Из опыта работы. Статья на тему Обучение грамоте в подготовительной группе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пасько Татьяна Борисовна,

педагог МБОУ СОШ №3 с. Арзгир

Арзгирского района Ставропольского края.


«Обучение грамоте» в подготовительной группе.


Главное - чтобы малышам

было интересно учиться! Закончился учебный год и период общения с дошколятами. Не прошёл он бесследно, накоплены крупицы определённого опыта, есть находки и ошибки, есть маленькие открытия, есть проблемы. К занятиям с будущими учениками готовилась вдумчиво и кропотливо. В течение всего года проводила занятия по обучению грамоте, изучала личность каждого ребёнка - ведь это залог успешного обучения. Дети, которым не было ещё и шести, в привычной для них обстановке детского сада раскрывались передо мной в общении друг с другом, игре, на развивающих занятиях. И чем ближе узнавала ребят, тем больше убеждалась - далеко не просто будет в процессе обучения и воспитания: недаром шестилетний возраст педагоги и психологи называют возрастом неожиданностей. Дошколята - народ особый и сложный. Они очень чрезмерно энергичны и подвижны, быстро утомляются от однообразной деятельности. Время их продуктивного мышления - около десяти минут. Очень непосредственны и наивны. И, надо признаться, учить их очень интересно. На занятиях в игровой форме мы отправлялись в волшебный мир звуков и слов. Сказочные герои помогали формировать у дошкольников представление о предложении, учили делить предложения на слова, слова - на слоги и звуки, составлять предложения из 2-4 слов и слова из 2-3 слогов. На каждом занятии ребята играли в игру с мячом «Подружим звуки», знакомили согласный звук с гласными звуками и незаметно овладевали навыками чтения. Я хочу предложить одно из занятий, тема которого «Лес и мир животных. Знакомство со звуком [ж] и буквой Ж». Главные задачи, которые я ставила перед собой, были следующие: Образовательная: познакомить детей с новым твёрдым согласным звуком [ж] и буквой Ж; Развивающая: развивать речь, логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику пальцев рук;

Воспитательная: формировать коммуникативную культуру, воспитывать интерес и желание читать, аккуратность, дисциплинированность, самостоятельность; воспитывать доброе отношение к животным; Эта триединая задача решает проблему развития личности ребёнка. Для решения поставленных задач я использовала такую структуру занятия, этапы которой работают на реализацию целей занятия. В начале занятия настраиваю детей на позитивные эмоции, ввожу сказочного героя и создаю проблемную ситуацию, которая помогает подвести детей к теме и цели занятия. Путём размышлений и исследований дети «открывают» новое, находят решение. На разных этапах занятия подачу материала провожу от более простого к сложному. От задания к заданию дети работают всё активнее. Основным видом деятельности на занятии является игра. С огромным интересом ребята выполняют упражнение «Обрывашки», «Соедини точки» (индивидуальная работа), с азартом участвуют в играх «Волшебный цветок» (работа в парах) и «Составь слова» (работа в группах). Эти упражнения позволяют развивать мелкую моторику пальцев рук, усидчивость, самостоятельность; формировать коммуникативные навыки и умение использовать полученные знания.


Оборудование: сказочный герой Буратино, мягкие игрушки, плакат «Лесные жители», мяч, цветочки с заданиями, слоги, магнитофон, аудиокассеты с записью музыки.


Ход занятия.

І. Организационный момент. Начинаем наше занятие обучению грамоте.

Каждый день всегда везде

На занятиях в игре.

Смело чётко говорим

И тихонечко сидим. Садитесь на свои места. Приготовьтесь слушать меня внимательно.

ІІ. Сообщение темы. Ребята, к нам на занятие пришёл наш старый знакомый Буратино и принёс интересное объявление: «Открывается Лесная школа для животных».

ІІІ. Работа над темой.

1)Организация игры. И послал Буратино пчёлку сообщить всем лесным жителям эту радостную весть. Пчёлка летит и рассказывает. Ребята, как она говорит, какой звук она произносит, когда летит? Давайте пчёлке поможем сообщить эту новость. Птички обрадовались и запели весёлую песенку в лесу (звучит музыка). А вот и первые ученики Лесной школы. Ребята, кто же записался в лесную школу? (Дети называют). Медвежонок, зайка, лиса, белочка. А вот появился ещё один ученик? Кто это? Он прилетел и запел свою песенку? Давайте вместе споём ж-ж-ж. Ребята, с каким звуком мы сегодня будем работать. Какой звук звучал? На занятии будем слушать, и произносить звук [ж].

2) Проведение игры. Буратино очень любопытный, свой нос сует везде, хочет, больше узнать. Он приготовил задания для зверушек. Давайте, ребята, представим, что мы тоже учимся в лесной школе, и вместе с учениками лесной школы будем выполнять задания.

  1. Произнесение звука ж в словах и слогах.

И рассказал звук [ж] такую историю. В стране Жужжандия жил-был звук [ж]. Жужжал, жужжал звук [ж], скучно ему стало. С кем бы подружиться? Мы сможем ему помочь? (Сможем, поможем!) Сначала познакомим его с гласными звуками. Назовите их (а о у ы э и).

Давайте вспомним, какие мы знаем гласные буквы.

Десять гласных есть на свете

Мы запомнить их должны:

я ё ю е и

а о у э и конечно буква ы.

Задание по слоговому синтезу. Игра с мячом. Я буду «бросать» вам звук [ж] и звук [а]. Какой слог получился? А вы мне слоги. Звук [ж] и звук у. Звук [ж] и звук о. Звук [ж] и звук э. Звук [ж] и звук ы. Чистоговорки. Ребята, а вот какие стихи сочинил звук [ж]: Жу-жу-жу- молока дадим ежу. Жа-жа жа - есть иголки у ежа.

Игра «Кто внимательный?» Звук [ж] очень хитрый, он стал прятаться в словах. Я буду называть слова, если вы услышите звук [ж] хлопайте в ладошки, а если нет звука, то прячьте руки за спину. ужи, стрижи, булка, ежи, домик, лыжи, ежевика, лампа, снежинки, журнал.

2.Знакомство с буквой ж. Прятался, прятался звук [ж] и спрятался в букве. И стали эту букву называть Ж. На какого она похожа?

Давайте разучим стихотворение о букве Ж.

Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом, точно жук,

Издаёт жужжащий звук:

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!

Ребята, интересно учится в лесной школе?

ІV. Закрепление изученного материала.

3.Работа в парах. Буква ж поселилась в некоторых словах, а эти слова живут на волшебных цветочках. Сейчас будем работать в парах, искать букву ж в словах. Возьмите цветочки, положите по средине стола, найдите и подчеркните букву ж. Приступаем к работе.

Задание на цветочках.

У девочки Жени есть собачка Жучка. Однажды они пошли в лес. В лесу они увидели ежа, жука, лису и белку. Жук сидел на цветочке, а еж убежал под ёлку.

А теперь посчитайте, сколько раз встретилась буква ж.

Кто мне прочитает слова, в которых встретилась буква ж.

Молодцы, справились с заданием.

Ребята, а теперь отдохнём. Нам помогут медвежата.

Физминутка под музыку.

Медвежата в чаще жили,

Головой своей кружили:

Вот так и вот так,

Ещё эдак, ещё так.

Медвежата мёд искали,

Дружно дерево качали.

Вот так и вот так,

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили:

Вот так и вот так,

Они из речки воду пили,

А потом они плясали

Дружно лапы поднимали

Вот так и вот так,

Дружно лапы поднимали.

4. Работа в группах. Игра «Состав слова из слогов».

А кто ещё живет в лесу, мы узнаем, сыграв в игру «Состав слова». Мы с вами будем работать в группах. Каждый ряд это группа. На парте рассыпались слова. Вам нужно дружно из слогов составить слова и мы узнаем жителей леса. Лиса волк заяц медведь белка лоси кабан

Посмотрите, в каком красивом месте живут животные, здесь они найдут и жильё и корм. Лес защищает их от врагов и непогоды.

5. Упражнение «Обрывашки».

На зиму белочка запасается грибами и орешками.

Давайте и мы поможем белочке собрать грибы.

( Дети работают под музыку).

Пальчиковые игры.

На лужайке, на ромашке

Жук летел в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу.

Я с ромашками дружу.

Тихо на ветру качаясь,

Низко, низко наклоняясь.

6. Письмо по точечному образцу «Жука». Штриховка жука.

Ребята, у вас у каждого на столе лежат листочки с заданиями. Соедините по точкам жука.

2). Итог игры.

Как вы думаете, понравилось животным учиться в Лесной школе?

Буратино мы будем очень рады тебя видеть на наших занятиях.

V. Итог занятия. Итак, ребята, что узнали сегодня на занятии? С какой буквой познакомились? Где пригодятся знания?

VI. Рефлексия.

Ребята, каким для вас было занятие?

Интересный

Увлекательный

Познавательный

Трудный

Ребята, вы были молодцы. Очень хорошо работали на занятии. Самые активные…. Если вам на занятии всё было понятно, вы запомнили новую букву, то прикрепите на доску солнышко, а если у вас возникли трудности, что-то было не понятно то тучку. Занятие окончено, всем спасибо, отдыхайте.
Смена видов деятельности и интересные задания помогают сохранить самочувствие и настроение детей, продуктивную мотивацию учения. На моих занятиях присутствуют элементы импровизации. Продолжительность объяснения нового материала не должна превышать длительности времени активного внимания, поэтому на 10 минуте после начала активной части занятия я провожу физкультминутку, несколько изменив структуру занятия. Физкультминутка с использованием музыкальной записи вызывает положительные эмоции у детей, тесно связана с темой занятия и является как бы переходным мостиком к следующей части занятия. В конце каждого занятия провожу рефлексию, которая помогает мне понять эмоциональное удовлетворение детей. Обязательно присутствует положительная эмоциональная оценка: «Спасибо, дети, вы меня очень порадовали своими ответами! Мне было приятно работать с вами. И жаль, что занятие так быстро закончилось и приходится расставаться». В заключительном «аккорде» занятия звучит уверенность, что завтра получится ещё лучше. Для меня важно, чтобы дети ждали следующей нашей встречи, чтобы у ребят не пропал интерес к учению, а желание узнать новое переросло в ежедневную потребность учиться, стремление стать добрыми, хорошими людьми. Все мои наработки, поиски и размышления нацелены на достижение - положительного эмоционального отношения дошкольников к учению. Психологи доказали научно, а учителя знают из своей повседневной практики, что легче усваиваются знания, вызывающие у детей положительные эмоции. Учение должно пробуждать чувство радости познания, радости успеха. Я стараюсь поддерживать ребёнка, потерпевшего неудачу, подбодрить его, обязательно похвалить даже за незначительный шаг вперёд. Говорят, что рецептов счастья нет. А я знаю такой «рецепт». Знаю, потому что счастлива сама. Каждое утро я с радостью иду в свой класс, а вечером с радостью возвращаюсь в свою семью. Так пусть же и мои воспитанники торопятся в школу с ожиданием чуда. Мне очень важно оправдать их доверие, поддержать, согревая заботой.



© 2010-2022