- Преподавателю
- Начальные классы
- Мастер-класс
Мастер-класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гилязова Р.Д. |
Дата | 21.02.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Мастер-класс
(Слайд 1)
- Добрый день.Уважаемые коллеги, внимательно посмотрите на экран. (Слайд 2)
Что Вы видите?
- Предлагаю стереть случайные черты и мы увидим - мир прекрасен. (Слайд 3)
- Таким образом, предложив Вам немного пофантазировать, я решила не ваших глазах одну, но очень полезную задачу: я Вас заинтересовала! Вот так и должен поступать педагог: удивить, заинтересовать, заинтриговать, воспитать любознательность.
- Да, каждый человек воспринимает мир по-своему, будь он взрослым или ребёнком.
Раскрытие творческого потенциала личности, создание условий для её творческой самореализации - основные задачи эвристического обучения. (Слайд 4)
- Исходя из методики А. В. Хуторского, который считает, что учитель не должен передавать ученику готовые знания, а необходимо научить ребёнка добывать знания из окружающей действительности, свою задачу вижу не в передаче детям максимального объёма знаний, а в том, чтобы удивлять детей, потому что «удивление рождает любопытство, любопытство - тропинка к любознательности, любознательность - дорога к знаниям».
Стандарты образования ориентированы на обучение, ставящее главной задачей конструирование обучающимися собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации.
- Рассмотрим на наглядном примере 3 подхода к обучению и попытаемся определить, что это за объект.
1способ
-Это яблоко. Сладкий фрукт. Растёт на дереве.
2 способ
Висит на ветке колобок,
Блестит его румяный бок. (Яблоко)
-Это овощ или фрукт? Докажи.
3 способ
Участник с закрытыми глазами определяет на ощупь, а затем на вкус фрукт, делится ощущениями: круглое, небольшое, гладкое, душистое, сладкое, вкусное.
- Думаю, Вы согласитесь, что наиболее продуктивными являются приёмы эвристического обучения, нежели традиционного или проблемного. (Слайд 5) Эвристический подход ориентирует учителя и обучающихся на достижение неизвестного им заранее результата.
- По мнению Ж. Делора «Образование - это сокрытое сокровище. Оно основывается на 4-х столпах: 1) научиться познавать;
2) научиться делать;
3) научиться жить вместе;
4) научиться жить». (Слайд 6)
- Считаю, что в современных условиях актуальной педагогической проблемой является организация учителем вопрошающей познавательной деятельности обучающихся, обеспечивающей усвоение ими содержания образования.
-Цель мастер-класса: продемонстрировать эвристические приёмы, формирующие креативность мышления младшего школьника. (Слайд 7)
Исходя из цели, ставлю следующие задачи:
- определить пути решения проблемы организации совместной деятельности обучающегося и учителя, предоставив им возможность творить знания, создавать образовательную продукцию по всем учебным предметам;
- познакомить учителей с успешным опытом;
- стимулировать каждого учителя на профессиональное развитие. (Слайд 8)
- В своей работе опираюсь на:
- жизненный опыт обучающихся, который используется в качестве одного из источников обучения;
- применение на практике приобретённых УУД;
- индивидуализацию и дифференциацию; а также
-сотрудничество учителя и обучающегося. (Слайд 9)
- Для активизации вопрошающей познавательной деятельности обучающихся использую в своей работе следующие приемы эвристического обучения. (Слайд 10)
- Мы часто мыслим шаблонно, а детей необходимо научить мыслить креативно. Ведь это активизирует их творческие способности. Моя задача - вовлечь обучающихся в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалог.
- Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию те приёмы эвристического обучения, которые считаю универсальными - их можно использовать на разных учебных предметах, что является оптимальным для учителя начальных классов, ведь он специалист широкого профиля.
(Слайд 11) Урок ОМ, 4 класс. Тема: Зрение
1 группа
-На этапе постановки познавательной задачи использую приём «PMI».Предлагаю детям определить положительные и отрицательные стороны процесса - зрение, не забыв посмотреть на этот процесс с точки зрения «интересно». Коллеги, у вас несколько минут на поиск положительных, отрицательных сторон явления - зрение и прибора - глаз. Не забудьте посмотреть на этот процесс с точки зрения «Интересно».
2 группа (Слайд 12)
- Для развития ассоциативного мышления обучающихся практикую приём нахождения общего в разном. Вашей группе необходимо установить скрытую связь в группе предметов.
- А теперь определим ваши творческие способности (Слайд 13)
- Следующий приём символического видения. Он заключается в нахождении или построении обучающимся связей между объектом и его символом.
голубь - символ мира (Слайд 14)
блин - символ Масленицы (Слайд 15)
лебедь - символ верности (Слайд 16)
спираль - символ бесконечности (Слайд 17)
сова - символ мудрости (Слайд 18)
скипетр и держава - символ власти (Слайд 19)
рукопожатие - символ дружбы (Слайд 20)
ромашка - символ семьи (Слайд 21)
пеликан - символ учительства (Слайд 22)
- Спасибо, вы продемонстрировали уникальные творческие способности.
Проверка задания 1 группы (Слайд 23)
- Молодцы, плюсы зрения очевидны. Вы знакомы с некоторыми дефектами зрения. На какие вопросы вы хотели бы получить ответы на уроке?
- Использование приёма «Плюс. Минус. Интересно» позволяет эффективно формировать познавательную вопрошающую деятельность, то есть развивать регулятивные учебные действия.
Проверка задания 2 группы (Слайд 24)
- Велосипед, швейная машинка, мотоцикл, орган, автомобиль, рояль (Педали) (Слайд 25
- Лев, колокол, пушка, горох, Иван Грозный, Пётр I (Царь) (Слайд 26)
- Докажите, что слово «царь»
- Записная книга, телефонная трубка, калькулятор, игра, фотоаппарат, секундомер, будильник. ( Сотовый телефон) (Слайд 27)
- Спасибо за творчество!
- Использование приёмов эвристического обучения в педагогической практике помогает в процессе обучения и воспитания достичь активизации творческих способностей обучающихся, что ведёт к высоким результатам и в успеваемости, и в олимпиадах, и в научно-практических конференциях, и в творческих и интеллектуальных конкурсах. (Слайд 28)
- Считаю, что не надо пытаться объяснить ребёнку то, до чего он может додуматься сам. Лучше предоставить возможность каждому сделать своё маленькое открытие.
( Слайд 29) Сказка «Волшебное молоко».
Сказка «Волшебное молоко» из сборника «Мои первые сказки»моей ученицы Тазетдиновой Адели стало для меня открытием внутреннего мира маленького ребёнка. А это и есть основная цель моей педагогической деятельности.
- В завершении своего выступления хочу поделиться «золотыми правилами» использования приёмов технологии эвристического обучения: (Слайд 30)
- Подари ребёнку радость творчества, осознание авторского голоса.
- Радуйся вопросу, но отвечать не спеши.
- Нет проблем? Учись их создавать! Дерзай мыслить!
- Желаю Вам, коллеги, чтобы любознательность в ваших детях дарила вам великую радость помогать юным раскрывать для себя тайны познания. (Слайд 31)