Работа над словарными словами на уроках русского языка в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ВКО г. Риддер КГУ «Средняя школа № 16»

Учитель: Циприс М.П.

Работа над словарными словами на уроках русского языка

в начальной школе
Усвоение написания трудных слов требует многократных систематических упражнений, которые связываются со всеми видами письменных работ учащимися. Работа над каждым словом из «Словаря» непосредственно связано с изучаемым на уроке грамматико - орфографическим материалом. Учитель всегда может найти возможность предложить детям написать нужное слово, осмыслить его значение, составить с ним словосочетание, употребить это словосочетание в предложении, связном тексте. Языковым материалом для проведения таких упражнений могут стать пословицы, поговорки, загадки, стихотворения, связные тексты- отрывки из художественных произведений. Наиболее распространенным видом словарно - орфографических упражнений остаются диктанты. На уроках использую следующие виды диктантов:

  • зрительный - с предварительным разбором. Учащиеся орфографически
и орфоэпически проговаривают написанное на карточке трудное слово с выделенной безударной гласной и записывают его по памяти.
  • картинный - учитель показывает карточку - картинку. Дети называют
изображённый предмет, объясняют написание безударной гласной в слове и записывают его.
  • выборочный (картинный, слуховой, зрительный). Учитель предлагает
детям либо карточки - картинки, либо карточки - слова, в которых пропущена безударная гласная, либо слова на слух и задания: 1) записать в первый столбик слова - названия животных; во второй - слова названия растений 2) записать в первый столбик слова, в написании которых следует запомнить гласную Е, во второй столбик слова, в написании которых надо запомнить гласную О
  • диктант с использованием загадок
  • диктант по памяти- записать слова на тему «Школа» и т.д
  • диктант с комментированием
  • творческий диктант

- заменить развёрнутое определение одним словом, например: четвёртый день недели (четверг)
- выпиши слова, в которых есть мягкие согласные: ученик, сирень, капуста.

- запиши слова, начинающиеся на букву: «К», «М», «П».
- приведи примеры словарных слов, имеющих ударение на первом, втором, третьем слоге.
- собери слова: пус, ка, та; роз, мо.

- расшифруй слова: 2 1О 13 6 20 (билет).

- найди пару: о, яц, за, рех.
- найди в словах слоги, указанные цифрой, образуй слово: репа(1) кулебяка (3) нота(2) - ребята.
- в каких словах заблудились буквы: каязы - язык, хгоор - горох.
Для усвоения словарных слов можно использовать фонематические приемы. Этот прием заключается в том, чтобы дети научились легко слышать звучащее слово, учим проводить анализ звуковой формы слова. Это способствует формированию фонематического слуха. Так, часто провожу прием «слова-помощники». Он заключается в том, что дети находят «слова-помощники» (неродственные), помогающие запомнить написание трудных слов. Для лучшего запоминания нужно придумать предложение с двумя словами: словарным и помощником.


Например:

Пальто-папа - «папа купил пальто»;

Платок-плачу - «беру платок, когда плачу»;

Посуда-полка - «посуду ставим на полку»;

Ягода-год - «ягоды мы едим каждый год».
Смысл этой работы заключается в том, чтобы дети научились легко слышать звучащее слово, умели произвести анализ звуковой формы слова при внутреннем его проговаривании. Это способствует формированию фонематического слуха, необходимого для развития орфографической зоркости.

В результате повторения морфемного состава слова совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова, углубляется представление учащихся о словообразовательной роли приставок и суффиксов, формируется умение разбирать слова по составу, развивается навык точно употреблять в письменной речи словарные слова с приставками и суффиксами .Например:

  • от слов рябина, яблоко образуй родственные слова, укажи, при помощи чего они образовались.

  • от слов картина, осина образуй слова с суффиксом «к».

  • составь словосочетание, вставляя в имена прилагательные нужные окончания:

береза кудряв ...

  • подбери слова к данным схемам: ∩; ∩^; ¬∩


Результатом такой разнообразной систематической работы является безошибочное написание изученных словарных слов в работах учащихся.

© 2010-2022