- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока русского языка с самоанализом на тему Сложные слова 3 класс УМК Перспектива
Конспект урока русского языка с самоанализом на тему Сложные слова 3 класс УМК Перспектива
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Аврамова Е.Н. |
Дата | 29.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Урок русского языка по теме "Сложные слова"
Разделы: Преподавание в начальной школе
Преподавание уроков русского языка в 3 классе ведётся по программе "Перспектива", они подготовлены в строгом соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения. Авторами комплекта УМК являются Л.Ф.Климанова и Т.В.Бабушкина.
В соответствии с программой во 2 четверти изучается раздел "Слово в речевом общении" тема урока: "Как образуются слова".
Урок составлен в соответствии с принципами педагогики:
принцип деятельности (учащиеся получают задание не в готовом виде, в процессе исследования);
принцип непрерывности (данный урок является частью темы "Как образуются слова");
принцип "минимакса" (минимум - иметь представление о сложных словах, максимум - уметь ответить на вопросы: как образуются сложные слова?, какую роль играют сложные слова в речи?);
принцип психической комфортности (снятие стрессобразующих факторов, путем создания для каждого ребенка ситуации успеха);
принцип мультимодальности (работа над новым материалом в разных видах: , оценочный лист, компьютерная презентация с разными видами работы);
Тип урока - урок открытия нового знания. Урок выстроен в технологии междисциплинарного обучения, в центре которого метод исследования. Выбор данного метода обучения обусловлен тем, что он наиболее предпочтителен для детей с повышенными интеллектуальными и творческими возможностями. Выбор средств обучения обусловлен применяемым методом.
Урок состоит из следующих этапов: мотивация, актуализация, повторение, исследование, обмен информацией, связывание информации, применение, итог, рефлексия. На этапе мотивации используется прием создания проблемной ситуации с удивлением (предъявление противоречивых фактов). Для проведения исследования детям предлагается поработать в парах, что позволяет обеспечить высоких уровень активности учащихся. На данном этапе дети работают с текстом различных заданий: Образование сложных слов, соединительная гласная, роль слов в речи. Оформленные результаты предоставляются на рабочих листах. Учащиеся в результате проведенного исследования "открывают" новое задание. На этапе связывания информации вывод уточняется и дополняется.
В конце урока все учащиеся:
Познакомились с особенностями словообразования и правописания сложных слов.
Обогатили словарный запас новыми словами.
Тип урока: открытие новых знаний.
Цели урока (планируемые результаты обучения).
Личностные: формирование у учащихся учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.
Метапредметные: планировать своё действие в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации;
строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
устанавливать аналогии;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные: познакомиться с понятием "сложные слова", со способом их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных).
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «СЛОЖНЫЕ СЛОВА»
Аврамова Елена Николаевна, учитель начальных классов.
Ход урока
1.Оргмомент.
- Сегодня много гостей на уроке. Давайте поприветствуем всех присутствующих.
- Девиз урока. Слайд 2. Чтобы урок пошёл каждому впрок, активно в работу включайся дружок!
Как вы понимаете этот призыв? По интонации какое это предложение? (восклицательное) По цели высказывания? (побудительное) К чему нас побуждает?(к действию) Вспомните над каким разделом мы работаем.( СОСТАВ СЛОВА) С чего начнём работу? (с повторения)
ЖЕЛАЕМАЯ ОЦЕНКА НА НАЧАЛО УРОКА.
2. Актуализация знаний
-
Проверка д.з. упр 206.
- Как распределили слова по схемам? Какими словами дополнили группы?
- Расскажите, как образованы слова?
ОЦЕНКА ЗА Д.З
-
Словарь и чистописание. Слайд3
На экране: далеко на в_сток, выследил м_дведя, поредел б_резняк, написал в т_традь, окраина гор_да.
- Назовите орфограммы. Объясните их написание.
- Какие буквы были пропущены? (еее ооо)
Эти буквы нам сегодня пригодятся на уроке. Давайте их пропишем в тетрадях.
Каллиграфическая минутка еее ооо
Словарь: списать словосочетания, выделить приставку. Комментированное письмо.
- Составьте своё предложение. Подчеркните основу предложения. ОЦЕНКА ЗА СЛОВАРЬ.
3. Самоопределение к деятельности. Слайд 4
- Сейчас я подскажу вам корень к которому вы подберёте родственные слова.
3)Так какая тема нашего урока? 6-й слайд
Я предлагаю вам план исследования - Чтобы ваши исследования прошли успешно, какими нужно быть? (активными, внимательными, помогать друг другу) Слайд 7 Рассказать секреты слова Я для вас всегда готова. Но на уроке будь готов Сам раскрыть секреты слов.
8-й слайд
4.Работа по теме урока 1) Исследование №1. Образование сложных слов. - Какой первый пункт нашего плана? (Как образуются сложные слова?) - Как вы думаете, что это за слова такие - сложные? (предположения детей) - А какое слово в математике имеет такой же корень как и слово сложные? (сложение) Слайд8, 9. - А что можно сложить на уроке русского языка? Подумайте (звуки, слоги, слова в предложения, предложения в текст) На доске появляется запись: (слайд 10) -нос-, -н-, -ок-, -рог-, с-, варит, -ик-, -ы, -а, -сам-, - Что это такое? (Это части слова: приставка, суффикс, корень, окончание) - Что здесь лишнее? (Варит - это не часть слова, а целое слово) - Какое задание можно придумать? (Я предлагаю составить слова, затем их записать в тетрадь.) ПАРНАЯ РАБОТА Давайте выполним это задание. Какие слова у вас получились? (носик, носы, рога, рожок, сварит,) - Что мы сейчас складывали? (части слова в слова) - Ребята, а про какую часть слова мы забыли? (основа) -Что такое основа? (Основа - это часть слова без окончания) -А можно ли сложить две основы? (высказывания ребят) Давайте проверим и узнаем, кто оказался прав. Найдите основы в словах: носы и рога. Попробуйте сложить эти основы. Какое слово получилось? Кто такой носорог? (Это животное, у которого на носу рог) (слайд 10). - Ребята, у нас получилось сложное слово. Как мы его получили? (Сложили две основы) -Попробуйте сложить основы слов: сам и варит. (самовар) -Как вы получили сложное слово самовар ? (Мы сложили основы) -Какой вывод мы можем сделать? Как образуются сложные слова? (СЛОЖНЫЕ СЛОВА ОБРАЗУЮТСЯ СЛОЖЕНИЕМ ОСНОВ) отметить в листе исследования
СЛАЙД-11 2)Исследование № 2.Соединительная гласная в сложных словах. -Какой следующий пункт плана? (При помощи чего соединяются корни в сложных словах?) - Чтобы узнать это, вернёмся к написанным сложным словам. - Выделите в словах самовар и носорог корни.(сам, вар, нос, рог) - Что соединяет корни? (Гласная О). Как её можно назвать? (Соединяющая, соединительная) - Правильно, ребята. Гласная, которая соединяет корни в сложных словах, называется соединительная гласная. -Как образовались слова кашевар, пылесос? ( пыль+сосёт, каша+варит) Запишите слова выделив в них корни и основы. Какие соединительные гласные в этих словах? (е, о) - Итак, отметим это в «Листе исследований» СЛАЙД 12, 13, 14, 15 о соед гласных 16-й слайд 3)Исследование №3. Наблюдение над ролью сложных слов в речи. -Прочтите следующий пункт нашего плана.(какую роль играют сложные слова в речи?) Давайте посмотрим на предложения, увидели ли вы сложные слова? Назовите. -А что означает слово маслозавод? (Завод, на котором делают масло) -Что удобнее использовать в нашей речи: слово маслозавод или предложение Завод, на котором делают масло? (слово маслозавод) Вернёмся к нашему слову, в котором у нас возникло затруднение снегопад (выпадение снега в большом количестве) -Почему? (Так короче, удобнее, быстрее) -Итак, какую роль играют сложные слова в русском языке? (Их используют для краткости речи; вместо того, чтобы использовать предложение или словосочетание) - Отметим это в пункте № 3 «Листа исследований». 4)Формулировка правила. -Давайте обобщим всё, что мы узнали. (По записям в КАРТЕ УСПЕХА) -Итак, что же такое сложные слова? (Это слова, образованные сложением основ. Корни в сложных словах могут соединяться при помощи соединительных гласных о. е и без них Их используют для краткости речи; вместо того, чтобы использовать предложение или словосочетание)
17-й слайдФИЗМИНУТКА
Дроворуб рубил дрова
Раз и два! Раз и два!
На траве среди двора
Дров нарублена гора
Сено косим в сенокос
Для коровы и для коз.
Лошадь тоже любит сено
Просит сено ежедневно.
5.ЗАКРЕПЛЕНИЕ:
1.СЛАЙД 18 - 23 Разгадываем загадки, записываем отгадки, выделяем корни. 2. ПОВТОР ПРАВИЛА: ПАРНАЯ РАБОТА 3.СЛАЙД 24. Работа по учебнику стр 119, упр 214. Самост раб Проверка: Пешеход, самосвал, путешествие, землекоп, огнетушитель, рыболов, мышеловка, теплоход, снегоход. ОЦЕНКА В ОЦЕНОЧНОМ ЛИСТЕ 4. СЛАЙД № 26, 27
От Вертослова.
Зачитывается текст письма:
Кто мне скажет,
Где бы мог
Поселиться пешелов?
Кто покажет птицехода?
Про него я слышал много.
Пусть мне кто-нибудь найдет
Настоящий вертоход.
Я не видел паролета,
Но взглянуть давно охота.
Объясните мне толково,
Кто такие труболовы?
Подскажите,
Где на свете
Рыбочиста можно встретить?
И последний мой вопрос.
Что такое снегокос?
Почему, когда и как
Наступает сенопад?
Учащиеся по группам "восстанавливают" слова ПАРНАЯ РАБОТА.
Проверка по слайду правильности выполнения задания. Обобщение - А теперь, подводя итог нашего урока, просмотрите результаты наших исследований, вспомните всё, что мы узнали о сложных словах. (Высказывания учащихся) Домашнее задание. (дифференцированно по выбору учащихся )
- Упр 213
- Подобрать 10 сложных слов из словаря.
- Составить текст, используя сложные слова
Фамилия: ____________________________________________________
Карта успеха.
Русский язык
Тема: «Как образуются новые слова. Сложные слова»
-
Желаемая оценка на начало урока
Оценка за домашнее задание
Оценка за задание
Оценка за задание
Оценка за задание
Оценка за задание
Оценка за урок
- Проверка Домашнего задания.
- Чистописание. Словарная работа. Списать словосочетания, выделить приставки в словах.
- Записать однокоренные слова к отгадке.
Работа по теме урока.
-
Исследование 1. Как образуются сложные слова? ____
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Исследование 2. Соединительная гласная в сложных словах. _____
-
Исследование 3. Какую роль играют сложные слова в речи? ______
________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Самостоятельная работа: Упр 214 стр 119.
-
САМОАНАЛИЗ. ПРАВИЛО.
- Домашнее задание ( по выбору )
- Упр 213 или
- Подобрать 10 сложных слов из словаря.
- Составить текст, используя сложные слова