Открытый урок по обучению грамоте Упражнение в подборе проверочных слов к словам с безударным гласным в корне

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок

по обучению грамоте


Упражнение в подборе

проверочных слов к словам

с безударным гласным в корне















Учитель Моромова М.А.


  1. Самоопределение к деятельности. ( Психологический настрой )

- Полюбуйся, весна наступает,

В ярком золоте день утопает.

(Звучит пьеса П.И.Чайковского «Апрель (Подснежник)» и идёт показ слайдов о весне)

- Полюбуйтесь картинами весны.

- Урок у нас сегодня будет весенний. Весна приходит и всегда приносит с собой что-то интересное. К нам сегодня на урок тоже пришла красавица-Весна и принесла много интересных заданий. Вот одно из них.

а) - Ребята, обратите внимание на наше одинокое дерево. Как и все деревья на улице, оно пока голое. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой, чтобы стало веселее. (Ребята выходят к доске и прикрепляют к дереву разноцветные листья.) - Поднимите руку, кто выбрал зеленый лист. Сегодня на уроке вас ожидает успех. - А кто выбрал красный лист? Вы у нас будете сегодня самыми общительными. - Кто выбрал желтый лист? Вы будете самыми активными. - Кто выбрал синий лист? Вы у нас будете сегодня самыми настойчивыми и обязательно добьетесь поставленной цели.

А я к вашему дереву хочу добавить солнышко, т.к. солнышко всем светит, всех любит и всех греет. Пусть всегда будет солнце!

- Ну что, веселее стало? Настроение хорошее?

б) - А чтобы хорошо работала наша голова, начнем наш урок с «мозговой гимнастики». Выполним упр. «Ленивые восьмерки».

2. Актуализация опорных знаний.

а)

- Прочитайте с доски слова:

водный вода водитель водичка

- Какое слово лишнее? Почему? Мы его сотрем.

- Какие слова являются однокоренными? Выделим корень.

- Давайте понаблюдаем за гласной буквой в корне. Прочитайте слова, послушайте, как звучит гласный звук в корне. ( В слове «водный» четко слышится звук «о», т.к. он стоит под ударением, находится в сильной позиции, а в словах «вода» и «водичка»гласный звук слышится неясно, т.к. он безударный и находится в слабой позиции.)

- А почему в словах «вода»и «водичка» тоже пишется буква «о»? Это однокоренные слова, а корень в однокоренных словах пишется одинаково.)

- Молодцы, ребята. Пожалуйста, запомните то, о чем мы с вами сейчас говорили. Это нам пригодится сегодня во время изучения новой темы.

- А сейчас будем учиться красиво писать. Порадуем нашу гостью Весну.

б) Минутка чистописания.

- Для минутки чистописания мы возьмем буквы из этих же слов. Определите порядок следования букв

вод вводд

- Чем интересны буквы «в» и «д»?

- Букву о пишем в виде правильного овала, обратите внимание на верхнее соединение. - Тетради положили наклонно, спинки выпрямили, пишем очень красиво.

- Самооценка. Оцените вашу работу. У кого все слоги правильные и красивые, поставьте на полях +, у кого не все получились красивыми - поставьте галочку, у кого очень плохо - -.

- Поднимите руки, кто поставил себе +;

- А кто поставил галочку?

- Кто поставил минус?

- А сейчас будем тренировать нашу память.

в) Тренировка памяти

Прочитайте внимательно 3 раза слова с доски и постарайтесь их запомнить:

весна, трава, подснежник, травушка, ландыш, яблоня, скворец, день

- Назовите слова, которые состоят из 3 слогов;

- Какие слова могут быть зелеными?

- Назовите слова с ударением на 2-м слоге;

- Назовите однокоренные слова;

- Какие слова начинаются с гласной буквы?

- Какие слова отвечают на вопрос кто?

- В каких словах звуков больше, чем букв? Почему?

- Было ли в словах название грибов? Название цветка?

- Сколько было всего слов?

- Какое слово было 1-м?

- Сколько букв в последнем слове? А звуков? Почему?

- А что общего у всех этих слов?

- Молодцы. Вы были очень внимательны и поэтому запомнили много весенних слов. Весна будет довольна.

- А сейчас проверим, как вы готовы к усвоению новой темы, проведем небольшой тест.

Тест.


Фамилия, имя______________________________________


  1. Что такое корень?

а) Часть слова, при помощи которой образуются новые слова.

б) Общая часть однокоренных слов.

в) Часть слова без окончания.

2. На какой слог может падать ударение?

а) на первый;

б) на второй;

в) на любой.

3. Найдите слово, в котором ударение падает на 2- слог.

а) парта

б) молоко

в) ворона

г) яблоко

4. Найдите лишнее слово.

а) лось;

б) лосенок;

в) лоскут.

5. Найдите ряд, в котором все слова являются однокоренными.

а) лес, лесок, лесной;

б) белка, беленький, белить;

в) холод, морозный, холодный.

- Давайте проверим, как вы выполнили тест.

Самопроверка (ответы на экране)

1 - б

2 - в

3 - б

4 - в

5 - а

- У кого все правильно? Поднимите руки.

- У кого одна ошибка?

- Молодцы. Я думаю, вы готовы к усвоению новой темы.


  1. Постановка учебной задачи.

- Вы уже много знаете про корень, однокоренные слова, безударные гласные. Но сегодня на уроке вы узнаете что-то новое. А в этом нам поможет одна интересная ситуация.

Наступила весна, стало тепло. Отложили ребята коньки, лыжи и решили поиграть в футбол.

Дима написал своему другу Пете записку: «Приходи с мечом вечером, сыграем».
Сестра Димы Оля по дороге в магазин передала записку Пете.
- Ну как? - спросил Дима вернувшуюся сестру.
- Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера придет.
В шестом часу Дима собрал ребят во дворе.
- Мяч будет! Петя обещал принести.
Ровно в шесть вечера пришел Петя. Но вместо мяча в руках у него было оружие для фехтования - длинный деревянный меч.
Почему так случилось?

- Почему Петя вместо мяча принес меч?( так написано в записке )

- Почему же Дима в записке написал « с мечом», если ему нужен мяч?

- Какое правило он не знал?

( Как пишутся безударные гласные в корне.)

( В слове « с мячом» ударение падает на 2-й слог, на гласную «о», а 1-я гласная находится в слабой позиции, поэтому слышится неясно.)

- А что же делать, чтобы правильно написать слово?

Значит, чему мы будем учиться сегодня на уроке?

(Будем учиться подбирать проверочные слова.)

4. «Открытие» детьми нового знания.

а) - Правильно. Сегодня на уроке мы будем учиться подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной в корне.

- Для этого давайте поможем Диме правильно написать записку.

Какую гласную надо было написать в слове « с мячом»?

(Гласную «я».)

- Почему?

С м…чом - мяч - с мячом

_ Что мы сделали? (Пропущенную безударную гласную поставили под ударение, чтобы она оказалась в сильной позиции и не вызывала сомнений.)

5. Первичное закрепление.

(Работа в парах.)

а) Вот сейчас потренируемся правильно писать безударные гласные в корне, будем учиться подбирать проверочные слова. Чтобы вам было будем работать в парах. Одна голова хорошо, а две лучше. Откройте голубые листочки.

Прочитайте 1-й столбик стихотворения:

На берегу растет с…сна,

А рядом с нею сосны.

Горит прекрасная зв…зда,

А рядом с нею звезды.

- В каком слове пропущена буква?

- Какую гласную напишем вместо точек? Почему? Поставьте вместо точек нужную гласную букву.

б) дальше работаем самостоятельно в парах, вставьте вместо точек пропущенную букву. Устно подбираем проверочные слова. Слов-помощников во 2-м столбике уже нет.

Цв…ты, в…да, д…ла, тр…ва -

Проверить надо все слова.

Слуху вы не доверяйте -

Удареньем проверяйте.

б) Проверка.

Итог: Итак, что нужно сделать, чтобы не ошибиться в правописании безударной гласной? (Подобрать проверочное слово. )

- Как подобрать проверочное слово?

(Изменить слово так, чтобы на этот безударный гласный падало ударение.)

- Как об этом пишет автор? Прочитайте 2 последние строчки.

- Почему нельзя доверять слуху?

в) Игра с карточками

_ Вы поняли, как подбирать проверочные слова?

- Сейчас поиграем в игру «Потерялась буква», и каждый проверит себя, как научился подбирать проверочные слова.

Наступила весна, и прилетели перелетные птицы, а на крыльях принесли нам весенние слова. А какие именно птицы прилетели, отгадайте сами.

- На шесте - дворец

Во дворце - певец,

А зовут его …. .(скворец)

- Перелет у скворцов долгий и трудный, т.к. на зиму они улетают далеко: некоторые скворцы улетают в Африку, другие в Южную Европу или в Среднюю Азию. Поэтому во время перелета некоторые буквы скворец растерял, а какие именно - догадайтесь сами. Приготовьте карточки с гласными буквами.

- А ещё, ребята, постарайтесь запомнить слова, с которыми мы сейчас будем работать.

На экране появляются слова с пропущенными буквами, ребята поднимают карточки с гласной буквой, объясняют, подбирают проверочное слово.

З..мля, цв..ты, гр..за, тр..ва, л..сток, п..ля, д..жди, в..да,

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

г) Письмо по памяти.

- Молодцы, ребята, вы хорошо научились подбирать проверочные слова.

- А сейчас мы проверим, кто же из вас был самым внимательным? Кто запомнил, с какими словами мы сейчас работали? И кто сможет их правильно написать? Какие слова принес нам скворец? Напишите в тетради, какие слова запомнили.

(Проверяем, кто сколько слов запомнил)

- А сейчас проверьте, правильно ли вы написали безударные гласные в этих словах. (На экране появляются все слова: земля, цветы, гроза, трава, листок, поля, дожди, вода с выделенными безударными гласными.)

- Кто правильно написал все слова?

- А кто сам нашел свою ошибку?

- Молодцы. Вы были внимательны и научились правильно писать слова с безударной гласной в корне.

7. Включение в систему знаний.

а) Работа в группах - дифференцированная работа с деформированными предложениями. - И вот наконец пришла сама красавица- Весна.

Давайте мы её порадуем. Будем учиться составлять красивые предложения о весне.

а) Работа в группах - работа с деформированными предложениями.

1 группа: шумная, пришла, весна, радостная и.

2 группа: трава, зеленеет, молодая.

3 группа: грачи, прилетели, и, скворцы, стрижи

голоса, далеко, разносятся, их

4 группа: цветы, появились, первые

весной, березовые, хороши, как, леса

б) Каждая группа читает свое предложение.

- Ребята, что у нас получилось? (Текст)

- Почему? (Он состоит из предложений, и они связаны по смыслу)

б) - Молодцы! Вы отлично справились с заданиями. Наш урок подошёл к концу. Подведем итог, Приготовили сигнальные карточки.

Игра «Да - нет».


  1. Корень - это общая часть однокоренных слов. (Да)

  2. Ударение всегда падает на первый слог. (Нет)

  3. Корень в однокоренных словах пишется одинаково (Да)

  4. Безударные гласные в слове как слышим, так и пишем. (Нет)

  5. Безударные гласные в корне слова надо проверять. (Да)

8. Рефлексия.

- Молодцы. Ребята, посмотрите, на доске у нас пьедестал. На нем 3 ступеньки:

1 - тренируйся

2 - хорошо

3 - молодец

- Оценив свою работу на уроке, поставьте себя на соответствующую ступень. (Дети выходят и ставят магнитики)

- Я рада, что у нас есть ребята, которые весь урок работали активно, помогали мне и дали себе высокую самооценку.

- У нас есть также ребята, которые хорошо работали.

- И есть ребята, которые еще хотят потренироваться в подборе проверочных слов. Вот этим мы и займемся на следующем уроке.



© 2010-2022