В мире общения. 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Республика Саха (Якутия), Таттинский район ,МБОУ Чымнайская СОШ имени Г.Д. Бястинова - Бэс Дьарааhын

Антоева Татьяна Валерьевна учитель начальных классов.



Урок: Русский язык.

Тема: В мире общения.

Класс: 1 Цели и задачи: - Способствовать осознанию учащимися цели речевого общения - достижения взаимопонимания; - Дать представление о том, что каждый народ использует в общении свой родной язык; - Воспитывать ценностное отношение к русскому языку как родному, как языку своей Родины; - Раскрыть учащимся умение общаться как умение говорить и слушать, читать и писать; - Повышать культуру речевого общения.

Ход урока I. Проверка домашнего задания (упр. 2). Выслушивая рассказы детей о том, с кем они любят общаться, учитель выясняет для себя, вошли ли в круг желанных собеседников наряду с родителями учащихся и их одноклассники. Важно побудить школьников дать объяснение, чем привлекательно для них общение с названными людьми (познавательной значимостью, эмоциональным контактом и т. д.):
- Почему он (она) для тебя желанный, любимый собеседник? Он (она) интересно рассказывает? Находит ответы на все вопросы? Может утешить, подбодрить, дать совет?
Проводится чтение пословицы Петь хорошо вместе, а говорить - порознь, записанной детьми дома в своих тетрадях, и объяснение ее смысла. (Нельзя перебивать друг друга в диалоге, нужно уметь выслушать говорящего до конца.)
- Что значит уметь слушать друг друга? (Слушать - это не значит просто молчать, когда говорит собеседник, нужно думать над смыслом сказанного, стараться его понять и взглядом и жестом показывать, что вы заинтересованный и внимательный слушатель.)
- А умеете ли вы слушать друг друга на уроке? Как надо слушать? (Не отвлекаться, не мешать посторонними разговорами, дополнять или исправлять ответ говорящего.)
- Давайте будем учиться друг друга слушать.
II. Формирование представлений о языке как средстве общения (упр. 1). Опираясь на поставленные вопросы, учащиеся описывают ситуации, изображенные на рисунках. Учитель создает атмосферу внимательного слушания, побуждает детей делать дополнения, уточнения к рассказу. (Рис. 1. Русские дети встретились у книжного магазина. Они обсуждают книжные новинки. Один из друзей уже читает купленную книгу. Рис. 2. Русские туристы приехали в Японию. Они просят японцев подсказать дорогу, но те плохо понимают россиян.)
- Как вы определили, что во втором случае дети общаются с трудом? (По жестам, позам, мимике детей.) Почему же между русскими и японскими детьми нет понимания? (Потому, что каждый народ говорит, читает и пишет на своем языке: русские - на русском языке, японцы - на японском; для общения дети используют русско-японский словарь.)
III. Сведения о существовании разных языков (упр. 2) учителю следует дополнить пояснением слова родной. У каждого народа свой язык, который они усвоили с рождения, узнали от своих родителей, и потому он является для них родным.
IV. Текст, задания (упр. 3) способствуют осознанию русскоязычными детьми русского языка как родного для них, для всего русского народа и в этой связи призваны заложить ценностное отношение к русскому языку. После того как учащиеся определят свой родной язык (а он может оказаться не только русским), учитель предлагает детям задуматься над словами поэта С. Михалкова.
- От имени кого произносит поэт слово мы? (От имени всех русских людей.)
- Когда мы «вольно дышим», т. е. чувствуем себя легко, свободно? Прочитайте строки стихотворения.
- Какая же речь для нас, русских людей, родная?
V. Чтение предложений (упр. 3) Мы живем в России. Русский язык - язык русского народа. Осмысление содержания предложений расширит представления учащихся, поможет им осознать, что Россия - это Родина, а русский язык - родной язык для русского народа и язык общения для всех людей, живущих в России. Могут быть заданы наводящие вопросы:
- Какая страна является для нас родной? (Россия.) Значит, Россия - это наша Родина. Для какого народа русский язык - родной? (Для русского народа.) А каким же русский язык является для других народов, живущих в России? (Он является языком их Родины - страны, где они живут и где русский язык помогает всем людям общаться между собой.) Поэтому русский язык надо ценить, изучать.
Задание по списыванию можно расширить, не ограничиваясь записью лишь последнего из них. Более того, целесообразно поставить мотивированную каллиграфическую задачу:
- Постарайтесь написать предложения о русском языке особенно красиво. Для разминки напишите буквы М, м (проводится графический анализ букв, их прописывание).
- Чтобы не допустить ошибок при списывании предложений, обратите внимание на «трудные места» (заглавные буквы, слог жи, удвоенные согласные и др.).
VI. Работа со словарными словами Россия, русский (упр. 5). Запись слов в индивидуальные словарики с орфографическим проговариванием, подчеркиванием «трудных мест». Объяснение назначения индивидуальных словариков (для повторения и проверки правописания словарных слов).
VII. Разграничение умений в устном и письменном общении, в развитии представлений о речевой культуре. Этому этапу урока можно придать форму учебной дискуссии (упр. 7). Сначала через содержание предложений уточняются понятия устного общения (слушаю, говорю) и письменного (читаю, пишу).
Учитель предлагает учащимся не просто ответить на вопрос, что труднее, а высказать мнение и доказать свою точку зрения. Подсказывает выражения для начала дискуссии («Я считаю, что...»), ее продолжения («Я не согласен...»). Учитель не оспаривает мнений детей, а лишь направляет дискуссию и в конце ее делает обобщение: «Умение общаться свидетельствует о культуре человека». Объяснение пословиц (упр. 6) связывается с проведенной дискуссией, а запись второй пословицы - с необходимостью запомнить это правило общения.
VIII. Домашнее задание: каллиграфическое списывание пословицы Из пословицы слова не выкинешь, объяснение ее смысла, повторение изученных пословиц.



© 2010-2022