Конспект урока обучение грамоте по теме Звук [ж], буква Ж

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»













Урок обучения грамоте в 1 классе

Тема урока: Звук [ ж], буква Ж.

УМК «ШКОЛА РОССИИ»





















Составила: Поплаухина Наталья Юрьевна

учитель начальных классов

первой категории

МАОУ «СОШ №2»

г. Чернушка 2014 г.

Урок обучения грамоте по теме : «Звук [ж], буква Ж»



Предметная цель: Познакомить с новым согласным звуком и буквами.

Тип урока: Изучение нового материала.

Задачи урока:

  1. Научить выделять звук [ж], его характеризовать, распознавать в словах.

  2. Научить читать слоги, слова, предложения с буквой «Ж».

  3. Развивать фонематический слух, речь, внимание, память.

  4. Формировать регулятивные, познавательные, личностные, коммуникативные УУД.

Познавательные УУД:

  • принимать учебную задачу;

  • решать учебную задачу под руководством учителя;

  • учиться читать слоги - слияния, слова и тексты с буквой ж;

  • группировать изученные буквы;

  • определять место на ленте букв изучаемой буквы;

Личностные УУД:

  • вырабатывать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания и умения, совершенствовать имеющиеся;

  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

  • осваивать новые виды деятельности,

  • участвовать в творческом процессе;

Коммуникативные УУД:

  • отвечать на поставленные вопросы по содержанию текста;

  • работать в паре;

Регулятивные УУД:

  • определять цель учебного задания;

  • контролировать свои действия, оценивать правильность выполнения, исправлять ошибки;

  • отвечать на итоговые вопросы.

Оборудование: Компьютер, медиапроектор, экран, колонки, учебник «Азбука» под редакцией В.Г.Горецкого, модели «звуковичков», модели звуков.

Сценарий урока:

  1. Организационный момент.

Руки! (На месте!)

Ноги! (На месте!

Локти! (У края!)

Спина! (Прямая!)

  1. Актуализация знаний.

У: Посмотрите на доску. К нам на урок пришли наши друзья-«звуковички»[г,п,з,т,…]

Назовите имена всех «звуковичков». Расскажите, что их объединяет?

Д: Это буквы, обозначающие согласные звуки, парные.

У: Разделите их на две группы. Чем они отличаются?

Д: Звонкостью, глухостью.

У: Что заметили необычного?

Д: Звуковичок без имени.

У: Этот звуковичок пока не знает, к какой группе ему присоединиться. Мы должны помочь ему в этом. Согласны?

  1. Формулирование темы и цели.

У: Отгадайте загадку:

Перламутром отливает,

Спинка зеленью играет,

Тяжело взлетает он,

По жужжанью чемпион!

Д: Жук. (вывешивается картинка жука)

У: Проговорите слово «жук» про себя. Найдите в нём звук, с которым мы ещё не знакомились.

Произнесите его вслух: [ж-ж-ж]

Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Д: Звук [ж] и буква, которая его обозначает.

У: Отталкиваясь от темы и опираясь на начало предложений, записанных на доске, сформулируйте цели нашего урока.

Д: Познакомиться со …….. звуком [ж];

Учиться отличать ……………. Звук [ж] от других звуков;

Учиться читать……….. слоги и слова с новой буквой.

  1. Открытие новых знаний. Знакомство с новым звуком.

У: Что нужно узнать о звуке?

Д: Согласный он или гласный; если согласный, то твёрдый или мягкий, звонкий или глухой.

У: Произнесите ещё раз слово «жук», выделяя новый звук. Назовите этот звук. Обсудите в паре, какой это звук и почему.

Д: Звук [ж] - согласный. Во рту воздух встречает преграду.

У: Назовите разные слова со звуком [ж], только произносите его чётко. Смогли ли вы придумать слова с мягким звуком?

Д: Нет.

У: Какой можно сделать вывод?

Д: Звук [ж] всегда твёрдый.

У: Что ещё мы не определили?

Д: Звонкий или глухой звук [ж]

У: Какой можно сделать вывод?

Д: Звук [ж] - звонкий, произносится с голосом.

У: Оденем нашего гостя «Звуковичка».

Д: Звук [ж] звонкий, значит одеваем шапочку - звоночек, всегда твёрдый, значит оба башмачка синего цвета.

У: Нарисуйте у себя в печатных книжках «Звуковичка» и составьте схему слова «Жук». (Один человек выполняет задание у доски).

У: А к какой же группе мы должны присоединить нашего нового гостя?

Д: К звонким согласным звукам.

  1. Знакомство с новой буквой.

У: Ребята, у меня на столе лежали буквы, и пока мы с вами работали над новым звуком, они все перемешались, перепутались. Помогите узнать букву, которая обозначает звук [ж]. Я буду показывать буквы, если покажу ту , похлопайте ей. Как она называется? А у нас в классе есть предмет, на который похожа буква «Ж», найдите его.

Д: Это снежинка.

У: Стала снежинка буквою «Ж»

Солнце её не растопит уже.

У: Найдите букву «Ж» на ленте букв. В каком ряду ищем? Почему?

Скажите, а для чтения и письма нам хватит одной буквы «Ж»?

Д: Нет, их должно быть две: заглавная и строчная.

У: Для чего?

Д: Заглавная буква нужна в именах собственных и в первом слове предложений.

У: На что ещё похожа буква «Ж»?

Д: Эта буква широка и похожа на жука.

У: Построим букву «Ж». Из чего сейчас мы можем построить букву? Нарисуйте букву «Ж» правой рукой, двумя руками, носом, правой ногой на полу, пальцем у соседа на щеке.

У: Снежинка обидится, если мы не составим схему. ( Выкладывают схему с помощью разрезных карточек. Работают в паре. Проверяем с помощью диска).

У: Подведём итог первой части урока. Дайте полную характеристику звуку [ж].

Д: Звук [ж] - обозначается буквой «Ж», он согласный, звонкий, всегда твёрдый.

  1. Физминутка.

У: Встаньте. Я буду называть животных , а вы определяете наличие и место звука [ж ] в их названиях. Если звук [ж] - в начале слова, то вы поднимаете руки вверх, если в середине - приседаете, если в конце - ставите руки на пояс, если звука [ж] в слове нет, то вы просто прямо стоите.

( Уж, жираф, собака, жаба, слон, ёжик, морж, лиса, ёрш, жук, чиж, олень, медвежата, журавль, рысь). Сначала сядут на место те дети в имени которых есть звук [ж ], а теперь, у кого в фамилии есть этот звук, а теперь все остальные.

У: Вспомните третью цель нашего урока.

Д: Мы будем читать слоги и слова с новой буквой.

( Дети читают слоги с диска: сначала читают хором, затем читают девочки, потом мальчики, читают с вопросом, шёпотом).

У: С какими гласными дружит буква «Ж»? Как будем читать её? Почему?

Д: «Ж» дружит с гласными «А», «О», «У», «И», «Е».

У: На какие слоги надо обратить внимание? Почему?

Д: ЖИ, ЖЕ,ЖЁ.

У: Это традиционное написание. Буква «Ж» - капризная, ленивая, обозначает только один звук. Характер у неё испортился, поссорилась она с гласными «Э», «Ы», «Я», «Ю». Они отказались стоять после буквы «Ж». Как называются такие сочетания букв?

Д: Опасные. Орфограмма.

У: Какая буква сигнал опасности? Какая буква - опасное место? Сформулируйте правило правописания.

Д: ЖИ пиши с гласной И,

ЖЕ пиши с гласной Е.

У: Вспомните другие опасные сочетания, похожие на эти.

Д: ШИ пиши с гласной И,

ШЕ пиши с гласной Е.

  1. Первичное закрепление.

У: Сейчас вам предстоит поработать в парах. ( Дети выполняют задание на листочках, которое распечатано с диска. Распределить слоги на две группы. Затем проверяют, выходят по одному к компьютеру.)

У: Оцените на листочках свою работу с помощью шкалы. Какой можно сделать вывод?

Д: Мы ещё раз убедились, что звук [ж] - всегда твёрдый.

У: Откройте Азбуку на с. 25.

Прочитайте слова, записанные в столбиках. Зачитайте слова с одним слогом. Зачитайте слово, записанное с заглавной буквы. Почему оно так записано? Прочитайте слова, в которых два слога, три слога.

Рассмотрите картинку и скажите, что на ней изображено?

Д: Ребята играют в жмурки.

У: А как вы догадались, что в жмурки?

Д: У мальчика завязаны глаза и он пытается поймать остальных ребят.

У: Сейчас мы прочитаем текст, а вам нужно будет его озаглавить.

Д: Жмурки.

У: В какую игру играли дети? Кому завязали глаза? Что кричат Жене? Зачитайте слова с буквой «Ж».

У: Текст мы с вами почитали. А сейчас вам предстоит самим составить рассказ по картинкам.

( Работаем с диском, составляем рассказ по картинкам и смотрим мультфильм).

  1. Итог урока.

У: Вернёмся к целям нашего урока. Смогли ли мы их реализовать? Какие открытия сделали о новой букве? Расскажите ещё раз вывод.

  1. Рефлексия.

У: Оцените свои достижения на уроке. У вас на партах лежат цветные кружочки. Выберите тот, который отражает вашу деятельность на уроке. Кто для себя сделал открытие - синий, кто про себя может сказать: «Я активно работал на уроке» - красный, кому на уроке было интересно - зелёный, кому урок подарил хорошее настроение - оранжевый. Приклейте свои кружочки на доску (ватман).

Спасибо всем за урок!



Используемая литература:

1. Учебник «Азбука» под редакцией Горецкого В.Г.

2. Поурочные разработки по обучению грамоте, 1 класс. К учебнику Горецкого В.Г. «Азбука» Игнатьева Т.Г. 2011г.

3. О.В. Джежелей. Книга для чтения в период обучения грамоте, 1 класс. М. Дрофа, 2007г.

4. О.В. Джежелей. Чтение и литература. Обучение грамоте. М., Дрофа, 2006 г.

5. О.В. Джежелей. Чтение и литература. Программа обучения грамоте. Литературное чтение.

6.Методический комментарий, 1-4 классы. М., Дрофа, 2005 г.

7. В. Волина. Учимся играя. Занимательное азбуковедение. «Новая школа», М., 1994 г.

8. О.В. Узорова, Е.А. Нефѐдова. Игры с пальчиками. М., Астрель, 2006 г.

9.Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках обучения грамоте.

© 2010-2022