• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Программа развития внимания и творческого воображения для детей психосоматиков (на основе работы с нетрадиционными материалами). Раздел. Ручной художественный труд

Программа развития внимания и творческого воображения для детей психосоматиков (на основе работы с нетрадиционными материалами). Раздел. Ручной художественный труд

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа развития внимания и творческого воображения для детей психосоматиков (на основе работы с нетрадиционными материалами)


Раздел. Ручной художественный труд.

Занятие 1


1. Упражнения для развития мелкой моторики рук. Цель: развитие межполушарного взаимодействия. • «Колечко». Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим паль­цем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизин­цу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) по­рядке. В начале методика выполняется каждой рукой отдель­но, затем вместе. Программа развития внимания и творческого воображения для детей психосоматиков (на основе работы с нетрадиционными материалами). Раздел. Ручной художественный труд. • «Кулак-ребро-ладонь». Ребенку показывают три по­ложения руки на плоскости пола, последовательно сменя­ющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в ку­лак, ладонь ребром на плоскости пола, распрямленная ла­донь на плоскости пола. Ребенок выполняет пробу вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторе­ний моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении учитель предлагает ребенку помогать себе командами

(«кулак-ребро-ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

Программа развития внимания и творческого воображения для детей психосоматиков (на основе работы с нетрадиционными материалами). Раздел. Ручной художественный труд.

2. Функциональное упражнение «Послушать тишину». Цель: формирование произвольной регуляция собственной деятельно­сти, развитие аудиального гнозиса. Зак­рыть глаза и последовательно послушать звуки на улице за окном, затем в комнате, свое дыхание, биение сердца. 3. Функциональное упражнение «Море волнуется». Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля. На лист бархатной бумаги (белый цвет) прикладывается вата, окрашенная в голубой цвет или же вата красится позднее. Учитель произносит текст считалочки: «Море волнуется раз! - действие по наложению ваты Море волнуется два! - действие по наложению ваты Море волнуется три! - действие по наложению ваты Морская фигура замри!» Дети замирают, оценивая глазами сделанное и так до окончания полного завершения рисунка.
Занятие 2

1. Упражнения для развития мелкой моторики рук.

• «Колечко».

• «Кулак-ребро-ладонь».

• «Лезгинка». Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разво­рачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ла­донью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорос­ти смены положений.

Программа развития внимания и творческого воображения для детей психосоматиков (на основе работы с нетрадиционными материалами). Раздел. Ручной художественный труд.


2. Когнитивное упражнение «Визуализация цвета». Цель: развитие межполушарного взаимодействия. Детям предлагается заполнить мозг каким-либо цве­том (красным, синим, зеленым) по их выбору. Необходимо сконцентрировать внимание на сохранении цвета ясным и чистым. Можно сконцентрироваться на сходстве или раз­личии цветов, тогда они станут более ясными. Для каждого цвета можно подобрать телесную позу, которая поможет ви­зуализировать цвет. 3. Когнитивное упражнение «Чаша доброты» (визуализа­ция). Цель: эмоциональное развитие, развитие творческого воображения. Инструктор: «Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой свою любимую чашку. Мысленно наполните ее до краев своей добротой. Представьте рядом другую чу­жую чашку, она пустая. Отлейте в нее из своей чашки доб­роты. Рядом еще одна пустая чашка, еще и еще... Отливайте из своей чашки доброту в пустые. Не жалейте! А сейчас по­смотрите в свою чашку. Она пустая, полная? Добавьте в нее своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с дру­гими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной. От­кройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: «Это я! У меня есть такая чашка доброты!». Детям предлагается аппликативная работа (используются старые открытки, вырезки из журналов) «Моя чаша доброты». Дети заранее вырезают то, что им интересно: цветы ,виды природы, животных, людей и т.д. создают свою работу.
Занятие 3
1. Упражнения для развития мелкой моторики рук. • «Колечко». • «Кулак-ребро-ладонь». • «Лезгинка». • «Ухо-нос». Левой рукой взяться за кончик носа, а правой - за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот». 2. Функциональное упражнение «Чайничек с крышечкой». Цель:развитие концентрации внимания и двигательного кон­троля. Фраза учителя: «Чайничек (на заранее приготовленную дощечку, обмазанную пластилином, дети выкладывают фасолины на начерченный рисунок чайничка) На чайничке - крышечка (выкладываются горошины). На крышечке - шишечка (выкладываются 2 фасолины). В шишечке -дырочка Из дырочки пар идет (сыпется рис по заранее прочерченному рисунку). Пар идете дырочки, Дырочка в шишечке, Шишечка на крышечке, Крышечка на чайничке. (дети повторяют за учителем последние 4 фразы). 3. Когнитивное упражнение «Движение». Цель: формиро­вание двигательной памяти. Учитель предлагает детям несколько последовательных движений (поза сна, изображение нал головой крыши дома). Дети должны повторить их как можно точнее и в той же последовательности.
Занятие 4
1. Упражнения для развития мелкой моторики рук. • «Змейки». Предложите ребенку представить, что его пальцы - это маленькие змейки. Они могут двигать­ся-извиваться, вращаясь направо, налево, снизу вверх и сверху вниз. При двуручном выполнении ла­дони сначала «смотрят» от ребенка, потом - друг на друга. При этом сначала прорабатываются одно­именные пальцы рук, а затем разноименные (напри­мер, большой палец правой руки и мизинец левой руки). • «Кулак-ребро-ладонь». • «Лезгинка». • «Ухо-нос». 2. Коммуникативное упражнение «Маска». Цель: эмоцио­нальное развитие. Учитель фиксирует на своем лице какое-нибудь выра­жение (маску), демонстрирует его всем детям и они по очереди «передают» соседу справа (слева) свои «маски». Сосед должен в точности повторить это выражение, поменять на новое и «передать» следующе­му участнику упражнения. Так же делают все остальные. Выражение лица может быть страшным, смешным, коми­ческим, угрожающим и т.д.

3. "Постели коврик - работа с полиэтиленовыми гранулами - синий цвет. Цель: развитие творческого воображения, опосредованного запоминания. Надо запомнить слова: тигр, кошелек, виноград, снеговик, мост, кактус. На каждое слово 0-4 сек. Запоминая слово, нужно наме­тить как можно больше гранул синего цвета рядом, не делая за­зоров, чтобы получился настоящий коврик.
Занятие 5
1. Упражнение для развития мелкой моторики рук. • «Змейки». • «Кулак-ребро-ладонь». • «Лезгинка». • «Ухо-нос». 2. "Собери мозаику" - у кого она будет больше. Работа идет с маленькими гранулами полиэтилена - красного и желтого цвета. Они лепятся не дощечку с пластилиновой основой в таком порядке: желтый, красный, желтый, красный и т.д. Объясняем задание; надо запомнить слова. Их либо читает сам ученик, либо диктуют их. Слов 7 (на каждое слово - 3-4 сек.) Роща, морж, спица, одеяло, торт, мороз, кнопка. Инструкция, Запоминая слово - лепи гранулы в том порядке, ко­торый указан - желтый, красный, желтый, красный. Выиграл тот, у кого мозаика будет больше:, у кого не спутана очередность гранул. Самое главное какие слова и сколько вспомнил. Подсчет баллов. меньше 5 слов - 3 балла 5 - б слов - 7 баллов Все слова, не перепутал порядок - 10 баллов Все слова, в правильном порядке -15 баллов.
Занятие 6
1. Упражнения для развития мелкой моторики рук. • «Колечко». • «Кулак-ребро-ладонь». • «Лягушка». Положить руки на пол (стол). Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ла­дошка). Одновременно менять поло­жение рук. Усложнение упражнения состоит в ус­корении. • «Замок». Скрестить руки ладонями друг к другу, сце­пить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Дви­гать пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкине-зий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последователь­но в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. В дальнейшем дети могут выполнять уп­ражнение в парах. Программа развития внимания и творческого воображения для детей психосоматиков (на основе работы с нетрадиционными материалами). Раздел. Ручной художественный труд.
2. Когнитивное упражнение «Визуализация трехмерного объекта». Детям (глаза закрыты) пред­лагается представить любой трехмерный объект (мяч, стул, глобус) перед собой и изучать каждую часть объекта, пред­ставить ее целиком. Затем необходимо мысленно изменить размер, форму, цвет. 3. «Делаем аппликацию» - работа с природными материалами /кора деревьев, семена растений и деревьев, лепестки цветов, веточ­ки, мох, желуди/. Ход упражнения. Надо запомнить пять слов: бабочка, озеро, де­рево, лестница, облако. Перед вами природный материал. Среди него есть то, что вам поможет запомнить предложенные слова. Итак, будьте внимательны и создайте красивую аппликацию на тему: живой природы ответ: семена клена - бабочка, она сидит на веточке - дерево, над деревом облако - лепестки цикория или колокольчика, внизу озеро - то же самое, к озеру имеется лестница - кора дерева/. Получается красивая картина. Время работы - произвольно, зависит от способностей ребенка.
Занятие 7

1. Упражнениядля развития мелкой моторики рук. Усложнение -упражнения выполняются с легко прикушенным языком.

• «Змейки».

• «Кулак-ребро-ладонь».

• «Лягушка».

• «Ухо-нос».

• «Замок». 2. Когнитивное упражнение «Визуализация человека». Детям предлагается визуализировать знакомого человека. Необходимо сконцентрироваться на лице и тщательно изучить каждую деталь. Затем мысленно приблизиться к человеку, отдалиться, посмотреть на него справа, слева, сзади и спереди. 3. Упражнение с разноцветной фольгой «Кого я увидел?». Дети скатывают шарики из разноцветной фольги и выкладывают в контуры фигуры человека на заранее приготовленный картон, обмазанный пластилином.
Занятие 8
1. Упражнения для развития мелкой моторики рук. Усложнение - упражнения выполняются с лег­ко прикушенным языком. • «Волна». • «Лягушка». • «Лезгинка». Левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть паль­цами к себе. Правой рукой прямой ладонью в гори­зонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После этого одновременно сменить положе­ние правой и левой рук в течение 6-8 смен пози­ций. Добиваться высокой скорости смены положе­ний. Для усложнения выполнения упражнения добав­ляются движения глаз и языка. Сначала однонаправ­ленные (глаза и язык двигаются в сторону кулачка), затем разнонаправленные (глаза - в сторону кулачка, язык - в сторону ладошки). • «Замок». 2. Упражнение на развитие творческого воображения: дети раскрашивают кольца для пира­мид во все цвета радуги из пенопласта. Но кольца надеты не­верно, нужно посмотреть и разложить кольца по порядку распо­ложения цветов в радужном спектре красный, оранжевый, жел­тый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. 3. Коммуникативное упражнение: «Пчёлка» - дети раскрашивают себе указательный палец цветными мелками, слушая инструкции учителя выполняют команды - «ночь» (дети замирают); «день» - «пчёлки» летают и громко жужжат.
Занятие 9
1. Упражнения для развития мелкой моторики рук. Усложнение - упражнения выполняются с лег­ко прикушенным языком. • «Волна». • «Лягушка». • «Лезгинка». • «Змейка». • «Массаж ушных раковин». Помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упраж­нения растереть уши руками. • «Замок». 2. Когнитивное упражнение «Визуализация геометрических фигур». Детям предлагается предста­вить круг (квадрат, треугольник и т.д.), затем мысленно изменить размер, цвет, форму, вращать вокруг своей оси, от­далить и приблизить фигуру. 3. Упражнение для развития творческого воображения: «Собери дома и машины» (детям предлагается работа с упаковками для транспортировки яиц; вырезаются нужные размеры, формы; всё красится, клеится).
Занятие 10
1. Упражнения для развития мелкой моторики рук. Усложнение- упражнения выполняются с за­крытыми глазами. • «Волна». • «Лягушка». • «Лезгинка». • «Змейка». • «Массаж ушных раковин». • «Замок». • «Паровозик». Правую руку положить на левую надостную мышцу, одновременно делая 10-12 малень­ких кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой, плечом вперед, затем столько же назад. Поменять по­зиции рук и повторить упражнение. 2. Когнитивное упражнение «Фотография». Цель: эмоци­ональное развитие. Учитель пока­зывает детям фотографию с изображением человека с оп­ределенным настроением. Один из учеников должен вос­произвести заданную ему фразу с интонацией, соответству­ющей эмоции на фотографии. Необходимо сопроводить высказывание соответствующей мимикой и жестами. Ос­тальные дети должны оценить правильность выполнения задания. 3. "Поможем зверям" - делаем различных зверюшек из природного материала (шишки, же­луди, веточки, хвоя, мох, листва, семена, лепестки). Руководитель: собрались в лесу звери и решили устроить концерт. Каждому хотелось выступить первым. Стали звери спорить. Обезьяна предложила выступать в порядке алфавита. И все звери согласились. Но только они не знали алфавита. Поможем им ре­бята". Дети по очереди выходят к доске и ставят на наборное полотно картинки с названием животного в порядке алфавита.
Занятие 11

1. Упражнения для развития мелкой моторики рук. Усложнение- упражнения выполняются с за­крытыми глазами.

• «Волна».

• «Лягушка».

• «Лезгинка»

• «Змейка». • «Массаж ушных раковин». 2. Функциональное упражнение «Кто летает?». Целъ: развитие концентрации внимания. Учитель называет предметы. Если предмет ле­тает - дети поднимают руки, если не летает - руки у де­тей опущены. Когда инструктор сознательно ошибается, детям необходимо своевременно удержаться и не поднять руку. 3. Функциональное упражнение «Что летает?». Цель: развитие творческого воображения - выполнение моделей самолётов в технике оригами, в конце выполнения упражнения - «запуск» моделей.
Занятие 12
1. Упражнения для развития мелкой моторики рук. Усложнение - упражнения выполняются с легка прикушенным языком и закрытыми глазами. • «Волна». • «Лягушка». • «Лезгинка». • «Змейка». • «Массаж ушных раковин». • «Сова». С силой схватить левое плечо правой рукой, головой медленно пересекать среднюю линию тела, поворачивая налево, затем направо. Расслабиться. Сделать три полных цикла дыхания на три поворо­та головы. Повторить то же для другого плеча. До­бавить вокализацию: голова у плеча - вдох, голова на груди - выдох с вокализацией «у-у-х», голова у другого плеча - вдох и т.д. 2. Функциональное упражнение «Что слышно?». Цель: раз­витие концентрации внимания. Учитель предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит в комнате, за дверью, на улице. Затем он про­сит рассказать, какие звуки они слышали. Можно подсчи­тать услышанные звуки и выбрать победителя.

3. Повтори рисунок и расскажи стишок.

Играем и строим из спичек на клеевой основе.(Спичечный вари­ант задач смотреть у авт. Цвынтарного В.В.).

«Очки»

Очки помогают книгу читать, писать, рисовать, готовить, вязать.

Мельница.

Мельница крыльями машет вдали Будет мука, чтоб пирог испек­ли.


© 2010-2022