- Преподавателю
- Начальные классы
- Работа над словарными словами на уроках русского языка в начальной школе
Работа над словарными словами на уроках русского языка в начальной школе
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Циприс М.П. |
Дата | 16.05.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ВКО г. Риддер КГУ «Средняя школа № 16»
Учитель: Циприс М.П.
Работа над словарными словами на уроках русского языка
в начальной школе
Усвоение написания трудных слов требует многократных систематических упражнений, которые связываются со всеми видами письменных работ учащимися. Работа над каждым словом из «Словаря» непосредственно связано с изучаемым на уроке грамматико - орфографическим материалом. Учитель всегда может найти возможность предложить детям написать нужное слово, осмыслить его значение, составить с ним словосочетание, употребить это словосочетание в предложении, связном тексте. Языковым материалом для проведения таких упражнений могут стать пословицы, поговорки, загадки, стихотворения, связные тексты- отрывки из художественных произведений. Наиболее распространенным видом словарно - орфографических упражнений остаются диктанты. На уроках использую следующие виды диктантов:
- зрительный - с предварительным разбором. Учащиеся орфографически
- картинный - учитель показывает карточку - картинку. Дети называют
- выборочный (картинный, слуховой, зрительный). Учитель предлагает
- диктант с использованием загадок
- диктант по памяти- записать слова на тему «Школа» и т.д
- диктант с комментированием
- творческий диктант
- заменить развёрнутое определение одним словом, например: четвёртый день недели (четверг)
- выпиши слова, в которых есть мягкие согласные: ученик, сирень, капуста.
- запиши слова, начинающиеся на букву: «К», «М», «П».
- приведи примеры словарных слов, имеющих ударение на первом, втором, третьем слоге.
- собери слова: пус, ка, та; роз, мо.
- расшифруй слова: 2 1О 13 6 20 (билет).
- найди пару: о, яц, за, рех.
- найди в словах слоги, указанные цифрой, образуй слово: репа(1) кулебяка (3) нота(2) - ребята.
- в каких словах заблудились буквы: каязы - язык, хгоор - горох.
Для усвоения словарных слов можно использовать фонематические приемы. Этот прием заключается в том, чтобы дети научились легко слышать звучащее слово, учим проводить анализ звуковой формы слова. Это способствует формированию фонематического слуха. Так, часто провожу прием «слова-помощники». Он заключается в том, что дети находят «слова-помощники» (неродственные), помогающие запомнить написание трудных слов. Для лучшего запоминания нужно придумать предложение с двумя словами: словарным и помощником.
Например:
Пальто-папа - «папа купил пальто»;
Платок-плачу - «беру платок, когда плачу»;
Посуда-полка - «посуду ставим на полку»;
Ягода-год - «ягоды мы едим каждый год».
Смысл этой работы заключается в том, чтобы дети научились легко слышать звучащее слово, умели произвести анализ звуковой формы слова при внутреннем его проговаривании. Это способствует формированию фонематического слуха, необходимого для развития орфографической зоркости.
В результате повторения морфемного состава слова совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова, углубляется представление учащихся о словообразовательной роли приставок и суффиксов, формируется умение разбирать слова по составу, развивается навык точно употреблять в письменной речи словарные слова с приставками и суффиксами .Например:
-
от слов рябина, яблоко образуй родственные слова, укажи, при помощи чего они образовались.
-
от слов картина, осина образуй слова с суффиксом «к».
-
составь словосочетание, вставляя в имена прилагательные нужные окончания:
береза кудряв ...
-
подбери слова к данным схемам: ∩; ∩^; ¬∩
Результатом такой разнообразной систематической работы является безошибочное написание изученных словарных слов в работах учащихся.