  2. Развивающая: способствовать развитию внимания, зрительной памяти, универсальных учебных действий:
  • умение анализировать объекты с целью выделения признаков,
  • целеполагание,
  • постановка и формулирование проблемы,
  • самоконтроль;
  1. Воспитывающая: воспитывать активность, способствовать совершенствованию устной и письменной речи, делать ее правильной, точной, выразительной.


Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, клоун из шариков, рисунки для каждого, текст с пропущенными словами для работы в парах, магниты, тест для каждого ученика.

Учитель: Табакова Наталья Николаевна

Ход урока (на столах у детей тетрадь и ручка, простой карандаш, пенала нет)

  1. Мотивация к учебной деятельности.
Слайд1: мелькают картинки моря, радуга, цветы, звезды…
Всему название дано - И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, А безымянных нету.
И всё, что может видеть глаз - Над нами и под нами, - И всё, что в памяти у нас, - Озвучено словами.
- Окунуться в тайны слов предстоит нам на уроке русского языка. А работать я предлагаю под девизом:
Слайд 2: «У нас все получится!» (хором)
  1. Актуализация знаний учащихся. Формулирование темы и цели урока.
  1. Игра в «Ассоциации»
- А поможет нам сегодня в этом мой друг и помощник клоун Рудик. - Какие слова вам вспомнились при виде Рудика. ( клоун, яркий, красочный, цирк, весельчак …) - Исходя из ваших ответов, я выписала такие ассоциации:
Слайд 3: клоун, яркий, красочный, цирк, весельчак, задорный.
  1. Деление слов на группы.
- Разделите эти слова на две группы. - Зачитайте слова первой группы. Как одним словом назвать эту группу слов. (сущ.) Слайд 4: - Обратимся к словам второй группы. Как бы вы назвали их одним словом? ( имена прилагательные). - Обратите внимание на слова 2 группы и сформулируйте тему урока.
Слайд 7: Имя прилагательное - Что вы уже знаете об имени прилагательном? - А хотели бы узнать еще больше об имени прилагательном?
  1. Целеполагание
- Какую цель вы перед собой поставите?

Имя прилагательное

Изучить . . .

Расширить знания . . .Слайд 8:




  1. Введение в раздел. Работа над определением.
  1. Роль прилагательных в речи. Постановка проблемы.
- Наш Рудик очень любит рисовать. Посмотрите, какую картинку он нарисовал для каждого из вас к сегодняшнему уроку. Но он торопился и не успел завершить работу. Раскрасьте ее. Слайд 6: - Какое у нас возникло затруднение? ( нам нечем ее раскрашивать) - Как же нам быть? Но рисунок нужно раскрасить. - Значит нам нужно найти другой способ. Поиск решения проблемы. - Давайте проведём исследовательскую работу: - Море Море (какое?) синее, бурное, шумное… - Рыбка, какая? золотая … - А теперь закройте глаза и представьте: синее, бурлящее, шумное море; огромные пенные волны, приплывает волшебная золотая рыбка… У кого получилось представить всю яркость картины? Решение проблемы - Чем мы пользовались при раскрашивании рисунка? (словами, именами прилагательными) - А дома вы раскрасите этот рисунок красками или карандашами.
  1. Творческая работа. (работа в парах)
- У клоуна Рудика есть друг Паша. У вас на листочках текст о нем. Прочитайте. Можно ли по этому тексту сказать, какой Паша. - Сделайте текст ярче, выразительнее, обогатив его прилагательными. - Предлагаю поработать в парах. Идет _______________________ представление. На арену выходит ______________________ клоун Паша. У него ______________ рубашка. Сейчас Паша покажет номер с ____________________ собачками.

- Прочитайте получившийся текст. - Каким стал текст, когда вы добавили прилагательные?
  1. Вывод.
- Какую роль играют прилагательные в речи? (Прилагательные делают нашу речь яркой, точной, выразительной)

  1. Связь имени прилагательного с именем существительным.
- К словам какой части речи вы добавляли прилагательные? - Значит, с какой частью речи связано имя прилагательное?

  1. Изменение имен прилагательных по родам.
- Недавно наш Рудик сделал открытие: многие предметы могут быть одинаково раскрашены. Слайд 7: белый снег белая бумага белое мыло

- Запишите словосочетания. - Укажем род существительных. - Существительные у нас разные и род у них разный, а меняется ли у нас прилагательное? (нет, меняется лишь окончание) - Выделите окончание у прилагательных. - Почему меняется окончание? (потому что этого требуют существительные, Что еще разного? разный род) - Продолжите: Если в зависимости от рода сущ. прилагательное меняет свое окончание, значит оно изменяется … ( по родам.) - Сверим наши рассуждения с определением в учебнике на с. 69. Кто прочитает правило? - Что вы еще узнали из правила? (изменяются по числам) - А вот об этом подробнее вам предстоит узнать на следующем уроке. Вас ждет новое открытие тайн.
  1. Рефлексия учебной деятельности


- Вспомним цель, которую мы перед собой ставили в начале урока. Слайд 8: Расширить знания об имени прилагательном. - Как вы считаете достигли ли мы этой цели?

- Давайте проверим. - Найдите на листочках тест. Слайд 9: 1.Что обозначает имя прилагательное? Выберите правильный ответ, отметив галочкой.
  • Предмет
  • Признак предмета
- У кого было верно, поставьте плюс. 2.На какие вопросы отвечает прилагательное?
  • Какой? какая? какое? какие?
  • Кто? Что?
3.Как изменяется имя прилагательное?
  • По родам и по числам
  • По цвету
4.Прилагательное связано
  • С существительным
  • Со словосочетанием
5. Прилагательное делает нашу речь
  • Сильной, смелой
  • Яркой, точной, выразительной
  1. Самооценка
- Кто набрал 5 плюсов? Молодцы! Слайд 10: У нас все получилось! (хором)

Очень занимательное -

Имя прилагательное

Чтобы всё отлично стало,

Разных признаков немало

Будем всюду замечать

И к месту в речи

Их вставлять.



© 2010-2022