Конспект урока и презентация по математике на тему Окружность (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Андрущенко Марина Викторовна,

учитель начальных классов МКОУ «Глушковская СОШ»,

посёлка Глушково Курской области

Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» во2-ом классе на тему «Окружность»

Тип урока:

Решение учебной задачи

Авторы УМК:

УМК «Перспектива», авт. Л. Г. Петерсон

Цели урока:

Создать условия для формирования представления об окружности, её элементах, свойствах; познакомить детей с новым чертёжным инструментом - циркулем; учить строить окружность с помощью циркуля.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

Личностные: проявлять положительное отношение к своему Отечеству, к малой родине; проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика»; развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевой саморегуляции.

Метапредметные:

регулятивные - в совместной деятельности с учителем и одноклассниками учиться принимать учебную задачу (через обсуждение темы урока); выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме (при выполнении заданий); фиксировать (устно) в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке;

познавательные - учиться ориентироваться в информационном материале урока (через систему навигации: начало урока, объяснение нового материала); совместно с учителем осуществлять поиск необходимой информации (при практической работе); осуществлять анализ объектов (работа с иллюстрациями); с помощью учителя строить речевое высказывание в устной форме, строить логическое рассуждение с опорой на полученные знания;

коммуникативные - использовать простые речевые средства; включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение; формулировать собственное мнение и позицию в устной форме; задавать вопросы и отвечать на вопросы учителя.

Предметные: в совместной деятельности с учителем и одноклассниками учиться использовать приобретённые математические знания на уроке, различать окружность, соотносить её с предметами окружающей обстановки.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация; тесты; циркули, линейки; шёлковая лента,ножницы.

Образовательные ресурсы:

Интернет ресурсы. Математика. 2 класс. - Режим доступа: nachalka.info.Журнал «Начальная школа». - Режим доступа: n-shkola.ru.

Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Приёмы контроля

осуществляемые действия

формируемые умения

1

2

3

4

5

6

I.Самоопределение к деятельности

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Тихо звучит мелодия из песня «Светит солнышко»

Здравствуйте, ребята. Обычно люди говорят при встрече это хорошее, доброе слово, желая друг другу здоровья. Давайте поздороваемся со всем миром и пожелаем всем здоровья.

Здравствуй, солнце золотое!

(Руки поднимают вверх к солнцу.)

Здравствуй, небо голубое!

(Руки поднимают вверх к небу)

Здравствуй, вольный ветерок!

(Руки подняты и изображают ветер.)

Здравствуй, крепенький дубок!

(Движение силача.)

Я живу в родном краю,

(Руки разводят в стороны.)

Я вас всех приветствую!

(Поклон приветствия как в старину.)

Я рада видеть ваши добрые глаза, спасибо вам за это. Мне бы хотелось, чтобы на уроке царила атмосфера добра и понимания. Чтобы поднять настроение, улыбнитесь друг другу, настройтесь на плодотворную работу на уроке.

На доске - запись даты, слова: «Тема урока...» Тема не записана, так как дети ее сформулируют позже.

Приветствуют учителя. Повторяют за учителем слова и движения.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Наблюдения учителя

II.Актуализация знаний.

1.Работа с картой Курской области

Фронтальная. Словесный.Слово учителя

- Посмотрите на экран. Что это? (слайд 2)

-Как она называется?

- Что обозначает понятие «область» (слайд 3)? Давайте обратимся к Толковому словарю Ожегова. Чтобы ускорить работу, я заранее выписала формулировку определения. Прочитайте его. (слайд 4).

- Это формулировка географическая (слайд 3).

- А что же такое область в математике?

Покажите на карте Курскую область.

- Кто покажет границу Курской области (слайд 2)?

- Что такое граница (слайд 6)? Как объясняет значение этого слова словарь Ожегова?

- Вспомните определение границы в математике.

-Карта.

- Карта Курской области.

-Область - часть страны.

- Это часть плоскости, ограниченная линией (слайд 5).

Один ребенок у доски показывает территорию.

Граница - линия, отделяющая одну область от другой (слайд 7).

- Граница - замкнутая кривая линия (слайд 8).

Формулируют ответы на вопросы, читают, слушают и говорят.

Устные ответы

2. Математический диктант.

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

В нашей области есть много удивительных мест. Одним из них является Центрально-Чернозёмный государственный природный биосферный заповедник имени В. В. Алёхина.(слайд 9).

-Что такое заповедник? Прочитайте объяснение слова из словаря.

- Кто бывал в этом заповеднике?Центрально-Черноземный заповедник, находящийся на территории Курской области является старейшим и наиболее известным как в нашей стране, так и за ее пределами. В нем сохраняют типичные степные ландшафты региона, которых не касалась рука человека. Его биологическое разнообразие представлено 7200 видами живых организмов.

С наступлением весны оживляются его обитатели. У них в это время года много дел. Давайте решим задачи о некоторых из них (слайды 10-14):

1. Чтобы поужинать, одному волку надо 3 кг мяса. Сколько килограммов мяса нужно четырем волкам? (12)

2. На 5 кустах пиона тонколистного расцвели 30 бутонов.Сколько бутонов расцвело на каждом кусте, если известно, что их расцвело поровну? (6)

3. Ушастая сова - главный враг мышей. Ночью она поймала 35 мышей, а днем в 5 раз меньше. Сколько мышей поймала сова днем? (7)

4. За день заповедник посетили 36 детей и 4 взрослых. Во сколько раз больше детей, чемвзрослых посетили заповедник? (9)

- Какие задания можно выполнить с этими числами?

- Молодцы! Поставьте числа в порядке возрастания.

- Посмотрите еще раз на числа. Если вы правильно решили, то должны заметить закономерность. Какую?

- Запишите следующее число.

- Проверьте себя.

На доске записаны числа: 6, 7, 8, 9, 10, 11,12,16. Над каждым числом расположены бумажные цветные круги. Дети снимают круги. Если число выбрано верно, под ним написаны буквы, если неверно - ничего не написано.

Если убрать кружки над правильными ответами, под ними откроется слово окружность.

Заповедник - это определенная территория: лес, поле или смешанная местность, охраняемая законом, на которой запрещены любые виды человеческой деятельности из-за обитания на ней редко встречающихся или вымирающих видов животных и растений.

Дети записывают в тетради

только ответ.



- Расположить в порядке убывания, возрастания, разделить на группы.

- 6, 7, 9, 12.

- Каждое последующее число увеличивается на 1, 2, 3.

- 16.

Выполняют задание учителя, решают возникшую проблему.

Правильное выполнение задания

III. Определение темы и целей урока. Постановка учебных задач.

Фронтальная. Словесный. Беседа.

- Какое слово получилось? Как вы думаете, почему появилось слово окружность?

- Правильно (слайд 15).

Тема урока, цели и задачи фиксируются на доске, чтобы дети могли видеть их перед собой.

- Что такое окружность?

- Какое определение окружности как границы круга нам нужно сегодня?

- У каждой геометрической фигуры есть какие-то свойства. Что мы можем, к примеру, сказать о прямоугольнике?

- А какие свойства у окружности?

Затруднение, проблема.

- Значит, какова цель нашего урока?

Учитель записывает на доске.

- Как мы это будем делать?

- Когда мы вспоминали о прямоугольнике, мы сказали, что он содержит 4 угла и 4 стороны, значит, можем предположить, что и окружность содержит какие-то элементы.

- Какова будет наша первая задача?

- Чем мы пользуемся, когда нужно построить фигуру?

- С помощью линейки можно построить окружность?

- Значит, какая будет вторая наша задача?

- С элементами окружности познакомимся, узнаем свойства,

инструмент. Чему мы должны будем научиться?

-Наверное, это тема сегодняшнего урока.

- Граница круга.

- Математическое.

- Он содержит 4 угла, 4 стороны, углы прямые. Противоположные стороны равны.

- Узнать свойства окружности.

Дети формулируют задачи урока.

- Узнать, какие это элементы.

- Линейкой, карандашом, угольником.

- Нет.

- Познакомиться с инструментом для построения окружности.

- Строить окружность.

Выдвижение гипотезы и её обоснование.



Выявление цели урока.

Выявление задач урока.

Беседа по вопросам.

IV. «Открытие» детьми новых знаний.

1.Игра «Круг и окружность»

(Игра-физкультминутка)

Коллективная. Практический, словесный. Игра.

- Для начала еще раз уточним, что такое круг и что такое окружность. Разграничим эти понятия. Для этого предлагаю вам игру «Круг и окружность».

Учитель вызывает к доске 10-12 учеников.

- Вы все точки. Встаньте в прямую линию, в кривую. Изобразите окружность.

- Окружность - это какая линия?

- Что она ограничивает?

- Из чего же состоит окружность?

- Сейчас мы позовем еще точки.

Учитель вызывает поочередно двух учеников, изображающих точки, и дает задания: первому - побегать вдоль окружности.

- Значит, получается, что ты бегал вдоль границы?

Второй ученик должен побегать по кругу.

- Что такое круг?

В первом случае ученик бежит вдоль линии, образованной детьми, а во втором случае - бегает внутри этой линии в разных направлениях. После этого вызывают еще одну «точку» - ее ставят в центр окружности.

- А если окружность выстроится ровно, от какой точки окружности центр будет дальше всего? ближе всего?

- Давайте проверим.

Ученику, который изображает центр окружности, дают один конец ленты. Другой конец протягивают ученику - точке на окружности. Отрезают лишнее. Затем этот конец передают другому ученику -другой точке окружности, и т.д. Тем самым доказывают, что центр равноудален от точек на окружности.

- Что вы заметили?

Дети садятся на места, остаются только два ученика - «центр» и «точка».

- Какой вывод мы сделали?

- Кривая.

- Круг.

- Из точек.

-Да.

- Область внутри окружности.

- На одинаковом расстоянии от всех точек.

- Что центр находится на одинаковом расстоянии от точек на окружности.

- Центр окружности равноудален (то есть находится на одинаковом расстоянии) от всех ее точек.

«Открытие» детьми новых знаний

Практическая работа

2. Введение понятия «радиус»

Коллективная.

-А кто знает, как называется этот отрезок (показывает ленту) - расстояние от центра до точки окружности?

Если кто-то из детей знает, что это радиус, то называет. Если никто не знает, то название сообщает учитель:

- Это радиус.

Ученику - точке окружности предлагают еще побегать по кругу, держась за конец ленты. «Центр» и «точка» держатся за разные концы ленты. Затем складывают ленту пополам.

- Что будет, если я уменьшу радиус?

- Какой вывод мы можем сделать?

Обращаемся к первой задаче урока.

- Какая у нас была первая задача?

- Обобщим наши выводы еще раз. Что такое окружность?

У. Что мы узнали про центр окружности? Д. Он равноудален от всех точек окружности (слайд 17).

- Обычно центр окружности обозначается точкой О.

Показ на слайде: OB = OA и т.д.

- Как называются эти отрезки?

- Что мы узнали про радиусы?

- Радиус принято обозначать в математике маленькой латинской буквой г(слайд 18).

-С чем еще мы должны познакомиться на уроке?



- Окружность уменьшится.

- Чем меньше радиус, тем меньше окружность.

- Узнать, из каких элементов состоит окружность.

- Линия, которая ограничивает круг(с лайд 16).

-Радиус - это отрезок, соединяющий центр окружности и точку на окружности. Окружность имеет только один радиус.

- С инструментом.

3. Знакомство с циркулем.

Фронтальная, парная. Практический. Слово учителя

- Какой инструмент существует для построения окружности?

- С каким словом созвучно его название?

- А почему (слайд 20)?

- Правильно, ведь слова цирк и циркуль происходят от одного и того же слова -циркулюс, что значит круг, окружность. Самые древние циркули найдены при раскопках во Франции, им уже 3000 лет.

Циркуль - это чертежный инструмент, с ним надо работать осторожно. Нельзя подносить его иглой к лицу и передавать циркуль соседу иглой вперед.

Давайте вместе начертим на листочках окружности при помощи циркуля. Вы будете работать в парах. Можете помогать своему соседу.

Сначала определяем, где у нас будет центр окружности. Обозначим эту точку буквой О. Ставим ножку циркуля в центр окружности.

- Какая ножка циркуля стоит в центре окружности?

- Вспомните, Дима был центром. Где он оставался?

- Острый конец циркуля всегда должен оставаться в одной точке - центре окружности. А грифель должен рисовать.

- Помните Алекса?

А расстояние между ножками не должно меняться.

- Какой вопрос вы мне должны задать?

- Строим окружность радиусом 5 см.

- Циркуль (слайд 19).

- Со словом цирк.

Дети отвечают.



- Где игла.

- На месте, не двигался.

- Какой радиус взять?

V. Закрепление нового материала.

1. Тест

«Выбери правильный ответ»

Индивидуальная. Практический.

1. Окружность - это:

а) замкнутая кривая линия;

б) ломаная линия с центром в точке О;

в) замкнутая кривая линия, центр которой одинаково удален от всех точек окружности.

2. Радиус окружности - это:

а) отрезок, соединяющий две точки окружности;

б) прямая, проходящая через центр;

в) отрезок, соединяющий центр и любую точку окружности.

3. Все радиусы одной окружности:

а) являются лучами;

б) равны между собой;

в) имеют разную длину.

4. Найди на чертеже предметы, в составе которых есть окружность (рисунки в тесте такие же, как на слайде 23).

Проверка выполнения теста

(слайды 21, 22, 23)

Тест

«Выбери правильный ответ»

VI. Рефлексия

Фронтальная. Словесный. Беседа.

Обращение к задачам и целям урока, написанным на доске.

- О чем мы говорили сегодня на уроке?

- Какие задачи перед собой ставили?

- Выполнив задачи, мы достигли цели?

- Об окружности.

Дети перечисляют.

- Да.

Высказывают своё мнение.

Устные ответы на вопросы.

VII. Итог урока

- Продолжите предложения. (Слайд 24)

На доске:

Сегодня на уроке:

  • я узнал (узнала)...

  • я научился (научилась)...

  • я порадовался (порадовалась) тому, что...

Оценивают свою деятельность на уроке. Осуществляют самоконтроль.

Устные ответы на вопросы.

VIII. Домашнее задание

Упражнения № 7, 8, 13 на с. 48. Повторить определения.

(Слайд 25)

- Солнышко подарило вам солнечных зайчиков. Возьмите в руки фигуру -окружность и нарисуйте свое настроение.





© 2010-2022